ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 08АП-2832/19 от 22.08.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Тюмень                                                                   Дело № А46-19701/2018

Резолютивная часть постановления объявлена   августа 2019 года

Постановление изготовлено в полном объеме   августа 2019 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                     Шабановой Г.А.

судей                                                    Беловой Л.В.

                                                             ФИО1

при ведении протокола помощником судьи Мейранс А.Г.,

рассмотрел в судебном заседании с использованием средств (аудиозаписи) видеоконференц-связи кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области на решение от 18.01.2019 Арбитражного суда Омской области (судья Пермяков В.В.) и постановление от 28.05.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи
Шиндлер Н.А., Иванова Н.Е., Лотов А.Н.) по делу № А46-19701/2018
по заявлению казенного учреждения Омской области «Центр
по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения» (644002, Омская область, город Омск, улица Красный путь, дом 5, литер А, помещение 2, ИНН 5503169309, ОГРН 1165543091977) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области (644010, Омская область, город Омск, проспект Карла Маркса, дом 12, литер А,
ОГРН 1025500755939, ИНН 5503023028) об оспаривании решений
от 11.10.2018, от 19.10.2018.

Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Ярковой С.В.) в заседании участвовали представители:

от казенного учреждения Омской области «Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения» – ФИО5
по доверенности от 27.12.2018,

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской
области – ФИО6 по доверенности от 10.12.2018.

Суд установил:

казенное учреждение Омской области «Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения» (далее – учреждение, уполномоченный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – антимонопольный орган, управление) от 11.10.2018 № 03-10.1/315-2018 и  № 03-10.1/316-2018, от 19.10.2018 № 03-10.1/337-2018 в части установления в его действиях нарушений  пункта 2 части 3, частей 11 и 12 статьи 21 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), абзаца седьмого подпункта «и» пункта 1 Требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2015 № 554 (далее – Требования № 554).

Решением от 18.01.2019 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 28.05.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявление уполномоченного органа удовлетворено.

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, антимонопольный орган, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права, просит указанные судебные акты отменить и отказать учреждению в удовлетворении требований.

В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.

Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене.

Как следует из материалов дела, 27.09.2018, 28.09.2018 и 01.10.2018 уполномоченным органом на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru были размещены извещения № 0852500000118002099,                             № 0852500000118002130 и № 0852500000118002190 о проведении электронных аукционов на поставку анализатора гематологического для нужд бюджетных учреждений здравоохранения Омской области (далее – заказчики) и аукционная документация.

Решениями управления от 11.10.2018 № 03-10.1/315-2018,                           № 03-10.1/316-2018, от 19.10.2018 № 03-10.1/337-2018 жалобы общества с ограниченной ответственностью «СибЛаб-Маркет» (далее — ООО «СибЛаб-Маркет») на действия заказчиков, уполномоченного органа при проведении вышеназванных аукционов признаны обоснованными, в действиях учреждения установленынарушения пункта 2 части 3, частей 11 и 12 статьи 21 Закона № 44-ФЗ, абзаца седьмого подпункта «и» пункта 1 Требований
№ 554.

Не согласившись с выводами антимонопольного органа, изложенными в пункте 3.1 указанных решений (в планах-графиках заказчиков отсутствовала информация об описании объекта закупки, содержащаяся в аукционной документации), уполномоченный орган обратился в арбитражный суд.

Признавая решения управления в оспариваемой части незаконными, суды исходили из того, что контроль за соответствием сведений, содержащихся в планах-графиках, извещениях о проведении закупок и закупочной документации осуществляется Единой информационной системой, функции по ведению и обслуживанию которой возложены на Федеральное казначейство; проверка планов-графиков на соответствие требованиям действующего законодательства не входит в компетенцию антимонопольного органа.

Между тем судами первой и апелляционной инстанций не учтено следующее.

В силу части 1 статьи 21 Закона № 44-ФЗ планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.

Планы-графики закупок формируются заказчиками ежегодно на очередной финансовый год в соответствии с планом закупок. План-график подлежит размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней с даты его утверждения заказчиком. Порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд устанавливается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией с учетом требований, установленных Правительством Российской Федерации. Требования к форме планов-графиков и порядок их размещения в единой информационной системе устанавливаются Правительством Российской Федерации (части 2, 5, 6, 10, 15 статьи 21 Закона № 44-ФЗ).

Пунктом 2 части 3 статьи 21 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что в план-график включается наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта с учетом положений статьи 33 настоящего Закона, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки в соответствии со статьей 18 настоящего Закона, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно).

В соответствии с пунктом «и» части 1 Требований № 554 план-график закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации (муниципальных нужд) представляет собой единый документ, форма которого включает таблицу, содержащую наименование объекта закупки, а также описание объекта закупки, которое может включать, в том числе его функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости), позволяющие идентифицировать предмет контракта с учетом положений статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

Согласно части 11 статьи 21 Закона № 44-ФЗ заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.

Не допускаются размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки, направление приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, если такие извещения, документация, приглашения содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках (часть 12 статьи 21 Закона № 44-ФЗ).

На основании пункта 1 части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Закона.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона № 44-ФЗ).

Вопреки позиции судов исходя из положений пункта 1 части 1, части 2, подпункта «б» пункта 1 части 3, подпунктов «а» и «б» части 15 статьи 99 Закона № 44-ФЗ при рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчиков и уполномоченных органов при проведении закупок антимонопольный орган вправе осуществлять контроль за соответствием информации, содержащейся в планах-графиках, извещениях и документации о закупках.

В соответствии с частью 3 статьи 26 Закона № 44-ФЗ Правительством Омской области принято постановление от 20.07.2018 № 215-п «Об отдельных вопросах реализации Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 215-п), пунктом 1 которого учреждение наделено полномочиями по осуществлению полномочий заказчика на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для Министерства здравоохранения Омской области, подведомственных ему казенных и бюджетных учреждений Омской области при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, за исключением случаев осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и закупок путем запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (в том числе проведения предварительного отбора участников данных закупок).

Пунктом 2 Постановления № 215-п утвержден Порядок взаимодействия Министерства здравоохранения Омской области, подведомственных ему казенных и бюджетных учреждений Омской области при осуществлении закупок товаров, работ, услуг с уполномоченным казенным учреждением (приложение № 1) и Перечень товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется уполномоченным казенным учреждением (приложение         № 2).

Согласно приложению № 1 к Постановлению № 215-п в целях определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчики в соответствии с утвержденными ими планами-графиками закупок представляют в уполномоченное казенное учреждение заявку на определение поставщика (подрядчика, исполнителя). Форма заявки, перечень документов и сведений, представляемых в ее составе, определяются уполномоченным казенным учреждением (пункт 3).

Заявка подлежит возврату заказчику в течение 5 рабочих дней со дня ее поступления в случае: 1) несоответствия заявки установленной форме, отсутствия документов и сведений, представляемых в составе заявки;         2) наличия в заявке сведений, противоречащих друг другу и (или) не соответствующих требованиям законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;        3) включения в заявку товаров, работ, услуг, не предусмотренных перечнем товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых уполномоченное казенное учреждение осуществляет полномочия заказчика на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) для заказчиков; 4) непредставления документов (пункт 4).

Заказчик несет ответственность за описание объекта закупки, а также за достоверность и обоснованность информации, включаемой в заявку, и документов и сведений, представляемых в составе заявки (пункт 5).

При рассмотрении заявки и документов, соответствующих требованиям настоящего Порядка, не позднее 15 рабочих дней со дня ее поступления от заказчика уполномоченное казенное учреждение в соответствии с законодательством в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд: 1) принимает решение о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя); 2) разрабатывает извещение об осуществлении закупки, разрабатывает и утверждает документацию о закупке; 3) обеспечивает размещение извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке в единой информационной системе в соответствии с законодательством.

Судами двух инстанций установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, что извещения № 0852500000118002190, № 0852500000118002130, № 0852500000118002099 и аукционная документация на поставку анализаторов гематологических были разработаны и размещены в единой информационной системе учреждением; технические задания в соответствии со статьями 33, 64 Закона № 44-ФЗ содержат требования к их функциональным, техническим, качественным и  эксплуатационным характеристикам (количество измеряемых параметров, объем образца цельной венозной крови, объем образца цельной капиллярной крови, режим предилюции, тип пробы, определяемые параметры, воспроизводимость, линейность, количество апертур и т.д.); в план-графиках заказчиков описание объекта закупки отсутствует, указано лишь его наименование.

При таких обстоятельствах вывод антимонопольного органа о нарушении учреждением при осуществлении спорных закупок положений частей 11 и 12 статьи 21 Закона  № 44-ФЗ является обоснованным.

Вместе с тем нарушение пункта 2 части 3 статьи 21 Закона № 44-ФЗ и абзаца седьмого подпункта «и» пункта 1 Требований № 554 вменено уполномоченному органу неправомерно, так как планы-графики формируются и утверждаются заказчиками.

С учетом изложенного решение от 18.01.2019 Арбитражного суда Омской области и постановление от 28.05.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда подлежат отмене.

Поскольку обстоятельства дела установлены судами первой и апелляционной инстанций в полном объеме, но ими неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции считает возможным на основании пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ принять по делу новый судебный акт.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 18.01.2019 Арбитражного суда Омской области и постановление от 28.05.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу
№ А46-19701/2018 отменить.

Признать незаконными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 11.10.2018
№ 03-10.1/315- 2018, № 03-10.1/316-2018, от 19.10.2018 № 03-10.1/337-2018
в части установления в действиях казенного учреждения Омской области «Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения» нарушений пункта 2 части 3 статьи 21 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», абзаца седьмого подпункта «и» пункта 1 Требований к форме
плана-графика закупок товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2015 № 554.

В удовлетворении остальной части заявленных казенным учреждением Омской области «Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг
в сфере здравоохранения» требований отказать.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                     Г.А. ФИО7

Судьи                                                                  Л.В. Белова

                                                                            Ю.Н. Киричёк