ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Омск
20 марта 2008 года
Дело № А70-7421/22-2007
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2008 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2008 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Золотовой Л.А.
судей Рыжикова О.Ю., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лиопа А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-325/2008) общества с ограниченной ответственностью «Титан» на решение Арбитражного суда Тюменской области от 18.12.2007 по делу № А70-7421/22-2007 (судья Крюкова Л.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Титан»
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области
о признании незаконным и отмене постановления № 71-07/118М от 7.11.2007,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью «Титан» – не явился, извещен;
от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области – не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ :
Общество с ограниченной ответственностью «Титан» г. Тюмень (далее – ООО «Титан», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области (далее – ТУ Росфиннадзора в Тюменской области, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления № 71-07/118М от 07.11.2007 о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 18.12.2007 по делу № А70-7421/22-2007 в удовлетворении требований Общества отказано по мотиву наличия события административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (КоАП РФ), совершение его ООО «Титан», а также наличия вины последнего в совершении административного правонарушения.
В апелляционной жалобе ООО «Титан» просит принятое по настоящему арбитражному делу решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований Общества.
По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции не дана оценка доводу Общества об отсутствии в уполномоченном банке, обслуживающем ООО «Титан», установленного порядка предоставления документов для оформления паспорта сделки, а также не принят довод о том, что право выбора срока представления документов для внесения изменений в паспорт сделки (до момента совершения следующей валютной информации либо в срок до даты представления в уполномоченный банк подтверждающих документов по сделке) предоставляется резиденту.
Кроме того, Общество указывает на отсутствие факта пропуска срока представления в уполномоченный банк документов, необходимых для переоформления паспорта сделки, поскольку считает, что в соответствии с пунктами 2.1, 2.2, 2.6, 2.7 Положения Центрального Банка Российской Федерации от 01.06.2004 № 258 Общество имело право представить документы и переоформить паспорт сделки до 25.02.2005, а не до 11.01.2007 как указывает административный орган.
ТУ Росфиннадзора в Тюменской области представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором, указывая на правомерное привлечение Общества к административной ответственности и отсутствие оснований для отмены решения суда первой инстанции, просит принятый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не заявивших ходатайства об его отложении.
Исследовав материалы дела, рассмотрев апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
20.12.2006г. между ООО «Титан» (Россия) - «Поставщик» и ТОО «МКМ-ХХ1» (Казахстан) - «Покупатель» заключен контракт № 037 на поставку товаров (далее -контракт). Общая сумма контракта составляет 316000,00 рублей. Контракт действует до 31.12.2007г.
21.12.2006г. на основании заключенного контракта в филиале №7215 «Внешторгбанк» Розничные услуги (ЗАО) в г. Тюмени оформлен паспорт сделки №06120004/1623/0015/1/0.
Дополнительным соглашением № 1 от 28.12.2006г. в условия контракта внесены изменения условий оплаты по контракту, а именно: покупатель обязуется произвести оплату по контракту в течение 30 банковских дней после получения товара от поставщика.
11.01.2007г. на расчетный счет Общества в уполномоченном банке зачислена оплата за поставленный товар на сумму 316000,00 рублей, что подтверждается платежным поручением № 656 от 11.01.2007г. и выпиской банка.
17.01.2007г. паспорт сделки был переоформлен, без изменений, внесенных в контракт на основании дополнительного соглашения № 1 от 28.12.2006г.
ТУ Росфиннадзора в Тюменской области в ходе проведения проверочных мероприятий по контролю за деятельностью ООО «Титан» на предмет соблюдения действующего валютного законодательства, установил нарушение Обществом срока оформления паспорта сделки, а также с нарушение единых правил оформления паспортов сделок, выразившиеся в несвоевременном представлении в уполномоченный банк документов, необходимых для переоформления паспорта сделки.
24.10.2007 административным органом в отношении ООО «Титан» составлен протокол № 71-07/118 об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Постановлением ТУ Росфиннадзора в Тюменской области № 71-07/118М от 07.11.2007 Общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 40 000 руб.
ООО «Титан», не согласившись с привлечением к административной ответственности, полагая, что в его действиях отсутствует вина, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 07.11.2007 № 71-07/118М.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении требования Общества отказано.
Означенное решение суда первой инстанции обжалуется Обществом в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены или изменения, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
В силу части 6 статьи 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (Закон о валютном регулировании) резиденты обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, предусмотренные статьей 23 Федерального закона, вести в установленном порядке учет и представлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Статьей 20 Закона о валютном регулировании предусмотрено, что Центральный банк Российской Федерации в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям в соответствии с настоящим Федеральным законом может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.
Паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Указанные сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидентов.
Паспорт сделки может использоваться органами и агентами валютного контроля для целей осуществления валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Порядок оформления, переоформления и закрытия паспорта сделки установлен Инструкцией Центрального банка РФ от 15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (Инструкция).
Согласно пункту 3.3 Инструкции в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям резидент по каждому контракту (кредитному договору) оформляет один паспорт сделки в одном банке в порядке, указанном в приложении 4 к настоящей Инструкции, и в соответствии с требованиями настоящего раздела.
В случае внесения в контракт (кредитный договор) изменений или дополнений, затрагивающих сведения, указанные в оформленном резидентом паспорте сделки, либо изменения иной информации, указанной в оформленном паспорте сделки, резидент представляет в банк следующие документы: два экземпляра паспорта сделки, переоформленного с учетом изменений, внесенных в контракт (кредитный договор), либо изменений иной информации, указанной в оформленном паспорте сделки; документы, подтверждающие вносимые изменения и дополнения в контракт (кредитный договор); иные документы, указанные в части 4 статьи 23 Закона, необходимые для переоформления паспорта сделки по контракту (кредитному договору) в порядке, установленном настоящей Инструкцией; разрешение органов валютного контроля на осуществление валютных операций по контракту (кредитному договору) через счета, открытые в банке-нерезиденте, в случаях, если в соответствии с актами валютного законодательства Российской Федерации, а также с изменениями и дополнениями к контракту (кредитному договору) требуется получение указанного разрешения (пункт 3.15 Инструкции).
Переоформление паспорта сделки производится с учетом особенностей заполнения отдельных граф в соответствии с приложением 4 к настоящей Инструкции (пункт 3.16 Инструкции).
Банк паспорта сделки подписывает переоформленный паспорт сделки в порядке, установленном пунктом 3.10 настоящей Инструкции.
Указанием ЦБ РФ от 08.08.2006 № 1713-У, вступившим в силу с 1 ноября 2006 года, Инструкция № 117-И дополнена пунктом 3.151 , согласно которому резидент представляет документы, указанные в пункте 3.15 настоящей Инструкции, после внесения соответствующих изменений в контракт (кредитный договор) либо изменения иной информации, указанной в оформленном ПС, но не позднее дня осуществления следующей валютной операции по контракту (кредитному договору) либо не позднее очередного срока представления в банк ПС документов и информации в соответствии с требованиями настоящей Инструкции и нормативного акта Банка России, регулирующего порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операции с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций.
Из изложенного следует, что на резидента возлагается обязанность по внесению изменений в оформленный паспорт сделки в случае внесения в контракт изменений или дополнений, затрагивающих сведения, указанные в оформленном резидентом паспорте сделки.
Поскольку Обществом внесены изменения в контракт в части изменения порядка оплаты приобретаемого товара, то Общество обязано было переоформить паспорт сделки, что им не было сделано в установленный пунктом 3.151 Инструкции № 117-И срок, что свидетельствует о наличии в действиях ООО «Титан» состава административного правонарушения: нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что Инструкция предоставляет резиденту право выбора срока представления документов в уполномоченный банк (в срок до момента совершения следующей валютной операции либо в срок до даты представления в банк подтверждающих документов по сделке суд апелляционной инстанции считает несостоятельным и основанном на неправильном толковании норма права в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона о валютном регулировании валютное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним федеральных законов.
Органы валютного регулирования издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 5 Закона о валютном регулировании к органам валютного регулирования в Российской Федерации отнесены Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.
Для реализации функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.
Статьей 20 Закона Центральному банку Российской Федерации предоставлены полномочия устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.
Преамбулой Инструкции предусмотрено, что порядок оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций устанавливается Банком России в соответствии, в том числе, с Законом и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации».
Пункт 3.151 Инструкции определяет срок внесения соответствующих изменений в контракт (кредитный договор) как «не позднее дня осуществления следующей валютной операции по контракту (кредитному договору) либо не позднее очередного срока представления в банк паспорта сделки документов и информации».
Ссылку Общества о необходимости определения срока представления соответствующих документов формулировкой – «не позднее очередного срока представления в банк паспорта сделки документов и информации», необходимо рассматривать с учетом положений пункта 3.14 Инструкции, в соответствии с которым для оформления паспорта сделки резидент представляет в банк паспорта сделки документы, указанные в пункте 3.5 настоящей Инструкции, в установленном банком паспорта сделки порядке и в согласованный с банком срок, не позднее осуществления первой валютной операции по контракту (кредитному договору) либо иного исполнения обязательств по контракту (кредитному договору).
То есть, банк паспорта сделки может предусмотреть порядок и срок предоставления резидентом соответствующих документов, но не позднее срока осуществления первой валютной операции по контракту (кредитному договору) либо иного исполнения обязательств по контракту (кредитному договору).
Кроме того, из буквального толкования нормы, закрепленной в пункте 3.151 Инструкции, следует, что документы, подтверждающие вносимые изменения и дополнения в контракт, указанные в пункте 3.15, должны быть представлены после внесения соответствующих изменений в контракт, но не позднее дня осуществления следующей валютной операции по контракту.
Таким образом, Центральный банк определил период времени, в течение которого такие изменения должны быть представлены в уполномоченный банк: с момента внесения изменений в контракт и до осуществления валютных операций, произведенных на основании таких изменений, а факт наличия (отсутствия) установленных в уполномоченном банке правил и сроков предоставления необходимых документов не имеет правового значения, так как в любом случае этот срок не может быть определен позднее срока осуществления очередных валютных операций.
Не может быть принята и ссылка ООО «Титан» о том, что в рассматриваемом случае необходимо руководствоваться положениями пунктов 2.1, 2.2, 2.6, 2.7 Положения Центрального Банка РФ от 01.06.2004 № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными баками контроля за проведением валютных операций», поскольку указанными пунктами предусмотрено представление в банк паспорта сделки справки о поступлении валюты, а не документов, предусмотренных пунктом 3.15 Инструкции.
Как следует из материалов дела, дополнительное соглашение было заключено 28.12.2006, а валютные операции по контракту после внесения сторонами в него изменений осуществлены 11.01.2007.
Таким образом, на момент совершения валютной операции 11.01.2007 обязанность по представлению документов в определенный в пункте 3.151 срок уже была установлена. Между тем, дополнительное соглашение № 1 от 28.12.2006 к контракту было представлено в банк паспорта сделки только 17.01.2007, то есть с нарушением установленного Инструкцией срока.
В соответствии с положением пункта 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что Обществом были приняты все зависящие от него меры по своевременному представлению необходимых документов, представлено не было.
Следовательно, Общество правомерно привлечено органом финансово-бюджетного надзора к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ, и у арбитражного суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для признания обжалуемого постановления незаконным и отмены.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд именем Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 18.12.2007 по делу № А70-7421/22-2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Л.А. Золотова
Судьи
О.Ю. Рыжиков
О.А. Сидоренко