Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А70-18708/2018
Резолютивная часть постановления объявлена октября 2019 года | |
Постановление изготовлено в полном объеме октября 2019 года |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Севастьяновой М.А.
ФИО1
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества «Проектно-строительная фирма «СТАР» на постановление от 13.06.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А70-18708/2018 по заявлению закрытого акционерного общества «Проектно-строительная фирма «СТАР» (625023, г. Тюмень,
ул. Пржевальского, д. 35, корп. 3, ОГРН 1027200774017, ИНН 7203056837)
к департаменту земельных отношений и градостроительства администрации города Тюмени (625002, г. Тюмень, ул. Орджоникидзе, д. 24,
ОГРН 1027200857980, ИНН 7202029213) о признании незаконным отказа.
Другие лица, участвующие в деле: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области, администрация города Тюмени.
В заседании приняли участие представители:
от закрытого акционерного общества «Проектно-строительная фирма «СТАР» – ФИО2 по доверенности от 29.12.2018;
от департамента земельных отношений и градостроительства администрации города Тюмени – ФИО3 по доверенности от 09.01.2019;
от администрации города Тюмени – ФИО3 по доверенности
от 2911.2018.
Суд установил:
закрытое акционерное общество «Проектно-строительная фирма «СТАР» (далее – ЗАО «ПСФ «СТАР», общество, заявитель) обратилось
в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением, уточненным
в порядке 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к департаменту земельных отношений
и градостроительства администрации города Тюмени (далее – департамент, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа от 23.10.2018
№ 14-06-4854/8 № 38-06-1543/8, об обязании подготовить проект изменений в Правила землепользования и застройки города Тюмени, утвержденные решением Тюменской городской думы от 30.10.2008 № 154, в части корректировки карты градостроительного зонирования изменив зону
Ж-4 на зону ОД-2 в отношении земельного участка с кадастровым номером 72:23:0219002:6772 и направить проект изменений главе администрации города Тюмени (далее – администрация).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра
и картографии по Тюменской области (далее – Управление Росреестра
по Тюменской области), администрация.
Решением от 15.03.2019 Арбитражного суда Тюменской области заявленные требования удовлетворены. Отказ департамента от 23.10.2018
№ 14-06-4854/8 № 38-06-1543/8 признан незаконным. С департамента
в пользу ЗАО «ПСФ «СТАР» взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. На департамент возложена обязанность повторно вынести на рассмотрение комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Тюмени обращения общества
№№ 14-06-4854/ и 38-06-1543/8.
Постановлением от 13.06.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение от 15.03.2019 Арбитражного суда Тюменской области отменено, по делу принят новый судебный акт. В удовлетворении заявления ЗАО «ПСФ «СТАР» отказано.
ЗАО «ПСФ «СТАР» обратилось с кассационной жалобой, в которой просит постановление от 13.06.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда отменить, считая его незаконным, решение от 15.03.2019 Арбитражного суда Тюменской области оставить в силе.
В обоснование жалобы приведены следующие доводы: по настоящему делу земельные участки с кадастровыми номерами 72:23:0219002:6771, 72:23:0219002:6772 поставлены 29.06.2018 на государственный кадастровый учет в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ
«О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ)
и имеют статус «актуальный», что отражено в представленных в материалы дела выписках Росреестра; земельный участок с кадастровым номером 72:23:0219002:6772, находящийся в силу закона в неразграниченной государственной собственности и занятый зданием трансформаторной подстанции, не подлежит снятию с государственного кадастрового учета; полученный при перераспределении новый участок с кадастровым номером 72:23:0219002:6772 также является неразграниченной государственной собственностью в силу закона, в связи с чем по нему отсутствует необходимость юридического акта признания и подтверждения возникновения права определенного лица; вывод суда о том, что земельные участки 72:23:0219002:6771, 72:23:0219002:6772 образовались из земельного участка 72:23:0219002:142 является ошибочным; земельный участок
с кадастровым номером 72:23:0219002:142 не может существовать как объект права; наличие сведений в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) о земельном участке с кадастровым номером 72:23:0219002:142 не имеет правового значения для настоящего дела
и не препятствует совершению градостроительных действий с иным объектом недвижимости – земельным участком с кадастровым номером 72:23:0219002:6772; требование общества об установлении территориальной зоны ОД-2 по границам земельного участка с кадастровым номером 72:23:0219002:6772 путем подготовки проекта о внесении изменений
в Правила землепользования и застройки города Тюмени, утвержденные решением Тюменской городской думы от 30.10.2008 № 154, в части корректировки карты градостроительного зонирования в отношении земельного участка с кадастровым номером 72:23:0219002:6772 с зоны Ж-4 на зону ОД-2, соответствует градостроительному законодательству.
В дополнениях к кассационной жалобе заявитель отмечает, что постановлением от 03.09.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А70-1021/2019 дана надлежащая оценка относительно судьбы земельного участка с кадастровым номером 72:23:0219002:142, который следует считать фактически прекратившим свое существования.
Департамент в пояснениях указывает на несогласие с доводами общества относительно судьбы земельного участка с кадастровым номером 72:23:0219002:142, который не снят с государственного кадастрового учета.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы
и возражения.
Изучив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, проверив в порядке статей 284, 286, 287, 288 АПК РФ правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального права
и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, а также соответствие выводов в указанном акте установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции полагает, что обжалованное постановление подлежит оставлению без изменения в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами,
ЗАО «ПСФ «СТАР» является заказчиком-застройщиком объекта капитального строительства «Здание многофункционального назначения
ГП-7 по ул. Севастопольская – Рижская – Пржевальского» на основании разрешения на строительство от 09.04.2013 № RU 72304000-104-рс, выданного администрацией.
Для строительства указанного объекта обществу в аренду на основании договора от 08.08.2012 № 23-22/197 предоставлен земельный участок площадью 7 034 кв. м с кадастровым номером 72:23:0219002:45, расположенный по адресу: г. Тюмень, ул. Севастопольская – Рижская – Пржевальского, ГП-7. Указанный земельный участок расположен
в территориальной зоне размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения ОД-2.
Ранее для строительства 7-этажного 24-квартирного жилого дома
ГП-1 ЗАО «ПСФ «СТАР» в аренду на основании договора от 29.12.2004
№ 23-20/638 был предоставлен находящийся рядом с указанным выше участком земельный участок площадью 5 660 кв. м с кадастровым номером 72:23:0219002:0050, расположенный по адресу: г. Тюмень,
ул. Севастопольская – Рижская – Пржевальского.
Впоследствии указанный земельный участок (кадастровый номер 72:23:0219002:0050) был разделен на два участка, а именно – участок
с кадастровым номером 72:23:0219002:141 (для водопроводной насосной станции) и участок с кадастровым номером 72:23:0219002:142, имеющим вид разрешенного использования «Для завершения строительства 7-ми этажного 24-квартирного жилого дома ГП-1 с нежилыми помещениями на первом этаже».
После ввода жилого дома в эксплуатацию заявитель получил
от комитета по архитектуре и градостроительству администрации города Тюмени расчет от 22.12.2004 № 6158 площади земельного участка для обслуживания, эксплуатации и благоустройства жилого дома ГП-1, который впоследствии передал собственникам жилого дома с проектной документацией для установления границ эксплуатации.
Распоряжением департамента имущественных отношений Тюменской области от 12.09.2007 № 1434/20-пг по обращению представителя собственников помещений жилого дома утвержден проект границ земельного участка для эксплуатации жилого дома ГП-1. Во исполнение пункта 2 поименованного распоряжения собственниками заказан и получен межевой план образуемого земельного участка для эксплуатации жилого дома от 26.03.2018.
На основании заявления собственников Управлением Росреестра
по Тюменской области 29.06.2018 произведен кадастровый учет земельного участка площадью 6 528 кв. м для эксплуатации жилого дома по адресу:
<...> с присвоением кадастрового номера 72:23:0219002:6771 (разрешенное использование «под многоквартирный дом со встроенными нежилыми помещениями»).
При этом, как указывает заявитель, возводимый им объект капитального строительства «Здание многофункционального назначения
ГП-7 по ул. Севастопольская – Рижская – Пржевальского» в соответствии
с генеральным планом проекта шифр 0004-97-7.1-ГП (лист 2 рабочего проекта), а именно: элементы благоустройства объекта ГП-7, стояночные места для автотранспорта, площадки для мусора, трансформаторная подстанция и кабельная линия мощностью 0,4 кВа, точки врезки теплоснабжения объекта (камера), колодцы телефонной и канализационной сети, располагаются на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0219002:6772 площадью 706 кв. м. В связи с чем земельный участок
с кадастровым номером 72:23:0219002:6772 является необходимым для строительства объекта «Здание многофункционального назначения ГП-7
по ул. Севастопольская – Рижская – Пржевальского».
Земельные участки с кадастровыми номерами 72:23:0219002:6772
и 72:23:0219002:6771 являются смежными и образованы путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 72:23:0219002:142, расположенного в территориальной зоне Ж-4, и земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
ЗАО «ПСФ «СТАР» обратилось в департамент с заявлениями
от 24.09.2018 № 01/105 (вх. № 14-06-4854/8) и от 25.09.2018
(вх. № 38-06-1543/8) об изменении территориальной зоны с Ж-1 (Ж-4)
на территориальную зону ОД-2 земельного участка с кадастровым номером 72:23:0219002:6772.
Заявления общества рассмотрены и отклонены на заседании комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Тюмени. Департаментом вынесен оспариваемый отказ от 23.10.2018 № 14-06-4854/8 № 38-06-1543/8, согласно которому границы территориальных зон
ОД-2 и Ж-4 установлены с учетом положений градостроительного законодательства, сложившейся планировки и существующего землепользования. Согласно письму департамента земельный участок
с кадастровым номером 72:23:0219002:6772 образован из земельного участка с кадастровым номером 72:23:0219002:142, находящегося в территориальной зоне Ж-4, с зарегистрированными правами на общую долевую собственность физических лиц с видом «под многоквартирный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями». Изменение границ территориальной зоны
ОД-2 приведет к нарушению требований части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ),
в соответствии с которой границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
Считая отказ не основанным на законе, общество обратилось
в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции, установив, что оба земельных участка
с кадастровыми номерами 72:23:0219002:6771 (для эксплуатации жилого дома) и спорный 72:23:0219002:6772 (с трансформаторной подстанцией
и кабельной линий), были образованы из земельного участка с кадастровым номером 72:23:0219002:142 в пределах границ последнего, то есть фактически произведен раздел земельного участка 72:23:0219002:142, оба новых участка поставлены на кадастровый учет, в связи с чем участок 72:23:0219002:142 должен был быть снят с кадастрового учета, принимая
во внимание, что корректировка карты зонирования в отношении земельного участка с кадастровым номером 72:23:0219002:6772 с зоны Ж-4 на зону
ОД-2 не нарушит прав и законных интересов собственников помещений жилого дома по адресу: <...>,
и позволит обществу ввести в эксплуатацию объект капитального строительства ГП-7, поскольку на спорном земельном участке располагаются элементы благоустройства ГП-7, учитывая, что изменение территориальной зоны земельного участка 72:23:0219002:6772 не нарушит требования части 4 статьи 30 ГрК РФ о том, что земельный участок должен принадлежать только к одной территориальной зоне, поскольку спорный земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 72:23:0219002:6772, следовательно, является самостоятельным земельным участком и может принадлежать к любой территориальной зоне, независимо от территориальной зоны фактически несуществующего земельного участка 72:23:0219002:142, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований общества.
При этом отметил, что несмотря на то, что по каким-то причинам сведения о фактически несуществующем земельном участке 72:23:0219002:142 сохранились в кадастре, по сути они являются настоящее время неактуальными и не могут быть положены в основу оспариваемого отказа. Собственники помещений жилого дома не претендуют на вновь образованный земельный участок с кадастровым номером 72:23:0219002:6772, который, в свою очередь, необходим заявителю для ввода объекта ГП-7 в эксплуатацию.
Учитывая, что установленными нормативными актами города Тюмени предусмотрено обязательное вынесение проектов на рассмотрение комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Тюмени, суд посчитал необходимым обязать департамент повторно вынести обращения общества от 23.10.2018 №№ 14-06-4854/ и 38-06-1543/8 на рассмотрение названной комиссии.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований общества, исходил
из следующего.
Руководствуясь статьей 200 АПК РФ, статьями 11.2, 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации, частью 7 статьи 1 Закона № 218-ФЗ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что сведения об исходном земельном участке сохранены и свидетельствуют о существовании исходного земельного участка с кадастровым номером 72:23:0219002:142, который
не снят с кадастрового учета.
Полагая, что на земельный участок с кадастровым номером 72:23:0219002:6771 с момента его постановки на кадастровый учет возникло право общей долевой собственности собственников помещений
в многоквартирном доме в силу прямого указания закона, однако
не осуществлена государственная регистрация прав собственности и иных вещных прав на земельный участок с кадастровым номером 72:23:0219002:6772, сведения об последнем земельном участке носят временный характер и в отсутствие государственной регистрации прав
на него по истечении 01.03.2022 подлежат исключению из ЕГРН, таким образом, исходный земельный участок с кадастровым номером 72:23:0219002:142 продолжает существовать как объект права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что удовлетворение требований, предъявленных в рамках настоящего дела приведет к расположению границ земельного участка с кадастровым номером 72:23:0219002:142 одновременно в двух территориальных зонах, в связи с чем требования общества удовлетворению не подлежат.
Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы кассационной жалобы, исходит из установленных по делу обстоятельств и следующих норм права.
Судом апелляционной инстанции верно установлено, что согласно материалам дела в ЕГРН сохранены сведения об исходном земельном участке с кадастровым номером 72:23:0219002:142, также в отношении данного участка в ЕГРН содержатся сведения о зарегистрированных правах – праве общей долевой собственности.
Вместе с тем на кадастровый учет поставлены еще два земельных участка с кадастровыми номерами 72:23:0219002:6771, 72:23:0219002:6772. При этом в отношении земельного участка с кадастровым номером 72:23:0219002:6771 имеются основания считать его находящимся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме
в силу прямого указания закона, а сведения о правах на земельный участок
с кадастровым номером 72:23:0219002:6772 в ЕГРН отсутствуют.
Препятствием для рассмотрения заявления и решения вопроса
об изменении территориальной зоны является требование части 4 статьи 30 ГрК РФ, в соответствии с которой границы территориальных зон должны отвечать требованию о принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
Статьей 1 Федерального закона № 218-ФЗ установлено следующее:
– ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений;
– государственная регистрация прав на недвижимое имущество – юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее – государственная регистрация прав);
– государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения
о котором внесены в ЕГРН;
– государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке;
– государственный кадастровый учет недвижимого имущества – внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства,
о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его
в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Таким образом, внесенные в ЕГРН сведения об исходном земельном участке с кадастровым номером 72:23:0219002:142 подтверждают как существование данного объекта недвижимости, так и его характеристики
и права на него.
При этом установленные земельным законодательством основания для прекращения существования земельных участков и прав на них должны найти свое отражение в сведениях ЕГРН.
Особенности осуществления государственного кадастрового учета
и государственной регистрации прав при образовании объекта недвижимости предусмотрены статьей 41 Закона № 218-ФЗ. Однако предметом настоящего спора не является установление оснований для снятия с кадастрового учета исходного земельного участка и внесение изменений в сведения
о государственной регистрации прав в отношении этого участка
и поставленных на учет двух других участков, на основании чего суд апелляционной инстанции, установив, что сведения об исходном земельном участке сохранены в ЕГРН, пришел к верному выводу о правомерности оспариваемого отказа.
Оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления суда апелляционной инстанции, предусмотренных статьей 288 АПК РФ,
не установлено, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению
не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 13.06.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А70-18708/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий В.В. Сирина
Судьи М.А. Севастьянова
В.В. Тихомиров