ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 08АП-4107/13 от 18.07.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

25 июля 2013 года

Дело № А75-10394/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2013 года

Постановление изготовлено в полном объеме 25 июля 2013 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Золотовой Л.А.,

судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4107/2013) Общества с ограниченной ответственностью «Авиакомпания СКОЛ»

на решение Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа от 13.03.2013 по делу № А75-10394/2012 (судья Шабанова Г.А.),

принятое по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Авиакомпания СКОЛ» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Ханты-Мансийской таможне

о признании действий незаконными,

при участии в судебном заседании представителей:

от Общества с ограниченной ответственностью «Авиакомпания СКОЛ» - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;

от Ханты-Мансийской таможни – ФИО1 (паспорт, по доверенности № 59 от 25.12.2012 сроком действия по 31.12.2013); ФИО2 (паспорт, по доверенности № 28 от 12.02.2013 сроком действия по 31.12.2013).

установил  :

Общество с ограниченной ответственностью «Авиакомпания СКОЛ» (далее - ООО «Авиакомпания СКОЛ», Общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании действий Ханты-Мансийской таможни (далее - таможенный орган, Таможня) незаконными и обязании оформить в таможенном отношении противообледенительную жидкость TKS 406 В в качестве припасов.

Решением от 13.03.2013 по делу № А75-10394/2012 в удовлетворении требований заявителя было отказано со ссылкой на положения части 7 статьи 365 ТК, исключающих возможность использования припасов в целях, не связанных с международной перевозкой грузов.

В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя. В обоснование своей позиции податель жалобы отмечает, что припасы - противообледенительная жидкость TKS 406В были задекларированные в Псковской таможне в соответствии с п. 2 ст. 364 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС) и, соответственно, повторное их декларирование в Ханты-Мансийской таможне не требуется. По убеждению подателя жалобы, с учетом положения ст. 342 ТК ТС декларировать товары в соответствии с главой 50 ТК ТС в качестве припасов не могут лица государства-члена таможенного союза, либо если указанные товары ввозятся на таможенную территорию Таможенного союза на транспортном средстве, зарегистрированном в государстве-члене таможенного союза, что противоречит норме права установленной п. 3 ст. 364 ТК ТС, которая устанавливает равные возможности по осуществлению таможенных операций в отношении припасов вне зависимости от страны регистрации или национальности водных судов, воздушных судов или поездов.

В представленном в апелляционный суд отзыве на жалобу заявителя таможенный орган выразил свое несогласие с доводами жалобы, считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене или изменению.

Суд апелляционной инстанции в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя Общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не заявившего ходатайства об его отложении.

Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, установил следующие обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью «Авиакомпания «СКОЛ» выполнило международный рейс № 67434 по маршруту ФИО3 - Ханты-Мансийск на воздушном судне CESSNA 208B (Серийный номер 208В2316, регистрационный номер RA-67434). Перегон воздушного судна осуществлялся из г. Вичита (США) в г. Ханты-Мансийск. Данное воздушное судно прибыло в аэропорт Ханты-Мансийск 03.08.2012. После прибытия в зону деятельности Ханты-Мансийского таможенного поста – воздушное судно помещено под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) по ДТ № 10505060/030812/0000012.

В отношении воздушного судна Ханты-Мансийским таможенным постом проведен таможенный осмотр и составлен акт таможенного осмотра № 10505060/030812/000029. На борту судна находилась протиообледенительная жидкость TKS 406B объёмом 55 галлонов (208 литров).

Согласно отчета № 0000002 от 03.08.2012 о принятии товаров на хранение, противообледенетильная жидкость помещена во временную зону таможенного контроля ООО «Авиакомпании «СКОЛ», которая создана приказом Ханты-Мансийской таможни от 02.08.2012 № 377. 14.09.2012 данный товар перемещён на склад временного хранения «ООО «Юграавиа», согласно отчета № 0000003 от 14.09.2012 о принятии товаров на хранение, где находится по настоящее время.

27.11.2012 ООО «Авиакомпанией «СКОЛ» подало заявление исх. № 4890-С с целью оформления в таможенном отношении протиообледенительной жидкости TKS 406B.

29.11.2012 Ханты-Мансийским таможенным постом отказано в таможенном оформлении протиообледенительной жидкости TKS 406B в соответствии с главой 50 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС), указав, что данная жидкость должна рассматриваться как отдельный товар с уплатой таможенных платежей и не может рассматриваться как припасы, предназначенные для обеспечения эксплуатации и технического обслуживания на основании п. 7 ст. 365 ТК ТС.

Полагая, что действия Таможни по отказу в оформлении противообледенительной жидкости в качестве припасов незаконны, Общество обратилось в арбитражный суд с вышеназванными требованиями.

Решением от 13.03.2013 по делу № А75-10394/2012 в удовлетворении требований заявителя было отказано.

Означенное решение суда первой инстанции обжалуется в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.

Подпунктом 23 пункта 1 статьи 4 ТК ТС установлено, что припасы – это товары:

- необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских (речных) судов, судов внутреннего плавания, судов плавания "река - море", судов на подводных крыльях, судов на воздушной подушке и маломерных судов, включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи (далее -водные суда), воздушных судов и поездов в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки, за исключением запасных частей и оборудования;

- предназначенные для потребления пассажирами и членами экипажей на борту водных судов, воздушных судов или пассажирами и работниками поездных бригад в поездах, независимо от того, продаются эти припасы или нет;

- предназначенные для продажи пассажирам и членам экипажей водных судов, воздушных судов без цели потребления указанных припасов на борту этих судов.

Порядок использования припасов установлен статьей 365 ТК ТС. В частности, согласно пункту 2 названной статьи при совершении запланированной посадки воздушных судов в одном аэропорте или нескольких аэропортах, которые находятся на таможенной территории таможенного союза, припасы, предназначенные для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания этих судов, и припасы, предназначенные для потребления членами экипажей и пассажирами во время нахождения воздушных судов в пунктах посадки и во время перелета между ними, могут использоваться во время нахождения воздушных судов в пунктах посадки и во время перелета между ними.

Припасы, предназначенные для продажи пассажирам и членам экипажей воздушных судов без цели их потребления на борту этих судов, могут продаваться во время нахождения воздушных судов на таможенной территории таможенного союза при условии, что их продажа осуществляется на борту этих судов (пункт 3 статьи 365 ТК ТС).

Припасы могут с разрешения таможенного органа временно выгружаться, передаваться соответственно на другие суда или в другие поезда, осуществляющие международные перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, если соблюдаются условия, предусмотренные настоящей главой (пункт 6 статьи 365 ТК ТС).

В соответствии с пунктом 1 статьи 364 ТК ТС таможенные операции в отношении припасов при ввозе на таможенную территорию таможенного союза производятся в местах прибытия, при вывозе с таможенной территории таможенного союза - в местах начала международной перевозки либо местах убытия.

Таким образом, исходя из содержания ст. 363-365 ТК ТС перемещение припасов через таможенную границу таможенного союза осуществляется при международной перевозке грузов, пассажиров и (или) багажа транспортным средством международной перевозки.

Об этом свидетельствуют также положения подпункта 3 пункта 1 статьи 159 ТК ТС, называющие среди документов и сведения, представляемых таможенному органу при прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза при международной перевозке воздушным транспортом, документ, содержащий сведения о бортовых припасах.

Пунктами 39 и 40 пункта 1 статьи 4 ТК ТС определено, что

- транспортные средства - категория товаров, включающая любое водное судно, воздушное судно, автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп, железнодорожное транспортное средство (железнодорожный подвижной состав, единица железнодорожного подвижного состава) или контейнер с предусмотренными для них техническими паспортами или техническими формулярами запасными частями, принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанными транспортными средствами;

- транспортные средства международной перевозки - транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию таможенного союза или вывозимые за ее пределы в целях начала и (или) завершения международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования;

Согласно пункту 7 статьи 365 ТК ТС использование припасов в целях, не предусмотренных главой 50 ТК ТС, т.е. если не осуществляется международная перевозка грузов, пассажиров и (или) багажа транспортным средством международной перевозки, допускается при их помещении под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта.

Как было установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, воздушное судно Общества после прибытия в зону деятельности Ханты-Мансийского таможенного поста помещено под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) по ДТ № 10505060/030812/00000012 и приобрело статус товара, который подлежит использованию в рамках главы 37 ТК ТС, а не статус транспортного средства международной перевозки.

На основании вышеизложенного, суд первой инстанции заключил правомерный вывод о том, что противообледенительная жидкость TKS 406B, ввезенная в Российскую Федерацию совместно с воздушным судном, задекларированным как товар, также подлежит декларированию как отдельный товар в соответствии с таможенной процедурой и не может рассматриваться при декларировании как припасы.

Апелляционная коллегия не принимает во внимание утверждение подателя жалобы о том, что с учетом положения ст. 342 ТК ТС декларировать товары в соответствии с главой 50 ТК ТС в качестве припасов не могут лица государства-члена таможенного союза, что противоречит норме права установленной п. 3 ст. 364 ТК ТС, поскольку, Общество самостоятельно избрало таможенную процедуру временного ввоза транспортного средства (товара), при ввозе воздушного судна на таможенную территорию таможенного союза. Более того, Общество не представило в материалы дела доказательств осуществления международной перевозки. Вопрос о наличии или отсутствии у заявителя как лица государства-члена таможенного союза права на декларирование товаров в соответствии с главой 50 ТК ТС в качестве припасов, не входит в предмет настоящего спора.

Довод заявителя о том, что припасы - противообледенительная жидкость TKS 406В были задекларированные в Псковской таможне в соответствии с п. 2 ст. 364 Таможенного кодекса таможенного союза и, соответственно, повторное декларирование припасов в Ханты-Мансийской таможне не требуется, опровергается материалами дела. А именно, Общество не представило суду доказательств декларации в Псковской таможне припасов.

Более того, в силу норм действующего законодательства заявитель не имел такой возможности.

Как усматривается из материалов дела, совершив международный авиаперелет по маршруту ФИО3, при прибытии в международный пункт пропуска зоны деятельности Псковской таможни, воздушное судно CESSNA 208В ООО «Авиакомпания СКОЛ» совершила техническую посадку в связи с дозаправкой и сменой экипажа, о чем сделаны соответствующие отметки должностным лицом Псковской таможни на генеральной декларации (л.д. 62).

В соответствии с п.3 ст. 215 ТК ТС - таможенный транзит не применяется в отношении товаров, перевозимых воздушным транспортом, если воздушное судно во время совершения международного рейса в месте прибытия совершает промежуточную или вынужденную (техническую) посадку без частичной разгрузки (выгрузки) товаров.

Местом прибытия воздушного судна и доставки товаров являлся г. Ханты-Мансийск, таможенным органом назначения являлась Ханты-Мансийская таможня, поэтому декларирование товаров могло быть только осуществлено в Ханты-Мансийской таможне.

Таким образом, довод заявителя о декларировании припасов в генеральной декларации является не состоятельным.

Суд апелляционной инстанции считает, что Обществом в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.

Обществом при подаче апелляционной жалобы платежным поручением № 3984 от 23.04.2013 уплачена государственная пошлина в сумме 2000 руб., то есть в большем размере, чем это предусмотрено подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1000 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Авиакомпания СКОЛ» оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа от 13.03.2013 по делу № А75-10394/2012 – без изменения.

Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Авиакомпания СКОЛ» (ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000руб.00коп. уплаченную при подаче апелляционной жалобы пл. пор. № 3984 от 23.04.2013г. в излишнем размере.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

Л.А. Золотова

Судьи

А.Н. Лотов

Н.А. Шиндлер