Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Тюмень Дело № А46-17777/2019
Резолютивная часть постановления объявлена октября 2020 года . | |
Постановление изготовлено в полном объёме октября 2020 года . |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Туленковой Л.В.,
судей Куприной Н.А.,
ФИО1,
при протоколировании судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Емельяновой Е.В., рассмотрел кассационную жалобу министерства труда и социального развития Омской области на решение от 11.03.2020 Арбитражного суда Омской области (судья Лебедева Н.А.) и постановление от 26.06.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Еникеева Л.И., Аристова Е.В., Веревкин А.В.)
по делу № А46-17777/2019 по иску акционерного общества «Омскоблавтотранс» (644119, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) к министерству труда и социального развития Омской области (644007, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>)
о взыскании убытков.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - муниципальное предприятие города Омска «Пассажирсервис».
Путём использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Лебедева Н.А.) в заседании участвовали представители: акционерного общества «Омскоблавтотранс» - ФИО2 по доверенности от 25.12.2019 № 5, ФИО3
по доверенности от 25.12.2019 № 4; министерства труда и социального развития Омской области - ФИО4 по доверенности от 25.11.2019
№ ИСХ-19/МТСР16771.
Суд установил:
акционерное общество «Омскоблавтотранс» (далее – Общество) обратилось
в Арбитражный суд Омской области с иском, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к министерству труда и социального развития Омской области (далее – Министерство) о взыскании 809 215 рублей 06 копеек убытков.
В порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное предприятие города Омска «Пассажирсервис» (далее – Предприятие).
Решением от 11.03.2020 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 26.06.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены.
Министерство, не согласившись с принятыми по делу решением
и постановлением, обратилось в суд с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование кассационной жалобы заявителем приведены следующие доводы: судами нарушены статьи 2, 71, 170 АПК РФ, выводы судов
не мотивированы, не установлено, какие действия ответчика привели
к убыткам истца, таким образом, не доказана совокупность состава убытков (статья 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее – ГК РФ); истцом в нарушение статей 64, 65, 67 АПК РФ не доказано наличие технического сбоя терминалов; ссылка судов на постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление № 23) не корректна, так как публично-правовое образование (Омская область) не привлечено к участию в деле; судами не учтён порядок возмещения затрат на основании отчётности Общества, которая не представлена в части (пункт 3.1.5 договора о возмещении затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по проезду отдельным категориям граждан, проживающим на территории Омской области от 09.01.2019 (далее – договор от 09.01.2019); не оценены доводы ответчика, приведённые в обоснование своей правовой позиции, о недопущении необоснованного расходования бюджетных средств.
Отзывы на кассационную жалобу Обществом и Предприятием
в соответствии со статьёй 279 АПК РФ суду округа не представлены.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои правовые позиции, изложенные в кассационной жалобе и ранее в судах первой и апелляционной инстанций.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует и судами установлено, что между Министерством и Обществом (перевозчик) заключён договор от 09.01.2019, предметом которого (пункт 2.1) является взаимодействие сторон по возмещению перевозчику, осуществляющему регулярные перевозки в соответствии с законодательством, затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по проезду отдельным категориям граждан, проживающих на территории Омской области, в виде права бесплатного проезда автомобильным пассажирским транспортом общего пользования, осуществляющим регулярные перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок в пригородном и междугородном сообщении в пределах территории Омской области, порядок и условия перечисления средств областного бюджета на возмещение затрат, в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 25.11.2009 № 224-П «О мерах социальной поддержки по проезду отдельных категорий граждан в Омской области» (далее – постановление от 25.11.2009 № 224-П).
Согласно пунктам 3.1.1, 3.1.2, 3.1.3 договора от 09.01.2019 перевозчик обеспечивает перевозку граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, на исправном транспортном средстве всеми видами пассажирского транспорта с использованием электронных транспортных карт в пределах территории Омской области, выданных в соответствии с законодательством; техническую готовность к обслуживанию электронных транспортных карт, используемых при предоставлении мер социальной поддержки, в соответствии с требованиями к обслуживанию электронных транспортных карт, определёнными в приложении № 1 к договору; выход
на маршрут транспортных средств с транспортными терминалами, соответствующими требованиям, определённым в требованиях к обслуживанию. В случае выхода из строя транспортного терминала обеспечить движение транспортного средств до конечного остановочного пункта, дальнейшее движение транспортного средства по маршруту с конечного остановочного пункта с транспортным терминалом, соответствующим требованиям, определённым в требованиях к обслуживанию.
Перевозчик обязан предоставлять Министерству ежемесячную заявку
на возмещение затрат по форме согласно приложению № 2 к договору до 15 числа каждого месяца, предшествующего выплатному; с учётом вида транспорта общего пользования и сообщения: отчётность о фактическом количестве поездок отдельных категорий граждан, которым в соответствии с областным законодательством предоставлена мера социальной поддержки, отчёт о фактическом количестве поездок граждан и понесённых расходах на оказанные услуги по возмещению затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по проезду железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в пределах территории Омской области отдельным категориям граждан, по формам и в сроки, утверждённые приказом 55-п; расчёт суммы возмещения затрат по формам согласно приложениям № 3 - 6 к договору, в сроки, установленные для документов, предусмотренных пунктом 3.1.5.1 (пункты 3.1.4, 3.1.5 договора от 09.01.2019).
Министерство обязано в соответствии с пунктом 3.3.1 договора от 09.01.2019 производить возмещение затрат перевозчику в порядке, предусмотренном разделом 4 договора.
Согласно разделу 4 договора возмещение затрат производится
в пределах бюджетных ассигнований, определённых Министерству
на 2019 год, за счёт средств областного бюджета по бюджетной классификации Рз 10, Пр 03, ЦСР 03.5.01.10400, Вр 323, КОСГУ 263, СубКОСГУ 263.01.99. Сумма возмещения затрат определяется ежемесячно,
в соответствии с: отчётностью, представленной перевозчиком в соответствии с пунктом 3.1.5 договора; стоимостью проезда, определённой в размере: регулируемого тарифа на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, установленного органом местного самоуправления Омской области при осуществлении поездок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам; тарифа, установленного перевозчиком, осуществляющим регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам, но не более 2,3 рубля (с учётом налога на добавленную стоимость, далее – НДС) за каждый километр пути при осуществлении поездок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам; регулируемого тарифа на перевозки по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, установленного органом исполнительной власти Омской области при осуществлении поездок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам; тарифа, установленного перевозчиком, осуществляющим регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам, но не более 2,3 рубля (с учётом НДС) за каждый километр пути при осуществлении поездок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок
по нерегулируемым тарифам. По обращению перевозчика до 01.04.2019
в размере затрат перевозчика по перевозке пассажиров
по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок
по нерегулируемым тарифам, утверждённого органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим государственное регулирование тарифов; размером возмещения затрат на одну поездку в сумме, определяемой в соответствии с Методикой (пункты 4.1, 4.2 договора от 09.01.2019).
В силу пункта 4.3 договора от 09.01.2019 возмещение затрат осуществляется в размере не более стоимости 30 поездок по одной электронной транспортной карте в течение первого месяца календарного года независимо от вида транспорта и населённого пункта, в котором осуществлена поездка, и в размере не более 360 поездок по одной электронной транспортной карте в течение календарного года независимо от вида транспорта и населённого пункта, в котором осуществлена поездка, за исключением случаев, установленных областным законодательством.
В сумму возмещения затрат включаются затраты перевозчика,
не вошедшие в предшествующий отчётный период по причине технологического сбоя, при условии представления перевозчиком отчёта (пункт 4.4 договора от 09.01.2019).
Министерство производит возмещение затрат перевозчику путём перечисления денежных средств, поступивших из областного бюджета
в пределах утверждённых лимитов бюджетных обязательств и сумм фактического финансирования на счёт перевозчика (пункт 4.8 договора от 09.01.2019).
В установленный договором срок перевозчиком направлены Министерству отчёты, предусмотренные пунктом 3.1.5 договора, согласно данным, предоставленным Предприятием.
Согласно отчётам о фактическом количестве поездок граждан, которым в соответствии с областным законодательством предоставляются меры социальной поддержки по проезду автомобильным пассажирским транспортом общего пользования, осуществляющего регулярные перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок в пригородном, междугородном и городском сообщении в пределах территории Омской области за период с 21.05.2019 по 20.06.2019 перевозчик осуществил перевозку пассажиров, имеющих право на меры социальной поддержки в количестве 120 516 поездок, в результате сумма возмещения затрат составила 22 664 879 рублей 45 копеек.
Общество, проверив ведомости учёта билетов по льготникам
и контрольные отчёты, полученные из терминалов, выявило несоответствие фактических данных по количеству перевезённых пассажиров, имеющих право на меры социальной поддержки, с данными, переданными
в процессинговый центр Предприятия.
В связи с вышеуказанным Обществом составлены ведомости учёта билетов по льготникам, отражающие сведения о количестве совершённых поездок гражданами, имеющими право на меры социальной поддержки
за период с 21.05.2019 по 20.06.2019, согласно которым количество
не учтённых поездок составило 2 971 единицу на сумму 822 389 рублей
07 копеек.
Министерству Обществом направлено письмо от 10.07.2019 № 05/1193
с просьбой рассмотреть возможность корректировки отчёта за июнь
2019 года с включением информации о транзакциях, не вошедших
в предшествующий отчётный период, а также возмещения затрат от перевозки льготной категории граждан.
Письмом от 13.08.2019 № ИСХ-19/МТСР-11207 Министерство отказало перевозчику в возмещении затрат, в связи с чем Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении иска, руководствовался статьями 8, 12, 15, 16, 309, 310, 393, пунктом 5 статьи 790 ГК РФ, пунктами 16, 17 Постановления № 23, подпунктами 2 - 8 пункта 1, пунктами 2, 5 - 7, приложениями № 1, 2 Порядка возмещения затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по проезду отдельным категориям граждан, проживающих на территории Омской области, утверждённого постановлением правительства Омской области от 25.11.2009 № 224-п (далее – Порядок № 224-п), правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.06.2009 № 2992/09, и исходил из представления истцом в материалы дела доказательств, подтверждающих фактическое оказание услуг по перевозке, признав, что неверные сведения отчётности в электронной форме не могут служить обстоятельством, освобождающим от обязанности оплатить фактически оказанные услуги согласно договору.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции, отметив, что Общество не лишено права обосновать количество льготных перевозок своими собственными документами расчётным методом на основании анализа оборота билетной продукции, который имеет доказательственное значение. Причиной возникновения убытков в размере невозмещённых расходов у истца является не сбой в работе транспортных терминалов, а невыполнение Министерством своих обязательств по возмещению затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, в полном объёме. Поэтому невозможность сбора информации о фактическом количестве осуществлённых отдельными категориями граждан поездок в случае неисправности, сбоев в работе транспортных терминалов, не должно лишать истца права на получение мер государственной поддержки при перевозке льготных категорий пассажиров.
Спор по существу разрешён судами правильно.
В силу статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом
или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно пункту 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии
с законом или иными правовыми актами установлены льготы
или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров
и багажа, понесённые в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счёт средств соответствующего бюджета.
В соответствии с пунктом 16 Постановления № 23 организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно
или по льготной цене, имеют право получить с соответствующего публично-правового образования компенсации в виде не полученной
с потребителей платы. Публично-правовое образование может предотвратить возникновение у указанных организаций соответствующих убытков путём отмены или приостановления действия норм о тех или иных льготах, финансирование которых им не предполагается. Если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы
с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены
ли соответствующие средства в законе о бюджете.
Постановлением от 25.11.2009 № 224-п на территории Омской области установлены порядок предоставления мер социальной поддержки по проезду отдельным категориям граждан, проживающих на территории Омской области, порядок возмещения затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по проезду отдельным категориям граждан, проживающих на территории Омской области.
Из пункта 2 Порядка № 224-п следует, что возмещение таких затрат осуществляется за счёт средств областного бюджета.
В силу пунктов 5, 6 Порядка № 224-п возмещение затрат, связанных
с предоставлением мер социальной поддержки по проезду, предусмотренных подпунктами 2 - 8 пункта 1 Порядка, осуществляется на основании отчётности о фактическом количестве граждан и размера возмещения затрат на одну поездку в сумме, определяемой в соответствии с Методикой согласно приложению № 1 к Порядку; средства на возмещение затрат перечисляются на счета заключивших с Министерством договоры о возмещении затрат перевозчиков (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей), осуществляющих регулярные перевозки всеми видами пассажирского транспорта общего пользования в городском сообщении, регулярные перевозки автомобильным пассажирским транспортом общего пользования в пригородном и междугородном сообщении, перевозки внутренним водным пассажирским транспортом общего пользования
в пригородном сообщении, перевозки железнодорожным пассажирским транспортом общего пользования в пригородном сообщении в пределах территории Омской области граждан, на основании отчётности о фактическом количестве поездок граждан, в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ обстоятельства по делу и имеющиеся доказательства, в том числе ведомости учёта билетов по льготникам за период с 21.05.2019 по 20.06.2019, в которых указаны сведения из контрольных отчётов, полученных из терминалов, суды двух инстанций установили, что истцом оказаны услуги по перевозке отдельных категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, затраты на которые обязан возместить ответчик на основании договора от 09.01.2019, приняли во внимание, что в период с 21.05.2019 по 20.06.2019 произошёл технологический сбой работы программного обеспечения, поставленного на транспортных терминалах, учёт количества фактически осуществлённых перевозок отдельных категорий граждан, использующих электронные транспортные карты, зафиксирован терминалами, но в процессинговый центр Предприятия в связи с этим не передан.
При этом, исходя из того, что фактическое количество поездок данной категории граждан отражено в отчётах установленной формы, сдаваемых истцом в Министерство в целях последующего возмещения понесённых в связи с перевозкой льготных категорий граждан затрат, а также в ведомостях учёта билетов, суды первой и апелляционной инстанций сочли, что истцом фактически подтверждена сумма понесённых им затрат и пришли к обоснованному выводу о наличии у ответчика обязанности возместить в соответствии с условиями договора от 09.01.2019 данные затраты истца, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные исковые требования.
Судами правомерно отмечено, что согласно пояснениям третьего лица, данным в ходе судебного заседания, не исключена ситуация объективных перебоев в передаче информации по разным причинам: качество терминалов, Интернета, его пропускная способность, поэтому нарушение отчётности в электронной форме не может служить обстоятельством, освобождающим ответчика от обязанности оплатить истцу фактически оказанные услуги.
Установление подобного рода обстоятельств является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций, которые в силу присущих им дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия
и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешают дело на основе установления и исследования всех его обстоятельств.
Судами дана надлежащая оценка доказательствам и доводам сторон. Выводы судов, сделанные в результате всестороннего и полного исследования всех обстоятельств дела, не противоречат законодательству, основаны на анализе всех имеющихся в деле доказательств с точки зрения
их относимости, допустимости и достоверности каждого доказательства
в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств
в их совокупности (статьи 65, 67, 68, 71 АПК РФ), находятся в пределах судейской дискреции и не нарушают прав лиц, участвующих в деле, поэтому суд кассационной инстанции соглашается с позицией судов обеих инстанций.
Иная оценка заявителем кассационной жалобы собранной
по настоящему делу и исследованной судами доказательственной базы,
не свидетельствует о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Доводы, изложенные ответчиком в кассационной жалобе, являлись предметом исследования судов, как первой, так и апелляционной инстанций и отклонены ими с приведением соответствующих причин
в мотивировочных частях обжалуемых судебных актов, по своей сути, сводятся к несогласию Министерства с выводами судов, то есть, направлены
на переоценку имеющихся в деле доказательств и установление новых обстоятельств, отличных от установленных судами, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьёй 286 АПК РФ пределы его компетенции.
Полномочия вышестоящего суда по пересмотру дела должны осуществляться в целях исправления судебных ошибок в виде неправильного применения норм материального и процессуального права при отправлении правосудия, а не для пересмотра дела по существу.
Учитывая, что нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьёй 288 АПК РФ являются основанием
к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, судом округа
не установлено, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 11.03.2020 Арбитражного суда Омской области и постановление от 26.06.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу
№ А46-17777/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу –
без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Л.В. ФИО5
Судьи Н.А. Куприна
А.В. Хлебников