ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 08АП-4714/2014 от 22.07.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

29 июля 2014 года

Дело № А46-113/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме июля 2014 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи Золотовой Л.А.,

судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-4714/2014 ) Администрации Кормиловского муниципального района

на решение Арбитражного суда Омской области от 26.03.2014 по делу № А46-113/2014 (судья Третинник М.А.),

принятое по заявлению Администрации Кормиловского муниципального района

об оспаривании предписания Главного государственного инспектора Кормиловского района по пожарному надзору ФИО1 от 26.09.2013 № 70/1/1-10,

при участии в судебном заседании представителей:

от Администрации Кормиловского муниципального района – ФИО2 (удостоверение)

от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области – ФИО3 (удостоверение, по доверенности № 327 от 26.12.2013 сроком действия по 31.12.2014).

установил:

АдминистрацияКормиловскогомуниципальногорайонаобратиласьв арбитражныйсудсзаявлениемобоспариваниипредписанияГлавного государственного инспектора Кормиловского района по пожарному надзору ФИО1 от 26.09.2013 № 70/1/1-10.

Решением от 26.03.2014 по делу № А46-113/2014 в удовлетворении требований заявителя было отказано. Суд первой инстанции указал на законность требований Главного государственного инспектора Кормиловского района по пожарному надзору, содержащихся в оспариваемом предписании.

В апелляционной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя. В обоснование своей позиции податель жалобы отмечает, что объекты, в отношении которых выявлены нарушения требований  пожарной безопасности, выбыли из владения Администрации Кормиловского муниципального района. Подателем жалобы также указано на отсутствие в бюджете Кормиловского муниципального района свободных денежных средств, необходимых для устранения нарушений, поименованных в оспариваемом предписании административного органа. Поскольку здания, расположенные в р.п. Кормиловка, по адресам : ул. Ленина 18, 20 были закреплены на праве оперативного управления за Комитетом по образованию, МУ «Центр хозяйственного обслуживания»   финансирование мероприятий по приведению указанных помещений в состояние отвечающее требованиям противопожарной безопасности за счет средств Администрации Кормиловского муниципального района податель жалобы считает противоречащим положениям статей 15, 65 Бюджетного кодекса.

В представленном в апелляционный суд отзыве на жалобу Администрации заинтересованное лицо выразило свое несогласие с доводами жалобы, считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене или изменению.

Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителей сторон, установил следующие обстоятельства.

На основании распоряжения № 70/338-р от 26.08.2013 главным государственным инспектором Кормиловского района по пожарному надзору ФИО1 была проведена внеплановая проверка Администрации Кормиловского муниципального района с целью контроля исполнения предписаний по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 29.08.2012 № 94/1/4-1, от 29.08.2012 № 94/1/2-12, по которым истек срок исполнения. По результатам проверки в отношении Администрации Кормиловского муниципального района выдано предписание от 26.09.2013 № 70/1/1-10 об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Администрации Кормиловского муниципального района в арбитражный суд с вышеназванными требованиями.

Решением от 26.03.2014 по делу № А46-113/2014 в удовлетворении требований заявителя было отказано.

Означенное решение суда первой инстанции обжалуется в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.

  Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

  Статьей 3 названного Закона определено, что система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

  Как верно отметил суд первой инстанции, основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К основным функциям системы обеспечения пожарной безопасности относится в том числе: нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности; разработка и осуществление мер пожарной безопасности; реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности.

   В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.

 В силу статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

 В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Согласно статье 63 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.

  В статье 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ перечислены полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности.

 Так, к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов.

Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования (статья 10 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ).

 В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.

 Проанализировав процитированные правовые нормы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обеспечение первичных мер пожарной безопасности (разработка нормативно-правовых актов по вопросам реализации первичных мер пожарной безопасности, финансирование этих мероприятий) является обязанностью органов местного самоуправления.

В статье 37 Закона № 69-ФЗ закреплена обязанность организаций соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Как указано в части 1 статьи 38 Закона № 69-ФЗ, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Как было установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, по результатам внеплановой проверки проверяющим было выдано предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности, аналогичных нарушениям, выявленным в ходе проверок и зафиксированным в предписаниях, выданных Администрации Кормиловского муниципального района ранее. Наличие нарушений требований пожарной безопасности, изложенных в данных предписаниях, заявителем не оспаривается.

Оспаривая законность выданных предписания Администрация ссылается на Постановление № 575-П от 30.06.2010г., в соответствии с которым здания расположенные по адресам : ул. Ленина 18, 20  выбили из владения и пользования Администрации Кормиловского района.

Указанное  обстоятельство правомерно не принято во внимание судом первой инстанции при оценке законности выданного Предписания.  

Как уже было отмечено выше, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, в том числе, возложена на лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Доводы заявителя о том, что Администрация Кормиловского муниципального района не является надлежащим субъектом по устранению выявленных нарушений в области пожарной безопасности со ссылкой на то, что собственником указанных объектов является Кормиловский муниципальный район, обоснованно были отклонены судом первой инстанции.

Согласно пункту 1 статьи 37 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 29 Устава Кормиловского муниципального района к полномочиям Администрации относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в собственности Кормиловского муниципального района.

Таким образом, именно Администрация Кормиловского муниципального района является ответственным лицом за соблюдением на проверенных объектах норм пожарной безопасности.

Тот факт, что объекты переданы в оперативное управление муниципальным учреждениям Кормиловского муниципального района, не освобождает собственника (Администрация – лицо, обладающее в силу закона полномочиями собственника) от обязанности по созданию на принадлежащих ему объектах условий, обеспечивающих соблюдение  правил пожарной безопасности.

Более того, необходимо учитывать, что нарушения требований пожарной безопасности предложенные к исполнению в обжалуемом предписании требуют больших финансовых затрат, в то время как, основным собственником, распорядителем финансовых средств является администрация Кормиловского муниципального района в лице главы администрации Кормиловского муниципального района. Следовательно, наиболее целесообразно выставить  предписания  именно в адрес Администрации, как обязанного субъекта имеющего реальные возможности по исполнению такого предписания.

Таким образом, предписание  №   70/1/1-10   от  26.09.2013   года  по  устранению нарушений обязательных требований, пожарной безопасности, выданное главным государственным инспектором Кормиловского района по пожарному надзору ФИО1, законно и обосновано, вынесено в соответствии с нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами по пожарной безопасности.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, не подтверждены отвечающими требованиям Главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами, основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, сделанных при правильном применении норм материального права, и не могут быть признаны основанием к отмене или изменению обжалуемого решения. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, по мнению суда апелляционной инстанции, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Апелляционную жалобу Администрации Кормиловского муниципального района оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 26.03.2014 по делу № А46-113/2014 - без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

Л.А. Золотова

Судьи

А.Н. Лотов

 О.А. Сидоренко