ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 08АП-5631/19 от 11.07.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

18 июля 2019 года

       Дело № А81-10665/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2019 года

Постановление изготовлено в полном объеме июля 2019 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,

судей Кливера Е.П., Шиндлер Н.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бралиной Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-5631/2019 ) общества с ограниченной ответственностью «Ноябрьскнефтегазспецстрой» на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.03.2019 по делу № А81-10665/2018 (судья Кустов А.В.) , принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ноябрьскнефтегазспецстрой» (ИНН 8905056100, ОГРН 1148905000353) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН 8905049600, ОГРН 1118905004008) об оспаривании бездействия,

при участии в судебном заседании представителей:

от общества с ограниченной ответственностью «Ноябрьскнефтегазспецстрой» – не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Ямало-Ненецкому автономному округу – Беседин Андрей Николаевич по доверенности № 2.2-15/18363 от 18.12.2018 сроком действия до 31.12.2019, личность установлена на основании служебного удостоверения,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Ноябрьскнефтегазспецстрой» (далее – заявитель, Общество, ООО «Ноябрьскнефтегазспецстрой», налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее – заинтересованное лицо, МИФНС России № 5 по ЯНАО, Инспекция, налоговый орган), в котором просило:

- признать незаконным бездействие МИФНС России №5 по ЯНАО, выразившееся в нарушении пункта 3 части 2. Статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в редакции № 102 от 19.02.2018 и неисполнении налоговым органом обязанности обеспечить лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), возможность ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля на территории налогового органа не позднее двух дней со дня подачи таким лицом соответствующего заявления;

- обязать МИФНС России № 5 по ЯНАО ознакомить ООО «Ноябрьскнефтегазспецстрой» с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля на территории налогового органа, в том числе теми, которыми подтверждается официальное получение налоговым органом следующих документов: доверенности ООО «ИнвестФинанс - НС» от 18.04.2014 №2, доверенности ООО «ИнвестФинанс-НС» от 28.05.2014 №4, доверенности ООО «ИнвестФинанс-НС» от 30.06.2014 года №4, протоколов общих собраний учредителей ООО «ИнвестФинанс-НС» от 26.05.2014 № 3, от 30.06.2014 № 5, от 30.06.2014 № 6.

Заявленные требования мотивированы в том числе, непредставлением Инспекцией документов, подтверждающих получение следующих документов, на основании которых проведена почерковедческая экспертиза, а именно: доверенности от 18.04.2014 № 2 ООО «ИнвестФинанс-НС», доверенности от 28.05.2014 № 4 ООО «ИнвестФинанс-НС»,доверенности от 30.06.2014 № 4 ООО «ИнвестФинанс-НС»,протокола общего собрания учредителей от 26.05.2014 № 3,протокола общего собрания учредителей от 30.06.2014 № 5, протокола общего собрания учредителей от 30.06.2014 № 6.

Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.03.2019 по делу № А81-10665/2018 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано в полном объеме.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО «Ноябрьскнефтегазспецстрой» обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просили решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.

В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что налогоплательщик не знакомился с материалами выездной налоговой проверки в полном объеме, а лишь только с теми, которые ему были предоставлены в рамках ознакомления с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля.

Податель жалобы считает, что оспариваемое бездействие выразилось в неисполнении налоговым органом обязанности по ознакомлению представителя ООО «Ноябрьскнефтегазспецстрой» с материалами выездной налоговой проверки.

Инспекцией представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором налоговый орган не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы.

ООО «Ноябрьскнефтегазспецстрой», надлежащим образом уведомленное о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайства об отложении судебного разбирательства не заявило, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя указанного лица в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

В судебном заседании представитель Инспекции возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителя Инспекции, установил следующие обстоятельства.

МИФНС России № 5 по ЯНАО с 29.06.2017 по 08.02.2018 проведена выездная налоговая проверка (далее - ВНП) ООО «Ноябрьскнефтегазспецстрой» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты различных налогов и сборов за период с 01.01.2014 по 31.12.2016.

Решением от 15.06.2018 № 8 по материалам выездной налоговой проверки были назначены дополнительные мероприятия налогового контроля сроком до 13.07.2018.

Уведомлением от 15.06.2018 № 2.10-15/1/8 налогоплательщик был вызван в налоговыйоргандляознакомления с проведеннымидополнительными мероприятиями налогового контроля в рамках выездной налоговой проверки.

В ходе ознакомления с материалами ВНП представителю заявителя 11.07.2018 были представлены материалы ВНП, в том числе и по проведенной в рамках дополнительных мероприятий почерковедческой экспертизе.

По результатам ознакомления был составлен протокол № 8.

12.07.2018 Обществом в адрес налогового органа по КТКС было направлено обращение № 25 с просьбой предоставить информацию о достоверных источниках получения документов, с которыми представитель налогоплательщика был ознакомлен, а именно: доверенности ООО «ИнвестФинанс - НС» от 18.04.2014 №2, доверенности ООО «ИнвестФинанс-НС» от 28.05.2014 №4, доверенности ООО «ИнвестФинанс-НС» от 30.06.2014 года №4, протоколов общих собраний учредителей ООО «ИнвестФинанс-НС» от 26.05.2014 № 3, от 30.06.2014 № 5, от 30.06.2014 № 6.

В связи с отсутствием ответа налогоплательщиком 19.07.2018 в налоговый орган направлено повторное обращение № 26 с просьбой соблюдения статьи 101 НК РФ, и ознакомления налогоплательщика с материалами ВНП, которыми подтверждается получение Инспекцией документов, предоставленных ей в последующем на экспертизу.

Отсутствие ответа от Инспекции на повторное обращение послужило основанием для обращения Общества 05.09.2018 с жалобой в вышестоящий налоговый орган - Управление ФНС России по ЯНАО на бездействие должностных лиц Инспекции.

Письмом от 19.09.2018 исх. № 05-20/12833@ Управление ФНС России по ЯНАО сообщило, что жалоба Общества оставлена без рассмотрения со ссылкой на подпункт 5 пункта 1 статьи 139.3 НК РФ.

В обоснование принятого решения Управление ФНС России по ЯНАО указало, что «12.09.2018 до принятия решения по жалобе, в Управление от Инспекции поступило письмо № 2.2-16/13086@, которым Инспекция сообщает, что 01.08.2018 Инспекцией рассмотрено спорное обращение заявителя, о чем в адрес Общества посредством простой почтовой (не заказной) корреспонденции через ФГУП «Почта России» направлено письмо №2.3-15/10941, то есть об устранении нарушения прав лица, подавшего жалобу. Также, с целью урегулирования спора, 18.09.2018 в адрес заявителя по телекоммуникационным каналам связи Инспекцией повторно направлено письмо налогового органа от 01.08.2018 №2.3-15/10941 по спорному обращению Общества от 12.07.2018».

18.09.2018 в адрес налогоплательщика от инспекции поступил ответ (исх. № 2.3-15/1/10941 от 01.08.2018), в котором налоговый орган сообщил, что все требуемые для ознакомления материалы (светокопии документов) были получены налоговым органом в ходе проведения камеральных налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля.

Заявителем 18.09.2018 в Управление ФНС России по ЯНАО была направлена повторно жалоба на бездействие сотрудников налогового органа.

Письмом от 15.10.2018 исх. № 05-20/14285@ Управление ФНС России по ЯНАО сообщило, что ранее письмом от 19.09.2018 исх. № 05-20/12833@ был направлен ответ по аналогичной жалобе.

Не согласившись с выводами налогового органа, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

14.03.2019 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок, присутствовать при проведении выездной налоговой проверки, получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных Кодексом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 100 Кодекса по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

В силу пункта 3.1 указанной статьи к акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются. Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.

Исходя из смысла данной нормы, к акту должны быть приложены не все полученные в ходе проверки документы, а те, которые подтверждают факты нарушения налогоплательщиком норм налогового законодательства, выявленные в ходе проверки чтобы налогоплательщик имел возможность с ними ознакомиться и представить свои возражения.

Акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 5 статьи 100).

Согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 101 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе до рассмотрения материалов указанной проверки ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительныхмероприятийналоговогоконтроля в течениесрока, предусмотренного для представления письменных возражений пунктом 6 статьи 100 настоящего Кодекса и пунктом 6.2 настоящей статьи.

Налоговый орган обязан обеспечить лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), возможность ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля на территории налогового органа не позднее двух дней со дня подачи таким лицом соответствующего заявления. Ознакомление с такими материалами осуществляется путем их визуального осмотра,изготовления выписок, снятия копий. По окончании ознакомления составляется протокол в соответствии со статьей 99 настоящего Кодекса.

Согласно протоколу от 11.07.2018 № 8 ознакомления с результатами
мероприятий налоговогоконтроля11.07.2018 представитель Общества по доверенности от 15.05.2018 № 22/2018-11 Медведев Алексей Анатольевич был ознакомлен с материалами выездной налоговой проверки, кроме того ему были вручены лично копии материалов, полученных в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля в том числе и постановление о назначении почерковедческой экспертизы.

Таким образом, заявитель был ознакомлен с материалами налоговой проверки до принятия решения налоговым органом.

Согласно указанному протоколу, спорные документы по контрагенту ООО «ИнвестФинанс-НС» представлены ИФНС России № 6 по г. Москве (исх. № 124399 от 07.08.2017).

В рамках данного дела рассматривается вопрос о бездействии инспекции, выразившееся в неисполнении налоговым органом обязанности обеспечить лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), возможность ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля на территории налогового органа не позднее двух дней со дня подачи таким лицом соответствующего заявления.

Между тем как указано ранее материалы выездной налоговой проверки были представлены для ознакомления, что подтверждается материалами дела.

При этом довод заявителя о необходимости подтверждения налоговым органом законности их получения не является предметом настоящего спора.

Более того, отсутствие сопроводительных документов, в частности относительно поступивших из ИФНС России № 6 по г. Москве, не свидетельствуют о бездействии Инспекции в части ознакомления с материалами ВНП, поскольку такой документооборот регулируется внутренними документами налоговых органами.

Кроме того, по верному замечанию суда первой инстанции, при несогласии с документами, на основании которых вынесено решение по выездной налоговой проверке, заявительне лишен права обратится с соответствующим заявлением, в том числе в судебном порядке и заявить ходатайство о фальсификации спорных документов.

Доводы подателя жалобы в части процессуальных нарушений отклоняются в силу того, что согласно протоколу ознакомления с результатами мероприятий налогового контроля от 11.07.2018 № 8 замечаний и заявлений зрителем не выражено.

Суд апелляционной инстанции не принимает ссылку апелляционной жалобы на то, что налогоплательщик не знакомился с материалами выездной налоговой проверки в полном объеме, а лишь только с теми, которые ему были предоставлены в рамках ознакомления с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля, поскольку из протокола ознакомления с результатами мероприятий налогового контроля от 11.07.2018 № 8 следует, что представитель заявителя ознакомлен с результатами мероприятий налогового контроля, проведенных на основании решения о проведении ВНП № 15 от 29.06.2017 и решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля № 8 от 15.06.2018 (т.1 л.д. 29).

В рассматриваемом случае Инспекцией обеспечено ознакомление с результатами мероприятий налогового контроля до вынесения оспариваемого решения, а равно возможность представления возражений по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля, участие в рассмотрении материалов проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя и дополнительных мероприятий налогового контроля.

При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что, отказав в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.

Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.

Нормы материального права применены Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, в связи с чем апелляционная жалоба ООО «Ноябрьскнефтегазспецстрой» удовлетворению не подлежит.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы, то есть на ООО «Ноябрьскнефтегазспецстрой».

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

            Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.03.2019 по делу № А81-10665/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме.

Председательствующий

О.Ю. Рыжиков

Судьи

Е.П. Кливер

 Н.А. Шиндлер