ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Омск
11 марта 2021 года | Дело № А70-12205/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2021 года
Постановление изготовлено в полном объеме марта 2021 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-449/2021 ) Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 14.12.2020 по делу № А70-12205/2020 (судья Коряковцева О.В.), принятое по заявлению Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тюменской области (ОГРН 1047200654995, ИНН 7202130510, адрес: 625048, Тюменская область, город Тюмень, улица Максима Горького, 72) к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Ямало-Ненецком автономном округе (ОГРН 1097232017574, ИНН 7202198042, адрес: 625000, Тюменская область, город Тюмень, улица Володарского, дом 10, офис 210), третье лицо – Замогильных Владимир Михайлович, о признании недействительным распоряжения от 25.12.2019 №72-1032-р в части пункта 4 приложения № 1,
при участии в судебном заседании представителей:
от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тюменской области – представитель ФИО2 (по доверенности № 5303 от 03.08.2020 сроком действия 1 год);
установил:
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тюменской области (далее – заявитель, ГУ МЧС России по Тюменской области) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Ямало-Ненецком автономном округе (далее – МТУ Росимущества, заинтересованное лицо) о признании недействительным распоряжения от 25.12.2019 № 72-1032-р в части пункта 4 приложения № 1.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ФИО1 (далее – Замогильный В.М., третье лицо).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 14.12.2020 по делу № А70-12205/2020 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель, ссылаясь на договор купли-продажи квартиры от 02.12.1996, указывает, что сделка совершена между ФИО3 (продавец) и УГПС УВД Тюменской области (покупатель), соответственно, право собственности на квартиру возникло у УГПС УВД Тюменской области, а не у Российской Федерации. В федеральную собственность квартира не передавалась, на правах оперативного управления ни за УГПС УВД Тюменской области, ни за ФГКУ «18 ОФПС по Тюменской области» не закреплялась. Податель жалобы ссылается на то, что ФГКУ «18 ОФПС по Тюменской области» зарегистрировано в ЕГРЮЛ 18.12.2002, право оперативного управления на квартиру подлежало обязательной государственной регистрации в силу статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), которая не была проведена.
ГУ МЧС России по Тюменской области полагает, что ни заявитель, ни ФГКУ «18 ОФПС по Тюменской области» не обладали и не обладают полномочиями по регистрации права собственности на объекты недвижимости, указанными полномочиями наделено Росимущество.
От МТУ Росимущества поступил отзыв на апелляционную жалобу.
До начала судебного заседания от МТУ Росимущества поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судебное заседание проведено в его отсутствие с учетом его надлежащего извещения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ГУ МЧС России по Тюменской области поддержал доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителя ГУ МЧС России по Тюменской области, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, по договору купли-продажи от 02.12.1996 Управление Государственной противопожарной службы УВД Тюменской области приобрело у гражданки ФИО3 двухкомнатную квартиру общей площадью 43 кв.м, расположенную по адресу: <...> (том 1 л. д. 42).
На основании указанного договора купли-продажи квартира с 01.01.1998 внесена в реестр федеральной собственности, что подтверждается инвентарной карточкой учета нефинансовых активов с датой открытия 01.01.1998 (том 1 л. д. 44).
Из общедоступных сведений, размещенных на официальном сайте МЧС России (www.mchs.gov.ru) следует, что до 2001 года Государственная противопожарная служба МЧС России входила в состав МВД России в качестве единой самостоятельной оперативной службы, с 01.01.2002 Государственная противопожарная служба вошла в МЧС России.
05.08.2003 вышеозначенная квартира была предоставлена для проживания бывшему начальнику ФИО4 ОГПС-18 ФИО1
В соответствии с приказом МЧС России от 26.09.2019 № 522 ФГКУ «18 ОФПС по Тюменской области» было ликвидировано как учреждение, находящееся в ведении МЧС России, расположенное в Тюменской области, правопреемником ликвидируемого учреждения установлено ГУ МЧС России по Тюменской области (том 1 л. д. 45-46).
Данным приказом так же установлен срок завершения ликвидации учреждения и передачи движимого, особо ценного движимого и недвижимого имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, а также земельных участков, закрепленных на праве бессрочного пользования, до 01.01.2020 с обеспечением председателем ликвидационной комиссии передачи правопреемнику учреждения указанного имущества.
Поручением Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 30.10.2019 исх. № СК-06/36553 было поручено территориальным органам Росимущества изъять из оперативного управления (прекратить право постоянного (бессрочного) пользования) ликвидируемых организаций МЧС России движимое и недвижимое имущество с его последующим закреплением на соответствующем вещном праве за территориальными органами МЧС России.
В связи с изложенными обстоятельствами заместителем председателя ликвидационной комиссии ФГКУ «18 ОФПС по Тюменской области» в адрес МТУ Росимущества было направлено обращение от 14.11.2019 исх. № 1604 с перечнем передаваемого имущества (в том числе спорной квартиры), находящегося на балансе учреждения, для изъятия и передачи ГУ МЧС по Тюменской области.
В ответ на указанное обращение МТУ Росимуществом принято оспариваемое распоряжение от 25.12.2019 № 72-1032-р (том 1 л. д. 19-21), в соответствии с которым у ФГКУ «18 ОФПС по Тюменской области» из оперативного управления изъято федеральное имущество, в том числе, вышеуказанная квартира, и закреплено на праве оперативного управления за ГУ МЧС России по Тюменской области.
Не согласившись с названным распоряжением в части пункта 4 приложения № 1, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
14.12.2020 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, которое обжаловано ГУ МЧС России по Тюменской области в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон № 122-ФЗ) был принят 21.07.1997 и вступил в действие с 01.02.1998 (в настоящий момент утратил силу).
Пункт 6 статьи 33 Закона № 122-ФЗ (в редакции от 21.07.1997) предусматривал применение его к правоотношениям, возникшим после введения его в действие. По правоотношениям, возникшим до введения Закона в действие, он применялся к тем правам и обязательствам, которые возникнут после введения его в действие.
Пунктом 1 статьи 6 Закона № 122-ФЗ было предусмотрено, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Из материалов дела следует, что договор купли-продажи спорной квартиры между УГПС УВД Тюменской области и ФИО3 заключен 02.12.1996, то есть до введения в действие Закона № 122-ФЗ.
Соответственно, в силу пункта 1 статьи 6 Закона № 122-ФЗ государственная регистрация договора купли-продажи от 02.12.1996 могла осуществляться по желанию обладателей и не являлась обязательной.
Из материалов дела следует, что спорная квартира была внесена в реестр федеральной собственности, что подтверждается инвентарной карточкой учета нефинансовых активов с датой открытия 01.01.1998 (том 1 л. д. 44).
Таким образом, вопреки позиции подателя жалобы, спорная квартира была приобретена государственным органом и, как следствие, передана в федеральную собственность с закреплением права пользования за ФГКУ «18 ОФПС по Тюменской области» с момента его создания.
В силу положений статьи 120 ГК РФ (в редакции от 05.05.2014) Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 ГК РФ.
Согласно статье 296 ГК РФ(в редакции от 05.05.2014) учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
В соответствии с пунктом 4 Положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 № 466 (далее по тексту - Положение), Межрегиональное территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской федерации, в порядке установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.
В соответствии с приказом МЧС России от 26.19.2019 № 522 «О ликвидации некоторых учреждений, находящихся в ведении МЧС России и дислоцированных в Уральском федеральном округе» ФГКУ «18 ОФПС по Тюменской области» было ликвидировано как учреждение, находящееся в ведении МЧС России, расположенное в Тюменской области, правопреемником ликвидируемого Учреждения установлено - ГУ МЧС России по Тюменской области.
Этим же приказом установлен срок завершения ликвидации Учреждения и передачи движимого, особо ценного движимого и недвижимого имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, а также земельных участков, закрепленных на праве постоянного бессрочного пользования за Учреждением, до 01.01.2020 с обеспечением Председателем ликвидационной комиссии Учреждения передачи правопреемнику учреждения указанного имущества.
Таким образом, поскольку ГУ МЧС России по Тюменской области является правопреемником ФГКУ «18 ОФПС по Тюменской области», то имущество, ранее принадлежащее ФГКУ «18 ОФПС по Тюменской области» на праве оперативного управления, подлежит передаче ГУ МЧС России по Тюменской области, в том числе, и спорная квартира.
Доводы подателя жалобы о том, что ГУ МЧС России по Тюменской области не обладает полномочиями по регистрации права собственности на объекты недвижимости, отклоняются апелляционным судом, поскольку оспариваемое заявителем распоряжение от 25.12.2019 № 72-1032-р обязанностей по регистрации квартиры на заявителя не возлагает.
Из пункта 5 распоряжения от 25.12.2019 № 72-1032-р следует, что обязанность по обеспечению государственной регистрации перехода права оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования возложена на отдел учета, контроля, управления имуществом государственной казны.
ФГКУ «18 ОФПС по Тюменской области» и ГУ МЧС России по Тюменской области предписано обеспечить в установленном порядке передачу и приём федерального имущества, представить акты о приеме-передаче в двухнедельный срок на утверждение МТУ Росимущество в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе (пункты 3, 4 распоряжения).
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Однако, передача спорной квартиры от ФГКУ «18 ОФПС по Тюменской области» правопреемнику - ГУ МЧС России по Тюменской области каким-либо образом прав заявителя и его интересов не нарушает, что также свидетельствует об отсутствии совокупности предусмотренных обязательных условий для признания распоряжения от 25.12.2019 № 72-1032-р недействительным в части пункта 4 приложения № 1.
Доводы апелляционной жалобы верных выводов суда первой инстанции не опровергают, а выражают свое несогласие с ними, что не может случить причиной для отмены судебного решения.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не распределяются в связи с освобождением заявителя от уплаты таковой.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тюменской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 14.12.2020 по делу № А70-12205/2020 – без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме.
Председательствующий | Н.А. Шиндлер | |
Судьи | Н.Е. Иванова А.Н. Лотов |