ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 08АП-5272/2021 от 24.06.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

30 июня 2021 года

                                         Дело №   А75-20918/2020

Резолютивная часть постановления объявлена  24 июня 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме  июня 2021 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,

судей  Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Плехановой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-5272/2021 ) акционерного общества «Нижневартовскавиа» на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25.02.2021 по делу № А75-20918/2020 (судья Чешкова О.Г.), принятое по заявлению акционерного общества «Нижневартовскавиа» (ИНН 8603119138, ОГРН1048600526270, 628613, г. Нижневартовск, ул. Авиаторов, 2) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ИНН8601009316, ОГРН1028600512093, 628011, Ханты-Мансийский Автономный Округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, 27),  третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - акционерное общество «Связь», публичное акционерное общество «Ростелеком», акционерное общество «Авантел», о признании недействительными решения от 10.12.2020 № 02/ЕШ12565, предписания от 10.12.2020 № 02/ЕШ-12566,

судебное разбирательство проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания,

установил:

акционерное общество «Нижневартовскавиа» (далее – заявитель, общество, АО «Нижневартовскавиа») обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – заинтересованное лицо, Управление, Ханты-Мансийское УФАС России, антимонопольный орган) о признании недействительными решения от 10.12.2020 №02/ЕШ-12565, предписания от 10.12.2020 №02/ЕШ-12566.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено акционерное общество «Связь» (далее – АО «Связь»), публичное акционерное общество «Ростелеком» (ПАО «Ростелеком»), акционерное общество «Авантел» (АО «Авантел»).

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

от 25.03.2021 в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, АО «Нижневартовскавиа» обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.

В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что заявка АО «Связь»  не соответствует требованиям, предъявляемым к участникам закупки. Указывает, что Ханты-Мансийское УФАС России в оспариваемом решении признавая АО «Связь» коммерческой организацией, которая не должна  предоставлять отчет о целевом использовании средств, не дало должную оценку непредставлению участником в составе заявки письма о причинах непредставления указанного документа при том, что указанное требование Положения о закупках и Извещения о проведении конкурентной закупки являлось обязательным для всех участников закупки.

Ханты-Мансийским УФАС России представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьей части 1 статьи 266, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителя заявителя, установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, 12.11.2020 АО «Нижневартовскавиа» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение № 32009671775 о проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по предоставлению доступа к сети интернет.

Согласно протоколу заседания закупочной комиссии АО «Нижневартовскавиа» от 24.11.2020 (далее – Протокол рассмотрения заявок) заявка АО «Связь» отклонена заказчиком как несоответствующая требованиям пп. 1.6 пункта 14 Извещения, в связи с непредставлением приложения к бухгалтерской отчетности, а именно отчета о целевом использовании средств, либо письма в свободной форме с указанием причин такого непредставления.

Не согласившись с действиями заказчика АО «Связь», ссылаясь на нарушения требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках, Федеральный закон № 223-ФЗ), обратилось в антимонопольный орган с жалобой на неправомерный отказ в допуске к участию в закупке.

По результатам рассмотрения жалобы антимонопольным органом 10.12.2020 принято решение № 02/ЕШ-12565, которым жалоба АО «Связь» признана обоснованной; АО «Нижневартовскавиа» выдано обязательное для исполнения предписание от 07.12.2020 № 96, в соответствии с которым в срок до 20.12.2020 необходимо совершить действия, направленные на устранение допущенных нарушений, с целью чего отменить итоговый протокол от 24.11.2020, принятый закупочной комиссией при проведении закупки № 32009671775; вернуть закупку на стадию рассмотрения заявок и подведения итогов; разместить информацию о внесенных изменениях в ЕИС в сфере закупок в сети интернет по адресу – zakupki.gov.ru.

Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

25.02.2021 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.

В рассматриваемом случае правоотношения сторон регулируется нормами Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 1 Закона № 223-ФЗ целями регулирования закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Федеральный закон № 223-Ф3 устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 указанной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, определяющей принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг, предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регулируется Положением о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг в акционерном обществе «Нижневартовскавиа», утвержденное решением Совета директоров АО «Нижневартовскавиа» (протокол от 19.03.2020 № 170) (далее – положение о закупках).

В соответствии с частью 5 статьи 4, частью 10 статьи 8 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках, целями регулирования которого являются: обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц (заказчиков) в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с пунктом 11.6.3 и пунктом 11.6.4 Положения о закупке, заявка Участника закупки отклоняется комиссией по осуществлению закупок при рассмотрении в следующих случаях:

- несоответствия Участника закупки квалификационным требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок в электронной форме при установлении предварительного квалификационного отбора;

- несоответствия Участника закупки требованиям к Участникам закупки, установленным извещением о проведении запроса котировок в электронной форме; несоответствия котировочной заявки требованиям к заявкам, установленным извещением о проведении запроса котировок в электронной форме;

- несоответствия предлагаемых товаров, работ, услуг требованиям извещения о проведении запроса котировок в электронной форме;

- непредставления (при необходимости) обеспечения заявки в случае установления требования об обеспечении заявки;

- предоставления в составе заявки заведомо недостоверных сведений, намеренного искажения информации или документов, входящих в состав заявки.

В случае установления недостоверности сведений, содержащихся в заявке, несоответствия участника закупки требованиям извещения о проведении запроса котировок в электронной форме такой участник закупки отстраняется от участия в проведении запроса котировок в электронной форме на любом этапе его проведения.

Согласно пункту 11.6.5 Положения о закупке, отклонение котировочной заявки по иным основаниям, не указанным в пунктах 11.6.3 и 11.6.4 Положения, не допускается.

Как следует из материалов дела, согласно протоколу от 24.11.2020 № 244-ЭЗК/2020-1 заседания Комиссии по закупкам АО «Нижневартовскавиа» по рассмотрению и оценке заявок и подведению итогов на участие в запросе котировок в электронной форме комиссия по закупкам рассмотрела заявку участника процедуры на соответствие требованиям, установленным документацией, и приняла следующее решение: допустить заявки участников: № 1, № 3; отклонить заявку участника: № 2.

Заявка АО «Связь» под номером 2 отклонена как несоответствующая требованиям закупочной документации по составу, а именно: не предоставлено приложение к бухгалтерской отчетности, а именно отчет о целевом использовании средств, либо письмо в свободной форме с указанием причин такого непредставления (подпункте 1.6 пункта 14 извещения).

В пункте 14 Извещения указаны документы, представляемые участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Согласно подпункту 1.6. пункта 14 извещения, участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям представляются в т.ч. копия годовой бухгалтерской отчетности за последний отчетный год с приложениями (с отметкой налогового органа о приеме), согласно формам, установленными Приказами Министерства Финансов Российской Федерации: бухгалтерский баланс; отчет о финансовых результатах (отчет о прибылях и убытках); приложения к бухгалтерской отчетности: отчет об изменениях капитала; отчет о движении денежных средств; отчет о целевом использовании средств.

Если участником годовая бухгалтерская отчетность не предоставлялась либо предоставлялась не в полном объеме (в случаях, установленных законодательством), участником должны быть представлены письмо в свободной форме с указанием причин такого непредставления, а также копия налоговой отчетности в зависимости от выбранного режима налогообложения.

Таким образом, вопрос о предоставлении письма в свободной форме рассматривается только тогда, когда к заявке не представлена, либо представлена не в полном объёме бухгалтерская отчетность.

Апелляционная коллегия отмечает, что правильными являются выводы  суда первой инстанции о том, что в соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и пункта 20 Приказа от 16.10.2000 № 92н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000» отчет о целевом использовании средств коммерческие организации не заполняют. Данная форма отчетности установлена только для некоммерческих организаций.

Как верно указано судом первой инстанции, поскольку АО «Связь» является коммерческой организацией и при формировании бухгалтерской отчетности руководствуется частью 1 статьи 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», а не частью 2 вышеназванной статьи, отчет о целевом использовании средств в составе бухгалтерской отчетности не составляется.

Между тем, в целях соблюдения баланса частных и публичных интересов не допускается отклонение заявок участников по формальным основаниям с целью искусственно ограничить количество потенциальных участников.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках заказчики при проведении закупочных процедур должны руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Суд апелляционной инстанции отмечает также, что пунктом 24 Извещения о закупке предусмотрена возможность комиссии по закупкам в ходе рассмотрения заявок проверить актуальность и достоверность предоставленных в составе заявки документов и сведений путем использования официальных сервисов органов государственной власти или иным законным способом.

Вместе с тем, Комиссия Заказчика не обратилась к участнику закупки с запросом о разъяснении, не проверила относится ли АО «Связь» к коммерческим/некоммерческим организациям.

Оценив, в соответствии со статьями 67, 68, 71 АПК РФ имеющиеся в материалах деле документы, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что отказ в допуске участника закупки с номером заявки № 2 в связи с несоответствием требованиям Федерального закона № 223-ФЗ и подпунктом 1.6. пункта 14 Извещения, в рассматриваемом случае является незаконным.

Апелляционная коллегия полагает, что, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь изложенным выше, а также на основании части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции справедливо признала жалобу АО «Связь» на действия Заказчика АО «Нижневартовскавиа» по отклонению заявки при проведении запрос котировок в электронной форме на оказание услуг по предоставлению доступа к сети Интернет, извещение 32009671775, обоснованной и выдала предписание об устранении выявленных нарушений.

Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.

Иные доводы и аргументы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на его обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются несостоятельными.

Таким образом, оспариваемое решение антимонопольного органа, а также принятое на их основании предписания об устранении допущенных заказчиком нарушений, являются законными и обоснованными.

Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба АО «Нижневартовскавиа» удовлетворению не подлежит.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на АО «Нижневартовскавиа».

Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 руб. подлежит возврату АО «Нижневартовскавиа» из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой  арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

апелляционную жалобу акционерного общества «Нижневартовскавиа» оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25.02.2021 по делу № А75-20918/2020 – без изменения.

            Возвратить акционерному обществу «Нижневартовскавиа» из федерального бюджета  1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением от 08.04.2021 №1274.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме.

Председательствующий

Н.А. Шиндлер

Судьи

Н.Е. Иванова

 О.Ю. Рыжиков