ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Омск
11 июня 2021 года | Дело № А46-17114/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2021 года
Постановление изготовлено в полном объеме июня 2021 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.
судей Дубок О.В., Ивановой Н.Е.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-4552/2021 ) Министерства строительства транспорта и дорожного хозяйства Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 11.03.2021 по делу № А46-17114/2020 , принятое по исковому заявлению Министерства строительства транспорта и дорожного хозяйства Омской области (ИНН 5503080121, ОГРН 1045504010925, 644099, Омская область, г. Омск, ул. Некрасова, 6) к Администрации Омского муниципального района Омской области (ИНН 5528003601, ОГРН 1025501867962, 644527, Омская область, Омский район, пос. Ростовка, 21) о возврате средств областного бюджета в размере 2 317 132 руб. 51 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Администрации Омского муниципального района Омской области – ФИО1, представитель по доверенности от 11.01.2021 № 5 сроком действия по 31.12.2021),
установил:
Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области (далее – истец, Министерство, Минстрой Омской области) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к Администрации Омского муниципального района Омской области (далее – ответчик, Администрация) о возврате средств областного бюджета в размере 2 317 132 руб. 51 коп.
Решением Арбитражного суда Омской области от 11.03.2021 по делу № А46-17114/2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Минстрой Омской области обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что на 31.12.2018 Администрация в рамках соглашения от 20.08.2018 № ДТ-212ср обязана выполнить два показателя - степень реализации мероприятия по реконструкции автомобильной дороги - 100%, ввод в эксплуатацию автомобильной дороги – 4,9 км; разрешение на ввод автомобильной дороги в эксплуатацию выдано 11.04.2019.
В письменном отзыве Администрация просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Министерство, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайство об отложении слушания по делу не заявило, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в отсутствие представителя указанного лица по имеющимся в деле доказательствам.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации поддержал доводы, изложенные в отзыве апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителя Администрации, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) постановлением Правительства Омской области от 26.06.2013 №146-п утвержден Порядок принятия решений о разработке государственных программ Омской области, их формирования и реализации, на основании пункта 3 которого постановлением Правительства Омской области от 16.10.2013 №262-п утверждена государственная программа Омской области «Развитие транспортной системы Омской области».
В рамках реализации Государственной программы принято Постановление Правительства Омской области от 01.03.2018 № 55-п «О распределении субсидий местным бюджетам из областного бюджета, определённых в 2018 году Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области» (далее - Постановление № 55-п).
Согласно пункту 25 Приложения № 1 Постановления № 55-п на реконструкцию автомобильной дороги, расположенной по адресу: Омская область, Омский район, от въезда на ул. Железнодорожная пос. Горячий Ключ до СНТ «Яблонька», инвентарный номер 90000790 из бюджета Омской области выделены денежные средства в размере 7 196 542,31руб.; на реконструкцию автомобильной дороги от шоссе до деревни 18 Партсъезд, инвентарный номер 90000312, расположенной по адресу: Омская область, Омский район, деревня 18 Партсъезд, от шоссе до дома № 1 по ул. Центральной из бюджета Омской области выделены денежные средства в размере 46 342 650,16 руб.
На основании Государственной программы и Постановления № 55-п 20.08.2018 между Министерством и Администрацией заключено Соглашение № ДТ-212ср о предоставлении субсидии Омскому муниципальному району Омской области на осуществление дорожной деятельности (далее – Соглашение № ДТ-212ср), предметом которого является определение порядка взаимодействия сторон в целях реализации мероприятий по строительству, реконструкции автомобильных дорог общего пользования местного значения на объектах, согласно приложению № 1 к настоящему Соглашению (пункт 1 Соглашения).
Согласно пункту 2.1.1 Соглашения № ДТ-212ср Министерство обязуется перечислить субсидию на вышеуказанные объекты в объёме 60 452 014 руб. 39 коп. из областного бюджета в бюджет Омского муниципального района Омской области.
В соответствии с Приложением № 1 объём субсидии на реконструкцию автомобильной дороги от шоссе до деревни 18 Партсъезд, инвентарный номер 90000312, расположенной по адресу: Омская область, Омский район, деревня 18 Партсъезд, от шоссе до дома № 1 по ул. Центральной из областного бюджета составляет 50 232 061,44 руб.
30.10.2018 к Соглашению № ДТ-212ср было принято дополнительное соглашение №1, в соответствии с Приложением № 1 которого объём субсидии на реконструкцию автомобильной дороги от шоссе до деревни 18 Партсъезд, инвентарный номер 90000312, расположенной по адресу: Омская область, Омский район, деревня 18 Партсъезд, от шоссе до дома № 1 по ул. Центральной из областного бюджета составил 46 342 650,16 руб.
Денежные средства в означенном размере были перечислены Министерством 20.11.2018 платёжным поручением № 390120.
Согласно пункту 2.3.9. Соглашения № ДТ-212ср Администрация должна в срок до 31.12.2018 обеспечить выполнение целевого показателя результативности предоставления субсидии - степень реализации мероприятия по реконструкции автомобильных дорог общего пользования местного значения, - 100%; ввод в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования местного значения – 5, 83 км.
При этом ввод в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования местного значения протяжённостью 5,83 км. определён на два объекта.
Пунктом 2.3.3. Соглашения № ДТ-212ср предусмотрена обязанность Администрации заключить муниципальный контракт на выполнения работ на объекте.
01.08.2018 между муниципальным казенным учреждением «Управление капитального строительства» Омского муниципального района Омской области (далее - МКУ «УКС», Заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью «АртРемСтрой» (далее - ООО «АртРемСтрой», Подрядчик) заключён Муниципальный контракт № Ф.2018.369966 (далее - Муниципальный контракт от 01.08.2018).
Согласно пункту 1.1 Муниципального контракта от 01.08.2018 Подрядчик обязуется по заданию Заказчика в установленный настоящим контрактом срок выполнить работы по реконструкции автомобильной дороги от шоссе до деревни 18 Партсъезд, инвентарный номер 90000312, расположенной по адресу: Омская область, Омский район, деревня 18 Партсъезд, от шоссе до дома № 1 по ул. Центральной и сдать их результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его в соответствии с настоящим контрактом.
Пунктом 1.4 Муниципального контракта от 01.08.2018 предусмотрен срок выполнения работ: начало срока выполнения работ - день, следующий за календарной датой заключения контракта; окончание срока выполнения работ - через 60 дней с даты начала срока выполнения работ.
В соответствии с пунктом 2.1 Муниципального контракта от 01.08.2018 цена настоящего контракта согласно Протоколу контрактной цены (Приложение № 4 к Муниципальному контракту от 01.08.2018) составляет 48 781 737,02 руб.
10.10.2018 составлены акты приёмки законченного строительством объекта (КС-11) И (КС-14).
12.11.2018 МКУ «УКС» обратилось с заявлением № 292 в Главное управление государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омкой области о назначении и проведении итоговой проверки реконструированной дороги.
Распоряжением от 25.12.2018 № 1412-р Главное управление государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области приняло решение начать проведение проверки законченного строительством объекта капитального строительства с 10.01.2019 и окончить не позднее 01.02.2019.
28.01.2019 Главным управлением государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области выдано заключение № 5 о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации.
Согласно положительному заключению государственной экспертизы № 55-1-4-0068-14, подготовленной Главным управлением государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области, протяжённость объекта «Реконструкция автомобильной дороги от шоссе до деревни 18 Партсъезд, инвентарный номер 90000312, расположенной по адресу: Омская область, Омский район, деревня 18 Партсъезд, от шоссе до дома № 1 по ул. Центральной» составляет 4 926,70 п.м. 13.03.2019 между МКУ «УКС» и Муниципальным унитарным предприятием «Центр кадастровых работ» Омского муниципального района Омской области (далее - МУП «ЦКР») заключён Муниципальный контракт, согласно которому МУП «ЦКР» обязуется выполнить геодезическую съёмку, подготовить технический план, в связи с чем, 11.04.2019 был подготовлен технический план сооружения - спорной дороги.
Распоряжением Администрации Омского муниципального района № Р-19/ОМС-473 от 12.04.2019 выдано разрешение на ввод в эксплуатацию линейного объекта «Реконструкция автомобильной дороги от шоссе до деревни 18 Партсъезд, инвентарный номер 90000312, расположенной по адресу: Омская область, Омский район, деревня 18 Партсъезд, от шоссе до дома № 1 по ул. Центральной, протяжённостью 4 926,70 п.м.».
Показатели результативности предоставления субсидии на 31 декабря 2018 года: - степень реализации мероприятия по реконструкции автомобильной дороги (план - 100%, факт - 100 %); - ввод в эксплуатацию автомобильной дороги (план - 4,9 км, факт – 0 км). m- 1, n-2, РАСЧЁТ: Ki = (1/1) х (Smt=i Dit) =1x1-1 CBi = (46 342 650,16 х 1 x 1/2) x 0,1 -2 317 132,51 руб.
Поскольку ответчиком в установленный Соглашением № ДТ-212ср срок объект в эксплуатацию не введён, показатель результативности использования субсидии не достигнут, Министерство письмами от 26.03.2019, 14.10.2019 уведомило Администрацию о применении мер ответственности в виде возврата в областной бюджет средств в размере 2 317 132,51 руб.
Поскольку требования истца оставлены ответчиком без исполнения, Минстрой Омской области обратился в суд с соответствующим иском.
11.03.2021 Арбитражным судом Омской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
На основании части 1 статьи 1 БК РФ отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
В статье 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
Согласно пункту 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Согласно статье 6 БК РФ под межбюджетным трансфертом понимаются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (пункт 1 статьи 139 БК РФ).
Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Как указано выше, в соответствии со статьей 179 БК РФ, а также пунктом 3 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 26.06.2013 №146-п, постановлением Правительства Омской области от 16.10.2013 № 262-п утверждена государственная программа Омской области «Развитие транспортной системы Омской области».
Согласно пункту 25 Приложения № 1 Постановления № 55-п на реконструкцию автомобильной дороги, расположенной по адресу: Омская область, Омский район, от въезда на ул. Железнодорожная пос. Горячий Ключ до СНТ «Яблонька», инвентарный номер 90000790 из бюджета Омской области выделены денежные средства в размере 7 196 542,31руб.; на реконструкцию автомобильной дороги от шоссе до деревни 18 Партсъезд, инвентарный номер 90000312, расположенной по адресу: Омская область, Омский район, деревня 18 Партсъезд, от шоссе до дома № 1 по ул. Центральной из бюджета Омской области выделены денежные средства в размере 46 342 650,16 руб.
Условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам в сфере дорожного хозяйства (в том числе, субсидий на строительство, реконструкцию автомобильных дорог общего пользования местного значения), критерии отбора муниципальных образований для предоставления субсидий, порядок предоставления и методика расчета субсидий определены в подразделе 10.1 подпрограммы «Модернизация и развитие автомобильных дорог, пассажирского транспорта Омской области» (приложение № 2 к государственной программе Омской области «Развитие транспортной системы Омской области»).
Названным подразделом в редакции постановления Правительства Омской области от 02.02.2018 № 18-п на дату распределения субсидии (01.03.2018) предусмотрено следующее.
Условиями предоставления субсидий является, в том числе, обеспечение ввода в эксплуатацию муниципальных объектов в пределах нормативных сроков строительства в случае их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Предоставление субсидий производится при наличии соглашения о предоставлении субсидии, заключенного между Минстроем Омской области и муниципальными образованиями Омской области по форме, утвержденной Минстроем Омской области, а также при условии фактического осуществления расходов за счет средств местного бюджета с соблюдением доли софинансирования и выполнения работ, предлагаемых к финансированию за счет средств областного бюджета.
Муниципальные образования Омской области обеспечивают контроль за достижением показателей результативности использования субсидий, установленных соглашением.
Внесение в соглашение изменений, предусматривающих ухудшение значений показателей результативности предоставления субсидии, а также увеличение сроков реализации предусмотренных соглашением мероприятий не допускается в течение всего периода действия соглашения, за исключением случая, если выполнение условий предоставления субсидии оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
Значения показателей результативности предоставления субсидий, а также форма, сроки и порядок предоставления муниципальными образованиями Омской области отчетности об исполнении условий предоставления и расходования субсидий, в том числе о достижении показателей результативности предоставления субсидий, устанавливаются соглашением.
В качестве показателей результативности предоставления субсидии на строительство, реконструкцию автомобильных дорог общего пользования местного значения установлено 2 показателя:
- степень реализации мероприятий по строительству, реконструкции автомобильных дорог общего пользования местного значения, процентов;
- ввод в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования местного значения, км.
Названным нормативным актом Омской области предусмотрено два вида ответственности:
- за недостижение показателей результативности, предусмотренных соглашением;
- за нарушение обязательств, предусмотренных соглашением, в части соблюдения графика выполнения мероприятий по строительству (реконструкции).
В зависимости от вида нарушения установлено две методики расчета объема подлежащих возврату средств.
Оценка результативности и эффективности предоставления субсидий осуществляется Минстроем Омской области на основании анализа предоставленной муниципальными образованиями Омской области отчетности.
В случае если муниципальным образованием Омской области по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии не достигнуты показатели результативности предоставления субсидии, предусмотренные соглашением, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений показателей результативности предоставления субсидии в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащий возврату из бюджета муниципального образования Омской области в доход областного бюджета в срок до 20 мая года, следующего за годом предоставления субсидии, определяется по формуле.
В случае если муниципальным образованием Омской области по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии, одним из источников которой являются субсидии из федерального бюджета, не достигнуты показатели результативности предоставления субсидии, предусмотренные соглашением, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений показателей результативности предоставления субсидии в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащий возврату из бюджета муниципального образования Омской области, определяется в соответствии с настоящим пунктом с учетом требований федерального законодательства.
В случае одновременного нарушения муниципальным образованием Омской области обязательств по достижению показателей результативности предоставления субсидии и соблюдению графика выполнения мероприятий по строительству (реконструкции) возврату подлежит объем средств, определенный в соответствии с абзацем первым настоящего пункта.
Муниципальное образование Омской области освобождается от ответственности при наличии документально подтвержденного наступления обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих достижению значений показателей результативности предоставления субсидии и соблюдению графика выполнения мероприятий по строительству (реконструкции).
Субсидии в случае их нецелевого использования подлежат взысканию в доход областного бюджета в соответствии с бюджетным законодательством.
Истец в рамках настоящего спора просит вернуть средства, рассчитанные по формуле, предусматривающей возврат за недостижение показателей результативности.
Проанализировав материалы дела в порядке статьи 71 АПК РФ, апелляционная соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае ответчик подлежит освобождению от ответственности, поскольку им документально подтверждено наличие обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих достижению одного из показателей результативности, а именно: ввода объекта в эксплуатацию.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Администрацией предприняты все зависящие от нее меры для освоения предоставленной субсидии в рамках 2018 финансового года:
- нецелевого использования средств судом не установлено;
- муниципальный контракт заключен 01.08.2018;
- работы по строительству дороги выполнены в пределах нормативных сроков строительства ;
- акт приемки работ по строительству подписан 10.10.2018;
- орган строительного контроля незамедлительно уведомлен об окончании строительства объекта;
- недостижение показателя ввода в эксплуатацию до 31.12.2018 обусловлено длительностью процедуры согласования и изготовления технической документации, необходимой для утверждения акта ввода в эксплуатацию;
- все необходимые действия, направленные на получение такой документации, производились незамедлительно.
Судебная коллегия признает доводы ответчика обоснованными и соответствующими позиции, сформулированной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.2017 № 307-ЭС17-11609 по делу № А56-4672/2016, от 28.06.2018 № 303-ЭС18-8234 по делу № А73-13126/2017, согласно которым само по себе несвоевременное исполнение получателем субсидии обязанностей по договору при недоказанности нецелевого использования денег не может быть безусловным основанием для возврата субсидии.
Поскольку строительство объекта фактически окончено 10.10.2018, неэффективного использования бюджетных средств в действиях Администрации не усматривается.
Доказательства, опровергающие приведенные Администрацией доводы, Министерством в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлены, как и доказательства, подтверждающие нецелевое использование денежных средств.
На основании изложенного судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении исковых требований.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины
в связи с подачей апелляционной жалобы не рассматривался, так как Министерство освобождено от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 11.03.2021 по делу № А46-17114/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме.
Председательствующий | О.Ю. Рыжиков | |
Судьи | О.В. Дубок Н.Е. Иванова |