ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 08АП-6169/19 от 01.08.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

08 августа 2019 года

                       Дело №   А70-19083/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2019 года

Постановление изготовлено в полном объеме августа 2019 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,

судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тюменской области апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-6169/2019 ) муниципального казенного учреждения «Муниципальные закупки города Тюмени» на решение Арбитражного суда Тюменской области  от 02.04.2019 по делу № А70-19083/2018 (судья Бадрызлова М.М.) , принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «СКБ-Сервис»                                к муниципальному казенному учреждению «Муниципальные закупки города Тюмени», муниципальному казенному учреждению «Комитет по информатизации города Тюмени» о признании недействительным решения, оформленного протоколом                      от 13.11.2018 № 1/АЭ-0999/18, заседания аукционной комиссии по рассмотрению единственной заявки на участие в электронном аукционе, об обязании совершить действия,

при участии в деле в качестве третьего лица, - Федеральной службы по техническому                 и экспортному контролю России,

при участии в судебном заседании представителей:

от муниципального казенного учреждения «Муниципальные закупки города Тюмени» – ФИО1 по доверенности от 09.01.2019 сроком действия до 31.12.2019),

установил:

общество с ограниченной ответственностью «СКБ-Сервис» (далее – заявитель, ООО «СКБ-Сервис», Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области                   с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Муниципальному казенному учреждению «Муниципальные закупки города Тюмени» (далее – МКУ Муниципальные закупки города Тюмени»), Муниципальному казенному учреждению «Комитет                                     по информатизации города Тюмени» (далее – МКУ «Комитет по информатизации города Тюмени»), (заинтересованные лица) о признании не соответствующим Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) решение, оформленное протоколом               от 13.11.2018 № 1/АЭ-0999/18 заседания аукционной комиссии по рассмотрению единственной заявки на участие в электронном аукционе на оказание услуг                            по разработке комплекта документов на систему защиты информации, технологической поддержке средств защиты информации, установке и настройке средств защиты информации, а также аттестации инфраструктуры Центра обработки данных Администрации г. Тюмени, обязании комиссии в составе МКУ «Муниципальные закупки города Тюмени», МКУ «Комитет по информатизации города Тюмени» повторно рассмотреть заявку Общества на участие в электронном аукционе                            № АЭ-0999/18.

Определением арбитражного суда от 21.01.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Федеральная служба по техническому и экспортному контролю России (далее - ФСТЭК России).

Решением Арбитражного суда Тюменской области  от 02.04.2019 по делу                     № А70-19083/2018 признано недействительным решение, оформленное протоколом               от 13.11.2018 № 1/АЭ-0999/18 заседания аукционной комиссии по рассмотрению единственной заявки на участие в электронном аукционе на оказание услуг                             по разработке комплекта документов на систему защиты информации, технологической поддержке средств защиты информации, установке и настройке средств защиты информации, а также аттестации инфраструктуры Центра обработки данных Администрации г. Тюмени. Этим же решением с заинтересованных лиц в пользу ООО «СКБ-Сервис» взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины                     в сумме 1500 руб. с каждого учреждения.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, МКУ «Муниципальные закупки города Тюмени» обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд                  с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.

В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что действия аукционной комиссии по отклонению заявки ООО «СКБ-Сервис» соответствуют Закону о контрактной системе  и  требованиям  документации  об электронном аукционе № АЭ0999/18, поскольку участник закупки во второй части заявки                          не представил копию лицензии на деятельность по технической защите конфиденциальной информации, содержащую необходимый перечень работ и услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности. По мнению подателя жалобы, изменение  перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности возлагает на  лицензиата обязанность                                   по переоформлению ранее выданной лицензии и действующей в силу части 3 статьи               22 Федерального закона № 99-ФЗ бессрочно.

ООО «СКБ-Сервис», МКУ «Комитет по информатизации города Тюмени», ФСТЭК России надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. От ООО «СКБ-Сервис» и ФСТЭК России поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителя, которые суд апелляционной инстанции посчитал необходимым удовлетворить.

В связи с изложенным  апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей указанных участвующих в деле лиц в порядке части 3 статьи                  156, части 1 статьи 266 АПК РФ.

В судебном заседании представитель МКУ «Муниципальные закупки города Тюмени» поддержал доводы апелляционной жалобы.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителя заинтересованного лица, установил следующие обстоятельства.

24.10.2018 МКУ «Муниципальные закупки города Тюмени» на электронной площадке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.sberbank-ast.ru (Сбербанк-АСТ) размещено извещение о проведении электронного аукциона                 № АЭ-0999/18  на  оказание  услуг  по  разработке  комплекта  документов  на систему защиты информации, технической поддержке средств защиты информации, установке и настройке средств защиты информации, а также аттестации инфраструктуры Центра обработки данных Администрации города Тюмени с идентификационным кодом закупки 183720208659672030100101470010000242.

Заказчиком аукциона № АЭ-0999/18 определено МКУ «Комитет                                     по информатизации города Тюмени» (далее - Муниципальный заказчик).

Начальная (максимальная) цена контракта в соответствии с Извещением составила 3 190 000 рублей за счет бюджета городского округа города Тюмени.

ООО «СКБ-сервис» подана заявка на участие в электронном аукционе.

В соответствии с протоколом от 13.111.2018 № 1/АЭ 0999/18 заседания аукционной комиссии по рассмотрению единственной заявки на участие                                  в Электронном аукционе электронный аукцион признан несостоявшимся на основании части 16 статьи 66 Закона №° 44-ФЗ.

Комиссией принято решение признать единственную заявку на участие                        в электронном аукционе, поступившую от ООО «СКБ-сервис», не соответствующей требованиям Закона № 44-ФЗ и документации об электронном аукционе.

Полагая, что вышеуказанное решение Комиссии не соответствует закону, нарушает права и интересы ООО «СКБ-сервис», последнее обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с соответствующим  заявлением.

Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции, руководствуясь  частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201, статьями 67, 67, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) пришел к выводу о доказанности обстоятельств, необходимых для вывода                                    о несоответствии оспариваемого решения,  оформленного протоколом от 13.11.2018    № 1/АЭ-0999/18, по отклонению заявки ООО «СКБ-сервис» на участие в электронном аукционе,законодательству и нарушении этим решением прав и законных интересов Общества.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции                         в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Законом о контрактной системе.

Пунктом 2 статьи 24 Закона № 44-ФЗ к конкурентным способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отнесен, в том числе, аукцион                                  в электронной форме.

Под аукционом в электронной форме понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона № 44-ФЗ).

В соответствии с частью 5 пункта 2 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, части 2 и части 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии                                         с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон № 99-ФЗ) деятельность по технической защите конфиденциальной информации подлежит лицензированию.

Согласно протоколу № 1/АЭ-0999/18 заседания аукционной комиссии                          по рассмотрению единственной заявки на участие в электронном аукционе заявка ООО «СКБ-Сервис» с идентификационным номером заявки - 223 признана                                        не соответствующей требованиям документации об электронном аукционе на основании, пункта 1 части 6 статьи 69, пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части                   5 статьи 66 Закона о контрактной системе, подпункту 2 пункта 1.5.1.2 Раздела 1, пункту 35 Раздела 2 Части 1 документации об электронном аукционе, в связи с тем, что участник закупки во второй части заявки не представил документы, подтверждающие соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки или копии этих документов:

копию лицензии на деятельность по технической защите конфиденциальной информации, содержащую следующие виды работ (услуг):

- услуги, по контролю защищенности конфиденциальной информации                        от несанкционированного доступа и ее модификации в средствах и системах информатизации;

- работы и услуги, по аттестационным испытаниям и аттестации на соответствие требованиям по защите информации: средств и систем информатизации; помещений            со средствами (системами) информатизации, подлежащими защите;защищаемых помещений; услуги по установке, монтажу, наладке, испытаниям, ремонту средств защиты информации (технических средств защиты информации, защищенных технических средств обработки информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, программных (программно-технических) средств защиты информации, защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации, программных (программно-технических) средств контроля эффективности защиты информации, (участником в составе заявки представлена лицензия на деятельность по технической защите конфиденциальной информации, содержащую следующий перечень работ и услуг, на которые распространяется настоящая лицензия:

-установка, монтаж, испытания, ремонт средств защиты информации: технических средств защиты информации; защищенных технических средств обработки информации; технических средств контроля эффективности мер защиты информации; программных (программно-технических) средств защиты информации; защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации; программных (программно-технических) средств контроля защищенности информации.

Вмесите с тем, как следует из материалов дела  не оспаривается сторонами, лицензия серии КИ <...>, представленная ООО «СКБ-Сервис» в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе, выдана Обществу                              на основании приказа ФСТЭК России от 21.08.2014 № 329-л и действует бессрочно.

По утверждению заинтересованных лиц, в связи с тем, что постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2016 № 541 «О внесении изменений                в некоторые акты Правительства Российской Федерацииповопроса лицензирования   отдельных  видов   деятельности»   в постановлении Правительства Российской Федерации от 03.02.2012 № 79 «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации» скорректирован перечень работ и услуг, подлежащих лицензированию, имелись основания для переоформления Обществом имеющейся                  у него лицензии. Поскольку лицензия серии КИ <...> не переоформлена ООО «СКБ-Сервис», аукционная комиссии правомерно отклонила заявку  Общества                                на участие в электронном аукционе.   

Суд апелляционной инстанции,  не соглашаясь указанной позицией  подателя  жалобы, исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 12 Федерального закона № 99-ФЗ деятельность по технической защите конфиденциальной информации подлежит лицензированию.

Согласно пункту 3 Положения о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2012 № 79 (далее - Положение                          о лицензировании), ФСТЭК России осуществляет лицензирование деятельности по технической защите конфиденциальной информации.

На основании приказа ФСТЭК России от 24.08.2014 № 329-л и в соответствии                с Положением о лицензировании (в действующей на день выдачи лицензии редакции) ООО «СКБ-сервис» предоставлена лицензия на деятельность по технической защите конфиденциальной информации (регистрационный № 2374) на выполнение следующих видов работ и услуг:

а) контроль защищенности конфиденциальной информации от утечки                         по техническим каналам в: средствах системах информатизации; технических средствах (системах), не обрабатывающих конфиденциальную информацию,                         но размещенных в помещениях, где она обрабатывается; помещениях со средствами (системами), подлежащими защите; защищаемых помещениях;

б)контрользащищенностиконфиденциальнойинформацииот несанкционированного доступа и ее модификации в средствах и системах информатизации;

в) аттестационные испытания и аттестация на соответствие требованиям                       по защите информации: средств и систем информатизации; помещений со средствами (системами) информатизации, подлежащих защите; защищаемых помещений;

г)проектирование в защищенномисполнении:средств и систем информатизации; помещений со средствами (системами) информатизации, подлежащих защите; защищаемых помещений;

д) установка, монтаж, испытания, ремонт средств защиты информации: технических средств защиты информации; защищенных технических средств обработки информации; технических средств контроля эффективности мер защиты информации; программных (программно-технических) средств защиты информации; защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации; программных (программно-технических) средств контроля защищенности информации.

Частью 4 статьи 9 Федерального закона № 99-ФЗ установлено, что лицензии действуют бессрочно.

Постановлением правительства Российской Федерации от 15.06.2016 № 541                «О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации                   по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности» внесены изменения                   в Положение о лицензировании, в соответствии с которыми:

уточнен перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;

внесены изменения в лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности, и лицензионные требования, предъявляемые к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности, в части требований к уровню квалификации персонала;

уточнены требования к содержанию заявления о переоформлении лицензии при намерении лицензиата выполнять новые работы и (или) оказывать новые услуги.

Согласно внесенным изменениям в пункт 4 Положение о лицензировании                      в рамках лицензируемого вида деятельности могут выполняться, оказываться следующие работы и услуги:

а) услуги по контролю защищенности конфиденциальной информации от утечки по техническим каналам: в средствах и системах информатизации; в технических средствах (системах), не обрабатывающих конфиденциальную информацию,                         но размещенных в помещениях, где она обрабатывается; в помещениях со средствами (системами), подлежащими защите; в помещениях, предназначенных для ведения конфиденциальных переговоров (далее - защищаемые помещения);

б) услуги по контролю защищенности конфиденциальной информации                       от несанкционированного доступа и ее модификации в средствах и системах информатизации;

в) услуги по мониторингу информационной безопасности средств и систем информатизации;

г) работы и услуги по аттестационным испытаниям и аттестации на соответствие требованиям по защите информации: средств и систем информатизации; помещений       со средствами (системами) информатизации, подлежащими защите; защищаемых помещений;

д) работы и услуги по проектированию в защищенном исполнении: средств                 и систем информатизации; помещений со средствами (системами) информатизации, подлежащими защите; защищаемых помещений;

е) услуги по установке, монтажу, наладке, испытаниям, ремонту средств защиты информации (технических средств защиты информации, защищенных техническихсредствобработкиинформации,техническихсредствконтроля эффективности мер защиты информации, программных (программно - технических) средств защиты информации, защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации, программных (программно-технических) средств контроля эффективности зашиты информации).

Таким образом, перечень работ и услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, дополнен новой услугой по мониторингу информационной безопасности средств и систем информатизации (подпункт «в» пункта 4 Положения                                        о лицензировании).

Внесены редакционные изменения в наименование услуги, указанной                             в подпункте «е» пункта 4 Положения о лицензировании: наименование услуги дополнено словом «наладка», поскольку при установке, монтаже, испытаниям средств защиты осуществляется наладка этого оборудования; в целях единообразного использования терминологии в области защиты информации слова «контроль защищенности информации» заменены словами «контроль эффективности защиты информации».

Вместе с тем уточнение наименования услуги не влечет за собой предъявления дополнительных лицензионных требований к соискателям лицензии (лицензиатам).

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона № 99-ФЗ, лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также                      в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности (за исключением деятельности по перевозкам грузов, пассажиров или иных лиц), перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, изменения                     в соответствии с нормативным правовым актом Российской Федерации наименования лицензируемого вида деятельности, перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если необходимость переоформления лицензии определена этим нормативным правовым актом.

В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона № 99-ФЗ                               до переоформления лицензии лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии, или по истечении срока, определенного частью 5 настоящей статьи, и (или) выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии.

Таким образом, поскольку перечень выполняемых работ, оказываемых услуг                   в рамках предоставленной Обществу лицензии не изменился, заявитель на основании имеющейся лицензии вправе оказывать услуги, указанные в подпункте «е» пункта                      4 Положения о лицензировании, в том числе по наладке средств защиты информации (технических средств защиты информации, защищенных технических средств обработки информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, программных (программно-технических) средств защиты информации, защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации, программных (программно-технических) средств контроля эффективности защиты информации).

При намерении Общества оказывать услуги, указанные в подпункте                             «в» Положения о лицензировании, ранее выданная лицензия подлежит переоформлению, поскольку эта услуга не указана в лицензии.

Поскольку из аукционной  документации  не следует, что  объект закупки включает  в себя вид деятельности, не указанный в представленной Обществом лицензии (регистрационный № 2374) оспариваемое решение, оформленное протоколом от 13.11.2018 № 1/АЭ-0999/18,  правомерно признано судом первой инстанции                        незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В целом, доводы апелляционной жалобы МКУ «Муниципальные закупки города Тюмени» основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводов суда первой инстанции, положенных в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта

Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба МКУ «Муниципальные закупки города Тюмени» удовлетворению не подлежит.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на                             ее подателя.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

 Решение Арбитражного суда Тюменской области от 02.04.2019 по делу                                    № А70-19083/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме.

Председательствующий

О.Ю. Рыжиков

Судьи

Н.Е. Иванова

 А.Н. Лотов