ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 08АП-3866/2021 от 29.06.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

05 июля 2021 года

                           Дело №   А46-18376/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме июля 2021 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи  Рыжикова О.Ю.,

судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Омаровой Б.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-3866/2021 ) Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 24.02.2021 по делу № А46-18376/2020 (судья Чулков Ю.П.), принятое по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области (ИНН 5503079359, ОГРН 1045504007658, 644043, Омская область, г. Омск, ул. Красный Путь, 3) к индивидуальному предпринимателю Сычеву Олегу Владимировичу (ИНН 551100001703, ОГРНИП 304551109700024) о взыскании 11 111 460 руб., полученных из областного бюджета в качестве субсидий,

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Омской области,

при участии в судебном заседании представителей:

от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области – ФИО2 по доверенности от 30.03.2021 № ИСХ-21/МСХ-212;

от индивидуального предпринимателя ФИО1 – ФИО3 по доверенности от 02.12.2020;

установил:

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее –Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее - ИП ФИО1, предприниматель, ответчик) о взыскании 10 000 000 руб. полученных из областного бюджета в качестве субсидий на оказание несвязанной поддержки на производство льна-долгунца, 1 111 460 руб. полученных из областного бюджета в качестве субсидий на возмещение части затрат на приобретение элитных семян.

Определением от 01.12.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Омской области (далее - ИИФНС России № 2 по Омской области, инспекция).

Решением Арбитражного суда Омской области от 24.02.2021 по делу № А46-18376/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.

В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что ИП ФИО1 в 2019 году не мог претендовать на получение субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства, поскольку не обладал статусом сельскохозяйственного производителя ввиду того, что доля дохода предпринимателя от реализации сельскохозяйственной продукции, ее первичной и последующей (промышленной) переработки в 2018 году составила менее 70 %.

В письменном отзыве  ИП ФИО1 не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

 В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представитель ИП ФИО1 возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

МИФНС России № 2 по Омской области, надлежащим образом уведомленная о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, ходатайства об отложении судебного разбирательства не заявила, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие у неявившегося участника арбитражного процесса в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.

Между Министерством и ИП ФИО1 18.04.2019 заключено соглашение № 5л (далее - соглашение № 5л) о предоставлении из областного бюджета на 2019 год субсидии на оказание несвязанной поддержки в области производства льна-долгунца.

Средства субсидии в общей сумме 10 000 000 руб. перечислены предпринимателю платежными поручениями от 24.04.2019 № 1458 и от 27.09.2019 № 7716.

Между Министерством и ИП ФИО1 21.07.2019 заключено соглашение № 3/2э (далее - соглашение № 3/2э) о предоставлении из областного бюджета на 2019 год субсидии на возмещение затрат на приобретение элитных семян. Средства субсидии в общей сумме 1 111 460 руб. перечислены предпринимателю платежным поручением от 25.07.2019 № 4722.

Министерством в период с 04.02.2020 по 06.02.2020 и с 15.06.2020 по 30.06.2020 проведена плановая проверка соблюдения ИП ФИО1 условий, целей и порядка, установленных при предоставлении субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства, по итогам которой 21.07.2020 составлен акт.

В указанном акте зафиксировано, что ИП ФИО1 при получении субсидии на поддержку сельскохозяйственного производства в Министерство предоставлены недостоверные сведения о своей производственной деятельности, а именно не отражен доход по основному виду деятельности ОКВЭД 47.11 «Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах», а также прочие доходы, облагаемые по упрощенной системе налогообложения, в сумме 6 733 009 руб. Таким образом, доля дохода ИП ФИО1 от реализации сельскохозяйственной продукции, ее первичной и последующей (промышленной) переработке в 2018 году составила менее чем 70 %.

С учетом указанного Министерство посчитало, что ИП ФИО1 в 2018 году статусом сельскохозяйственного производителя не обладал и, следовательно, не относился к категории получателей субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства.

Министерством направлено предпринимателю уведомление о возврате средств областного бюджета, полученных  в виде субсидий.

Поскольку средства субсидии предпринимателем в областной бюджет не возвращены, Министерство обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском о взыскании с ИП ФИО1 10 000 000 руб.- денежных средств, полученных из областного бюджета в качестве субсидий на оказание несвязанной поддержки на производство льна-долгунца, 1 111 460 руб. - денежных средств, полученных из областного бюджета в качестве субсидий на возмещение части затрат на приобретение элитных семян.

24.02.2021 Арбитражный суд Омской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

Порядок и условия предоставления субсидий за счет бюджетных средств регламентирован статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Частью 2 статьи 78 БК РФ установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в числе прочего, из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Из части 3 статьи 78 БК РФ следует, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В соответствии с подпунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» государственная аграрная политика реализуется в том числе путем предоставления сельскохозяйственным производителям бюджетных средств.

Согласно статье 3 указанного закона сельскохозяйственными производителями признаются в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе СХТП от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем 70 % за календарный год.

В соответствии со статьей 78 БК РФ постановлением Правительства Омской области от 27.02.2013 № 30-п утверждены Порядок предоставления из областного бюджета субсидий на поддержку отдельных подотраслей растениеводства (Порядок по растениеводству) и Порядок предоставления из областного бюджета субсидий на оказание несвязанной поддержки в области производства льна-долгунца (далее - Порядок по льну).

Названным Порядком регулируется предоставление Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, категории получателей субсидий, условия и порядок предоставления субсидий, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Пунктом 12 Порядка по растениеводству и подпунктом 4 пункта 5 Порядка по льну определена категория получателей субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства, к которой отнесены исключительно сельскохозяйственные производители.

Таким образом, получатели субсидий в соответствии с Порядком по растениеводству и Порядком по льну обязаны иметь статус сельскохозяйственного товаропроизводителя и отвечать критериям, установленным статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

Вцеляхподтверждениястатусасельскохозяйственногопроизводителя индивидуальные предприниматели в соответствии с подпунктом 1 пункта 11 Порядка по растениеводству и подпунктом 1 пункта 8 Порядка по льну представляют в Министерство отчетностьофинансово-экономическомсостояниитоваропроизводителей агропромышленного комплекса за предыдущий год и отчетные периоды текущего года.

ИП ФИО1 с заявлениями о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки в области производства льна-долгунца и с заявлением о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на приобретение элитных семян в Министерствобылапредставленаотчетность,подтверждающаястатус сельскохозяйственного производителя.

Вместе с тем, Департамент в апелляционной жалобе указал на то, что согласно сведениям уточненной декларации за 2018 год ИП ФИО1 не подтвердил  статус сельскохозяйственного производителя, поскольку доля его доходов от реализации сельскохозяйственной продукции составляет 59,2 %, т.е. менее 70% установленных в действующем законодательстве.

Согласно расчету Министерства, сумма доходов ИП ФИО1 за 2018 год составляет 87 033 000 руб., а сумма доходов от реализации сельскохозяйственной продукции - 51 501 000 руб.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит необоснованным довод  Министерства о  несоответствии в 2018 году предпринимателя статусу сельскохозяйственного производителя вследствие составляющей в структуре его доходов менее 70 % доли дохода от реализации сельскохозяйственной продукции, ее первичной и последующей (промышленной) переработки.

Вопреки доводам Министерства, согласно уточненной налоговой декларации за 2018 год в связи применением упрощенной системы  налогообложения общая сумма доходов ИП ФИО1 в целях составила 65 535 959 руб. (т.2 л.д. 27)

Данная сумма доходов  также зафиксирована в книге продаж предпринимателя, а также указана  в отзыве Межрайонной ИФНС № 2 по Омской области.

Также подлежит учету сумма доходов от розничной торговли ( вмененный доход) указанная предпринимателем в протоколе разногласий ( т.1 л.д. 54) - 8 007 200 рублей.

Таки образом, расчет должен проводиться следующим образом:51 501 000/73 543 200*100% = 70,1 %, т.е. отраженные сведения свидетельствуют о соответствии предпринимателя предъявляемым законом к получателям субсидий требованиям.

Иных доказательств и доводов, подтверждающих несоответствие ИП ФИО1 статусу сельскохозяйственного производителя, Министерством не представлено.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции сделал соответствующие фактическим обстоятельствам дела выводы и основывался на правильном применении норм материального права, не допустив при разрешении спора нарушений норм процессуального закона. Принятое по делу решение отмене или изменению не подлежит, правовых оснований для удовлетворения  апелляционной жалобы истца  не имеется.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы  не распределяются, поскольку Департамент при подаче апелляционной жалобы государственную пошлину не платил  и согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Омской области от 24.02.2021 по делу № А46-18376/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме.

Председательствующий

О.Ю. Рыжиков

Судьи

Н.Е. Иванова

 Н.А. Шиндлер