Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Тюмень Дело № А70-810/2019
Резолютивная часть постановления объявлена октября 2019 года . | |
Постановление изготовлено в полном объеме октября 2019 года . |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Шуйской С.И.,
судей Сириной В.В.,
ФИО1,
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел кассационную жалобу администрации города Тюмени (ответчика) на постановление от 05.07.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Кливер Е.П., Рыжиков О.Ю.) по делу № А70-810/2019 по заявлению общества с ограниченной ответственностью научно-производственной фирмы «Экспедиция+» (625049, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) к администрации города Тюмени (625036, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным постановления об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
В заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью научно-производственной фирмы «Экспедиция+» (истца) – ФИО2 по доверенности от 09.01.2019 № 1;
администрации города Тюмени (ответчика) – ФИО3 от 29.11.2018 № 51/19
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью научно-производственная фирма «Экспедиция+» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области к администрации города Тюмени (далее - заинтересованное лицо, администрация) с заявлением о признании незаконным постановления от 12.12.2018 № 18-пг об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по адресу: г. Тюмень, Ирбитский тракт слева от дороги, 3 км от Рощинского кольца, участок № 7 «для размещения объектов, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции»; об обязании заинтересованного лица предоставить испрашиваемый условно разрешенный вид использования вышеупомянутого земельного участка.
Требования со ссылкой на статьи 1, 6, 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) мотивированы неправомерностью отказа и нарушением им прав и законных интересов заявителя.
Решением от 17.04.2019 Арбитражного суда Тюменской области (судья Безиков О.А.), оставленным без изменения постановлением от 05.07.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе администрация просит изменить мотивировочную часть постановления апелляционного суда путем исключения из текста вывода суда отом, что на территории муниципального образования города Тюмени земли населенных пунктов и иных категорий находятся территориально в границах населенного пункта.
Заявитель полагает, что данный вывод основан на неверном толковании закона и противоречит статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ); статье 4 Устава муниципального образования городского округа города Тюмени, утвержденного решением Тюменской городской Думы от 16.03.2005 № 162 (далее – Устав города Тюмени); решению Тюменской городской Думы от 27.03.2008 № 9 «О генеральном плане городского округа город Тюмень» (далее – решение Думы от 27.03.2008 № 9).
Указывает, что апелляционным судом не учтено, что понятия «населенный пункт» и «городской округ» законодателем разграничены; границы населенного пункта могут включать в себя только одну категорию земель – земли населенных пунктов; на территории муниципального образования города Тюмени могут находиться как земли населенных пунктов, так и земли иных категорий, но все они находятся территориально в границах муниципального образования.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит остаивть без изменения оспариваемый судебный акт ввиду несостоятельности содержащихся в жалобе аргументов.
В судебном заседании представитель администрации поддержал позицию, изложенную в кассационной жалобе, просил изменить постановление апелляционного суда, исключив из мотивировочной части вышеуказанный вывод, а представить общества возражал против удовлетворения жалобы.
Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке, предусмотренном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением правительства Тюменской области от 15.10.2007 № 243-п «О включении земельных участков в границы населенного пункта город Тюмень», распоряжениями администрации города Тюмени от 26.01.2009 № 26-рк «Об утверждении ведомственной целевой программы «Основные направления развития землеустройства в городе Тюмени на 2009-2011 годы» и от 26.02.2009 № 282 «О перечне земельных участков» департаменту земельных ресурсов администрации города Тюмени в соответствии с Законом Тюменской области от 05.11.2004 № 263 «Об установлении границ муниципальных образований Тюменской области и наделении их статусом муниципального района, городского округа и сельского поселения» было предписано в срок до 01.07.2009 подготовить и утвердить приказами перечни земельных участков, включенных в границы муниципального образования городского округа города Тюмени и границы населенного пункта города Тюмени, с описанием города Тюмени с 01.01.2009, расположенных в кадастровом квартале 72:17:1104002, согласно приложению.
Приказом департамента земельных ресурсов от 29.06.2009 № 176 во исполнение распоряжения № 282 от 26.02.2009 был утвержден соответствующий перечень, в котором под пунктом 8 в границы города Тюмени включен спорный земельный участок, ранее находящийся на территории Тюменского района Тюменской области.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от 10.05.2017 и от 16.08.2018 № КУВИ-001/2018-59991166 земельный участок по адресу: <...> слева от дороги, 3 км от Рощинского кольца, участок № 75, поставлен на кадастровый учет 07.04.2009 с кадастровым номером 72:17:1104002:214, площадью 1 245 ± 309 м², с указанием категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.
На основании градостроительного плана, утвержденного приказом департамента земельных отношений и градостроительства администрации города Тюмени от 29.09.2014 № 1334-гпзу, земельный участок с кадастровым номером 72:17:1104002:214 в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Тюмени, утвержденными Тюменской городской Думой решением от 30.10.2008 № 154, находится в зоне, предназначенной для ведения сельского хозяйства СХ-1, которая включает в себя пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями.
В указанной зоне основными видами разрешенного использования земельных участков являются: для размещения сельскохозяйственных угодий и осуществления крестьянского (фермерского) хозяйства, а условно разрешенными: для размещения объектов, используемых для производства, хранения и первичной переработке сельскохозяйственной продукции; для размещения научно-исследовательских организаций.
Спорный земельный участок, принадлежащий на праве собственности с находящимися на нем постройками ФИО4 (свидетельства о государственной регистрации права от 22.11.2013 серии 72 НМ № 729283, от 04.02.2015 серии 72 НМ № 903648), продан обществу по договору купли-продажи от 10.03.2017, которым переход права собственности зарегистрирован 10.05.2017 в установленном порядке.
Являясь собственником земельного участка, расположенного по адресу: <...> слева от дороги, 3 км от Рощинского кольца, участок № 75, общество 16.05.2018 обратилось в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства «для размещения объектов, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции».
Постановлением администрации от 06.08.2018 № 115 обществу было отказано в предоставлении разрешения на испрашиваемый условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 72:17:1104002:214 в связи с несоответствием этого вида требованиям нормативно-правовых актов и, в частности распоряжению администрации Тюменской области от 15.01.1996 № 20-р «О зоне санитарной охраны Метелевского водозабора».
После получения экспертного заключения федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» № 7261 /ИВ/Ц от 25.07.2018 (письмо от 10.08.2018 № 04-14184) общество повторно, 15.08.2018, обратилось в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства «для размещения объектов, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции».
Приказом департамента земельных отношений и градостроительства № 5-оо от 11.10.2018 были назначены публичные слушания.
По результатам публичных слушаний обществу отказано в предоставлении разрешения на испрашиваемый условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 72:17:1104002:214, расположенного в территориальной зоне, предназначенной для ведения сельского хозяйства СХ-1 (протокол заседания комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Тюмени от 12.112018 № 17).
Учитывая результаты публичных слушаний и рекомендации комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Тюмени, подготовленных в соответствии с подпунктом «б» пункта 3.2.5 Административного регламента, администрация постановлением от 12.12.2018 № 18-пг отказала обществу в предоставлении разрешения на испрашиваемый условно разрешенный вид использования земельного участка по адресу: <...> слева от дороги, 3 км от Рощинского кольца, участок № 75, в связи с несоответствием этого вида требованиям нормативно-правовых актов, а именно частям 1, 6 статьи 36 ГрК РФ.
В дальнейшем приказом департамента земельных отношений и градостроительства от 29.12.2018 № 3349-гпзу был признан утратившим силу вышеупомянутый градостроительный план земельного участка по адресу: <...> слева от дороги, 3 км от Рощинского кольца, участок № 75.
Считая незаконным отказ администрации от 12.12.2018 № 18-пг, общество оспорило его в арбитражном суде.
При отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции руководствовался статьями 7, 77, 78, 79, 83, 85 ЗК РФ, статьями 36, 37, 39 ГрК РФ, статьей 4 Устава города Тюмени, решением Думы от 27.03.2008 № 9 и исходил из того, что поскольку земельный участок с кадастровым номером 72:17:1104002:214 находится в границах муниципального образования городского округа города Тюмени, но за пределами границ населенного пункта города Тюмени, имеет категорию – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, относится к сельскохозяйственным угодьям и используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений, то у администрации имелось достаточно оснований для отказа обществу в предоставлении испрашиваемого вида условно разрешенного использования ввиду его несоответствия закону.
Апелляционный суд, оставляя решение без изменения, счел, что действующее земельное и градостроительное законодательство позволяет правообладателю земельного участка выбирать вид разрешенного использования из любого из основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков, как следствие, изменять вид разрешенного использования земельного участка, а также претендовать на изменение условно разрешенного вида использования, однако с учетом мнения населения и других заинтересованных лиц, сложившегося по результатам публичных слушаний, и с учетом того, что виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения не могут быть изменены.
Вместе с тем не усмотрел оснований для вывода о том, что земельный участок с кадастровым номером 72:17:1104002:214, расположенный по адресу: <...> слева от дороги, 3 км от Рощинского кольца, участок № 75, относится к сельскохозяйственным угодьям.
При этом, сославшись на статью 4 Устава города Тюмени, распоряжение администрации от 26.02.2009 № 282 и приказ департамента земельных ресурсов от 29.06.2009 № 176, выписку из генерального плана города Тюмени, пришел к выводу, что на территории муниципального образования города Тюмени могут находится как земли населенных пунктов, так и земли иных категорий, но все они находятся территориально в границах населенного пункта, отклонив довод администрации о том, что границы муниципального образования городского округа города Тюмени и населенного пункта города Тюмени не совпадают и отличаются друг от друга земельными участками сельскохозяйственного назначения, переведенными в городской округ из земель Тюменского район.
Не соглашаясь с данным выводом, администрация обосновывает свое несогласие тем, что исходя из имеющейся в деле карты границ населенного пункта в границы городского округа города Тюмени входят границы населенного пункта города Тюмени, территория которого меньше, чем территория городского округа, так как границы населенного пункта могут включать только одну категорию земель – земли населенного пункта, и ссылается на сведения о наличии и распределении земель по категориям, угодьям и формам собственности в городском округе города Тюмени по состоянию на 01.01.2019 федерального государственного статистического наблюдения (форму № 22-1), которые не были предметом исследования и оценки судов.
В соответствии с абзацами 6 и 10 части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) городской округ – один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, при этом не менее двух третей населения такого муниципального образования проживает в городах и (или) иных городских населенных пунктах.
Муниципальное образование – городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.
По смыслу пункта статьи 11 Закона № 131-ФЗ в территорию городского округа входят территория, состоящая из земель внутри городской черты соответствующего городского населенного пункта, прилегающие к территории городского населенного пункта земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего городского населенного пункта, рекреационные земли, земли для развития городского населенного пункта.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 85 ЗК РФ и пункту 10 статьи 35 ГрК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к зонам сельскохозяйственного использования.
В соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований ОК-033-216, утвержденным приказом Росстандарта от 14.06.2013 № 159-ст, в состав муниципального образования городского округа города Тюмени входит населенный пункт – город Тюмень (71 701 000 000).
В силу статьи 1 Устава города Тюмени город Тюмень является муниципальным образованием, наделенным статусом городского округа.
Официальное наименование муниципального образования городского округа города Тюмени – город Тюмень.
Словосочетания «муниципальное образование городской округ город Тюмень», «городской округ город Тюмень» и «город Тюмень» равным образом используются в настоящем Уставе и муниципальных правовых актах при обозначении города Тюмени в качестве муниципального образования.
Согласно статье 4 Устава города Тюмени территорию города Тюмени составляют земли населенного пункта города Тюмени, прилегающие к нему земли общего пользования, земли рекреационного назначения, земли для развития города независимо от форм собственности и целевого назначения, находящиеся в границах города.
Поскольку городской округ города Тюмени состоит только из одного населенного пункта – города Тюмени, являющегося одновременно городским округом; упомянутая статья 4 Устава города Тюмени содержит указание на то, что территориально город Тюмень составляют перечисленные в ней земли данного населенного пункта и прилегающие к нему земли, которые расположены в границах города, принимая во внимание, что согласно распоряжению администрации от 26.02.2009 № 282, приказу департамента земельных ресурсов от 29.06.2009 № 176 и выписке из генерального плана города Тюмени спорный земельный участок включен в границы муниципального образования городского округа города Тюмени и находится в границах этого населенного пункта, то правомерен вывод апелляционного суда о том, что все земельные участки и, следовательно, земельный участок с кадастровым номером 72:17:1104002:214, находятся территориально в границах населенного пункта.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для исключения из мотивировочной части оспариваемого заявителем вывода апелляционного суда.
Между тем, учитывая, что земельный участок с кадастровым номером 72:17:1104002:214 не относится к таким видам использования как пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), что исключает его отнесение к землям сельскохозяйственных угодий; имеет вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, в связи с чем в силу статьи 7 ЗК РФ, статей 35, 36 ГрК РФ, статьи 4.1 от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», статьи 4 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», разъяснений, содержащихся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.06.2014, может быть включен в состав территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию (земли населенных пунктов), апелляционный суд верно отметил, что до перевода такого земельного участка в другую категорию отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования как земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, так и земельных участков сельскохозяйственного назначения, 1ёпредоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям.
Принимая во внимание, что при разрешении настоящего спора неправильного применения норм материального и нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в порядке, предусмотренном статьей 288 АПК РФ, апелляционным судом не допущено, оснований для удовлетворения кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 05.07.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А70-810/2019оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья С.И. ФИО5
Судьи В.В. Сирина
В.В. Тихомиров