ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 08АП-3505/2021 от 20.07.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

23 июля 2021 года

                                               Дело №   А75-18772/2020

Резолютивная часть постановления объявлена  20 июля 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме  июля 2021 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  судьи Шиндлер Н.А.,

судей  Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Шнайдер Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-3505/2021 ) Департамента финансов администрации Сургутского района на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 16.02.2021 по делу № А75-18772/2020 (судья Голубева Е.А.), принятое по заявлению Администрации сельского поселения Нижнесортымский (ОГРН 1058603874042, ИНН 8617022016, адрес: 628447, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, поселок Нижнесортымский, переулок Таежный, 2) к Департаменту финансов администрации Сургутского района (ОГРН 1028601680656, ИНН 8617011381, адрес: 628433, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра автономный округ, Сургутский район, поселок городского типа Белый яр, улица Маяковского, дом 1А), при участии в деле в качестве третьего лица, – Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, о взыскании дотации в размере 13 095 898 руб. 18 коп., 

при участии в судебном заседании представителей: 

от Департамента финансов администрации Сургутского района - Сабельфельд Е.В., представитель по доверенности от 18.01.2021  № 2;

от Администрации сельского поселения Нижнесортымский – Гуляева О.П., представитель по доверенности от 11.01.2021 № 1;

установил:

Администрация сельского поселения Нижнесортымский (далее – истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Департаменту финансов Администрации Сургутского района (далее – Департамент финансов района, ответчик) о взыскании дотации в размере 13 095 898 руб. 18 коп., не выплаченной истцу за 2019 год из бюджета Сургутского района.

            Определением от 16.12.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Департамент финансов округа, третье лицо).

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 16.02.2021 по делу № А75-18772/2020 заявленные требования удовлетворены. Суд обязал Департамент финансов района выплатить недополученную сумму дотации за 2019 год на обеспечение сбалансированности бюджета сельского поселения Нижнесортымский в размере 13 095 898 руб. 18 коп.

Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент финансов района обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.

В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что финансовое обеспечение муниципальных бюджетных учреждений за счёт собственных средств бюджета является расходным обязательством Администрации независимо от планируемых к поступлению в бюджет поселения иных источников дохода. В соответствии с пояснительной запиской к балансу учреждения, являющейся приложением к отчёту об исполнении бюджета с.п. Нижнесортымский, Администрация указывала, что муниципальные задания учреждениями оказывались в полном объёме, замечаний и жалоб на оказание муниципальных работ (услуг) не поступало, учредитель замечаний по исполнению муниципального задания не имеет. Департамент финансов района ссылается на отсутствие у истца задолженности по оплате коммунальных услуг,услуг связи, транспортных услуг, выполнение плана финансово - хозяйственной деятельности в полном объеме. Податель жалобы настаивает на том, что исполнение Сургутским районом переданных с.п. Нижнесортымский полномочий по решению вопросов местного значения поселения, должно осуществляться за счёт собственных средств бюджета поселения в виде межбюджетных трансфертов, а не за счёт межбюджетных трансфертов Сургутского района.

Ссылаясь на положения части 3 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), Департамент финансов района утверждает о том, что средства межбюджетных трансфертов, запланированные в бюджете Сургутского района на 2019 год в виде дотаций на обеспечение сбалансированности бюджета поселения, не могут быть перечислены в 2021 году. По мнению подателя жалобы, при вышеуказанных обстоятельствах у суда отсутствовали основания для взыскания с ответчика дотаций в размере 13 095 898 руб. 18 коп.

Кроме того, ответчик полагает, что решение Арбитражного суда ХМАО-Югры по делу А75-14742/2019 не имеет преюдициальное значение при рассмотрении настоящего спора, так как признание недействительным приказа Департамента финансов о приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов в виде дотации на обеспечение сбалансированности бюджета с.п. Нижнесортымский, не является основанием для перечисления в 2021 году средств дотации на исполнение полномочий по решению вопросов местного значения 2019 года.

В письменном отзыве Администрация просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Определением суда от 22.06.2021 рассмотрение апелляционной жалобы было отложено на 20.07.2021 в связи с удовлетворением ходатайства Департамента финансов районаоб отложении судебного заседания.

В заседании суда апелляционной инстанции 20.07.2021, проведенном с использованием системы веб-конференции информационной системы «Картотека арбитражных дел», представитель Департамента финансов района поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.

Представитель Администрации поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечило.

На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившегося участника процесса.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителей истца и ответчика, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, на основании решения Думы Сургутского района от 12.17.2018 № 590-нпа «О бюджете Сургутского района на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» бюджету сельского поселения Нижнесортымский предусмотрена дотация на обеспечение сбалансированности бюджета в размере 14 868 790 руб. 18 коп.

При планировании бюджета поселения истец руководствовался письмом Департамента финансов района от 30.10.2018, согласно которому до Администрации поселения были доведены уточненные объемы межбюджетных трансфертов и указано на необходимость учесть соответствующие объемы в проекте решения Совета депутатов о бюджете поселения на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов (том 1, л.д. 43-44).

В марте 2019 года выплаты дотаций бюджету сельского поселения Нижнесортымский, предусмотренные решением Думы Сургутского района от 12.17.2018 № 590-нпа, была приостановлена на основании приказа Департамента финансов района от 26.04.2019 № 13-п, о чем Департамент сообщил истцу в письме от 30.04.2019 № 30-01-21-810 «О приостановлении межбюджетных трансфертов».

Не согласившись с указанными действиями Департамента финансов района и изданным приказом от 26.04.2019 № 13-п, доведенным до сведения Администрации поселения письмом от 30.04.2019, Администрация обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением к Департаменту финансов района об их оспаривании.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27.12.2019 по делу № А75-14742/2019, оставленным в силе постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2020, заявленные требования Администрации удовлетворены, действия по приостановлению выплаты дотаций из бюджета района бюджету поселения признаны незаконными.

При рассмотрении указанного спора арбитражный суд установил, что приказом от 26.04.2019 № 13-п было приостановлено перечисление в бюджет сельского поселения дотаций, как предусмотренных на обеспечение сбалансированности бюджета, определенных к выплате из бюджета муниципального района, так и дотаций, предусмотренных на выравнивание бюджетной обеспеченности, определенных к выплате бюджетом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

До принятия решения суда по делу № А75-14742/2019 приказом руководителя Департамента финансов района от 25.11.2019 № 67-п ранее изданный приказ Департамента финансов района от 26.04.2019 № 13-п отменен, из бюджета Сургутского района бюджету с.п. Нижнесортымский перечислено 15 089 900 руб. 00 коп. – сумма дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, предусмотренные бюджетом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В свою очередь дотации на обеспечение сбалансированности бюджета сельского поселения Нижнесортымский в оставшейся сумме 13 095 898 руб. 18 коп., предусмотренные как решением о бюджете муниципального района, так и решением о бюджете сельского поселения, в адрес заявителя не поступили.

Администрация неоднократно обращалась в адрес Департамента финансов района с требованием о выплате оставшейся суммы дотаций в размере 13 095 898 руб. 18 коп., что подтверждается письмами от 18.08.2020, от 21.09.2020 (том 1, л.д. 91, 92).

В ответ на обращения Администрации Департамент финансов района сообщил об отмене приказа Департамента финансов района от 26.04.2019 № 13-п приказом от 25.11.2019 № 67-п, что повлекло восстановление прав и законных интересов Администрации (том 1, л.д. 93).

Заявитель, посчитав, что лишен возможности надлежаще исполнить возложенные на него задачи по решению местных вопросов в связи с неполучением суммы дотаций на обеспечение сбалансированности бюджета поселения за 2019 год, обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к Департаменту финансов района с требованием о взыскании дотации на обеспечение сбалансированности бюджета с.п. Нижнесортымский в размере 13 095 898 руб. 18 коп.

16.02.2021 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.

Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

На основании статей 1064 и 1069 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии со статьей БК РФ одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип сбалансированности бюджета.

Принцип сбалансированности бюджета в силу пункта 1 статьи 33 БК РФ означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.

Согласно пункту 1 статьи 41 БК РФ к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

Пунктом 4 статьи 41 БК РФ определено, что дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации относятся к безвозмездным поступлениям.

Решением Думы Сургутского района от 01.10.2013 № 389 утвержден Порядок предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района» (далее – Порядок предоставления межбюджетных трансфертов).

В соответствии с названным Порядком межбюджетные трансферты из бюджета района предоставляются бюджетам городских и сельских поселений в следующих формах: 1) дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета Сургутского района; 2) иные межбюджетные трансферты; 3) субвенции из бюджета района бюджетам городских и сельских поселений в случаях, установленных статьями 133 и 140 БК РФ.

Перечисление бюджетам городских и сельских поселений дотаций на обеспечение сбалансированности бюджетов поселений осуществляется финансовым органом администрации Сургутского района в пределах доведенных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств при условии соблюдения органами местного самоуправления городских и сельских поселений бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а так же условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района бюджетам городских и сельских поселений, установленных пунктами 2 и 3 раздела 6 настоящего Порядка.

В разделе 6 Порядка определены условия предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета района.

В частности, подпунктом 7 пункта 2 раздела 6 Порядка предусмотрено, что одним из таких условий является: выполнение органами местного самоуправления городских и сельских поселений полномочий по решению вопросов местного значения и иных полномочий, закрепленных за ними в соответствии с законодательством Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, уставами городских и сельских поселений (отсутствие решений судов, актов прокурорского реагирования, государственных органов контроля (надзора), органов общественного контроля, заключений отраслевых (функциональных) органов администрации Сургутского района по вопросам неисполнения (бездействия) либо ненадлежащего исполнения органами местного самоуправления городских и сельских поселений полномочий по решению вопросов местного значения и иных полномочий, закрепленных за ними в соответствии с законодательством Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, уставами городских и сельских поселений).

В идентичной редакции внесено данное условие предоставления межбюджетных трансфертов в подпункт 7 пункта 2.1.3 соглашения № 10 от 09.01.2019 «О мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета сельского поселения Нижнесортымский».

В силу положений пункта 2 раздела 7 Порядка при несоблюдении органами местного самоуправления городских и сельских поселений бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а так же условий предоставления межбюджетных трансфертов, указанных в пунктах 2 и 3 раздела 6 Порядка, финансовый орган администрации района вправе принять решение о приостановлении (сокращении) предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета района бюджету соответствующего городского и сельского поселения.

Право Департамента финансов района осуществлять контроль за исполнением Соглашения № 10 и приостанавливать предоставление межбюджетных трансфертов предусмотрено так же разделом 3, пунктом 4.1 соглашения № 10.

В то же время в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Из положений Федерального закона № 131-ФЗ и БК РФ следует принцип самостоятельности бюджетов и самостоятельного под свою ответственность решение населением или через органы местного самоуправления вопросов местного значения.

Согласно статье 70 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.

Вопросы контроля и надзора за деятельностью органов местного самоуправления, их должностных лиц регламентированы в главе 10 Федерального закона № 131-ФЗ.

В соответствии со статьёй 77 Федерального закона № 131-ФЗ контроль и надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов при решении ими вопросов местного значения, осуществлении полномочий по решению указанных вопросов, осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации, государственные органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, включая территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного контроля (надзора), в пределах своей компетенции.

Органы местного самоуправления муниципальных районов не указаны в числе органов, уполномоченных на осуществление контроля и надзора за осуществлением действий по решению органами местного самоуправления сельских поселений вопросов местного значения.

В то же время, самостоятельность и независимость муниципальных образований по отношению друг к другу не исключает предусмотренного бюджетным законодательством муниципального финансового контроля, который ограничивается нормами БК РФ и принятыми в соответствии с ним подзаконными нормативными правовыми актами, в том числе муниципальными.

В соответствии с частью 1 статьи 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) (часть 3 статьи 265 БК РФ).

Положениями части 2 статьи 267.1 БК РФ предусмотрено, что органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Такой контроль осуществляется также в отношении главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты.

В силу пункта 1 статьи 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются: контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

Согласно пункту 2 статьи 306.2 БК РФ к участникам бюджетного процесса может быть применена такая бюджетная мера принуждения, как приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

В соответствии со статьями 306.4 - 306.8 БК РФ за совершенные участниками бюджетного процесса бюджетные нарушения предусмотрены две меры принуждения - в виде приостановления (сокращения) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) и бесспорного взыскания средств бюджета.

Из пункта 2 статьи 306.2 БК РФ также следует, что бюджетные меры принуждения могут быть применены к финансовому органу, главному распорядителю бюджетных средств, распорядителю бюджетных средств, получателю бюджетных средств, главному администратору доходов бюджета, главному администратору источников финансирования дефицита бюджета, совершившему бюджетное нарушение.

Как было выше сказано, решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27.12.2019 по делу № А75-14742/2019, оставленным в силе постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2020, были удовлетворены требования Администрации, действия Департамента финансов района по приостановлению предоставления из бюджета района межбюджетных трансфертов бюджету сельского поселения Нижнесортымский на обеспечение сбалансированности и на выравнивание бюджетной обеспеченности и решение о приостановлении межбюджетных трансфертов, изложенное в письме от 30.04.2019 № 30-01-21-810, признаны незаконными, на Департамент финансов района возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов сельского поселения Нижнесортымский.

При этом в рамках дела № А75-14742/2019 суд установил, что в решении Департамента финансов района, изложенном в письме от 30.04.2019 № 30-01-21-810, указывается на применение к бюджету поселения мер бюджетного принуждения в виде приостановления из бюджета района дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности:

- до организации исполнения обязанности по решению вопросов местного значения по организации водоотведения, установленной пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ;

- до устранения выявленных нарушений путем назначения эксплуатирующей организации при проведении пробной эксплуатации и гидравлических испытаний трубопроводов и ёмкостных сооружений на объекте «Реконструкция и расширение КОС800 с.п. Нижнесортымский».

В основание принятого решения Департамент финансов района указал на неисполнение Администрацией вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу № А75-18618/2017, в соответствии с которым признано незаконным бездействие Администрации, выразившееся в неисполнении обязанности по решению вопросов местного значения по организации водоотведения, установленной пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ, а также нарушение условий заключенного между Департаментом финансов района и муниципальным образованием сельское поселение Нижнесортымский соглашения от 09.01.2019 № 10 «О мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета сельского поселения Нижнесортымский», а именно подпункта 7 пункта 2.1.3 соглашения.

Признавая действия по приостановлению выплаты дотаций незаконными, суд указал на то, что в соответствии с требованиями бюджетного законодательства до принятия решения о приостановлении выплаты дотаций в отношении Администрации проверка соблюдения бюджетного законодательства, контрольные мероприятия по исполнению условий соглашения от 09.01.2019 № 10 и Порядка предоставления межбюджетных трансфертов не приводились; органы местного самоуправления муниципальных районов не отнесены бюджетным законодательством к числу органов, уполномоченных на осуществление контроля и надзора за осуществлением действий по решению органами местного самоуправления сельских поселений вопросов местного значения; по смыслу пункта 2 статьи 306.2 БК РФ бюджетные меры принуждения могут быть применены к финансовому органу, главному распорядителю бюджетных средств, распорядителю бюджетных средств, получателю бюджетных средств, главному администратору доходов бюджета, главному администратору источников финансирования дефицита бюджета, совершившему бюджетное нарушение, тогда как в рассматриваемом случае такая мера бюджетного принуждения как приостановление предоставления межбюджетных трансфертов применена Департаментом финансов района в связи с неисполнением судебных актов, что является неправомерным.

Установив указанные обстоятельствах, арбитражный суд признал действия Департамента финансов района по приостановлению предоставления из бюджета района межбюджетных трансфертов бюджету сельского поселения Нижнесортымский на обеспечение сбалансированности и на выравнивание бюджетной обеспеченности и решение о приостановлении межбюджетных трансфертов, изложенное в письме от 30.04.2019 № 30-01-21-810, незаконными, ограничивающими заявителя в осуществлении им экономической деятельности на своей территории, связанной с решением вопросов местного значения.

Как правомерно учтено судом первой инстанции, решение по делу № А75-18618/2017 имеет преюдициальное значение при рассмотрении настоящего спора (статья 69 АПК РФ).

Отменив приказом от 25.11.2019 № 67-п приказ от 26.04.2019 № 13-п о приостановлении дотаций бюджету сельского поселения Нижнесортымский, Департамент финансов района в этот же день 25.11.2019 издал приказ № 68-п «О приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района бюджету сельского поселения Нижнесортымский».

Основанием для приостановления дотаций на обеспечение сбалансированности бюджета за 2019 год явились те же обстоятельства, что и при вынесении приказа от 26.04.2019 № 13-п (невыполнение условий соглашения № 10 от 09.01.2019 и судебных актов по делу № А75-18618/2017 и по делу № 2а-861/2019).

Судебная коллегия поддерживает выводы суда первой инстанции о незаконности приказа Департамента финансов района от 25.11.2019 № 68-п, принимая во внимание, что Департаментом финансов района не было установлено нарушений бюджетного законодательств со стороны Администрации, органы местного самоуправления муниципальных районов не отнесены бюджетным законодательством к числу органов, уполномоченных на осуществление контроля и надзора за осуществлением действий по решению органами местного самоуправления сельских поселений вопросов местного значения, утверждение Департамента о неисполнении Администрацией судебных актов и соглашения № 10 от 09.01.2019 не может рассматриваться в качестве бюджетного правонарушения.

Более того, постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2019 и постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.11.2019 по делу № А75-18618/2017 установлено, что Администрация поселения в полном объеме исполнила решение суда первой инстанции по указанному делу, что свидетельствует о необоснованности позиции ответчика.

Таким образом, Департаментом финансов района неправомерно было приостановлено перечисление дотаций на обеспечение сбалансированности бюджета за 2019 год.

В апелляционной жалобе Департамент финансов района, оспаривая решение суда, ссылается на отсутствие у Администрации задолженности по оплате коммунальных услуг,услуг связи, транспортных услуг, выполнение плана финансово - хозяйственной деятельности в полном объеме, что, по мнению подателя жалобы, свидетельствует об отсутствии оснований для  перечисления дотаций на обеспечение сбалансированности бюджета за 2019 год.

Судебная коллегия признает доводы ответчика необоснованными, так как дотации на обеспечение сбалансированности бюджета за 2019 год были предусмотрены решением Думы Сургутского района о бюджете на 2019 год именно по причине недостаточности бюджета сельского поселения для финансового обеспечения необходимых расходных обязательств поселений Сургутского района по решению вопросов местного значения.

Так, на 2019 год решением Думы Сургутского района от 17.12.2018 № 590-нпа «О бюджете Сургутского района на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» бюджету сельского поселения Нижнесортымский была      предусмотрен дотация на обеспечение сбалансированности в размере 15 040 597 руб. 29 коп., что подтверждается письмом Департамента от 30.10.2018 № 1106, а также приложением к нему – «объем межбюджетных трансфертов на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов сельскому поселению Нижнесортымский».

На основании внесенных изменений в решение № 590-нпа от 10.09.2019 № 734-нпа, от 22.11.2019 № 755-нпа, а также уведомлений о предоставлении межбюджетного трансферта, не имеющего целевого назначения на 2019 год и плановый период 2020     и 2021 годов от 10.09.2019 № 050/11/мп13/20, от 26.11.2019 № 050/11/мп13/23 сумма дотации на обеспечение сбалансированности бюджета сельского поселения Нижнесортымский на 2019 год была скорректирована и составила 14 868 790 руб. 18 коп.

Из пояснений Администрации, не опровергнутых Департаментом финансов района, следует, что вследствие непоступления дотаций на обеспечение сбалансированности бюджета за 2019 год Администрация не смогла в полном объеме исполнить свои расходные обязательства, а именно перечислить субсидию:

1) муниципальному бюджетному учреждению КДЦ «Кристалл» в сумме
2 468 143 руб. 95 коп.,что подтверждается соглашением от 09.01.2019 № 2 на
возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием МБУ КДЦ «Кристалл» в
соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнением
работ), отчетом об исполнении бюджета сельского поселения Нижнесортымский
на 01.01.2020 за 2019 год – кбк расходов 65008014110061600611;

2) муниципальному бюджетному учреждению МБУ СК «Лидер» в сумме
6 295 808 руб. 98 коп., что подтверждается соглашением от 09.01.2019 № 1 на
возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием МБУ СК «Лидер» в
соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнением
работ), отчетом об исполнении бюджета сельского поселения Нижнесортымский
на 01.01.2020 за 2019 год – кбк расходов 65011014110061600611.

Данные учреждения не смогли пополнить свою материально – техническую базу, оплатить налог на имущество организации в рамках лимитов бюджетных обязательств 2019 года.

Также за счет собственных средств бюджета с.п. Нижнесортымский были перечислены средства на исполнение переданных полномочий согласно заключенному соглашению от 28.02.2018 № 127 о передаче части полномочий органов местного самоуправления МО с.п. Нижнесортымский органам местного самоуправления муниципального образования Сургутский район, которые должны предоставляться как иные межбюджетные трансферты в бюджет сельского поселения Нижнесортымский в сумме 1 572 090 руб. 18 коп., которая была предусмотрена, как иные межбюджетные трансферты на финансовое обеспечение полномочий, переданных на уровень муниципального района.

Обстоятельства того, что Администрация не исполнила расходные обязательства в 2019 году вследствие непоступления дотаций на обеспечение сбалансированности бюджета за 2019 год также подтверждаются формой отчета 0503117 на 01.01.2020, представленной в материалы дела.

Согласно отчету об исполнении бюджета сельского поселения Нижнесортымский на 01.01.2020 за 2019 год в графе «дотации бюджетам сельских поселений на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов» указано, что сумма в размере 13 095 898 руб.18 коп. - это неисполненные начисления.

Доводы подателя жалобы о том, что решение Арбитражного суда ХМАО-Югры по делу А75-14742/2019 не имеет преюдициальное значение при рассмотрении настоящего спора, так как не является основанием для перечисления дотаций, признаются апелляционным судом несостоятельными, поскольку выводы о незаконности действий Департамента финансов района о приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов в виде дотации на обеспечение сбалансированности бюджета с.п. Нижнесортымский влечет закономерный вывод о том, что данные дотации должны были быть перечислены Администрации.

Ссылки подателя жалобы на положения части 3 статьи 242 БК РФ в обоснование того, что средства межбюджетных трансфертов, запланированные в бюджете Сургутского района на 2019 год в виде дотаций на обеспечение сбалансированности бюджета поселения, не могут быть перечислены в 2021 году, судом апелляционной инстанции отклоняются.

В постановлении  Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2018 № 33-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой муниципального образования - городского округа «Город Чита» отражена правовая позиция, согласно которой завершение финансового года и прекращение действия бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования текущего финансового года само по себе не является основанием для прекращения принятых на себя субъектом Российской Федерации расходных обязательств и не может служить поводом для отказа в обеспечении их принудительного исполнения в рамках существующих судебных процедур. Иное означало бы, по существу, невозможность удовлетворения имущественных требований муниципального образования к субъекту Российской Федерации на том лишь формальном основании, что они предъявлены за пределами финансового года, в течение которого соответствующие бюджетные обязательства подлежали исполнению, и тем самым создавало бы - вопреки требованиям статей 8 (часть 2), 12, 19 (часть 1), 46 (части 1 и 2) и 130 - 133 Конституции Российской Федерации - предпосылки для произвольного, путем затягивания перечисления бюджетных средств, уклонения субъекта Российской Федерации от своих функций и обессмысливало бы судебную защиту по такого рода вопросам.

В указанном постановлении Конституционный Суд Российской Федерации постановил признать пункт 3 статьи 242 БК РФ не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку содержащиеся в нем положения - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не предполагают отказ во взыскании в судебном порядке с субъекта Российской Федерации причитающихся муниципальному образованию в соответствии с законом о бюджете субъекта Российской Федерации на конец финансового года, но не перечисленных ему средств субсидии на осуществление функций административного центра (столицы) субъекта Российской Федерации.

Аналогичный правовой подход подлежит применению и при рассмотрении бюджетных споров, связанных с неисполнением принятых на себя бюджетных обязательств муниципальных районов по отношению к бюджетам поселений, входящих в эти муниципальные районы.

Отказ суда от обеспечения принудительного исполнения расходных обязательств, принятых на себя муниципальным районом, лишь по мотиву предъявления требований о взыскании денежных сумм за пределами финансового года, в котором они подлежали перечислению согласно решению о бюджете на соответствующий год, свидетельствует о том, что пункту 3 статьи 242 БК РФ - в нарушение статей 8 (часть 2), 130 (часть 1), 132 (часть 1) и 133 Конституции Российской Федерации – был бы придан смысл, противоречащий не только установленному БК РФ в порядке конкретизации конституционных основ финансовой системы государства принципу самостоятельности бюджетов (статья 31), но и конституционному принципу самостоятельности местного самоуправления, в том числе по решению вопросов местного значения, а также конституционному праву граждан на осуществление местного самоуправления.

В любом случае при отсутствии правовых оснований для приостановления предоставления дотаций бюджету сельского поселения ответчик не вправе был самостоятельно, в нарушение требований бюджетного законодательства, лишать бюджет сельского поселения сумм дотаций, тем самым нарушая его сбалансированность.

Судебная коллегия также поддерживает выводы суда о недобросовестном поведении Департамента финансов района при осуществлении им предоставленных полномочий в сфере бюджетного регулирования.

Так, при рассмотрении дела № А75-14742/2019 до вынесения решения суда Департамент финансов района ссылался на отмену 25.11.2019 приказа № 13-п о приостановлении дотаций бюджету сельского поселения Нижнесортымкский. Эти же доводы об отсутствии предмета спора были заявлены Департаментом финансов района при подаче апелляционной жалобы, что отражено в постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2020 по названному делу.

Более того, при рассмотрении вопроса о наложении судебного штрафа за неисполнение Департаментом финансов района решения суда от 27.12.2019 по делу № А75-14742/2019, ответчик ссылался на исполнение требований Администрации поселений еще до принятия решения суда по делу № А75-14742/2019 путем отмены приказа № 13-п от 26.04.2019, что следует из содержания определения от 11.12.2020 по делу № А75-14742/2019.

При этом ни при рассмотрении дела № А75-14742/2019, ни при рассмотрении настоящего дела вплоть до судебного заседания, состоявшегося 25.01.2021 (с учетом поступления заявления Администрации поселения в суд 23.11.2020), Департамент финансов района не указывал, что в тот же день, когда был отменен приказ № 13-п от 26.04.2019, им был принят приказ № 68-п от 25.11.2019 года по тем же самым незаконным основаниям, которые были предметом судебной оценки по делу № А75-14742/2019.

Как уже указывалось ранее, Администрация поселения неоднократно обращалась в адрес Департамента финансов района с требованием о выплате оставшейся суммы дотаций в размере 13 095 898 руб. 18 коп., что подтверждается письмами от 18.08.2020, от 21.09.2020. В ответ на обращения Администрации поселения Департамент финансов района сообщил об отмене приказа Департамента финансов района от 26.04.2019 № 13-п приказом от 25.11.2019 № 67-п, что, по мнению ответчика, повлекло восстановление прав и законных интересов Администрации поселения.

При этом Департамент финансов района не указывал в своем ответе, что приостановление перечисления дотаций на обеспечение сбалансированности бюджета связано с изданием нового приказа № 68-п по тем же основаниям, что и приказ № 13-п.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о заведомо недобросовестном и неразумном поведении ответчика при исполнении им полномочий в сфере бюджетных правоотношений, имеющем цель причинить вред заявителю вопреки вступившим в законную силу судебным актам, оценивающим действия Департамента финансов района как противоречащие бюджетному законодательству.

Департамент финансов района при решении вопроса о выплате дотаций бюджету сельского поселения, определении их размера и обязании органов местного самоуправления включить суммы этих дотаций в бюджет сельского поселения, обязан использовать финансово-правовые инструменты, которые бы обеспечивали, насколько это возможно, предсказуемость и своевременность предоставления межбюджетных трансфертов в объеме, определенном решением о бюджете как самого муниципального района, так и сельского поселения, входящего в его состав, с тем, чтобы обеспечить возможность сельскому поселению осуществить в рамках законных ожиданий эффективное планирование и фактическую реализацию возложенных на него полномочий по решению вопросов местного значения.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об удовлетворении требований Администрации и взыскании с ответчика в пользу истца недополученных сумм дотации за 2019 год на обеспечение сбалансированности бюджета сельского поселения Нижнесортымский в размере 13 095 898 руб. 18 коп.

С учетом изложенного, доводы подателя апелляционной жалобы подлежат отклонению апелляционным судом как необоснованные, оснований для отмены решения не установлено, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.

Оснований для распределения судебных расходов в данном случае не имеется, поскольку ответчик в силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, в том числе, при обращении с апелляционной жалобой.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

апелляционную жалобу Департамента финансов администрации Сургутского района оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 16.02.2021 по делу № А75-18772/2020 – без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме.

Председательствующий

Н.А. Шиндлер

Судьи

Н.Е. Иванова

 О.Ю. Рыжиков