ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 08АП-4673/2021 от 21.06.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

21 июня 2021 года

                                                          Дело №   А81-880/2021

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи  Рыжикова О.Ю.

рассмотрев без вызова сторон  апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-4673/2021 ) Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.03.2021 по делу № А81-880/2021 (судья Садретинова Н.М.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН 7202127274, ОГРН 1047200609213, 625003, Тюменская область, г.Тюмень, ул. Республики, 12) к акционерному обществу «Почта России» (ИНН7724490000, ОГРН 1197746000000, 131000, г. Москва, Варшавское шоссе, 37) опривлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - заявитель, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о привлечении Акционерного общества «Почта России» (далее – заинтересованное лицо, Общество, АО «Почта России») к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Определением суда от 09 февраля 2021 года дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее, АПК РФ).

Решением  Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.03.2021 по делу №А81-880/2021 в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с решением суда, Управление обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, привлечь общество к административной ответственности.

В обоснование жалобы заявитель указывает на необоснованное применение судом первой инстанции положений ст.2.9 КоАП РФ, оснований для освобождения общества от административной ответственности по делу не усматривается.

От Общества  поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором не соглашаются с  доводами жалобы, считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 02.03.2016 N 45-ФЗ), пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 268 АПК РФ, апелляционный суд считает, что оснований для его отмены или изменения не имеется.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в Управление Роскомнадзора поступило обращение гр. Подгороного А.Г. по вопросу длительной пересылки почтового отправления - посылки № 8011095479170 (далее - посылка, РПО).

В ходе рассмотрения материалов по обращению, в том числе сведений, предоставленных АО «Почта России», административным органом установлено, что АО «Почта России» осуществляло деятельность по оказанию услуг почтовой связи с нарушением пункта 5 условий, предусмотренных лицензией № 162571 от 11.04.2018, в соответствии с которой «Лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации».

Указанное нарушение выразилось в нарушении подпунктов «а», «в» пункта 46 Правил оказания услуг почтовой связи, утверждённых приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234, в соответствии с которыми операторы почтовой связи обязаны:

а) пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки,

в) обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.

По результатам проверки был составлен протокол об административном правонарушении от 01 февраля 2021 №АП-72/3/100, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Считая, что в действиях АО «Почта России» содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Управление Роскомнадзора обратилось в арбитражный суд с требованием о привлечении заинтересованного лица к административной ответственности.

29.03.2021 г. Арбитражным судом ЯНАО принято оспариваемое решение.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся при осуществлении деятельности конкретного вида, требующей согласно действующему законодательству наличия специального разрешения (лицензии).

Объективная сторона правонарушения состоит в осуществлении лицензируемой деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Как следует из части 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Лицензионные требования - это совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на  соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования (часть 7 статья 3 Закона N 99-ФЗ).

В силу статьи 12 Закона N 99-ФЗ лицензированию подлежит, в том числе, деятельность по оказанию услуг связи.

По ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" соблюдение лицензиатом лицензионных требований обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Таким образом, на лицензиате лежит обязанность по выполнению лицензионных требований и условий, представляющих собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

 Согласно статье 4 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Закон N 176-ФЗ) отношения в области почтовой связи в Российской Федерации регулируются Федеральным законом "О связи", настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий.

Согласно пункту 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Закон N 176-ФЗ), операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом "О связи".

Указанные лицензии, а также сертификаты на средства и услуги почтовой связи оформляются и выдаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Лицензия на оказание услуг почтовой связи является разрешением на осуществление совокупности операций, составляющих единый производственно-технологический процесс оказания услуг почтовой связи, в том числе прием, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений, а также перевозку работников, сопровождающих почтовые отправления.

В силу положений статьи 14 Закона N 176-ФЗ одной из основных гарантий доступности и качества услуг почтовой связи общего пользования является обеспечение операторами почтовой связи надлежащего качества оказываемых услуг почтовой связи.

Из материалов дела усматривается, что общество осуществляло деятельность по оказанию услуг почтовой связи с нарушением пункта 5 условий, предусмотренных лицензией № 162571, выданной 11.04.2018, в соответствии с которым лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 N 234 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи" Правила оказания услуг почтовой связи утверждены, и зарегистрированы в Минюсте России 26.12.2014 N 35442.

В соответствии с подп. «а» и «в» пункта 46 «Правил оказания услуг почтовой связи», утверждённых приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 г. № 234, операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки; обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.

Аналогичные положения закреплены в статье 16 Закона N 176-ФЗ, а также в части 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее по тексту - Закон N 126-ФЗ) - качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг"; "оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.

Пунктом 5 раздела XX Перечня лицензионных требований, обязательных для соблюдения при осуществлении деятельности по оказанию услуг почтовой связи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 № 2385 «О лицензировании деятельности в области оказания услуг связи и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», установлено требование оказывать услуги в соответствии с правилами оказания услуг  почтовой связи, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 5.2.25.1 Положения о Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 № 418, (далее - Минкомсвязи России), Минкомсвязи России наделено полномочиями по принятию правил оказания почтовых услуг. Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234 утверждены Правила оказания услуг почтовой связи (далее - Правила оказания услуг почтовой связи).

Согласно пункта 23 Правил оказания услуг почтовой связи «Нормативы, контрольные сроки и тарифы на оказание услуг почтовой связи, не относящихся к универсальным услугам почтовой связи, устанавливаются операторами почтовой связи».

Распоряжением АО «Почта России» от 08.05.2020 № 109-р утверждены Контрольные сроки пересылки посылок нестандартных и нестандартных негабаритных, нормативы их обработки и перевозки, а также доставки извещений (далее - Контрольные сроки пересылки посылок), согласно которым контрольные сроки пересылки посылок - это время, установленное для пересылки посылок от объекта почтовой связи места их приёма до объекта почтовой связи места их вручения. Контрольные сроки не включают день приёма, нерабочие (выходные и праздничные) дни, а также нерабочие дни ОПС вручения.

Так, в соответствии с п. 1. Контрольные сроки пересылки посылок составляют: 1.1. между городами Российской Федерации согласно таблице 1 к Контрольным срокам пересылки посылок (контрольный срок определяется в календарных днях на пересечении столбца и строчки, в которых указаны города федерального значения, административные центры субъектов Российской Федерации, между которыми осуществляется пересылка посылок);

1.2. на внутригородской территории городов федерального значения, на территории административных центров субъектов Российской Федерации - не более 1-го дня (для почтовых отправлений, принятых до 12:00 местного времени);

1.3. на внутригородской территории остальных городов, указанных в таблице 1, - не более 2-х дней;

1.4. между административным центром субъекта Российской Федерации и административными центрами муниципальных районов, расположенными на территории субъекта Российской Федерации - не более 4-х дней;

1.5. между административным центром субъекта Российской Федерации и городскими округами, расположенными на территории субъекта Российской Федерации, - не более 4-х дней;

1.6. между административным центром муниципального района и поселениями, расположенными на территории муниципального района, - не более 4-х дней. Контрольные сроки пересылки посылок между поселениями, входящими в различные муниципальные районы, расположенные как на территории одного субъекта Российской Федерации, так и на территории различных субъектов Российской Федерации, рассчитываются путем суммирования соответствующих контрольных сроков.

Статьей 33 Федерального закона № 176-ФЗ установлено, что операторы почтовой связи, допустившие в ходе осуществления деятельности в области почтовой связи нарушения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также иных нормативных правовых актов Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 34 Федерального закона № 176-ФЗ ответственность оператора перед пользователями услуг почтовой связи предусмотрена, в том числе за нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.

Как обоснованно установлено судом и следует из материалов дела, в Управление Роскомнадзора поступило обращение гр. Подгороного А.Г. по вопросу длительной пересылки почтового отправления - посылки № 8011095479170 (далее - посылка, РПО).

В ходе рассмотрения материалов по обращению, в том числе сведений, предоставленных АО «Почта России», установлено: Посылка №8011095479170 была принята от Подгорного А.Г. 21.11.2020 в отделении почтовой связи (далее - ОПС) 353677 Александровка для пересылки адресату Подгорному А.А. в с. Гыда Тазовского района Ямало-Ненецкого автономного округа. Посылка прибыла в адресное ОПС 629372 Гыда 19.01.2021.

Согласно информационным системам АО «Почта России», посылка вручена адресату 21.01.2021.

Согласно п. 1 Контрольных сроков пересылки посылок, контрольный срок пересылки посылок между с. Александровка Ейского района Краснодарского края до места вручения в с. Гыда составляет не более 24 дней без учёта дня приёма, а также нерабочих (выходных и праздничных) дней, в том числе: - между с. Александровка (административный центр Ейского района) и г. Ейск не более 4 дней (п. 1.4 Контрольных сроков пересылки посылок) - между г. Ейск и г. Салехард (административный центр субъекта РФ) от 12 до 14 дней (п. 1.1 Контрольных сроков пересылки посылок); - между г. Салехард и п. Тазовский (административный центр муниципального района) не более 4 дней (п. 1.4 Контрольных сроков пересылки посылок); - от п. Тазовский до с. Гыда не более 4 дней (п. 1.6 Контрольных сроков пересылки посылок).

 Посылка, принятая 21.11.2020 должна была прибыть в ОПС места назначения 629372 Гыда не позднее 24.12.2020.

Согласно постановлению Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.10.2010 № 291-п с. Гыда Тазовского района относится к труднодоступным населённым пунктам Ямало-Ненецкого автономного округа.

Согласно Контрольных сроков пересылки посылок в труднодоступной местности допускается увеличение срока пересылки на 21 день.

Таким образом, с учетом труднодоступности ОПС места назначения, посылка должна была прибыть не позднее 14.01.2021.

Фактически прибыла 19.01.2021, датой нарушения будет являться 15.01.2021.

В рассматриваемом случае, в связи с несоблюдением установленных контрольных сроков пересылки посылок оператором почтовой связи АО «Почта России» не выполнены обязанности по обеспечению качества услуг почтовой связи в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи и условиями договора.

В действиях АО «Почта России» имеется событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 Юридическое лицо в силу ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Выявленные в ходе проверки нарушения совершены в результате ненадлежащего отношения заинтересованного лица к установленной законом обязанности по осуществлению деятельности с соблюдением требований законов и иных нормативных правовых актов по оказанию услуг почтовой связи, что свидетельствует о его вине.

Судом установлено, что АО «Почта России» имело реальную возможность для соблюдения условий, предусмотренных лицензией, в том числе предпринимать контрольные и распорядительные меры, но необходимых мероприятий им не выполнено, доказательств обратного суду не представлено.

При этом каких-либо доказательств того, что у заинтересованного лица не имелось возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, либо того, что заинтересованным лицом приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, суду не представлено.

Выдача лицензии означает возложение на лицензиата повышенных требований государства к определенному виду деятельности, выраженных в виде лицензионных требований и условий, излагаемых в положениях о лицензировании или в условиях самой лицензии.

Общество, получив соответствующую лицензию, приняло на себя  обязательства по соблюдению требований и условий, предъявленных к такой деятельности.

Таким образом, АО «Почта России» предпринимательская деятельность осуществлялась с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), вина лица, привлекаемого к административной ответственности, подтверждена, состав административного правонарушения по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в действиях Общества имеется.

Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные  решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Согласно п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Положения ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть применены судом к любому совершенному правонарушению, запрета на применение ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к каким-либо составам правонарушений Кодекс не содержит.

Малозначительность административного правонарушения является категорией оценочной и определяется в каждом конкретном случае с учетом установленных обстоятельств дела.

Оценив степень общественной опасности правонарушения и характер вины правонарушителя, а так же принимая во внимание незначительное нарушение контрольного срока, суд первой инстанции  не выявил существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в результате противоправного поведения Общества  и, с учетом  конкретных обстоятельств рассматриваемого дела, пришел к выводу, что привлечение Общества к административной ответственности не оправдывает установленной законом цели, а  применение ст. 2.9 КоАП РФ будет соответствовать не только частным интересам лица, привлекаемого к административной ответственности, но и публичным интересам государства.

Судом апелляционной инстанции поддерживается довод апелляционной жалобы  о необоснованном применении судом первой инстанции положений ст.2.9 КоАП РФ, поскольку наличие исключительных обстоятельств по делу не установлено, но в связи с истечением срока давности на момент рассмотрения апелляционной жалобы решение подлежит оставлению  без изменения.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.

Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку данная категория дел государственной пошлиной не облагается.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.03.2021 по делу №А81-880/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья

О.Ю. Рыжиков