ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 08АП-8155/2021 от 05.10.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

08 октября 2021 года

                                                   Дело №   А46-4314/2021

Резолютивная часть постановления объявлена  05 октября 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме  октября 2021 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  судьи Шиндлер Н.А.,

судей  Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Плехановой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-8155/2021 ) индивидуального предпринимателя Бочаровой Татьяны Николаевны на решение Арбитражного суда Омской области от 02.06.2021 по делу № А46-4314/2021 (судья Захарцева С.Г.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Бочаровой Татьяны Николаевны (ИНН 550601449460, ОГРНИП 316554300126297) к Инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Центральному административному округу города Омска (ИНН 5504097777, ОГРН 1045507036816, адрес: 644001, Омская область, город Омск, улица Красных зорь, 54, 5), Управлению Федеральной налоговой службы по Омской области о признании незаконными действий, выразившихся в направлении сообщений от 12.08.2020 № 8970, от 27.05.2020 № 562947 об отказе в предоставлении мер поддержки, в направлении письма от 31.08.2020 № 16-29/18762 об отказе в предоставлении отсрочки (рассрочки), недействительным отказа от 29.10.2020 № 16-23/02063,

при участии в судебном заседании представителей: 

от индивидуального предпринимателя Бочаровой Татьяны Николаевны - Тарасова А.А., представитель по доверенности от 16.06.2020 № 55АА 2385254 сроком действия пять лет;

от Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному административному округу города Омска - Дюбакова Т.В., представитель по доверенности от 24.08.2021 № 01-18/13885 сроком действия по 31.01.2022; Шабанина Ю.А., представитель по доверенности от 25.08.2021 № 01-18/13909 сроком действия по 31.01.2023;

от Управления Федеральной налоговой службы по Омской области – Шабанина Ю.А., представитель по доверенности от 28.01.2021 № 01-18/01311 сроком действия по 31.01.2022;

установил:

индивидуальный предприниматель Бочарова Татьяна Николаевна (далее – ИП Бочарова Т.Н., предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Центральному административному округу города Омска (далее – Инспекция), Управлению Федеральной налоговой службы по Омской области (далее – Управление) о признании незаконными действий, выразившихся в направлении сообщений от 12.08.2020 № 8970, от 27.05.2020 № 562947 об отказе в предоставлении мер поддержки, в направлении письма от 31.08.2020 № 16-29/18762 об отказе в предоставлении отсрочки (рассрочки), недействительным отказа от 29.10.2020 № 16-23/02063.

Решением Арбитражного суда Омской области от 02.06.2021 по делу № А46-4314/2021 требования предпринимателя оставлены без удовлетворения. В части требования о признании недействительным отказа Управления от 29.10.2020 № 16-23/02063 производство по делу прекращено. Этим же судебным актом предпринимателю возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в размере 300 руб.

Возражая против принятого по делу решения в части оставления требований заявителя без удовлетворения, заявитель обратился с апелляционной жалобой.

В обоснование жалобы ее податель ссылается на то, что по состоянию на 01.03.2020 у ИП Бочаровой Т.Н. отсутствовала недоимка по налогам и сборам, вывод суда о правомерности отказа налогового органа по причине наличия недоимки на 01.06.2020 является неправомерным. С 2017 годаИП Бочарова Т.Н. осуществляет предпринимательскую деятельность 96.04 «Деятельность физкультурно-оздоровительная» как основной вид деятельности. В период с 01.01.2020 по 29.02.2020 Бочарова Т.Н. применяла патентную систему налогообложения по виду деятельности «Проведение занятий по физической культуре и спорту», что подтверждается патентом на право применение патентной системы налогообложения от 20.12.2019 № 5504190000198. Работники Бочаровой Т.Н. осуществляли свою трудовую деятельность только в фитнес - клубе «Линия жизни». ИП Бочарова Т.Н. осуществляет деятельность, которая включена в Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, а именно: деятельность физкультурно-оздоровительная (ОКВЭД-96.04), настаивает на соответствии критериям для получения отсрочки (рассрочки) в уплате налогов.

Управление, Инспекция представили отзывы на апелляционную жалобу.

В судебном заседании 07.09.2021 от налогового органа поступило ходатайство о замене стороны по делу (процессуальном правопреемстве), согласно которому в соответствии с пунктом 6 приказа Федеральной налоговой службы от 30.04.2021 № ЕД-7-4/459 Инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Центральному административному округу города Омска реорганизована путем присоединения к Инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Центральному административному округу города Омска. Согласно пункту 6 приказа Федеральной налоговой службы от 30.04.2021 № ЕД-7-4/459 Инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Центральному административному округу города Омска переименована в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Центральному административному округу города Омска.

Представитель предпринимателя не возражал против удовлетворения данного ходатайства.

Определением суда от 07.09.2021 произведено процессуальное правопреемство, Инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Центральному административному округу города Омска замена на Инспекцию Федеральной налоговой службы по Центральному административному округу города Омска (далее также – Инспекция).

Указанным определением также рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 05.10.2021, ИП Бочаровой Т.Н. предложено представить:

– заявления, на основании которых были приняты оспариваемые ненормативные акты;

– сведения о выручке по фактическому осуществлению видов деятельности (сдача имущества в аренду, деятельность фитнесс-центра и другие, в случае их наличия) на 01.03.2020, апрель 2020 года и дату подачи заявления о предоставлении отсрочки:

– письменные пояснения о наличии или отсутствии недоимки на 01.06.2020.  

Инспекции предложено представить письменные пояснения о количестве работников в апреле 2020 года по отношению к количеству по состоянию на 01.03.2020.

27.09.2021 Инспекция представила письменные пояснения, в которых указала на то, что согласно данным СЗВ-М, предоставленных ИП Бочаровой Т.Н. в органа Пенсионного фонда РФ количество работников в марте 2020 года – 6 человек, в апреле 2020 года – 3 человека, соответственно, количество работников в апреле 2020 года снизилось на 50 процентов по отношению к количеству работников по состоянию на 01.03.2020.

29.09.2021 ИП Бочарова Т.Н. представила пояснения, в качестве приложения указаны следующие документы:

1.Копия заявления о предоставлении субсидий по постановлению Правительства РФ от 24.04.2020 № 576 за апрель 2020 года с квитанцией о направлении Почтой России 21.05.2020;

2. Копия отказа от 27.05.2020 № 562947;

3.Копия заявления о предоставлении субсидий по постановлению Правительства РФ от 24.04.2020 № 576 за апрель 2020 года и за май 2020 года  с квитанцией о направлении Почтой России 25.06.2020;

4. Копии отказов от 30.06.2020 № 1516366, № 1516317;

5. Копия заявления от 17.07.2020 о предоставлении субсидий по постановлению Правительства РФ от 02.07.2020 № 976 с квитанцией о направлении Почтой России 17.07.2020;

6. Копия отказа от 12.08.2020№ 8970;

7. Копии заявлений от 30.07.2020 и от 19.08.2020;

8. Копия ответа от 25.08.2020 № 16-29/18303;

9. Копия заявления от 25.08.2020;

10. Копия ответа от 28.08.2020 № 16-29/18620;

11. Копия заявления от 27.08.2020;

12. Копия ответа от 31.08.2020 № 16-29/18762.    

 В ходе судебного заседания 05.10.2021 представитель ИП Бочаровой Т.Н. поддержал ходатайство о приобщении пояснений и указанных дополнительных документов.

Суд апелляционной инстанции определил приобщить к материалам дела документов, поименованных в приложении пояснений под №№ 1, 5, 9, 11, 13, в приобщении остальных документов к материалам дела судом отказано по причине их неотносимости. Не приобщенные к материалам дела документы возвращены в судебном заседании представителю предпринимателя.

К материалам дела также приобщены поступившие от Инспекции письменные пояснения.

 В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ИП Бочаровой Т.Н. поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просила решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.

Представители Инспекции и Управления поддержали доводы, изложенные в отзывах на апелляционную жалобу, пояснениях, просили оставить решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

 Рассмотрев апелляционную жалобу в пределах её доводов, отзывы, пояснения и дополнения, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.

В связи с угрозой распространения в городе Омске новой коронавирусной инфекции  на территории Омской области введен режим повышенной готовности в период с 01.04.2020 по 30.04.2020, который впоследствии продлен.

ИП Бочарова Т.Н. обратилась в Инспекцию с заявлением от 25.05.2020 № 1 о предоставлении субсидий за апрель 2020 года.

Сообщением от 27.05.2020 № 562947 (том 1 л. д. 31) заявителю отказано в предоставлении субсидий по причине того, что:

- отрасль, в которой ведет деятельность получатель субсидии, не включена в субсидируемую;

- количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет менее 90 процентов от количества работников в марте 2020 года.

В дальнейшем ИП Бочарова Т.Н. обратилась в Инспекцию с заявлением от 21.07.2020 № 1 о предоставлении субсидий за июнь 2020 года.

Сообщением от 12.08.2020 № 8970 (том 1 л. д. 32-33) заявителю отказано в предоставлении субсидий по причине того, что:

- отрасль, в которой ведет деятельность получатель субсидии, не включена в субсидируемую (по состоянию на 10.06.2020);

- получатель субсидии (социально-ориентированная некоммерческая организация) не включен в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результат распространения новой коронавирусной инфекции по состоянию на 01.07.2020, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2020 № 847 «О реестре некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции», в реестр социально-ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2020 № 906 «О реестре социально ориентированных некоммерческих организаций»;

- по состоянию на 01.06.2020 имеется недоимка по налогам и страховым сносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3 000 руб.

27.08.2020 ИП Бочарова Т.Н. обратилась в Инспекцию с заявлением о предоставлении отсрочки в рамках статьи 64 НК РФ.

Письмом от 31.08.2020 № 16-29/18762 ИП Бочаровой Т.Н. отказано в предоставлении отсрочки по уплате налогов, страховых взносов по причине несоответствия вида деятельности, предусмотренного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» (том 1 л. д. 29-30).

 Полагая решения Инспекции об отказе в предоставлении субсидий, а также отказе в предоставлении отсрочки по уплате налогов, страховых взносов  в рамках статьи 64 НК РФ недействительными, ИП Бочарова Т.Н. обратилась с жалобой в Управление.

Решением Управления, оформленным письмом от 29.10.2020 № 16-23/02063 (том 1 л. д. 38-41), решения Инспекции признаны обоснованными.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ИП Бочаровой Т.Н. в суд с заявлением о признании незаконными действий, выразившихся в направлении сообщений от 12.08.2020 № 8970, от 27.05.2020 № 562947 об отказе в предоставлении мер поддержки, в направлении письма от 31.08.2020 № 16-29/18762 об отказе в предоставлении отсрочки (рассрочки), недействительным отказа от 29.10.2020 № 16-23/02063.

02.06.2021 Арбитражный суд Омской области принял решение, обжалуемое ИП Бочаровой Т.Н. в апелляционном порядке.

Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ в обжалуемой части, суд апелляционной инстанции не усматривает основания для его отмены или изменения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Как было выше сказано, в связи с угрозой распространения в городе Омске новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) пунктом 1 распоряжения Губернатора Омской области от 17.04.2020 № 46-р «О внесении изменений в распоряжение Губернатора Омской области от 17 марта 2020 года № 19-р» на территории Омской области введен режим повышенной готовности в период с 01.04.2020 по 30.04.2020.

Распоряжением Губернатора Омской области от 05.06.2020 № 66-р «О внесении изменений в распоряжение Губернатора Омской области от 17 марта 2020 года № 19-р» на территории Омской области продлен режим повышенной готовности до 14.06.2020.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 № 576 утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 434 утвержден Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее – Перечень, Постановление № 434).

В соответствии с пунктом 1 Правила устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 01.03.2020 в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - реестр) в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.03.2020.

Пунктом 3 Правил определены условия для включения получателя субсидии в реестр для перечисления, формируемый ФНС России:

а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) (далее - налоговый орган) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя) (далее - кабинет налогоплательщика), или в виде почтового отправления по форме согласно приложению № 2 (далее - заявление);

б) включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

г) получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из Единого государственного реестра юридических лиц;

д) у получателя субсидии по состоянию на 1 марта 2020 года отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3 000 руб. При расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии;

е) количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека в марте 2020 года.

Правилами также установлено, что численность получателя субсидии определяется на основании переданной Пенсионным фондом Российской Федерации отчетности по форме «Сведения о застрахованных лицах», утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п (форма СЗВ-М), представляемой организациями и индивидуальными предпринимателями в органы ПФР до 15-го числа каждого месяца (абзац пятый пункта 4 Правил).

Налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктом 3 настоящих Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе соответствия информации о счете организации (индивидуального предпринимателя), указанном в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно статье 86 НК РФ.

Таким образом, только лица, соответствующие вышеперечисленным критериям, вправе претендовать на получение субсидии.

Как следует из материалов дела, ИП Бочарова Т.Н. является субъектом малого и среднего предпринимательства (микропредприятием),что подтверждается данными Единого реестра субъектом малого и среднего предпринимательства (дата включения в реестр 10.09.2016).

Материалами дела также подтверждается, что по состоянию на март 2020 года вид деятельности (ОКВЭД-96.04) «Деятельность физкультурно-оздоровительная» был указан в ЕГРЮЛ в качестве дополнительного вида деятельности, с июня 2020 года указан в качестве основного.

В подтверждение фактического осуществления деятельности по ОКВЭД-96.04 заявителем представлены в материалы дела штатное расписание, трудовые договоры с сотрудниками, отчетность в ПФ РФ по форме СЗВ-М, а также расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве.

Суд первой инстанции, указав на то, что по состоянию на 01.03.2020 в ЕГРИП в качестве основного вида деятельности ИП Бочаровой Т.Н. было указано «Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления» (код ОКВЭД 70.22), пришел к выводу о том, что вид деятельности предпринимателя не включен в Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в результате распространения новой коронавирусной инфекции, предусмотренный Постановлением № 434.

Судебная коллегия расценивает указанный вывод в качестве ошибочного, с учетом того, что материалами дела подтверждается фактическое осуществление в спорном периоде (по состоянию на март 2020 года) деятельности (ОКВЭД-96.04) «Деятельность физкультурно-оздоровительная». Отражение вида деятельности (ОКВЭД-96.04) «Деятельность физкультурно-оздоровительная в качестве дополнительного с учетом фактического его осуществления не может быть расценено в качестве основания для отказа в предоставлении субсидии.

Однако, как следует из сообщения от 27.05.2020 № 562947, заявителю была отказано в предоставлении субсидий не только по причине того, что отрасль, в которой ведет деятельность получатель субсидии, не включена в Постановление № 434, но и также по причине того, что количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет менее 90 процентов от количества работников в марте 2020 года.

Соблюдение указанного критерия предусмотрено подпунктом «е» пункта 3 Правил и является обязательным для получения субсидии.

Между тем, из материалов дела следует, что согласно данным СЗВ-М, предоставленных ИП Бочаровой Т.Н. в органа Пенсионного фонда РФ количество работников в марте 2020 года – 6 человек, в апреле 2020 года – 3 человека, соответственно, количество работников в апреле 2020 года снизилось на 50 процентов по отношению к количеству работников по состоянию на 01.03.2020 (том 1 л. д. 144-145).

Исходя из буквального содержания подпункта «е» пункта 3 Правил, одним из условий для включения в реестр в целях предоставления субсидии является необходимость сохранения работников, а именно: количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.

Указанная норма направлена на сохранение занятости и оплаты труда работников, трудоустройство которых напрямую зависит от действий работодателя.

Поскольку ИП Бочарова Т.Н. не соответствует критерию, заданному подпунктом «е» пункта 3 Правил, то Инспекцией было правомерно отказано в предоставлении субсидии сообщением от 27.05.2020 № 562947.

В дальнейшем ИП Бочарова Т.Н. также обратилась в Инспекцию с заявлением от 21.07.2020 № 1 о предоставлении субсидий за июнь 2020 года в рамках
Постановление Правительства РФ от 02.07.2020 № 976 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции» (далее -
Правила № 976).

Сообщением от 12.08.2020 № 8970 заявителю отказано в предоставлении субсидий по причине того, что:

- отрасль, в которой ведет деятельность получатель субсидии, не включена в Постановление № 434 (по состоянию на 10.06.2020);

- получатель субсидии (социально-ориентированная некоммерческая организация) не включен в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результат распространения новой коронавирусной инфекции по состоянию на 01.07.2020, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2020 № 847 «О реестре некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции», в реестр социально-ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2020 № 906 «О реестре социально ориентированных некоммерческих организаций»;

- по состоянию на 01.06.2020 имеется недоимка по налогам и страховым сносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3 000 руб.

В соответствии с пунктом 1 Правил № 976 они устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции.

В силу пункта 2 Правил № 976 субсидии предоставляются на основании реестра получателей субсидий для перечисления субсидий, формируемого Федеральной налоговой службой, в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.

Условиями для включения получателя субсидии, относящегося к категории субъектов малого и среднего предпринимательства, в реестр получателей субсидий в целях предоставления субсидии являются:

а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) (далее - налоговый орган) заявления о предоставлении субсидии;

б) включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;

в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 10 июня 2020 г., к отраслям российской экономики, требующим поддержки для проведения мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции;

г) получатель субсидии (организация) не находится в процессе ликвидации, в отношении ее не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, получатель субсидии (индивидуальный предприниматель) на дату получения субсидии не прекратил деятельность физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, не снят с учета в налоговых органах;

д) у получателя субсидии по состоянию на 1 июня 2020 г. отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 рублей (при расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления) (пункт 3 Правил № 976).

Оспаривая правомерность данного отказа, ИП Бочарова Т.Н. ссылается на то, что недоимка по налогам и сборам по состоянию на 01.03.2020 у ИП Бочаровой Т.Н. отсутствовала, недоимка образовалась по состоянию на 01.06.2020.

Между тем, заявитель не учитывает, что в подпункте «д» пункта 3 Правил № 976  указано на то, что условием получения субсидии является отсутствие по состоянию на 1 июня 2020 г. Недоимки на сумму свыше 3000 руб.

Поскольку по состоянию на дату подачи заявления о предоставлении субсидии (21.07.2020) за предпринимателем числилась недоимка по налогам и сборам превышающая 3 000 руб. (в размере 134 500 руб.), то Инспекцией было правомерно отказано в предоставлении субсидии сообщением от 12.08.2020 № 8970.

Суд апелляционной инстанции также полагает, что ИП Бочаровой Т.Н. было правомерно отказано в предоставлении отсрочки по уплате налогов, страховых взносов (решение от 31.08.2020 № 16-29/18762), исходя из следующего.

Правила предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, страховых взносов установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» (далее – Постановление № 409).

Согласно пункту 3 Постановления № 409заинтересованное лицо имеет право на отсрочку или рассрочку уплаты налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов, указанных в пункте 1 настоящих Правил, при наличии у него одного из следующих показателей:

а) снижение доходов более чем на 10 процентов;

б) снижение доходов от реализации товаров (работ, услуг) более чем на 10 процентов;

в) снижение доходов от реализации товаров (работ, услуг) по операциям, облагаемым налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов, более чем на 10 процентов;

г) получение убытка по данным налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций за отчетные периоды 2020 года при условии, что за 2019 год убыток отсутствовал.

Пунктом 4 Постановления № 409 установлено, что размер доходов определяется в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Расчет снижения размера доходов производится на основании показателей за квартал, предшествующий кварталу, в котором подается заявление об отсрочке или рассрочке по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов (далее - заявление). Эти данные сравниваются с показателями за аналогичный период 2019 года.

Материалами дела подтверждается и заявителем по существу не оспаривается, что ИП Бочарова Т.Н., обращаясь 27.08.2020 в Инспекцию с заявлением о предоставлении отсрочки, каких-либо документов  подтверждающих снижение размера прибыли не представила, какие конкретно требуется отсрочить платежи 2020 года  предприниматель не указала.

Определением суда от 07.09.2021 ИП Бочаровой Т.Н. было предложено представить, в том числе, сведения о выручке по фактическому осуществлению видов деятельности (сдача имущества в аренду, деятельность фитнесс-центра и другие, в случае их наличия) на 01.03.2020, апрель 2020 года и дату подачи заявления о предоставлении отсрочки.

Однако указанные документы подателем апелляционной жалобы не представлены, соответственно, право на предоставление отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, страховых взносов не подтверждено ни на дату подачи заявления, ни при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции.

Доводов несогласия заявителем с прекращением производства по делу в части требований о признании недействительным отказа Управления № 16-23/02063 от 29.10.2020 суду апелляционной инстанции не заявлено, что в силу части 5 статьи 268 АПК РФ является препятствием для переоценки судебного акта в указанной части.

Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.

Иные доводы и аргументы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на его обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются несостоятельными.

Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы относятся на заявителя.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой  арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Бочаровой Татьяны Николаевны оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 02.06.2021 по делу №  А46-4314/2021 – без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме.

Председательствующий

Н.А. Шиндлер

Судьи

Н.Е. Иванова

 О.Ю. Рыжиков