ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 08АП-8368/20 от 01.10.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

07 октября 2020 года

                                                   Дело №   А75-24363/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2020 года.

Постановление изготовлено в полном объеме октября 2020 года .

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Лотова А.Н.,

судей Котлярова Н.Е., Рыжикова О.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8368/2020) Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26.06.2020 по делу № А75-24363/2019 (судья Дроздов А.Н.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Наш дом» (ИНН 7720403052, ОГРН 5177746212420, 111024, г. Москва, ул. 2-я Энтузиастов, д. 5, корп. 1) к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ИНН 8601011604, ОГРН 1028600513149, 628011, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, 104) об обязании выдать заключение,

при участии в судебном заседании представителей:

от Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – Слинкин Д.А. по доверенности от 21.10.2019 № 21 сроком действия 3 года;

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Наш дом» (далее – заявитель, общество, ООО «СЗ «Наш дом») обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – административный орган, Служба, Жилстройнадзор Югры) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), об обязании выдать заключение на основании поданного обществом заявления в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.04.2019 № 480.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26.06.2020 по делу № А75-24363/2019 заявление удовлетворено. Суд обязал Службу выдать обществу заключение о степени готовности объекта строительства «Многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями общественного назначения по адресу: ХМАО-Югра, г. Нефтеюганск, 3 микрорайон, участок № 14/1».

При принятии решения суд первой инстанции посчитал, что заявителем в Жилстройнадзор Югры представлены все документы в соответствии с требованиями, изложенными в постановлении Правительства Российской Федерации от 22.04.2019 № 480.

Не согласившись с принятым судебным актом, Служба обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.

В обоснование апелляционной жалобы ее податель настаивает на том, что заявителем не представлен в полном объеме необходимый для получения заключения перечень документов (не приложены технический план и ежеквартальная отчетность). Как указывает апеллянт, в соответствии с представленной обществом выпиской из Единого государственного реестра недвижимости договоры участия в долевом строительстве на государственную регистрацию после 01.07.2019 не представлялись, следовательно, основания для выдачи заключения о соответствии отсутствовали.

В дополнениях к апелляционной жалобе Служба обращает внимание на то, что в составе представленных с заявлением документов отсутствовала ежеквартальная отчетность застройщика, сформированная не ранее чем за 15 дней до дня подачи заявления (с 15.09.2019 по 30.09.2019), застройщиком не в полном объёме представлены регистры бухгалтерского учета.

От ООО «СЗ «Наш дом» поступил отзыв на апелляционную жалобу, который судом апелляционной не принимается, поскольку отсутствуют доказательства его направления Службе (часть 1 статьи 262 АПК РФ).

Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайство об отложении слушания по делу не заявило, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителя указанного лица по имеющимся в деле доказательствам.

В заседании апелляционного суда, проведенного путем использования систем видеоконференц-связи, представитель Службы поддержал доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителя Жилстройнадзора Югры, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, общество 30.09.2019 обратилось в Службу с заявлением о выдаче заключения о готовности проекта строительства. С заявлением были представлены:

- расчет степени готовности, рассчитанный исходя из размера фактически понесенных затрат на строительство;

- заключение общества с ограниченной ответственностью «Кадастровый центр» (далее – ООО «Кадастровый центр») от 30.09.2019 № 67;

- расчет степени готовности проекта;

- выписка из Единого государственного реестра недвижимости о зарегистрированных договорах участия в долевом строительстве от 29.08.2019 № КУВИ-001/2019-21196483;

- бухгалтерский баланс на 30.06.2019, отчет о финансовых результатах за январь-июнь 2019 года, обороты счета 08 за 1 полугодие 2019 года (том 1 л.д. 45-75).

В связи с тем, что Жилстройнадзором Югры не подготовлен ответ на указанное обращение, общество обратилось в суд с требованием о предоставлении мотивированного ответа на предоставленный пакет документов.

В дальнейшем письмом от 18.03.2020 № 27-Исх-1776 Служба отказала в выдаче положительного заключения, обосновав отказ тем, что в составе заявления о готовности проекта строительства не были представлены технический план по объекту строительства «Многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями общественного назначения по адресу: г. Нефтеюганск, 3 микрорайон, участок 14/1» и ежеквартальная отчетность застройщика, сформированная не ранее чем за 15 дней до даты подачи заявления о готовности проекта строительства.

Обществом уточнены заявленные требования.

26.06.2020 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.

Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Кодекса обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Материалы дела свидетельствуют о том, что ООО «СЗ «Наш дом» выступает застройщиком в правоотношениях долевого строительства на основании положений Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 214-ФЗ).

Частью 16 статьи 8 Федерального закона от 25.12.2018 № 478-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что привлечение денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, связанное с возникновением у них права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, которые на момент привлечения таких денежных средств не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается только с использованием счетов, предусмотренных статьёй 15.4 Закона № 214-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона), по договорам участия в долевом строительстве, представленным на государственную регистрацию после 01.07.2019, в отношении многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (проекта строительства), если договоры участия в долевом строительстве с участниками долевого строительства таких объектов недвижимости заключались до 1 июля 2019 года, за исключением договоров участия в долевом строительстве, заключенных в отношении многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (проекта строительства), которые соответствуют установленным Правительством Российской Федерации критериям, определяющим степень готовности таких объектов и количество заключенных договоров участия в долевом строительстве. Методика определения соответствия многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (проекта строительства) указанным в настоящей части критериям, перечень документов, необходимых для определения соответствия таких объектов этим критериям, и период, в течение которого застройщик может направить в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - контролирующий орган), заявление о выдаче заключения о степени готовности объекта и возможности заключения договоров участия в долевом строительстве без использования счетов, предусмотренных статьёй 15.4 Закона № 214-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) (далее - заявление застройщика), устанавливаются Правительством Российской Федерации. На основании заявления застройщика контролирующий орган выдает заключение о степени готовности объекта и возможности заключения договоров участия в долевом строительстве без использования счетов, предусмотренных статьёй 15.4 Закона № 214-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) (далее - заключение контролирующего органа о соответствии критериям), и размещает в информационной системе заявление застройщика, заключение контролирующего органа о соответствии критериям или отказ в выдаче заключения контролирующего органа о соответствии критериям не позднее трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.

Во исполнение приведенного положения Закона Правительством Российской Федерации издано постановление от 22.04.2019 № 480 «О критериях, определяющих степень готовности многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (проекта строительства) и количество заключенных договоров участия в долевом строительстве, при условии соответствия которым застройщику предоставляется право на привлечение денежных средств участников долевого строительства без использования счетов, предусмотренных статьей 15.4 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», по договорам участия в долевом строительстве, представленным на государственную регистрацию после 01.07.2019» (далее – Постановление № 480).

Постановлением № 480 утвержден Перечень документов, представляемых застройщиком для определения соответствия многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (проекта строительства) критериям, определяющим степень готовности многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (проекта строительства) и количество заключенных договоров участия в долевом строительстве, при условии соответствия которым застройщику предоставляется право на привлечение денежных средств участников долевого строительства без использования счетов эскроу, предусмотренных статьей 15.4 Закона № 214-ФЗ, по договорам участия в долевом строительстве, представленным на государственную регистрацию после 01.07.2019.

В соответствии с указанным перечнем в целях получения заключения со стороны общества подлежал представлению следующий пакет документов (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 12.09.2019 № 1191):

1) заявление о выдаче заключения о степени готовности объекта и возможности заключения договоров участия в долевом строительстве без использования счетов, предусмотренных статьей 15.4 Закона № 214-ФЗ;

2) расчет степени готовности проекта строительства, рассчитанной исходя из размера фактически понесенных расходов на строительство;

3) расчет степени готовности проекта строительства, рассчитанной суммарно в соответствии с готовностью конструктивных элементов во всех объектах недвижимости, указанных в разрешении на строительство;

4) выписка из Единого государственного реестра недвижимости о зарегистрированных договорах участия в долевом строительстве;

5) ежеквартальная отчетность застройщика, сформированная не ранее чем за 15 дней до дня подачи заявления, указанного в пункте 1 перечня;

6) регистры бухгалтерского учета застройщика или выписки из них в отношении проекта строительства.

Постановлением № 480 утверждена также Методика определения соответствия многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (проекта строительства) критериям, определяющим степень готовности многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (проекта строительства) и количество заключенных договоров участия в долевом строительстве, при условии соответствия которым застройщику предоставляется право на привлечение денежных средств участников долевого строительства без использования счетов, предусмотренных статьей 15.4 Закона № 214-ФЗ, по договорам участия в долевом строительстве, представленным на государственную регистрацию после 01.07.2019 (далее - Методика).

Согласно пунктам 9 и 10 Методики подписанное застройщиком заявление о выдаче заключения о степени готовности объекта и возможности заключения договоров участия в долевом строительстве без использования счетов эскроу с указанием расчета степени готовности проекта строительства и документы, подтверждающие соответствие проекта строительства критериям, указанным в пункте 1 Методики, подаются в контролирующий орган на бумажных носителях либо в электронной форме через личный кабинет застройщика в единой информационной системе жилищного строительства. Заявление о выдаче заключения и документы, подаваемые в контролирующий орган, заверяются подписью руководителя, главного бухгалтера и печатью организации (при ее наличии). В случае их направления через личный кабинет застройщика в единой информационной системе жилищного строительства подаваемые заявление о выдаче заключения и документы заверяются электронной цифровой подписью указанных лиц.

Согласно пунктам 11 - 13 Методики подготовка заключения осуществляется контролирующим органом в течение 15 рабочих дней со дня поступления заявления о выдаче заключения и документов. При подготовке заключения контролирующий орган вправе получить от застройщика дополнительные документы, необходимые для оценки степени готовности проекта строительства, рассчитанной исходя из стоимости выполненных работ, в случае если документы, представленные застройщиком на бумажных носителях и (или) размещенные в единой информационной системе жилищного строительства, не позволяют сделать вывод о правильности осуществленных застройщиком расчетов. В случае запроса контролирующим органом указанных дополнительных документов срок подготовки заключения может быть продлен не более чем на 5 рабочих дней.

По итогам анализа представленных документов контролирующий орган формирует и направляет застройщику почтовым отправлением или через личный кабинет застройщика в единой информационной системе жилищного строительства заключение или отказ в выдаче заключения. Заявление застройщика о выдаче заключения и заключение или отказ в выдаче заключения подлежат размещению контролирующим органом в единой информационной системе жилищного строительства не позднее 3 рабочих дней со дня принятия контролирующим органом соответствующего решения.

Как следует из сопроводительного письма от 30.09.2019 исх. № 130 (вх.№ 27-Вх6047 от 30.09.2019), обществом представлены следующие документы:

- расчет степени готовности, рассчитанный исходя из размера фактически понесенных затрат на строительство;

- заключение общества с ООО «Кадастровый центр» от 30.09.2019 № 67;

- расчет степени готовности проекта;

- выписка из Единого государственного реестра недвижимости о зарегистрированных договорах участия в долевом строительстве от 29.08.2019 № КУВИ-001/2019-21196483;

- бухгалтерский баланс на 30.06.2019, отчет о финансовых результатах за январь-июнь 2019 года, обороты счета 08 за 1 полугодие 2019 года (том 1 л.д. 45-75).

Возражая против удовлетворения заявленных требований, Служба указала, что в составе документации подлежал представлению технический план, выполненный в соответствии с требованиями приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953. В обоснование своей позиции Жилстройнадзор Югры указало на письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.06.2019 № 20148-АА/07, согласно которому расчет степени готовности конструктивных элементов проекта изготавливается и подписывается исполнителем - кадастровым инженером в соответствии с требованиями статьи 24 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ), предусматривающем требования к техническому плану. Отсутствие технического плана в соответствии с письмом Жилстройнадзора Югры от 18.03.2020 явилось одним из оснований для отказа в выдаче заключения.

Отклоняя доводы Жилстройнадзор Югры, суд первой инстанции указал, что Служба не вправе требовать от общества документы, не поименованные в Перечне документов, представляемых застройщиком, утвержденном Постановлением № 480. Указанные выводы суда первой инстанции апелляционной коллегией признаны ошибочными ввиду следующего.

Одним из критериев, определяющих степень готовности многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (проекта строительства) и количество заключенных договоров участия в долевом строительстве, при условии соответствия которым застройщику предоставляется право на привлечение денежных средств участников долевого строительства без использования счетов, предусмотренных статьей 15.4 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», по договорам участия в долевом строительстве, представленным на государственную регистрацию после 01.07.2019, является степень готовности проекта строительства – не менее 30% (подпункт «а» пункта 3 Критериев Постановления № 480).

В пунктах 2, 3, 4 Методики указаны формулы определения степени готовности проекта строительства (Сгп), степени готовности проекта строительства, рассчитанной исходя из размера фактически понесенных затрат на строительство (Сфз), степени готовности конструктивных элементов проекта строительства (Скэ).

В пункте 6 Методики установлено, что расчет степени готовности конструктивных элементов проекта строительства осуществляется кадастровым инженером в установленном законодательством Российской Федерации порядке, если иное не предусмотрено абзацем вторым настоящего пункта.

Статьёй 37 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее – Закон № 221-ФЗ) предусмотрено, что результатом кадастровых работ кадастрового инженера - индивидуального предпринимателя, указанного в статье 32 настоящего Федерального закона, или работника юридического лица, указанного в статье 33 настоящего Федерального закона, является межевой план, технический план или акт обследования.

Оформление результатов кадастровых работ в иных формах Закон № 221-ФЗ не предусматривает.

В статье 24 Закона № 218-ФЗ определены требования к техническому плану.

В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона № 218-ФЗ в техническом плане указываются сведения о здании, необходимые для его государственного кадастрового учета, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете этого здания, или новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о здании, которому присвоен кадастровый номер, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости.

Технический план состоит из графической и текстовой частей (часть 3 статьи 24 Закона № 218-ФЗ).

В частях 4, 6 статьи 24 Закона № 218-ФЗ раскрыты требования к содержанию графической и текстовой частей технического плана.

В соответствии с частью 13 статьи 24 Закона № 218-ФЗ форма технического плана, требования к его подготовке, состав содержащихся в нем сведений, форма указанной в части 11 настоящей статьи декларации, требования к ее подготовке, состав содержащихся в ней сведений, требования к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, требования к подготовке плана этажа, части этажа здания или сооружения, плана здания или сооружения, плана части здания или сооружения, а также требования к определению площади здания, сооружения, помещения или машино-места устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

В этой связи Министерством экономического развития Российской Федерации 18.12.2015 издан Приказ Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений».

В данном случае отсутствует подготовленный кадастровым инженером в установленном законодательством Российской Федерации порядке расчет степени готовности конструктивных элементов проекта.

Апелляционный суд учитывает, что представленные обществом в материалы дела заключение ООО «Кадастровый центр» от 30.09.2019 № 67, расчет степени готовности проекта, подготовленный обществом самостоятельно, не соответствуют по форме и содержанию результату кадастровых работ (техническому плану), в связи с чем апелляционная коллегия полагает правомерным вывод Жилстройнадзора Югры о том, что ООО «СЗ «Наш дом» не приложен расчет степени готовности проекта строительства, рассчитанной суммарно в соответствии с готовностью конструктивных элементов во всех объектах недвижимости, указанных в разрешении на строительство, что свидетельствует об отсутствии оснований для выдачи заключения о готовности проекта строительства.

В письме об отказе в выдаче заключения от 18.03.2020 Служба также сослалась на непредставление обществом ежеквартальной отчетности застройщика, сформированной не ранее, чем за 15 дней до дня подачи заявления о готовности проекта строительства, и выполненной в соответствии с требованиями приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.10.2018 № 656/пр.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обществом представлена необходимая и достаточная ежеквартальная отчетность застройщика (отчет о прибылях и убытках, бухгалтерский баланс), в связи с чем отклонил доводы Жилстройнадзора Югры.

Выводы суда первой инстанции в данной части апелляционная коллегия также признает необоснованными исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 3.2 части 3 статьи 23 Закона № 214-ФЗ уполномоченный орган утверждает форму и порядок предоставления застройщиками в контролирующий орган отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и своих обязательств по договорам, форму сводной накопительной ведомости проекта строительства.

В свою очередь контролирующий орган ежеквартально получает от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении застройщиком примерных графиков реализации проектов строительства, своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства, а также промежуточную и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (пункт 6 части 6 статьи 23 Закона № 214-ФЗ).

Форма и порядок предоставления ежеквартальной отчетности застройщика во исполнение пункта 3.2 части 3 статьи 23 Закона № 214-ФЗ и пункта 1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1038, установлена приказом Минстроя России от 12.10.2018 № 656/пр.

В соответствии с пунктом 2 Порядка предоставления застройщиками в контролирующий орган отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства, утвержденного приказом Минстроя России от 12.10.2018 № 656/пр, отчетность составляется застройщиком по форме, утвержденной настоящим приказом. К отчетности должна прилагаться бухгалтерская (финансовая) отчетность (промежуточная по итогам I - III кварталов и годовая по итогам IV квартала), составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Согласно пункту 3 указанного Порядка отчетность предоставляется застройщиком в контролирующий орган ежеквартально при условии, что в течение отчетного периода действовал хотя бы один договор участия в долевом строительстве, заключенный застройщиком с участником долевого строительства, или если у застройщика имелись неисполненные обязательства по договору участия в долевом строительстве.

В соответствии с Письмом Минстроя России от 18.06.2019 № 21519-НС/07 в целях подтверждения соответствия проекта строительства критериям, утвержденным Постановлением № 480, заполнение ежеквартальной отчетности застройщика осуществляется по состоянию на выбранную застройщиком дату в целях подачи заявления о готовности проекта строительства. При этом указанная дата не может быть ранее 15 дней до подачи заявления в контролирующий орган.

Форма ежеквартальной отчетности застройщика установлена приказом Минстроя России от 12 октября 2018 № 656/пр. В состав промежуточной ежеквартальной отчетности включаются все разделы, предусмотренные указанным приказом.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ) бухгалтерский учет представляет собой формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. Состав промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, устанавливается федеральными стандартами  (пункты 1, 3 статьи 14 Закона № 402-ФЗ).

Согласно части 5 статьи 3 Закона № 214-ФЗ годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность застройщика подлежит обязательному аудиту. Застройщик составляет промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность на ежеквартальной основе за следующие промежуточные отчетные периоды – первый квартал, полугодие и девять месяцев.

Из материалов дела усматривается, что обществом в Службу представлен бухгалтерский баланс по состоянию на 30.06.2019, отчет о прибылях и убытках за январь-июнь 2019 года, а также обороты счета 08 за 1 полугодие 2019 года.

Апелляционный суд учитывает, что к заявлению обществом приложена только бухгалтерская (финансовая) отчетность, ежеквартальная отчетность застройщика, сформированная не ранее чем за 15 дней до дня подачи заявления, в нарушение изложенных выше положений законодательства не представлена.

При этом суд первой инстанции безосновательно отождествил ежеквартальную отчетность застройщика, необходимость представления которой предусмотрена Постановлением № 480, с бухгалтерской отчетностью.

Принимая во внимание вышеизложенные положения законодательства и обстоятельства дела, апелляционный суд приходит к выводу о том, что обществом представлен не полный пакет документов, необходимых для выдачи заключения о готовности проекта строительства.

При таких обстоятельствах, поскольку решение Жилстройнадзор Югры об отказе в выдаче заключения, изложенное в письме от 18.03.2020 № 27-Исх-1776, соответствует нормам действующего законодательства, решение суда первой инстанции подлежит отмене как принятое при неправильном применении норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 270 АПК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение заявления согласно статьей 110 АПК РФ относятся на общество. Поскольку согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными размер подлежащей уплате государственной пошлины составляет 3 000 руб., а при обращении с заявлением в суд общество уплатило 6 000 руб. по платёжному поручению от 26.12.2019 № 384, то излишне уплаченная государственная пошлина в размере 3 000 руб. подлежит возврату ООО «СЗ «Наш дом» из федерального бюджета.

Вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как Служба освобождена от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

апелляционную жалобу Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры удовлетворить.

решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26.06.2020 по делу № А75-24363/2019 отменить, принять по делу новый судебный акт.

Заявление общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Наш дом» оставить без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Наш дом» из федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению № 384 от 26.12.2019.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме.

Председательствующий

А.Н. Лотов

Судьи

Н.Е. Котляров

 О.Ю. Рыжиков