Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Тюмень Дело № А70-9721/2014
Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2015 года . | |
Постановление изготовлено в полном объеме декабря 2015 года . |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабаловой О.Ф.,
судей Забоева К.И.,
Севастьяновой М.А.,
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тюменском районе Тюменской области на решение от 17.03.2015 Арбитражного суда Тюменской области (судья Куприна Н.А.) и постановление от 09.07.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Смольникова М.В., Семенова Т.П., Шарова Н.А.) по делу № А70-9721/2014 по иску общества с ограниченной ответственностью «Тюмень Водоканал» (625007, город Тюмень, улица 30 лет Победы, 31, ОГРН 1057200947253, ИНН 7204095194) к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тюменском районе Тюменской области (625049, город Тюмень, улица Московский тракт, 115, ОГРН 1037200561870, ИНН 7204038904), Территориальному Управлению Росимущества в Тюменской области (625000, город Тюмень, улица Водопроводная, 38, ИНН 7202198042, ОГРН 1097232017574), Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Тюменской области (625000, город Тюмень, улица Урицкого, 36, ИНН 7202065853, ОГРН 1027200788559), Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом (109012, город Москва, Никольский переулок, 9, ИНН 7710723134, ОГРН 1087746829994) о взыскании задолженности.
В заседании приняли участие представители: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области – Денищенко Д.Д. по доверенности от 30.09.2015, Управления Федерального казначейства по Тюменской области - Капарулина О.С. по доверенности от 21.01.2014.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью «Тюмень Водоканал» (далее - ООО «Тюмень Водоканал») обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Тюменском районе Тюменской области (далее - ГУ УПФ РФ в Тюменском районе Тюменской области, фонд) о взыскании 15 960 руб. 41 коп. расходов на установку общедомового прибора учета.
Определением от 25.11.2014 Арбитражного суда Тюменской области по ходатайству истца произведена замена ненадлежащего ответчика на надлежащего - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области.
Определением от 18.12.2014 суда первой инстанции ГУ УПФ РФ в Тюменском районе Тюменской области привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Определением от 02.02.2015 суда первой инстанции к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Тюменской области, Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Протокольным определением от 11.03.2015 истец уточнил ответчика, просил взыскать понесенные на установку прибора учета воды затраты с ГУ УПФ РФ в Тюменском районе Тюменской области.
Решением от 17.03.2015 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 09.07.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования ООО «Тюмень Водоканал» к ГУ УПФ РФ в Тюменском районе Тюменской области удовлетворены в полном объеме; в удовлетворении иска к остальным ответчикам отказано.
ГУ УПФ РФ в Тюменском районе Тюменской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые судебные акты.
В обоснование кассационной жалобы заявитель приводит следующие доводы: возмещение расходов на установку приборов учета другими лицами, кроме собственников, не предусмотрено положениями статей 12, 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергосбережении); на момент передачи и установки общедомовых приборов учета спорное нежилое помещении находилось в пользовании у ГУ УПФ РФ в Тюменском районе Тюменской области на основании договора безвозмездного пользования от 31.05.2013 № 22; право оперативного управления за ГУ УПФ РФ в Тюменском районе Тюменской области на спорное помещение зарегистрировано 29.05.2014 (свидетельство о регистрации права оперативного управления № 72 НМ 568447).
В отзыве на кассационную жалобу ООО «Тюмень Водоканал» просит оставить без изменения принятые судебные акты; полагает, что, указывая на их законность и обоснованность; довод ответчика об отсутствии обязанности по оплате установки общедомового прибора учета по причине владения помещением на праве оперативного управления, основан на неверном толковании действующего законодательства.
Отзыв Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области на кассационную жалобу судом округа не приобщен к материалам дела в связи с несвоевременным его направлением другим лицам, участвующим в деле (пункт 2 статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерация, далее - АПК РФ).
Руководствуясь статьями 284, 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы, пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судами, поскольку собственники помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: город Тюмень, улица Республики, дом № 6а/2 (далее – МКД), в предусмотренный пунктом 5 статьи 13 Закона об энергосбережении срок (до 01.07.2012) не установили общедомовой прибор учета холодной воды, установку общедомового прибора учета холодной воды в указанном многоквартирном доме произвел истец.
Факт установки общедомового прибора учета холодной воды подтвержден материалами дела - договором от 05.04.2013 № 012-13/Д оказания услуг по проектированию и установке узлов учета воды на многоквартирных домах, актом о приемке выполненных работ № 259-Пр/2 от 30.11.2013.
На основании договора от 31.05.2013 № 22 безвозмездного пользования у ГУ УПФ РФ в Тюменском районе Тюменской области (ссудополучатель) в пользовании находилось спорное помещение, в силу подпункта «б» пункта 2.2 договора ссудополучатель принял на себя обязательства по оплате коммунальных услуг, эксплуатационных, административно-хозяйственных расходов организациям, оказывающим данные услуги, самостоятельно заключив с ними договоры на оказание услуг.
ГУ УПФ РФ в Тюменском районе Тюменской области (абонент) заключил с ООО «Тюмень Водоканал» (организация ВКХ) единый типовой договор холодного водоснабжения и водоотведения от 30.12.2013 № 00502/029/95 (далее - договор № 00502/029/95) в отношении спорного нежилого помещения. По предмету данного договора организация ВКХ обязалась осуществлять абоненту подачу холодного водоснабжения и водоотведения, а абонент – оплачивать потребленные ресурсы.
Согласно свидетельству о регистрации права оперативного управления от 29.05.2014 № 72 НМ 568447 ГУ УПФ РФ в Тюменском районе Тюменской области является владельцем на праве оперативного управления нежилым помещением в МКД.
ООО «Тюмень Водоканал» произвело расчет стоимости работ, исходя из общей стоимости установки прибора учета, общей площади помещений в МКД, площади нежилого помещения (302,90 кв.м), принадлежащего ответчику, и выставило ГУ УПФ РФ в Тюменском районе Тюменской области счет на оплату на сумму 15 690 руб. 41 коп.
Ненадлежащее исполнение ГУ УПФ РФ в Тюменском районе Тюменской области обязательств по оплате затрат, понесенных истцом на установку общедомового прибора учета, явилось основанием для обращения ООО «Тюмень Водоканал» в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из доказанности факта несения истцом расходов на установку общедомовых приборов учета холодной воды, обязанности ответчика как владельца на праве оперативного управления спорного объекта нести расходы по содержанию общего имущества, отсутствия доказательств, подтверждающих выполнение обязательств по оплате причитающейся доли расходов на установку общедомового прибора учета.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела, закону.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона об энергосбережении производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Согласно пункту 5 статьи 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемой воды, электрической энергии.
В силу пункта 9 статьи 13 Закона об энергосбережении с 1 июля 2010 года организации (далее - Организации), которые осуществляют снабжение водой или ее передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В соответствии с частью 10 статьи 13 Закона об энергосбережении организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных настоящим Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В силу части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении до 01.01.2013 организации обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 статьи 13 закона не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания (часть 12 статьи 13 Закона об энергосбережении).
Из пункта 38.1 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491), следует, что в случае если собственники помещений многоквартирном доме до 01.01.2013 не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце втором данного пункта.
Счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении установку коллективного (общедомового) прибора учета. Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.
Суды, руководствуясь вышеназванными положениями норм, оценив в порядке, предусмотренном статьями 65, 71 АПК РФ доказательства по делу (в том числе договор № 00502/029/95, безвозмездного пользования, документы о регистрации права оперативного управления за ответчиком договор от 05.04.2013 № 012-13/Д оказания услуг по проектированию и установке узлов учета воды на многоквартирных домах, акт о приемке выполненных работ № 259-Пр/2 от 30.11.2013), исходя из конкретных обстоятельств дела, пришли к верному выводу, что фонд располагается и потребляет коммунальный ресурс в спорном помещении, находящийся у него в оперативном управлении, а потому, являясь владельцем нежилого помещения в МКД на праве оперативного управления в силу статьи 296 ГК РФ, обязан нести расходы по содержанию общего имущества, к которым также относят затраты на установку общедомового прибора учета.
Поскольку доказательства, подтверждающие выполнение обязательств по оплате причитающейся доли расходов на установку общедомового прибора учета воды ответчиком не представлены, расчеты истца в установленном порядке не опровергнуты (статья 65 АПК РФ), суды обоснованно взыскали с фонда заявленную сумму расходов.
В целом возражения заявителя, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, что не входит в полномочия арбитражного суда кассационной инстанции в силу положений главы 35 АПК РФ, в связи с чем подлежат отклонению.
Судами все обстоятельства дела, собранные по делу доказательства исследованы судами в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 АПК РФ и получили надлежащую правовую оценку, правильно применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными и отмене не подлежат; кассационную жалобу суд оставляет без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 17.03.2015 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 09.07.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А70-9721/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 АПК РФ.
Председательствующий О.Ф. Шабалова
Судьи К.И. Забоев
М.А. Севастьянова