Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Тюмень Дело № А46-4175/2020
Резолютивная часть постановления объявлена января 2021 года | |
Постановление изготовлено в полном объеме января 2021 года |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Тихомирова В.В.
ФИО1
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Белевич Н.В. рассмотрел
в судебном заседании кассационную жалобу администрации Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области на решение от 03.07.2020 Арбитражного суда Омской области (судья Ярковой С.В.) и постановление от 29.09.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Иванова Н.Е., Шиндлер Н.А.)
по делу № А46-4175/2020 по заявлению администрации Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области (646020, Омская обл., Исилькульский р-н, г. Исилькуль,
ул. Советская, д. 62, ОГРН 1055525023180, ИНН 5514007130) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (644007, г. Омск, ул. Орджоникидзе, д. 56,
ОГРН 1045504038524, ИНН 5503085391) в лице Исилькульского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра
и картографии по Омской области об обязании снять объекты недвижимости с кадастрового учета, о прекращении права муниципальной собственности.
Другие лица, участвующие в деле: Исилькульский отдел ГП «Омский центр ТИЗ» бюджетного учреждения Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации».
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Ляпустина Н.С.) в заседании участвовал представитель администрации Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области
ФИО2 по доверенности от 11.01.2021.
Суд установил:
администрация Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области (далее – администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра по Омской области картографии (далее – Управление Росреестра по Омской области, заинтересованное лицо) в лице Исилькульского отдела об обязании снять объекты недвижимости: квартира, назначение объекта: жилое, общей площадью 39,8 кв. м, расположена в одноэтажном 2-квартирном жилом доме, по адресу: Омская область, г. Исилькуль, ул. Новая, д. 4 кв. 1, кадастровый номер объекта 55:33:220102:3363; квартира, назначение объекта: жилое, общей площадью 39,5 кв. м, расположена в одноэтажном 2-квартирном жилом доме, по адресу: Омская область, г. Исилькуль, ул. Новая, д. 4 кв. 2, кадастровый номер объекта 55:33:220102:3364, с кадастрового учета
и прекратить право муниципальной собственности на указанные объекты недвижимости.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Исилькульский отдел ГП «Омский центр ТИЗ» бюджетного учреждения Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» (далее – Исилькульский отдел ГП «Омский центр ТИЗ», третье лицо).
Решением от 03.07.2020 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 29.09.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда, требования администрации оставлены без удовлетворения.
Администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, считая их незаконными, необоснованными, принятыми с неправильным применением норм материального права, не соответствующими обстоятельствам дела, принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы приведены следующие доводы: исковые требования были заявлены о прекращении права муниципальной собственности администрации на объекты недвижимости и снятии
их с кадастрового учета; администрация не имеет возможности подготовить акт обследования по форме, установленной законодательством, ввиду отсутствия проектной документации на снос объекта капитального строительства, и лишена возможности во внесудебном порядке осуществить снятие с государственного кадастрового учета спорного объекта
и государственную регистрацию прекращения прав на него.
Отзыв на кассационную жалобу в установленном процессуальным законодательством порядке не представлен.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Изучив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя, проверив в порядке статей 284, 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права
и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции полагает, что обжалованные решение и постановление подлежат оставлению без изменения в связи
со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами, администрации на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:
– квартира общей площадью 39,8 кв. м, расположенная в одноэтажном 2-квартирном жилом доме, по адресу: <...>, кадастровый номер объекта 55:33:220102:3363, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости
от 08.08.2019 № КУВИ-001/2019-19577968 в отношении объекта
с кадастровым номером 55:33:220102:3363 (квартира 1);
– квартира общей площадью 39,5 кв. м, назначение объекта: жилое, расположенная в одноэтажном 2-квартирном жилом доме, по адресу: <...>, кадастровый номер объекта 55:33:220102:3364, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 29.12.2014 серии 55-АБ-383341 в отношении объекта
с кадастровым номером 55:33:220102:3364 (квартира 2).
По результатам обследования (экспертизы) технического состояния одноэтажного 2-квартирного жилого дома по адресу: Омская область,
<...>, а также заключения межведомственной комиссии от 24.12.2009 № 43 о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания одноэтажный 2-квартирный жилой дом по адресу: <...>, признан аварийным и подлежащим сносу.
В целях реализации региональной адресной программы Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда
в 2013 – 2017 годах данный дом включен в программу переселения граждан из многоквартирных домов города Исилькуль.
Завершением программы переселения является передача квартир
по договору мены, оформления права муниципальной собственности
на квартиры, а также снос дома и снятие с кадастрового учета объекта.
Как указал при обращении в суд заявитель, собственники квартир одноэтажного 2-квартирного жилого дома по адресу: <...>
, расселены в 2016 году.
В целях прекращения права муниципальной собственности
и необходимости произвести снос объекта и его снятие с кадастрового учета администрация 01.03.2019 обратилась в Исилькульский отдел ГП «Омский центр ТИЗ» о подготовке акта обследования жилого дома, расположенного по адресу: <...> (квартиры 1, 2).
Между администрацией (заказчик) и БУ Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» (подрядчик) 15.11.2019 заключен договор подряда № И-219, по условиям которого заказчик поручает, а подрядчик обязуется выполнить, кадастровые работы
в отношении объекта недвижимости: Омская обл., Исилькульский р-н,
<...>, по заданию заказчика и передать ему акты обследования, подготовленные в результате выполнения этих работ с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации, а заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы
и подготовленные документы.
Объем подлежащих выполнению работ определяется заказчиком работ
и оформляется техническим заданием на выполнение работ, которое является неотъемлемой частью настоящего договора (приложение № 1) (пункты 1.1, 1.2 договора).
Согласно техническому заданию на выполнение работ к договору подряда от 15.11.2019 № И-219 БУ Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» (подрядчик) обязалось:
– предоставить транспорт для доставки специалиста до объекта инвентаризации и с объекта;
– провести обследование объектов недвижимости по адресу: <...> (квартиры 1, 2);
– подготовить акты обследования.
В ходе предусмотренного сметой № ОМС-027143 (приложение № 2
к договору подряда от 15.11.2019 № И-219) осмотра места нахождения объекта капитального строительства и обследования ситуации на земельном участке площадью до 1 000 кв. м подрядчиком выявлено, что объект капитального строительства отсутствует (снесен).
При этом БУ Омской области «Омский центр кадастровой оценки
и технической документации» приостановило работы по изготовлению акта обследования на объект недвижимости по причине отсутствия проекта
на снос одноэтажного 2-квартирного жилого дома по адресу: <...>
.
Администрация обратилась в ООО «Миллениум» о предоставлении информации о стоимости и сроках подготовки проектов организации работ по сносу в отношении спорного дома.
В ответ на обращение ООО «Миллениум» указало, что услуги
по разработке проекта организации работ по сносу объекта недвижимости выполнить не представляется возможным ввиду отсутствия объекта.
Полагая, что исключить сведения из государственного кадастра недвижимости в отношении одноэтажного 2-квартирного жилого дома
по адресу: <...> (квартиры 1, 2) кроме как в судебном порядке не представляется возможным, администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением о возложении на Управление Росреестра по Омской области обязанности снять
с кадастрового учета объекты недвижимости с кадастровыми номерами 55:33:220102:3363 и 55:33:220102:3364 (квартиры 1, 2, расположенные
в одноэтажном 2-квартирном жилом доме, по адресу: <...>
) и прекратить право муниципальной собственности на означенные объекты недвижимости.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 4, 65, 125 АПК РФ, статьями 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее –
ГК РФ), статьей 46 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 14, 23, 26, 27, 29, 40 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ
«О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ), пунктами 3, 9 приказа Минэкономразвития России от 20.11.2015 № 861
«Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке» (далее – Приказ № 861), учитывая, что
в данном конкретном случае акт обследования объекта недвижимости сам
по себе является документом, подтверждающим произведенный кадастровым инженером осмотр объекта недвижимости и подтверждающим факт прекращения существования такого объекта недвижимости, а отсутствие каких-либо иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости, допускается Приказом № 861, поскольку доказательств
в подтверждение утраты возможности совершить желаемые действия
в порядке административной процедуры не представлены, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований администрации.
При этом отметил, что заявителем объективно не утрачены правовые возможности для проведения процедуры снятия с учета названного объекта недвижимости с соблюдением установленных процедур.
Суд апелляционной инстанции с указанными мотивами и выводами согласился, указав, что наличие протокола собрания комиссии
по определению непригодности к дальнейшему использованию и списанию недвижимого муниципального имущества от 15.11.2019, которым при обследовании жилого дома по ул. Новая, д. 4 установлено, что домовладение и фундамент отсутствуют, земельный участок затоплен, имеются следы заболачивания и наличие бытового мусора, не позволяет суду в отсутствие составленного кадастровым инженером соответствующего акта обследования констатировать прекращение существования спорных помещений
в результате сноса или уничтожения спорного здания, в пределах которого такие помещения были расположены.
Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы кассационной жалобы, исходит из установленных по делу обстоятельств и следующих норм права.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, регулируются Законом № 218-ФЗ.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 2 статьи 7 Закона № 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения)
и состоит, в том числе из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости) и реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость).
В силу части 1 статьи 8 Закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машиномест, перепланировки помещений (часть 2 статьи 8 Закона № 218-ФЗ).
Сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета на основании пункта 7 части 4 статьи 8 Закона № 218-ФЗ отнесены к основным сведениям об объекте недвижимого имущества, подлежащим внесению в кадастр недвижимости.
Согласно части 7 статьи 40 Закона № 218-ФЗ при снятии
с государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прекращения прав на здание, сооружение в связи с прекращением
их существования одновременно осуществляются снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на все помещения и машино-места в таких здании, сооружении. Снятие
с государственного кадастрового учета объекта незавершенного строительства в связи с прекращением его существования осуществляется одновременно с государственной регистрацией прекращения прав на него.
Вместе с тем следует учитывать, что снятие с государственного кадастрового учета объекта недвижимости в связи с прекращением существования такого объекта недвижимости и принятие регистрирующим органом соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета представляет собой строго регламентированную, в том числе, Законом
№ 218-ФЗ процедуру, для проведения которой необходимо обращение надлежащего лица в уполномоченный орган и представление необходимых документов, в том числе, акта обследования, подтверждающего прекращение существования спорного объекта недвижимости.
Согласно пункту 7 части 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ основанием для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является, в том числе акт обследования, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном Федеральным законом порядке.
Согласно части 1 статьи 23 Закона № 218-ФЗ акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения помещения с учетом имеющихся сведений Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости подтверждает прекращение существования помещения
в связи с гибелью или уничтожением части здания или сооружения,
в пределах которой такое помещение было расположено.
В соответствии с пунктом 3 Приказа № 861 акт подготавливается
на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений Единого государственного реестра недвижимости, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости. Указанные документы, за исключением документов, содержащих сведения ЕГРН, включаются в состав приложения
к акту.
В силу статей 23, 26 Закона № 218-ФЗ, пункта 3 Приказа № 861 акт обследования объекта недвижимости сам по себе является документом, подтверждающим произведенный кадастровым инженером осмотр объекта недвижимости и подтверждающим факт прекращения существования такого объекта недвижимости.
При этом отсутствие каких-либо иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости, допускается Приказом № 861
и не влечет за собой безусловного признания такого акта обследования
не соответствующим ему.
В соответствии с пунктом 9 Приказа № 861 в реквизитах «Перечень документов, использованных при подготовке акта обследования» вносятся сведения о наименовании и реквизитах документов, использованных при подготовке Акта, в том числе документы, перечисленные в подпунктах 1 – 5.
Вместе с этим, из указанного пункта не следует, что указание
на документ-основание сноса объекта является обязательным для составления акта обследования.
В пункте 3 Приказа № 861 указано, что в случае отсутствия в составе приложения соответствующих документов в строке «Заключение кадастрового инженера» должна быть приведена причина
их неиспользования.
Таким образом, суды пришли к верному выводу о том, что в данном конкретном случае акт обследования объекта недвижимости сам по себе является документом, подтверждающим произведенный кадастровым инженером осмотр объекта недвижимости и подтверждающим факт прекращения существования такого объекта недвижимости, а отсутствие каких-либо иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости, допускается Приказом № 861.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся
в материалах дела доказательства, учитывая, что заявителем не соблюден установленный законом порядок снятия с государственного кадастрового учета спорных объектов недвижимости в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, поскольку доказательств
в подтверждение утраты возможности совершить желаемые действия
в порядке административной процедуры не представлены, суды первой
и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об отказе
в удовлетворении заявленных требований администрации.
Таким образом, доводы подателя жалобы не опровергают выводы судов, основанные на фактических обстоятельствах, направлены на их переоценку
и не свидетельствуют о нарушении норм права, которые в соответствии
со статьей 288 АПК РФ могут быть основанием для отмены или изменения судебных актов. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 03.07.2020 Арбитражного суда Омской области
и постановление от 29.09.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А46-4175/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий В.В. Сирина
Судьи В.В. Тихомиров
А.В. Щанкина