ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 08АП-3665/08 от 26.08.2008 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

02 сентября 2008 года

Дело № А81-2124/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме 02 сентября 2008 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,

судей Рыжикова О.Ю., Кливера Е.П.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Тайченачевым П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3665/2008) прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.06.2008 по делу № А81-2124/2008 (судья Лисянский Д.П.),

принятое по заявлению прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по Ямало-Ненецкому автономному округу

третье лицо: индивидуальный предприниматель Попова Юлия Юрьевна

о признании незаконным и отмене постановления № 483 от 16.05.2008,

при участии в судебном заседании представителей:

от Прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа – не явился, извещен;

от Управления Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу – не явился, извещен;

от индивидуального предпринимателя ФИО1 – не явился, извещен;

УСТАНОВИЛ  :

Решением от 24.06.2008 по делу № А81-2124/2008 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа отказал в удовлетворении требования прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа (далее по тексту – Прокурор, податель жалобы) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее – Управление Роспотребнадзора по ЯНАО, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления № 483 от 16.05.2008.

В обоснование решения суд указал на следующее:

совершение индивидуальным предпринимателем ФИО1 (далее – ИП ФИО1, предприниматель, третье лицо) административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), подтверждается материалами дела и не оспаривается предпринимателем;

в силу пункта 3 часть 4 статьи 28.1 КоАП дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении; проверочные мероприятия, проведенные сотрудниками ОВД по МО г. Салехард не подпадают под действие норм КоАП, поскольку проводились до возбуждения дела об административном правонарушении;

нарушений процессуальных требований при составлении протокола и при рассмотрении административного дела в ходе судебного заседания не установлено; поэтому суд признает полученные в ходе производства по делу об административном правонарушении доказательства (протокол, объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении) в их совокупности достаточными для решения вопроса о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения.

Кроме того, суд не принял довод Прокурора о нарушении сотрудниками ОВД по МО г. Салехард при проведении проверки требований Федерального закона от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Закон РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции» не устанавливает ограничений в части приема сотрудниками органов внутренних дел и реагирования на сообщения о совершенных правонарушениях, поступившие от неустановленных лиц. Оснований утверждать, что сотрудники органов внутренних дел не имели оснований для проведения внеплановых мероприятий по контролю на основании анонимного сообщения, у суда нет.

Прокурор Ямало-Ненецкого автономного округа в апелляционной жалобе просит решение от 24.06.2008 по делу № А81-2124/2008 отме­нить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.

При этом податель жалобы ссылается на то, что постановление № 483 от 16.05.2008 было вынесено руководителем Управления Роспотребнадзора по ЯНАО на основании доказательств, полученных сотрудниками органов внутренних дел с нарушениями в результате незаконно проведенной внеплановой проверки. В соответствии с пунктом 5 статьи 7 Федерального закона от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (далее – Закон № 134-ФЗ) обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю.

Протокол об административном правонарушении, объяснения ФИО1 и другие доказательства вины предпринимателя, по мнению Прокурора, не могли быть использованы при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления № 483 от 16.05.2008, так как это противоречит требованиям части 3 статьи 26.2 КоАП.

Несостоятельным является вывод суда первой инстанции о том, что сотрудники милиции при производстве проверки руководствовались Законом РФ «О милиции». Прокурор считает, что Закон № 134-ФЗ распространяется на милицию, как на государственный орган исполнительной власти, наделённый законом контрольно-надзорными функциями.

Закон РФ «О милиции», как указано в жалобе, предусматривает право органов внутренних дел осуществлять оперативно-розыскную деятельность, регулирует которую Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности». Анонимное сообщение не является основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий, перечень которых установлен статьей 7 Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности». Более того, в силу статьи 6 указанного закона проведённая органами внутренних дел внеплановая проверка индивидуального предпринимателя вообще не является оперативно-розыскным мероприятием.

Управление Роспотребнадзора по ЯНАО согласно представленному в суд письменному отзыву на апелляционную жалобу считает необходимым оставить решение от 24.06.2008 по делу № А81-2124/2008 без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Стороны, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.

В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Суд апелляционной инстанции, изу­чив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие об­стоятельства.

На основании рапорта инспектора ОБППР ОВД по МО г.Салехард ФИО3 от 04.05.2008, составленного по факту обращения неизвестной гражданки, заместителем начальника ОВД по МО г.Салехард ФИО2 вынесено постановление от 04.05.2008 № 107 (лист дела 12) о проведении проверки (ревизии) финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности индивидуального предпринимателя ФИО1

Результаты проверки отражены в акте от 05.05.2008 № 167 (лист дела 13).

В ходе проверки установлено: в торговом павильоне «ТЕХАС», расположенном в ТЦ «Улей» по ул. Республики г.Салехард осуществляется реализация товаров (джинсы, футболки женские) без информации на русском языке, что является нарушением пункта 15 «Правил продажи отдельных видов товаров», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 55 от 19.01.1998.

05.05.2008 сотрудником ОВД по МО г. Салехард составлен в отношении ИП ФИО1 протокол № 002632 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 14.15 КоАП.

Протокол был составлен в присутствии предпринимателя, о чем свидетельствуют подписи ФИО1 (лист дела 10). В объяснении, содержащемся в протоколе, предприниматель поясняла: «допустила реализацию товара без перевода на русский язык, так как при покупке товара на фирме об этой информации меня никто не уведомил, с нарушением согласна».

Определением о передаче материалов дела по подведомственности от 05.05.2008 (лист дела 11) административный материал в отношении ФИО1 направлен в Управление Роспотребнадзора по ЯНАО.

Предприниматель извещена о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении при составлении протокола.

Постановлением Управления Роспотребнадзора по ЯНАО от 16.05.2008 № 483 (лист дела 8) ИП ФИО1 привлечена к ответственности по статье 14.15 КоАП в виде штрафа в размере 1 000 руб.

С постановлением административного органа о привлечении к административной ответственности от 16.05.2008 № 483 не согласился прокурор Ямало-Ненецкого автономного округа, который обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене этого постановления.

Решением от 24.06.2008 по делу № А81-2124/2008 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа отказал в удовлетворении требования прокурора.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены или изменения, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.

Согласно статье 14.15 КоАП нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от одной тысячи до трех тысяч рублей.

В соответствии с примечанием к статье 2.4 КоАП лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Статьей 8 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) установлено, что потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке.

Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 № 1037 «О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию Российской Федерации непродовольственных товаров информации на русском языке» установлено, что с 1 июля 1998 года запрещается продажа на территории Российской Федерации импортных непродовольственных товаров без информации о них на русском языке.

В соответствии с Законом о защите прав потребителей в целях регулирования отношений между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров разработаны Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации № 55 от 19.01.1998 (далее – Правила продажи).

Пунктом 15 Правил продажи установлено, что информация о товаре, его изготовителе и продавце должна доводиться до сведения покупателя способами, установленными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязательными требованиями стандартов, а если указанными актами они не определены, то способами, принятыми для отдельных видов товаров. Информация о продавце, товарах и их изготовителях доводится до сведения покупателей на русском языке.

Нарушение продавцом Правил продажи является основанием для привлечения его к административной ответственности по статье 14.15 КоАП.

Судом первой инстанции установлено, что факт реализации ИП ФИО1 непродовольственных товаров при отсутствии информации о товарах и их изготовителях на русском языке подтверждается протоколом от 05.05.2008 № 002632 и не оспаривается самим предпринимателем.

По мнению суда апелляционной инстанции, суд в оспариваемом решении правомерно отклонил довод Прокурора о существенных нарушениях требований КоАП при производстве по делу об административном правонарушении, что выразилось в вынесении постановления на основании доказательств, полученных должностными лицами ОБППР ОВД по МО г.Салехард с нарушением закона, а именно Федерального закона от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (далее – Закон № 134-ФЗ), в результате незаконно проведенной внеплановой проверки (на основании анонимного сообщения).

Согласно пункту 1 части 2 статьи 28.3 КоАП должностные лица органов внутренних дел (милиции) вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.15 КоАП.

Милиция в своей деятельности должна руководствоваться Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции» (далее – Закон о милиции), федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, конституциями, уставами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий (статья 4 Закона о милиции).

В данном случае, как верно отметил суд, отдел милиции руководствовался Законом о милиции, а не Законом № 134-ФЗ, действие которого не распространяется на спорные правоотношения (пункт 3 статьи 1 Закона № 134-ФЗ).

Следовательно, применение в данном случае пункта 5 статьи 7 Закона № 134-ФЗ, согласно которому обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю, неуместно.

Кроме того, пункт 5 статьи 7 Закона № 134-ФЗ, указывает, что внеплановой проверке, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований.

Это не имеет отношения к настоящему делу, поскольку информации о том, что проверка ИП ФИО1 проводилась в рамках контроля за исполнение предписаний об устранении ранее выявленного нарушения, в материалах дела нет.

В соответствии со статьей 2 Закона о милиции одной из задач милиции является предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений. В обязанности милиции входит предотвращение и пресечение преступлений и административных правонарушений, выявление обстоятельств, способствующих их совершению, и принятие мер в пределах своих прав к устранению данных обстоятельств (пункт 1 статьи 10 Закона о милиции).

Сотрудникам милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей в соответствии с пунктом 5, 25 статьи 11 указанного закона предоставляется право:

составлять протоколы об административных правонарушениях

при наличии данных о влекущем административную ответственность нарушении законодательства  , регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, в целях установления оснований для возбуждения дела об административном правонарушении по мотивированному постановлению начальника органа внутренних дел (органа милиции) или его заместителя требовать при проверке имеющихся данных, указывающих на признаки преступления, обязательного проведения в срок не более тридцати дней проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, а также самостоятельно проводить в указанные сроки такие проверки и ревизии  , изымать при производстве проверок и ревизий документы либо их копии с обязательным составлением протокола и описи изымаемых документов либо их копий.

Как следует из материалов дела, заместителем начальника ОВД по МО г.Салехард ФИО2 постановление от 04.05.2008 № 107 (лист дела 12) о проведении проверки (ревизии) финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности ИП ФИО1 вынесено на основании рапорта инспектора ОБППР ОВД по МО г.Салехард ФИО3 от 04.05.2008 (лист дела 14), составленного по факту обращения неизвестной гражданки.

Закон о милиции, как верно отметил суд, не устанавливает ограничений в части приема сотрудниками органов внутренних дел и реагирования на сообщения о совершенных правонарушениях, поступившие от неустановленных лиц (анонимные сообщения).

Сообщение неизвестного лица было соответствующим образом зарегистрировано инспектором ОБППР ОВД по МО г.Салехард согласно Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, утвержденной приказом МВД России от 01.12.2005 № 985 (далее - Инструкция).

Пункт 7 Инструкции возлагает на органы внутренних дел обязанность принимать поступающие сообщения о происшествиях, вне зависимости от места и времени совершения происшествий, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления. При поступлении сообщения о происшествии по телефону доверия сотрудник, принявший сообщение, фиксирует его в журнале учета обращений по телефону доверия, рапортом оформляет сообщение и передает в дежурную часть для незамедлительной регистрации в книге учета сообщений о происшествиях (КУСП), докладывает начальнику органа внутренних дел о поступившем сообщении (пункт 14 Инструкции). В КУСП регистрируются, помимо прочего, сообщения и письменные заявления о событиях, требующих проверки для обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения (пункт 16 Инструкции).

В соответствии с пунктом 27 Инструкции оперативный дежурный органа внутренних дел после регистрации в КУСП сообщения о происшествии принимает меры реагирования в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность органов внутренних дел. Проверка сообщений о происшествиях осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность органов внутренних дел.

При проведении проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности сотрудники милиции руководствуются Инструкцией о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, утвержденной приказом МВД РФ от 02.08.2005 № 636 (далее - Инструкция о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий).

Проверку финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности (далее - проверка) назначают уполномоченные на то должностные лица органа внутренних дел (органа милиции), указанные в приложении № 2 к Приказу об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий (пункт 10 Инструкции). По результатам проведения проверки сотрудниками милиции составляется акт проверки финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности (пункт 13 Инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий). По результатам проверки, ревизии принимается, кроме прочих, решение о передаче материалов по подведомственности, в том числе для решения вопроса о рассмотрении материалов в рамках производства по делам об административных правонарушениях (пункт 27 указанной инструкции).

Действия органов внутренних дел в рассматриваемой ситуации полностью соответствовали требованиям Инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий: постановление о проведении проверки № 107 вынесено заместителем начальника ОВД по МО г.Салехард (лист дела 12); по результатам проведения проверки сотрудниками милиции составляется акт проверки финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности № 167 (лист дела 13) и протокол об административном правонарушении № 002632 (лист дела 10); 05.05.2008 вынесено определение о передаче материалов дела по подведомственности в Управление Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкого автономного округа (лист дела 9, 11).

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии нарушений процессуальных требований при составлении протокола и при рассмотрении материалов административного дела. Вследствие чего полученные в ходе производства доказательства (протокол, объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении) в их совокупности являются достаточными для решения вопроса о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения.

Поскольку факт совершение индивидуальным предпринимателем ФИО1 правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.15 КоАП, подтверждается материалами дела и не оспаривается самим предпринимателем, процессуальных нарушений судом не выявлено, то основания для признания незаконным и отмены постановления № 483 от 16.05.2008 отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд именем Российской Федерации

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.06.2008 по делу № А81-2124/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу– без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

Н.А. Шиндлер

Судьи

О.Ю. Рыжиков

Е.П. Кливер