ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 08АП-7115/19 от 30.09.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

04 октября 2019 года

                          Дело №   А46-18731/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2019 года

Постановление изготовлено в полном объеме октября 2019 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,

судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-7115/2019 ) садоводческого некоммерческого товарищества «Дружба» на решение Арбитражного суда Омской области от 18.04.2019 по делу № А46-18731/2018 (судья Ярковой С.В.), принятое по заявлению садоводческого некоммерческого товарищества «Дружба» (ИНН 5506050703, ОГРН 1035511003110) к Администрации г. Омска (ИНН 5503047244, ОГРН 1025500757259), Департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613) о признании недействительным распоряжения Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска «О предоставлении бюджетному учреждению города Омска «Центр содержания и хранения имущества» в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» № 2250 от 20.10.2016 в части предоставления земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:156381, площадью 8 868 кв. м,

при участии в судебном заседании представителей:

от садоводческого некоммерческого товарищества «Дружба» - ФИО1 (по доверенности от 10.10.2018;

от Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска – ФИО2 по доверенности от 21.08.2019 № Исх-ДИО/11482,

установил:

садоводческое некоммерческое товарищество «Дружба» (далее – заявитель, СНТ «Дружба», товарищество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к Администрации города Омска (далее - Администрация), Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (далее – Департамент) о признании недействительным распоряжения Департамента «О предоставлении бюджетному учреждению города Омска «Центр содержания и хранения имущества» в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» № 2250 от 20.10.2016 в части предоставления земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:156381, площадью 8 868 кв.м.

Определением суда от 07.02.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено бюджетное учреждение города Омска «Центр содержания и хранения имущества» (далее – БУ «Центр содержания и хранения имущества», учреждение).

От заявителя 27.03.2019 в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации поступило заявление, в которым помимо требования об оспаривании распорядительного акта Департамента, товариществом заявлено требование, в том числе, к учреждению о признании отсутствующим права собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:36:000000:156381 и подлежащим аннулированию и исключению из государственного кадастра недвижимости сведений об этом участке.

В связи с тем, что указанное требование является самостоятельным, обращенным к иному лицу, суд отказал в принятии его к производству в рамках настоящего дела в качестве уточнения к уже заявленному.

Решением Арбитражного суда Омской области от 18.04.2019 по делу № А46-18731/2018 в удовлетворении требований товарищества отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, СНТ «Дружба» обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.

В обоснование апелляционной жалобы с учетом ее дополнений товарищество указало на то, что оспариваемое распоряжение принято в отношении земельного участка, принадлежащего заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования, и ограничивает права членов СНТ в реализации целей, для которых оно создано.

Администрацией  и Департаментом представлены письменные отзывы на апелляционную жалобу, в которых  указанные заинтересованные лица  не согласились с доводами подателя апелляционной жалобы.

Администрация, БУ «Центр содержания и хранения имущества», надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей указанных участвующих в деле лиц в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В судебном заседании представитель товарищества поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.

Представитель Департамента возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, дополнение к жалобе, отзывы, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.

СНТ «Дружба» обратилось в уполномоченный орган с документами в целях государственного кадастрового учета земельного участка, расположенного по адресу: Омская область, г. Омск, р-н Октябрьский, СНТ «Дружба» в соответствии с межевым планом от 10.07.2018.

Уведомлением от 26.07.2018 №55/203/005/2018-301, 55-0-1-122/3012/2018-765
Управление Росреестра по Омской области приостановило государственную
регистрацию прав игосударственныйкадастровыйучет вотношении вышеуказанного объекта недвижимости. Одной из причин явилось пересечение границ формируемого земельного участка с границами земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:156381.

Заявителем сделан запрос о предоставлении сведений из ЕРГН на земельный участок с кадастровым номером 55:36:000000:156381.

На основании данного запроса Филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Омской области подготовил Выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 28.09.2018 № КУВИ-001/2018-9364855.

Из содержания выписки следует, что 31.10.2016 за номером государственной регистрации: 55-55/001-55/999/001/2016-3260/1 Управлением Федеральной службы кадастра и картографии по Омской области за муниципальным образованием городской округ город Омск Омской области зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером: 55:36:000000:156381.

В процессе судебного разбирательства установлено, что распоряжением Департамента от 20.10.2016 № 2250 означенный участок предоставлен на праве постоянного бессрочного пользования учреждению.

Считая, что распоряжение Департамента «О предоставлении бюджетному учреждению города Омска «Центр содержания и хранения имущества» в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» № 2250 от 20.10.2016 в части предоставления земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:156381, площадью 8 868 кв. м, нарушает право товарищества на оформление земельного участка под СНТ «Дружба», последнее обратилось в арбитражный суд с соответствующим требованием.

При разрешении спора, суд первой  инстанции, оценив в соответствии со статьями 67, 68, 71 АПК РФ имеющиеся в материалах деле документы, пришел  к выводу о недоказанности обстоятельств, необходимых для вывода о нарушении оспариваемым распоряжением прав и законных интересов товарищества, в связи с чем в соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ отказал в удовлетворении требований  заявителя.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

Из содержания оспариваемого распоряжения следует, что в соответствии со статьей 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок с кадастровым номером 55:36:000000:156381, площадью 8 868 кв. м, с видом разрешенного использования: лесные участки. Адрес (описание местоположения): установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка: Ориентир восточная часть кадастрового района 55:36: Почтовый адрес ориентира: Омская область, город Омск, Октябрьский административный округ. На земельном участке расположен лесной участок в квартале № 51 (выделы 39, 40, 41, 43).

Из характера спора следует, что нарушение своего права на образование и государственную регистрацию права собственности на участок под землями товарищества СНТ «Дружба» связывает с зарегистрированным правом собственности муниципального образования город Омск на земельный участок с кадастровым номером 55:36:000000:156381, налагаемого на границы участка используемого товариществом.

Кроме того, как следует из содержания Выписки на земельный участок с кадастровым номером 55:36:000000:156381 границы участка установлены и состоят из трех контуров.

Между тем оспаривание государственной регистрации права отдельно от самого права допускается в случаях, когда регистрирующим органом нарушена процедура регистрации.

Согласно пункту 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее - Постановление № 10/22) споры, связанные с защитой права собственности и других вещных прав, рассматриваются судами в соответствии с подведомственностью дел, установленной Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, а также иными федеральными законами.

К искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.

Согласно пункту 52 Постановление 10/22 зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.

В пункте 56 Постановления № 10/22 указано, что зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации или главы 24 АПК РФ поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.

Вместе с тем, если лицо полагает, что государственным регистратором допущены нарушения при осуществлении государственной регистрации права или сделки, оно вправе обратиться в суд с заявлением по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации или главы 24 АПК РФ с учетом подведомственности дела.

Обжалование в судебном порядке по правилам главы 24 АПК РФ действий регистрирующего органа по государственной регистрации права на недвижимое имущество, связанных с нарушением требований Закона о государственной регистрации прав, является самостоятельным способом защиты прав и законных интересов, существующим наряду с вещно-правовыми способами защиты.

Таким образом, действующее законодательство не исключает возможность оспаривания действий регистрирующего органа, однако подобные требования не могут быть заявлены формально, а должны быть направлены на восстановление нарушенного права и не предрешать вопросов права собственности.

Как  усматривается  из материалов дела, на основании имеющихся материалов лесоустройства 1993 года Омского и Подгородного лесхозов  по заданию Администрации города Омска  в рамках муниципального контракта от 25.05.2009 № 39 Омским филиалом ФГУП «Рослесинфорг» проведено лесоустройство городских лесов, расположенных в границах муниципального образования городской округ город Омск Омской области, а также разработан проект лесохозяйственного регламента Омского лесопарка.

По результатам проделанной работы Администрация города Омска, направила пакет документов в Федеральное агентство лесного хозяйства (далее  - Рослесхоз) для определения количества лесопарков на территории города Омска и установления их границ и площади. Данная норма определена постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства».

02.05.2012 Рослесхоз издал Приказ № 180 «Об определении количества лесопарков на территории города Омска и установлении их границ» (далее - приказ Рослесхоза), согласно которому официально утверждены границы Омского лесопарка и определена его площадь.

Общая площадь городских лесов Омского лесопарка составляет 2265,7548 га. Омский лесопарк разделен на 5 окружных участковых лесничеств, образованных в границах административных округов города Омска, состоящих из 106 кварталов и 2431 лесных выделов.

Все лесные участки, входящие в состав Омского лесопарка, в соответствии со статьями 10, 12 и 102 Лесного кодекса РФ, отнесены по целевому назначению к защитным лесам и подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов.

Пунктами 5.1 и 6 статьи 105 Лесного кодекса Российской  Федерации определен правовой режим лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, а именно в городских лесах запрещается размещение объектов капитального строительства, а также не допускается уменьшение площади городских лесов.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Лесного кодекса Российской  Федерации городские леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

Постановлением Администрации города Омска от 27.01.2015 № 62-п «Об утверждении лесохозяйственного регламента» утвержден лесохозяйственный регламент Омского лесопарка, который является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границахОмского лесопарка муниципального образования городской округ город Омск.

Действие настоящего лесохозяйственного регламента распространяется на Омский лесопарк, расположенный на землях, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ город Омск Омской области

В состав лесохозяйственного регламента Омского лесопарка вошли все городские леса Омского лесопарка, общей площадью 2265,7548, указанные в приказе Рослесхоза.

Земельный участок с кадастровым номером 55:36:000000:156381 сформирован и поставлен на кадастровый учет на основании проектной документации (материалы лесоустройства Омского лесопарка) в границах указанного земельного участка расположен лесной участок в квартале 47 выделы 2, 3, 4 Октябрьского окружного участкового лесничества Омского лесопарка в квартале.

Доказательства того, что спорный земельный участок был изъят из земель государственного лесного фонда и переведен в иную категорию в соответствии с законодательством, в материалах дела отсутствуют (статья 65 АПК РФ).

В соответствии со статьями 7 и 10 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года в редакции, действовавшей на момент издания оспариваемого распоряжения  (далее по тексту - ЛК РФ), все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд. Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от иных земель. В лесной фонд не входят леса, расположенные на землях обороны, землях городских поселений - городские леса, землях сельских поселений.

Согласно статье 9 ЛК РФ  к участкам лесного фонда относятся участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью, и участки нелесных земель. Границы участков лесного фонда должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указаны в планово-картографических материалах (лесных картах). К участкам лесного фонда и правам пользования ими применяются положения гражданского законодательства об объектах гражданских прав, а также положения земельного законодательства Российской Федерации о земельных участках, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Земельный кодекс Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) разделяет земли на категории по их целевому назначению, в частности на земли населенных пунктов и земли лесного фонда (статья 7).

В силу пунктов 2 и 4 статьи 101 ЗК РФ границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Перевод земель лесного фонда в земли других категорий осуществляется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 8 настоящего Кодекса с учетом требований охраны окружающей среды, установленных федеральными законами.

В статье 19 ЛК РФ установлено, что лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. Формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются федеральным законом.

Управление и распоряжение такими земельными участками находится в компетенции Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять управление и распоряжение земельными участками, находящимися лишь в их собственности.

В силу положений законодательства, действующего на момент издания оспариваемого распоряжения, органы местного самоуправления не обладали полномочиями по распоряжению земельными участками лесного фонда. Соответственно, спорный  участок земель лесного фонда не мог быть предоставлен товариществу  в постоянное (бессрочное) пользование.

 Использование лесов осуществляется в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются (часть 2 статьи 6 ЛК РФ), и в соответствии с видами использования, установленными частью 1 статьи 25 ЛК РФ.

Лесное законодательство не предусматривает использование земель лесного фонда в целях ведения садоводства и огородничества.

Более того, в соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 201-ФЗ) на землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

Из заявления заявителя не следует доводов относительно того, каким образом будет осуществлена защита его прав в случае признания недействительным оспариваемого распоряжения при условии сохранения титульного права собственности на спорный объект недвижимости.

Следовательно, заявленные товариществом требования  правомерно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения.

Ссылка товарищества на решение Арбитражного суда Омской области от 30.04.2014 по делу № А46-1850/2014 судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку указанный судебный акт принят по делам с иными обстоятельствами, отличия имеют существенное значение.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба товарищества удовлетворению не подлежит.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

            Решение Арбитражного суда Омской области от 18.04.2019 по делу № А46-18731/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме.

Председательствующий

О.Ю. Рыжиков

Судьи

Н.Е. Иванова

 Н.А. Шиндлер