ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 08АП-4425/19 от 20.05.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, ifo@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

27 мая 2019 года

Дело № А70-18381/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2019 года

Постановление изготовлено в полном объеме мая 2019 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Грязниковой А.С.

судей Кливера Е.П., Краецкой Е.Б.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Зайцевой И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-4425/2019 ) Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, Ямало-Ненецком автономном округе на решение Арбитражного суда Тюменской области от 26.02.2019 по делу № А70-18381/2018 (судья Маркова Н.Л.), принятое по иску Управления Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Ямало-Ненецкому автономному округу к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Ямало-Ненецком автономном округе,

третьи лица - Федеральная служба государственной статистики, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области, Федеральное агентство по управлению Государственным имуществом, прокуратура Тюменской области, об обязании совершить определенные действия,

при участии в судебном заседании представителей:

от прокуратуры Тюменской области – Марченко Татьяны Викторовны (удостоверение ТО № 256401 выдано 01.03.2018 действительно до 01.03.2021, по поручению № 8-11-2019 от 26.04.2019, по доверенности № 8-7/29-2019 от 29.04.2019 сроком действия один год),

установил:

Управление Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Ямало-Ненецкому автономному округу (далее по тексту – истец, Управление государственной статистики) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ) об обязании Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, Ямало-Ненецком автономном округе (далее по тексту – МТУ Росимущества в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, Ямало-Ненецком автономном округе, ответчик) изъять в казну Российской Федерации долю мест общего пользования (6,52 кв.м), кадастровый № 72:09:1001005:1411, расположенную по адресу: Тюменская обл., Исетский р-н, с.Исетское, ул.Кирова, 16, закрепленную на праве оперативного управления за Управлением Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу (далее по тексту – Управление Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета заявленного сора, привлечены Федеральная служба государственной статистики, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области, Федеральное агентство по управлению Государственным имуществом, прокуратура Тюменской области (далее по тексту – Федеральная служба государственной статистики, Управление Росреестра по Тюменской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Прокуратура соответственно).

Решением от 26.02.2019 Арбитражный суд Тюменской области обязал МТУ Росимущества в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, Ямало-Ненецком автономном округе изъять из оперативного управления в казну Российской Федерации 8/100 доли мест общего пользования кадастровый № 72:09:1001005:1411, расположенных по адресу: Тюменская обл., Исетский р-н, с.Исетское, ул.Кирова, 16, закрепленные на праве оперативного управления за Управлением.

Не согласившись с принятым судебным актом, МТУ Росимущества в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, Ямало-Ненецком автономном округе обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Тюменской области от 26.02.2019 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.

В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на следующее: суд не принял во внимание, что согласно пункта 4.2.15 Приказа Росимущества от 19.12.2016 № 466, МТУ Росимущества в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, Ямало-Ненецком автономном округе закрепляет в установленном порядке, находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями, производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за указанными учреждениями по поручению Агентства по управлению государственным имуществом; поручения о принятии указанного в иске имущества в казну Российской Федерации не имеется.

Управление, Федеральная служба государственной статистики, Прокуратура в представленных суду апелляционной инстанции письменных отзывах на апелляционную жалобу не согласились с доводами жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Также письменный отзыв в материалы дела поступил от Управления Росреестра по Тюменской области, согласно которому, указанное лицо оставило разрешение апелляционной жалобы на усмотрение суда апелляционной инстанции.

Управление, МТУ Росимущества в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, Ямало-Ненецком автономном округе, Федеральная служба государственной статистики, Управление Росреестра по Тюменской области, Федеральное агентство по управлению Государственным имуществом, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ) рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствии указанных лиц.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Прокуратуры с доводами апелляционной жалобы не согласился, поддержал возражения, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на апелляционную жалобу, заслушав представителя прокуратуры, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, распоряжениями Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области от 16.10.2014 №330/03 «О закреплении на праве оперативного управления государственного имущества за Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области» и от 04.02.2015 №34/03 «О внесении изменений в распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области от 16.10.2014 № 330/03» Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области было передано на праве оперативного управления нежилое помещение общей площадью 23,3 кв.м, кадастровый № 72:09:1001005:1408 и доля мест общего пользования, площадью 6,52 кв.м, кадастровый № 72:09:1001005:1411, расположенные по адресу: Тюменская область, Исетский район, с.Исетское, улица Кирова, 16, что подтверждается Свидетельствами о государственной регистрации права от 16.02.2015 72 НМ 846010 и от 20.04.2015 72-72/010-72/010/002/2015-196/1, соответственно.

На основании приказа Федеральной службы государственной статистики от 09.08.2016 № 404 «О реорганизации Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ямало-Ненецкому автономному округу и создании Управления Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу» в г. Тюмени 01.01.2017 создано Управление Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу.

На основании изложенного, спорное помещение и доля мест общего пользования переданы Управлению, как универсальному правопреемнику, по передаточному акту имущества, прав и обязательств от 30.12.2016, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 19.01.2018 № КУВИ-001/2018-123105 и от 19.01.2018 № КУВИ -001/2018- 123129.

Письмами от 12.12.2017 № НМ-74-01/962-ЦА, от 30.01.2018 № HM-74-01/83-ЦА Управление обратилось в Федеральную службу государственной статистики с просьбой о даче согласия на изъятие из оперативного управления помещения и мест общего пользования, указанных выше.

Письмами от 27.12.2017 № АК-16-2/6107-ТО, от 01.03.2018 № АК-16-Г-2/900-ТО Федеральная службу государственной статистики, учитывая необходимость экономии бюджетных средств, выделенных на содержание закрепленной недвижимости, отсутствие производственной необходимости владения федеральным недвижимым имуществом, принимая во внимание проведенные организационно-штатные мероприятия, согласовал изъятие из оперативного управления и передачу с баланса Управления в казну Российской Федерации помещения и места общего пользования.

Управление указывает, что закрепление за ним помещения на праве оперативного управления возлагает на него дополнительные расходы по содержанию имущества, которое Управлением не используется.

В связи с тем, что места общего пользования не используются с января 2018 года, отсутствуют лимиты обязательств на оплату услуг по коммунальному обслуживанию и их содержанию, Управление обратилось в МТУ Росимущества в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, Ямало-Ненецком автономном округе с письмом от № НМ-74-01/330-ИС о рассмотрении вопроса об изъятии помещения из оперативного управления.

Данный вопрос до настоящего времени не решен.

Полагая, что непринятие спорного имущества в казну Российской Федерации нарушает принцип соблюдения эффективности использования федерального имущества, Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением об обязании изъятья из его оперативного управления спорного имущества в казну Российской Федерации

26.02.2019 Арбитражным судом Тюменской области принято решение об удовлетворении заявленных требований, обжалуемое в апелляционном порядке.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.

Статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации  (далее по тексту – ГК РФ) предусмотрено, что право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику.

Согласно пункту 1 статьи 120 ГК РФ права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со статьями 296, 298 названного Кодекса.

Учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества (пункт 1 статьи 296 Гражданского кодекса).

Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества (пункт 2 статьи 296 Гражданского кодекса).

Как разъяснено в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации», учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется, распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника данного имущества и назначением этого имущества. Собственник имущества учреждения может распорядиться по своему усмотрению только изъятым, излишним, неиспользуемым либо используемым не по назначению имуществом.

По правилам части 3 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Согласно статье 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.

В силу части 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

На основании положений части 1 статьи 235, статьи 236, части 3 статьи 299 ГК Управление имеет право на отказ от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления и праве постоянного (бессрочного) пользования.

Учитывая, что 8/100 доли мест общего пользования с кадастровым № 72:09:1001005:1411, расположенных по адресу: Тюменская обл., Исетский р-н, с.Исетское, ул.Кирова, 16, не используются истцом, при этом на Управление возлагаются дополнительные расходы по содержанию указанного недвижимого имущества, передача спорного имущества в казну Российской Федерации согласована с Федеральной службой государственной статистики, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что истец реализовал свое право на отказ от права оперативного управления и права постоянного (бессрочного) пользования указанными объектами.

В силу пункта 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 (далее по тексту – Положение № 432), Росимущество осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.

Пунктом 4 Положения № 432 предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Согласно пунктам 4.1.2, 4.1.9 приложения № 15 к приказу Росимущества от 29.09.2009 № 278 «О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом» Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, Ямало-Ненецком автономном округе самостоятельно осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в частности осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности; закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.

Таким образом, изложенные полномочия в сфере деятельности ответчика опровергают доводы апелляционной жалобы.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание наличие у Управления права на отказ от закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества, неиспользование имущества в соответствии с целями деятельности Управления, согласование вопроса изъятия у истца спорного имущества из оперативного управления с Федеральной службой государственной статистики, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для обязания МТУ Росимущества в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, Ямало-Ненецком автономном округе изъять из оперативного управления в казну Российской Федерации спорное имущество, закрепленное на праве оперативного управления за истцом.

Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы представленных в суд первой инстанции возражений, которым дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном акте, и направлены лишь на переоценку обстоятельств дела. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ. Номы материального и процессуального права судом первой инстанции применены правильно.

С учетом изложенного, принятое по делу решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.

Вопрос о распределении судебных расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не разрешается, поскольку МТУ Росимущества в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, Ямало-Ненецком автономном округе при подаче апелляционной жалобы не платило государственную пошлину в силу его освобождения на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от ее уплаты.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Тюменской области от 26.02.2019 по делу № А70-18381/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Выдача исполнительных листов осуществляется судом первой инстанции после поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.

При условии предоставления копии настоящего постановления, заверенной в установленном порядке, в суд первой инстанции взыскатель вправе подать заявление о выдаче исполнительного листа до поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.

Председательствующий

А.С. Грязникова

Судьи

Е.П. Кливер

 Е.Б. Краецкая