ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 08АП-5258/19 от 09.07.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

16 июля 2019 года

                                        Дело №   А75-20264/2018

Резолютивная часть постановления объявлена  09 июля 2019 года

Постановление изготовлено в полном объеме  июля 2019 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Шиндлер Н.А.

судей  Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Бралиной Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-5258/2019 ) Фонда поддержки и развития женских инициатив «Северные Амазонки» на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05.03.2019 по делу № А75-20264/2018 (судья Голубева Е.А.), принятое по заявлению Фонда поддержки и развития женских инициатив «Северные Амазонки» к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в лице отдела по Сургутскому району           о признании недействительным представление от 15.11.2018 № 33-7/8742,

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания извещенных надлежащим образом,

установил:

Фонд поддержки и развития женских инициатив «Северные Амазонки» (далее – заявитель, Фонд) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением к Управлению министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сургутскому району) (далее – заинтересованное лицо, административный орган, Управление) об оспаривании представления от 15.11.2018 № 33-7/8742.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05.03.2019 по делу № А75-20264/2018 в удовлетворении требований отказано. С Фонда взысканав доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 3000 руб. 00 коп.

Судебный акт мотивирован отсутствием нарушений прав и законных интересов заявителя, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое представление не накладывает на Фонд обязанности приобрети какое-либо оборудование вопреки воле юридического лица.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, Фонд обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.

В обоснование апелляционной жалобы подателем указано на то, что представления правоохранительных органов являются обязательными для исполнения и в случае неисполнения влекут за собой привлечение к административной ответственности в соответствии действующим законодательством.

Административный орган отзыв на апелляционную жалобу не представил.

Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу,  установил следующие обстоятельства.

Из материалов дела следует, 07.07.2018 в КУПС дежурной части ОМВД за № 2566 (позже перерегистрировано 26.10.2018 по № 4138) зарегистрировано сообщение Демидовой Марины Ивановны с информацией о похищении запчастей со склада Фонда 07.07.2018 в 14 часов 50 минут, расположенного по адресу: г.п. Белый Яр, ул. Таежная, д. 33 (л.д. 21).

Указанный склад принадлежит Фонду, похищенные вещи принадлежали директору Фонда Демидовой М.М.

По данному обращению проведена проверка, составлен протокол осмотра места происшествия от 07.07.2018 с приложением фототаблиц, взяты объяснения у Демидовой М.И., Дерягина Р.А., Иванова В.А., Полякова С.Н., составлен акт о применении розыскной собаки от 07.07.2018, составлены рапорты от 07.07.2018.

По результатам проверки Управлением вынесено представление от 15.11.2018 № 33-7/8742 (л.д. 11-12), в соответствии с которым Обществу предложено:

1. С целью принятия мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления рассмотреть данное представление на совещании среди сотрудников Фонда;

2. Разработать комплекс мер и мероприятий, направленных на недопущение размещения личного имущества в открытом доступе;

3. Не допускать нахождения посторонних лиц на складе, где хранятся материальные ценности;

4. Установить камеры внутреннего и наружного видеонаблюдения на складе, расположенном по адресу: г.п. Белый Яр, ул. Таежная, д. 33.

Заявитель, полагая выданное представление незаконным в части установки камер внутреннего и наружного видеонаблюдения на складе, обратился с настоящим заявлением в суд в порядке главы 24 АПК РФ.

05.03.2019 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для его отмены, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.

Как следует из материалов дела, заявитель оспаривает представление, которое затрагивает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обязывая его совершить определенные действия, в том числе возможное приобретение техники, следовательно, дело об оспаривании представления в данном случае подведомственно арбитражному суду.

Согласно статье 2 Уголовного кодекса Российской Федерации одной из задач уголовного законодательства является предупреждение преступлений.

Из материалов дела следует, что оспариваемое представление выдано в связи с совершением преступления, а именно похищении запчастей со склада Фонда 07.07.2018 в 14 часов 50 минут, расположенного по адресу: г.п. Белый Яр, ул. Таежная, д. 33.

 В соответствии с частью 2 статьи 158 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, дознаватель или следователь, установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона.

В решении суда первой инстанции указано, что требование представления не является обязательным.

Суд апелляционной инстанции исходит из необоснованности данного утверждения.

Однако, в силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Таким образом, обязанность заключения договора должна быть предусмотрена ГК РФ либо законом.

Однако, нормы закона, предписывающие обязательность оснащения территории Фонда системами видеонаблюдения, отсутствуют, ссылок на них оспариваемое представление не содержит.

По убеждению суда апелляционной инстанции, данное представление ограничивает право заявителя на свободу договора, установленную нормами статьи 421 ГК РФ.

Следовательно, предусмотренных законом оснований для возложения обязанности по установке системы видеонаблюдения на Фонд у Управления не имелось, в связи с чем, представление от 15.11.2018 № 33-7/8742 в части требований по установке камер внутреннего и наружного видеонаблюдения на складе является незаконным.

Согласно статье 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (далее – Федеральный закон № 3-ФЗ) на полицию возлагаются, в частности, обязанности:

- принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; выдавать заявителям на основании личных обращений уведомления о приеме и регистрации их письменных заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, информировать заявителей о ходе рассмотрения таких заявлений и сообщений в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, но не реже одного раза в месяц; передавать (направлять) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в государственные и муниципальные органы, организации или должностному лицу, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, с уведомлением об этом в течение 24 часов заявителя; информировать соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными полиции фактах, требующих их оперативного реагирования;

- выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу; участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; участвовать в пропаганде правовых знаний.

В соответствии с пунктом 12 статьи 13 Федерального закона № 3-ФЗ полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право, в том числе, вносить в соответствии с федеральным законом руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению преступлений и административных правонарушений.

Согласно части 4 статьи 13 Федерального закона № 3-ФЗ требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции, предусмотренные пунктами 4, 12, 17, 21, 23, 24, 26, 27 части 1 настоящей статьи, обязательны для исполнения всеми государственными и муниципальными органами, организациями, должностными лицами и иными лицами в сроки, установленные в требовании (запросе, представлении, предписании), но не позднее одного месяца с момента вручения требования (запроса, представления, предписания).

Таким образом, вывод суда первой инстанции о необязательности исполнения выданного Фонду представления является ошибочным.

Как правомерно указано подателем жалобы, пунктом 10 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07.03.2007, разъяснено, что должностные лица, умышленно не представившие уведомление о мерах, принятых по представлению следователя, вынесенного в порядке части 2 статьи 158 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации могут быть привлечены к административной ответственности на основании статьи 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, выдача оспариваемого представления влечет правовые последствия для Фонда, в том числе, в случае его неисполнения.

При указанных обстоятельствах, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05.03.2019 по делу № А75-20264/2018 – отмене. Пункт 4 представления от 15.11.2018 № 33-7/8742 подлежит признанию недействительным.

Судебные расходы по правилам статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на Управление.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

апелляционную жалобу Фонда поддержки и развития женских инициатив «Северные Амазонки» удовлетворить. Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05.03.2019 по делу № А75-20264/2018 – отменить.

Принять новый судебный акт. Признать недействительным пункт 4 представления Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в лице отдела по Сургутскому району  от 15.11.2018 № 33-7/8742.

Взыскать с  Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в пользу Фонда поддержки и развития женских инициатив «Северные Амазонки» 1 500 руб. судебных расходов.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме.

Председательствующий

Н.А. Шиндлер

Судьи

Е.П. Кливер

 О.Ю. Рыжиков