Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Тюмень Дело № А70-20592/2018
Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2019 года . | |
Постановление изготовлено в полном объеме сентября 2019 года . |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Беловой Л.В.
ФИО1
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени на постановление от 21.05.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Иванова Н.Е., Лотов А.Н.) по делу
№ А70-20592/2018 Арбитражного суда Тюменской области по заявлению Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Тюменской области (625003, город Тюмень, улица Республики, дом 24) к Департаменту земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени (625002, город Тюмень, улица Орджоникидзе, 24, ИНН 7202029213,
ОГРН 1027200857980) об оспаривании решения.
Другое лицо, участвующее в деле, – общество с ограниченной ответственностью «Водолей».
В заседании приняли участие представители:
от Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени – ФИО2 по доверенности
от 09.01.2019;
от общества с ограниченной ответственностью «Водолей» –
ФИО3 по доверенности от 01.12.2018.
Суд установил:
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тюменской области (далее – уполномоченный) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Департаменту земельных отношений
и градостроительства Администрации города Тюмени (далее – департамент) об оспаривании решения от 01.10.2018 № 14-06-4584/8 об отказе
в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Водолей» (далее –
общество).
Решением от 06.03.2019 Арбитражного суда Тюменской области (судья Коряковцева О.В.) в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением от 21.05.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда отменено, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, департамент просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела,
и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, суд не учел, что указанный обществом срок заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта (5 лет) не соответствует периоду функционирования этого объекта (весенне-летний).
В отзыве на кассационную жалобу уполномоченный просит оставить обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции без изменения как соответствующее действующему законодательству.
Общество в отзыве на кассационную жалобу также просит оставить ее без удовлетворения, указывая на исполнение департаментом обжалуемого судебного акта и заключение с ним в настоящее время спорного договора.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзывах на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей департамента и общества, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемое постановление апелляционного суда подлежит оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, постановлением Администрации города Тюмени от 28.12.2012 № 160-пк утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках,
в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее – Схема № 160-пк).
Данной Схемой (№ 174.1) предусмотрено размещение по адресу: <...>, площадь Борцов Революции, холодильного оборудования для торговли мороженым и замороженными десертами,
3 кв. м, период функционирования - весенне-летний.
По результатам открытого аукциона 09.08.2018 между департаментом
и обществом заключен договор на размещение нестационарного торгового объекта № 90/ОА-НТО/18-М, в соответствии с которым обществу предоставлено право на размещение холодильного оборудования 3 кв.м.
в месте, определенном Схемой № 160-пк (№ 174.1), на срок до 01.10.2018.
Общество 05.09.2018 направило в департамент заявление о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта в том же месте на новый срок с 2018 по 2022 год (на период функционирования: весенне-летний) без проведения аукциона.
Письмом от 01.10.2018 департамент сообщил обществу об отказе
в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона.
Не согласившись с названным отказом департамента, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого отказа действующему законодательству, поскольку указанный обществом срок действия договора превышает установленный Схемой № 160-пк период функционирования спорного объекта.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленное требование, исходил из отсутствия
у департамента правовых оснований для отказа в заключении на новый срок договора на размещение нестационарного торгового объекта.
Оставляя без изменения обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Положениями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности, в числе прочих, отнесены создание условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, утверждение схем размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (пункт 10 части 1 статьи 14, пункт 18 статьи 15, статья 15.1, подпункт 15 пункта 1 статьи 16).
Правила размещения нестационарных торговых объектов на территории города Тюмени установлены Законом Тюменской области от 05.07.2001
№ 354 «О регулировании торговой деятельности в Тюменской области» (далее – Закон № 354) и постановлением Администрации города Тюмени
от 28.03.2016 № 79-пк «Об утверждении Порядка и условий размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, расположенных на территории города Тюмени» (далее – Порядок № 79-пк).
Согласно статье 12 Закона № 354 размещение нестационарных торговых объектов на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется:
с предоставлением земельного участка на основании договора аренды земельного участка;
без предоставления земельного участка на основании договора на размещение нестационарного торгового объекта на землях или земельном участке (часть 2).
При этом в силу части 5 этой же статьи заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта осуществляется по результатам аукциона, за исключением случаев, перечисленных в данной норме, в том числе, в случае заключения на новый срок договора на размещение нестационарного торгового объекта, ранее размещенного в том же месте, предусмотренном схемой размещения нестационарных торговых объектов, с хозяйствующим субъектом, надлежащим образом исполнявшим свои обязанности по договору на размещение указанного нестационарного торгового объекта.
Договор на размещение нестационарного торгового объекта в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов, заключается по результатам аукциона либо в случаях, установленных названным Законом, без проведения аукциона на срок, указанный в заявке хозяйствующего субъекта, но не более чем на 5 лет (часть 8 статьи 12 Закона № 354).
В силу пункта 4.2 Порядка № 79-пк юридические лица
и индивидуальные предприниматели, с которыми заключены договоры на размещение нестационарного торгового объекта (в случае заключения на новый срок договора на размещение нестационарного торгового объекта, ранее размещенного в том же месте, предусмотренном схемой), вправе направить в уполномоченный орган заявление о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона
и документы, предусмотренные пунктом 4.3 названного Порядка.
Материалами дела подтверждается, что общество при обращении
с заявлением о заключении на новый срок договора на размещение нестационарного торгового объекта, ранее размещенного в месте, предусмотренном Схемой № 160-пк (№ 174.1), представило в департамент перечисленные в пункте 4.3 Порядка № 79-пк документы.
В соответствии с пунктом 4.6. Порядка № 79-пк в течение 30 календарных дней со дня регистрации заявления и документов, указанных
в пункте 4.3 названного Порядка, уполномоченный орган осуществляет одно из следующих действий:
- направляет хозяйствующему субъекту договор на размещение нестационарного торгового объекта по почте заказным письмом
с уведомлением о вручении, либо выдает лично (в зависимости от способа получения результата рассмотрения заявления, указанного в заявлении);
- при наличии оснований, предусмотренных пунктом 4.7 названного Порядка, направляет хозяйствующему субъекту мотивированное сообщение об отказе в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, либо выдает лично (в зависимости от способа получения результата рассмотрения заявления, указанного в заявлении).
Пунктом 4.7 Порядка № 79-пк предусмотрены основания, при наличии которых в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона отказывается, в том числе:
а) с заявлением о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта обратилось лицо, которое в соответствии с действующим законодательством не имеет права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона;
б) указанное в заявлении место размещения нестационарного торгового объекта отсутствует в схеме;
в) указанное в заявлении место размещения нестационарного торгового объекта является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено на официальном сайте в порядке, предусмотренном муниципальным правовым актом;
г) ненадлежащее исполнение заявителем обязанностей по договору на размещение нестационарного торгового объекта (в случае заключения на новый срок договора на размещение нестационарного торгового объекта, ранее размещенного в том же месте, предусмотренном схемой).
Как следует из сообщения департамента от 01.10.2018 № 14-06-4584/8, обществу отказано в заключении договора без проведения аукциона со ссылкой на подпункт «б» пункта 4.7 Порядка № 79-пк по причине отсутствия указанного в заявлении места размещения нестационарного торгового объекта в Схеме № 160-пк.
Вместе с тем материалами дела подтверждается и участвующими в деле лицами не оспаривается наличие испрашиваемого обществом места размещения объекта в Схеме № 160-пк - № 174.1.
Судом апелляционной инстанции установлено, что фактически основанием для отказа в заключении договора послужило указание обществом срока действия договора – 5 лет (с 2018 года по 2022 год),
включающего зимний период, в течении которого не предусмотрено размещение нестационарного торгового объекта.
Действительно, в Схеме № 160-пк определен весенне-летний период функционирования нестационарного торгового объекта № 174.1, однако несовпадение периода функционирования спорного объекта и периода действия договора не установлено пунктом 4.7 Порядка № 79-пк в качестве основания для отказа в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта.
С учетом изложенного выводы суда апелляционной инстанции
о несоответствии оспариваемого отказа департамента действующему законодательству и нарушении прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности являются верными.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции обоснованно отменил решение суда первой инстанции от 06.03.2019 и удовлетворил заявленное требование.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
п о с т а н о в и л:
постановление от 21.05.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А70-20592/2018 Арбитражного суда Тюменской области оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий О.Ю. ФИО4
Судьи Л.В. ФИО5
ФИО1