Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Тюмень Дело № А46-728/2019
Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2019 года | |
Постановление изготовлено в полном объеме сентября 2019 года |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Беловой Л.В.
судей Киричёк Ю.Н.
ФИО1
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного предприятия «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации» на решение от 20.02.2019 Арбитражного суда Омской области (судья Пермяков В.В.) и постановление от 21.05.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи
ФИО2, ФИО3, ФИО4) по делу № А46-728/2019
по заявлению 120 отдела государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации (119019, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>; 630005, <...>) к федеральному казенному предприятию «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации» (119160, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>; 620100, <...>) о привлечении
к административной ответственности.
Суд установил:
120 отдел государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации (далее – отдел, административный орган) обратился в Арбитражный суд Омской
области с заявлением о привлечении федерального казенного
предприятия «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации» (далее – предприятие,
ФКП «УЗКС МО РФ») к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 и части 3 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Решением от 20.02.2019 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 21.05.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда, предприятие привлечено
к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ и частью 3 статьи 9.5 КоАП РФ, в виде штрафов в размере
51 000 руб. и 50 000 руб. соответственно.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ФКП «УЗКС МО РФ» просит отменить принятые
по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие
выводов судов обстоятельствам дела, и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению подателя жалобы, предприятие не является субъектом вменяемого отделом административного правонарушения, поскольку
не является лицом, на которое может быть возложена обязанность
по исполнению предписания; суды не учли, договор подряда (госконтракт) на выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ от 16.11.2015 был расторгнут 26.10.2017
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, в результате проведенной в период
с 24.12.2018 по 11.01.2019 выездной проверки отделом установлено неисполнение ФКП «УЗКС МО РФ» в установленный срок (до 14.12.2018) ранее выданного предписания от 02.08.2018 № 190/1 об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства «Строительство 3-х казарм на территории военного городка № 35
(242 учебного центра) подготовки младших специалистов Воздушно-десантных войск» II этап, казарма № 1 (шифр Ц-42/15-106), расположенного по адресу: город Омск, поселок Светлый, в/ч 64712.
Кроме того, в ходе указанной проверки административным органом было установлено, что предприятие продолжило работы до составления актов об устранении выявленных уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти недостатков при строительстве объекта капитального строительства по предписанию от 02.08.2018 № 190/1: по устройству набетонки 80 мм (усиление фундаментной плиты) в осях А-Г/1-3, А-Г/8-15
на отметке -0.100, по армированию фундаментной плиты, приямков, входной группы и плит под вентиляционную шахту в осях Г/4-7 на отм. -2.920, -3.320; по устройству металлического каркаса здания из стальных горячекатаных конструкций (двутавр, труба и др.), хотя проектом предусмотрена перекрестно-стеновая конструктивная система здания, состоящая из панелей, изготовленных из легких стальных тонкостенных конструкций (ЛСТК)
и другое, что было зафиксировано в акте проверки от 11.01.2019 № 9.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 18.01.2019 в отношении предприятия протоколов об административных правонарушениях от №№ 120/01-01/2019, 120/01-06/2019 и обращения
в арбитражный суд с заявлением о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 и частью 3
статьи 9.5 КоАП РФ.
Удовлетворяя заявленное требование, суды исходили из наличия
в действиях ФКП «УЗКС МО РФ» составов вменяемых административных правонарушений, в связи с чем привлекли его к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ, назначив административный штраф в размере 51 000 руб., и по части 3 статьи 9.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, организации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 9.5 КоАП РФ продолжение работ
до составления актов об устранении выявленных уполномоченными
на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации недостатков при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 50 000
до 100 000 руб. или административное приостановление их деятельности
на срок до 90 суток.
Согласно части 4 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом иных, кроме указанных
в части 3 статьи 54 ГрК РФ, объектов капитального строительства,
если при их строительстве, реконструкции, капитальном ремонте предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.
В соответствии с частью 6 статьи 54 названного Кодекса по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении
выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения,
ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается
срок устранения выявленных нарушений.
Лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо (часть 3 статьи 52 ГрК РФ).
В силу части 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать
к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков.
Лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 58 ГрК РФ).
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 № 272-р предприятие определено единственным исполнителем, оказывающим услуги заказчика (застройщика) в части проектирования, строительства, капитального ремонта и технического перевооружения строек и объектов Минобороны России.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.03.2008
№ 290-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 № 1119- р) утвержден Устав ФКП «УЗКС МО РФ», пунктом 10 которого определено, что целью деятельности предприятия является выполнение работ и оказание услуг в сфере предпроектной подготовки, проектирования, организации строительства объектов для нужд обороны и безопасности государства.
Предприятие является членом саморегулируемой организации.
Судами установлено, что ФКП «УЗКС МО РФ» исполняет функции застройщика спорного объекта, в установленный предписанием от 02.07.2018 № 190/1 срок не исполнило в полном объеме требования, содержащиеся в пунктах 1-6, 11-16, 18, что является основанием для привлечения к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ. Кроме того, предприятие является надлежащим субъектом ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 9.5 КоАП РФ, так как несмотря на выдачу предписания,
до устранения нарушений на обозначенном объекте, продолжило строительные работы.
Поскольку предприятием не представлены доказательства принятия
всех зависящих от него мер для устранения допущенных при строительстве объекта капитального строительства нарушений, а также наличия обстоятельств, объективно препятствующих своевременному и полному выполнению выданного отделом предписания, суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу о наличии в деянии
ФКП «УЗКС МО РФ» составов административных правонарушений, предусмотренных частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ и частью 3
статьи 9.5 КоАП РФ.
Судами установлено, что протоколы об административных правонарушениях от 18.01.2019 №№ 120/01-01/2019, 120/01-06/2019 вынесены отделом с соблюдением положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лица, привлекаемого к ответственности.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено предприятию в пределах, установленных санкциями части 6 статьи 19.5 КоАП РФ и части 3 статьи 9.5 КоАП РФ.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции считает правомерным привлечение ФКП «УЗКС МО РФ» к административной ответственности.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении нижестоящими судами норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных
статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
п о с т а н о в и л:
решение от 20.02.2019 Арбитражного суда Омской области и постановление от 21.05.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А46-728/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Л.В. ФИО5
Судьи Ю.Н. Киричёк
ФИО1