ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 08АП-3241/07 от 14.02.2008 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

21 февраля 2008 года

                                    Дело №   А70-5084/25-2007

Резолютивная часть постановления объявлена  14 февраля 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме  февраля 2008 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Сидоренко О.А.

судей  Рыжикова О.Ю., Золотовой  Л.А.

при ведении протокола судебного заседания  ФИО1 В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-3241/2007 ) Федерального государственного унитарного предприятия «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» на решение  Арбитражного суда Тюменской области  от 22.10.2007 по делу №  А70-5084/25-2007 (судья Минеев О.А.), принятое  по заявлению закрытого акционерного общества «Феникс» к Федеральному государственному унитарному предприятию «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ»

3-и лица: Департамент градостроительной политики Администрации города Тюмени, ГУ Тюменской области «Управление государственной экспертизы проектной документации»

о признании реконструкции нежилого помещения законной и об обязании аннулировать запись

при участии в  судебном заседании представителей:

от Федерального государственного унитарного предприятия «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» – не явился, извещен надлежащим образом;

от закрытого акционерного общества «Феникс» – не явился, извещен надлежащим образом;

от Департамента градостроительной политики Администрации города Тюмени  – не явился, извещен надлежащим образом;

от ГУ Тюменской области «Управление государственной экспертизы проектной документации» – не явился, извещен надлежащим образом;

УСТАНОВИЛ:

Решением Арбитражного суда Тюменской области   от 22.10.2007 по делу № А70-5084/25-2007 были частично удовлетворены требования, заявленные закрытым акционерным обществом  «Феникс» (далее по тексту – ООО «Феникс», Общество, заявитель)  о признании реконструкции нежилого помещения магазина «Весна-95», расположенного   по адресу: <...> законной и обязании Федерального государственного унитарного предприятия «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» (далее по тексту – ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», БТИ, Предприятие, ответчик) в штампе «Объект реконструирован, разрешение не предъявлено», проставленном в техническом паспорте на нежилое помещение,  расположенного   по адресу: <...>, аннулировать запись «разрешение не предъявлено».

В обоснование решения суд указал, что экспертными заключениями подтверждается, что конструктивные элементы перепланировкой не затронуты, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации  разрешение на строительство не требуется и в органы БТИ представляться не должно.

На основании изложенного, решил,  что требования заявителя в части обязания ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» в штампе «объект реконструирован, разрешение не предъявлено», проставленном в техническом паспорте на нежилое помеще­ние, расположенное  по адресу: <...>, аннулировать запись «разрешение не предъ­явлено» удовлетворить.

В части требований о признании реконструкции нежилого помещения магазин «Вес­на-95», расположенного  по адресу: <...> законной  суд решил, что производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи  150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку данные требования не подле­жат рассмотрению в арбитражном суде.

В апелляционной жалобе ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» просит решение Арбитражного суда Тюменской области от 22.10.2007  по делу № А70-5084/25-2007 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, заявленных Обществом.

В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, БТИ ссылается на то, что содержания пункта 14 статьи  1 Градостроительного кодекса Российской Федерации  следует, что за­конодатель относит изменения перечисленных в настоящем пункте параметров объ­ектов капитального строительства (высоты, количества этажей (далее - этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) к реконструкции вне зави­симости от того затрагивают эти изменения конструктивные и другие характеристи­ки надежности и безопасности объекта или не затрагивают.

На основании вышеизложенного, податель жалобы считает, поскольку нежилое помещение, расположенное по адресу: <...> было опре­делено как реконструированное, а разрешение на строительство не было предъявлено,   на техническом паспорте  правомерно  был проставлен штамп «объект реконструирован, разре­шение не предъявлено».

            Податель апелляционной жалобы полагает, что вывод суда первой инстанции о том, что штамп «объект реконструирован, разрешение не предъявлено» проставляется в техническом паспорте в случае выявления самоволь­ной реконструкции не соответствует фактическим обстоятельствам дела, поскольку пункт 2.2. приказа ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Тюменского фи­лиала на который, делая такой вывод, ссылается суд,  не содержит такой информации.

Предприятие считает, что его действия,  выразившиеся в проставле­ния на техническом паспорте штампа «объект реконструирован, разрешение не предъявлено» являются правомерными и полностью согласуются с Постановлением Пра­вительства Российской Федерации  «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства» № 921 от 04.12.2000, ло­кальными нормативными актам, а сведения, содержащиеся в штампе соответ­ствуют действительности (фактическому состоянию объекта и фактическим обстоятельст­вам).

Кроме того, в апелляционной жалобе указано на то, что заявитель,  обращаясь в суд, не представил ни одного доказательства, что дейст­виями ответчика, выразившимися в проставлении в техническом паспорте штампа «объект реконструирован, разрешение не предъявлено» нарушаются его права или охраняемые законом интересы, и в чем это выражается данное нарушение.

ЗАО «Феникс» был представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, где Общество указывает на законность и обоснованность решения суда первой инстанции и несостоятельность доводов апелляционной жалобы.

 От Государственного автономного  Учреждения  Тюменской области «Управление государственной экспертизы проектной документации» также поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым Учреждение просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. Ходатайства о рассмотрение жалобы в отсутствие представителей   представлены   не были.

В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания. 

Суд апелляционной инстанции, изу­чив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.

ЗАО «Феникс» принадлежат на праве собственности не­жилые помещения на первом этаже и подвале жилого дома (литера А1), общей площадью 679,80 кв.м., находящиеся по адресу: <...>, магазин «Весна-95».

В соответствии с проектом перепланировки, согласованным с Департаментом градостроительной политики Администрации города Тюмени,  Обществом был произведен ремонт нежилого помещения, а именно, выполнена перегородка, разделяющая магазин «Весна-95» на две части, в складском помещении размещен дополнительный санитарный узел и бы­товая комната.

В результате технического обследования нежилого помещения магазина «Весна-95», расположенного   по адресу: <...>, проведенного ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ»  составлен технический паспорт, на титульном листе ко­торого ответчиком проставлен штамп «объект реконструирован, разрешение не предъявле­но».

ЗАО «Феникс» обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением признании реконструкции нежилого помещения магазина «Весна-95», расположенного   по адресу: <...> законной и обязании ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», в штампе «Объект реконструирован, разрешение не предъявлено», проставленном в техническом паспорте на нежилое помещение,  расположенного   по адресу: <...>, аннулировать запись «разрешение не предъявлено».

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спо­ра, к участию в деле привлечены Департамент градостроительной политики Администра­ции города Тюмени и Государственное Учреждение  Тюменской области «Управление государственной экспертизы проектной документации».

Ответчик в судебном заседании заявил о переименовании ФГУП «Ростетехинвентаризация» в ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ». Судом первой инстанции данное требование удовлетворено.

Решением суда первой инстанции требования Общества частично были удовлетворены.

В части требований о признании реконструкции нежилого помещения магазин «Вес­на-95», расположенного  по адресу: <...> законной  суд решил, что производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи  150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку данные требования не подле­жат рассмотрению в арбитражном суде.

Означенное решение обжалуется БТИ  в суд апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его изменения или отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации  реконструкция - это изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (далее - этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.

В соответствии с пунктом 4 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.

В пункте 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» указано, что   не подлежат государственной экспертизе проектная документация и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, в случаях, когда не требуется получения разрешения на строительство, в том числе в случае, когда имеет место изменение объектов капитального строительства и (или) их частей, и  если такое изменение не затрагивает конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышает предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.

Таким образом, для проведения реконструкции и последующей эксплуатации реконструируемого объекта действующим законодательством предусмотрено соблюдение обязательных требований, а именно - получение соответствующих разрешений, однако, разрешение не требуется, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики объектов капитального строительства надежности и безопасности.

Как следует из материалов дела,  Общество обратилось в Департамент градостроительной политики Администрации города Тюмени с заявлением о необходимости  получения разрешения на реконструкцию нежилого помещения магазина «Весна-95», расположенного по адресу: <...>. 

В Письме  от 16.03.2007 № 17-1014 «О разрешение  реконструкции» Департамент градостроительной политики Администрации города Тюмени ответил Обществу, что подтверждение условий, указанных в пункте 4 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации проводит  Государственное учреждение  Тюменской области  «Управление государственной экспертизы проектной документации», куда Обществу  и следует обратиться.

Государственное учреждение  Тюменской области  «Управление государственной экспертизы проектной документации» согласно  письму № 137 от 26.04.2007, разъяснило Обществу, что   рабочий проект «Перепланировка магазина «Весна-95», расположенный по адресу: <...>, государственной экспертизе не подлежит, сославшись при этом на положения пункта 4 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. 

Как указывалось выше, в результате технического обследования нежилого помещения магазина «Весна-95», расположенного   по адресу: <...>, проведенного ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ»,   составлен технический паспорт, на титульном листе ко­торого ответчиком проставлен штамп «объект реконструирован, разрешение не предъявле­но», при этом, основанием для данного вывода послужил тот факт, что по данным внеплановой  технической инвентаризации  указанного нежилого помещения было установлено, что  в результате проведенных Общество ремонтных работ изменился такой технико-экономический показатель (параметр)  как общая площадь нежилого помещения, что в свою очередь требует наличия соответствующего  разрешения.

Между тем,  судом апелляционной инстанции установлено, что в материалах также  имеется  копия письма Департамента градостроительной политики Администрации города Тюмени от 01.08.2007 № 17-3961 «О реконструкции нежилого помещения» согласно которому, по факту произведенной реконструкции ЗАО «Феникс» нежилого помещения, расположенного по адресу: <...>, в соответствии  с пунктом 4 части 17 статьи  51 Градостроительного кодекса     Российской Федерации, разрешение на реконструкцию не требуется, так как изменения объекта капитального строительства не затронуло конструктивные  и другие характеристики надежности и безопасности  здания и не превысило предельные   параметры разрешенного строительства.

Кроме того, в материалах дела имеется копия Экспертного строительно-технического заключения результатов обследования состояния конструкций нежилого  строения  (расположенного по адресу: <...>), составленное экспертами   Муниципального унитарного предприятия  «Городской архитектурно-инженерный центр», по заявлению ЗАО «Феникс», в связи с необходимостью проведения экспертной оценки состояния конструкций объекта, связанной с   требованием  контролирующих органов подтверждения соответствия реконструируемого  объекта, при оформлении правоустанавливающих документов по вводу его в эксплуатацию после реконструкции   (л. д. 115).

В пункте 1.1  раздела «Результаты обследования»  данного экспертного заключения указано, что в результате перепланировки торговый зал был разделен на два зала, путем возведения перегородки.

В пункте 2  экспертного заключения  указано, что выполненная реконструкция нежилого помещения не затронула несущих конструктивных элементов существующего здания. 

Таким образом, судом апелляционной инстанции  установлено  и подтверждается  материалами дела, что  проведенная ЗАО «Феникс» реконструкция нежилого помещения,  расположенного по адресу: <...>,  не повлияла  на несущую способность и эксплуатационную надежность конструктивных элементов данного строения, произведенные  в здании в ходе реконструкции работы  (создание перегородки в торговом зале, возведение санитарного узла)  не затронуло  конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности реконструируемого  объекта.

Довод апелляционной жалобы о том, что реконструкция нежилого помещения повлекла за собой  изменение его  общей площади, что подтверждает обязанность Общества получить разрешение на строительство, судом не принимается, поскольку, как следует из  содержания  Экспертного строительно-технического заключения результатов обследования состояния конструкций нежилого  строения (пункт 1.2), площадь торгового зала была увеличена за счет части площади складского помещения. Для этого была демонтирована  перегородка.

Следовательно, в данном случае, общая площадь нежилого помещения, расположенного по адресу: <...>,  не изменилась, а в результате реконструкции была увеличена  только площадь  торгового зала, путем демонтирования перегородки. 

Таким образом, материалами дела установлено, что  изменение площади торгового зала  нежилого помещения, расположенного по адресу: <...>,  не затронуло  конструктивных и других характеристик надежности и безопасности данного объекта недвижимости, в связи с чем, основания полагать, что ЗАО «Феникс» обязано было получить разрешение на строительство отсутствуют.

Следовательно, в силу указанных выше норм права,  ЗАО «Феникс» не обязано было получать разрешение  на строительство в связи с  изменением объекта капитального строительства, поскольку  данные изменения не затронули  конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности  объекта и не превысили  предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом, а потому, как обоснованно указал  суд первой инстанции, разрешение на строительство Обществом в органы БТИ представляться не должно.

Подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что в деле отсутствуют доказательства того, что дейст­виями ответчика, выразившимися в проставлении в техническом паспорте штампа «объект реконструирован, разрешение не предъявлено» нарушаются права или охраняемые законом интересы ЗАО «Феникс».

Обществом в материалы дела было представлено Уведомление о приостановлении государственной регистрации от 22.11.2007, из содержания которого следует, что в соответствии с   пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона  от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации    прав на недвижимое имущество и сделок с ним» Управлением  Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому   и Ямало-Ненецкому автономным  округам было принято решение о приостановлении государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП, перехода права собственности на нежилые помещения, расположенные по адресу: <...>. В настоящее время  государственная регистрация внесения изменений в ЕГРП, перехода права собственности и права собственности приостановлена до 19 марта 2008 года (Уведомление  о приостановлении государственной регистрации от 19.12.2007).

Одним из оснований для приостановления государственной регистрации явилось представление Обществом  копии технического паспорта, составленного по состоянию на 28.11.2003, выданного ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» с отметкой от 21.10.2005, о том, что объект реконструирован, разрешение не предъявлено. Согласно листу экспликации,  площадь объекта после реконструкции составила 685, 70 кв. м, в то время как ранее в техническом паспорте, составленном по состоянию на 28.11.2003, площадь объекта составляла 679,80 кв.м.

По поводу уточнения факта о вводе в эксплуатацию после реконструкции данного объекта недвижимости и получения документов,  подтверждающих проведение реконструкции, Управлением  Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому   и Ямало-Ненецкому автономным  округам были направлены запросы в Департамент градостроительной политики г. Тюмени  и ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ».    ЗАО «Феникс» было предупреждено о том, что  в случае не устранения причин, препятствующих государственной регистрации ему может быть отказано в государственной регистрации   внесения изменений в ЕГРП, перехода права собственности на нежилые помещения, расположенные по адресу: <...>.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что в связи с тем, что ответчиком, путем проставления на техническом паспорте  штампа «объект реконструирован, разрешение не предъявле­но», было указано на нарушение Обществом  порядка осуществления реконструкции нежилого помещения (выразившегося в непредставлении разрешения на строительство),  расположенного по адресу: <...>, что послужило одним  из оснований для приостановления государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП, перехода права собственности на нежилые помещения, расположенные по адресу: <...>.

Очевидно, что данные действия ответчика могут повлечь за собой неблагоприятные последствия для ЗАО «Феникс», выраженные в отказе  в осуществлении государственной регистрации  внесения изменений в ЕГРП, перехода права собственности на нежилые помещения, расположенные по адресу: <...>, между тем, как  указывалось выше, разрешение  на строительство нежилого помещения магазина «Весна-95», в силу положений действующего законодательства,  Общество не обязано  было получать.

Учитывая изложенное,  основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой  арбитражный апелляционный суд именем Российской Федерации

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Тюменской областиот 22.10.2007 по делу № А70-5084/25-2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

О.А. Сидоренко

Судьи

О.Ю. Рыжиков

 Л.А. Золотова