ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 08АП-8396/19 от 01.08.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

08 августа 2019 года

                                                     Дело № А46-4148/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2019 года.

Постановление изготовлено в полном объеме августа 2019 года .

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Лотова А.Н.,

судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Бралиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8396/2019) Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Омской области от 07.06.2019 по делу № А46-4148/2019 (судья Чернышев В.И.), принятое по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7729314745, ОГРН 1027700430889) к Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Сибирское Управление Ростехнадзора) в лице Омского отдела по надзору за энергосетями и энергоустановками потребителей и энергоснабжением об оспаривании постановления от 01.03.2019 № 35-7/64,

при участии в судебном заседании представителей:

от Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации – Данн Н.Б. по доверенности от 01.06.2019 № 1 сроком действия по 31.01.2020;

от Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Сибирское Управление Ростехнадзора) в лице Омского отдела по надзору за энергосетями и энергоустановками потребителей и энергоснабжением – Ичанская С.П. по доверенности от 31.12.2018 № 12 сроком действия по 31.12.2019,

установил:

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице Жилищно-коммунальной службы № 12/9 филиала по Центральному военному округу (далее – ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Сибирское Управление Ростехнадзора) в лице Омского отдела по надзору за энергосетями и энергоустановками потребителей и энергоснабжением (далее – Управление, административный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 01.03.2019 № 35-7/64.

Решением Арбитражного суда Омской области от 07.06.2019 по делу № А46-4148/2019 в удовлетворении заявления отказано.

Возражая против принятого по делу решения, учреждение в апелляционной жалобе просит его отменить.

В обоснование жалобы ее податель указывает, что законодательством об административных правонарушениях не предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок плана мероприятий, обеспечивающих готовность потребителя электрической энергии к введению в отношении него полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения. Следовательно, оспариваемое постановление не соответствует критерию законности. Заявитель просит также применить часть 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и уменьшить размер штрафа.

В письменном отзыве на жалобу заинтересованное лицо просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В заседании суда апелляционной инстанции представителем ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России поддержаны доводы жалобы. Представитель Управления высказался в соответствии с письменным отзывом на жалобу учреждения.

Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

Из материалов дела следует, что на основании приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 19.02.2014 № 76 с 01.03.2014 статус гарантирующего поставщика на территории Омской области присвоен АО «Петербургская сбытовая компания». Все обязанности гарантирующего поставщика на условиях агентских отношений выполняет общество с ограниченной ответственностью «Омская энергосбытовая компания».

Между ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России и АО «Петербургская сбытовая компания» заключен договор на энергоснабжение от 29.12.2017 № 55100001012837.

На основании абзаца второго подпункта «б» пункта 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, и договора энергоснабжения от 29.12.2017 № 55100001012837 АО «Петербургская сбытовая компания» (инициатор) инициировало процедуру введения ограничения режима потребления электрической энергии в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в связи с наличием задолженности в размере 23 383 136 руб. 39 коп., о чем потребитель извещен уведомлением от 28.11.2018 № 070-173551-УЭ, которое получено 03.12.2018.

Учреждение по истечении 3 дней со дня получения уведомления не представило утвержденный план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления гарантирующему поставщику.

В связи с установлением в действиях ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 9.22 КоАП РФ, административный орган 15.02.2019 составил в отношении учреждения протокол об административном правонарушении от 15.02.2019 № 35-7/64/ЮЛ.

На основании протокола и материалов административного дела заместителем начальника Омского отдела по надзору за энергосетями и энергоустановками потребителей и энергоснабжением вынесено постановление № 35-7/64юл о признании ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 9.22 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Считая постановление незаконным, учреждение обратилось в суд с настоящим заявлением.

Требования заявителя оставлены без удовлетворения судом первой инстанции, что явилось основанием подачи учреждением настоящей апелляционной жалобы на решение по делу.

Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.

В соответствии с частью 1 статьи 207 АПК РФ об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 названной статьи).

В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. На основании части 1 статьи 1.6 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса).

Частью 3 статьи 9.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, определенных в установленном законодательством об электроэнергетике порядке мероприятий, обеспечивающих готовность потребителя электрической энергии к введению в отношении его полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

В силу абзаца 1 пункта 7 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ) Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций.

Согласно абзацу 9 статьи 38 Федерального закона № 35-ФЗ данным порядком устанавливаются категории потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.

Соответствующие положения о порядке ограничения режима потребления электрической энергии закреплены в Правилах полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее – Правила № 442). Ограничение вводится в случае неисполнении или ненадлежащего исполнения обязательств по оплате электроэнергии (подпункт «б» пункта 2 Правил № 442).

Материалы дела свидетельствуют о том, что ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России относится к категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям (пункт 4 Приложения к Правилам № 442) как организация, осуществляющая эксплуатацию объектов Воинских частей Министерства обороны Российской Федерации. Согласно сведениям из ЕГРЮЛ основным видом деятельности заявителя является обеспечение военной безопасности.

Как указано выше, АО «Петербургская сбытовая компания» инициирована процедура введения ограничения режима потребления электрической энергии в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в связи с наличием у последнего непогашенной задолженности.

Пунктом 7.1 статьи 38 Федерального закона № 35-ФЗ предусматривается, что в случае возникновения оснований для введения полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, указанные потребители обязаны устранить причины, являющиеся основанием для введения ограничения их режима потребления, либо выполнить мероприятия, обеспечивающие готовность потребителей электрической энергии к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления.

Состав указанных мероприятий определяется потребителями электрической энергии самостоятельно в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком и может включать мероприятия, необходимые для безаварийного прекращения технологического процесса, обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования, мероприятия по установке потребителями за свой счет автономных резервных источников питания, обеспечивающих снабжение электрической энергией энергопринимающих устройств потребителей в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями после введения полного ограничения режима потребления электрической энергии.

Проверка выполнения потребителем электрической энергии указанных мероприятий осуществляется в соответствии с порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.

В силу требований пункта 16 Правил № 442 потребитель, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, обязан утвердить план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления, включающий в себя мероприятия, необходимые для безаварийного прекращения технологического процесса, обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования, и (или) мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих снабжение электрической энергией его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.

Пунктом 16 (1) Правил № 442 предусматривается, что потребитель, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, не устранивший основания для введения ограничения режима потребления, обязан после дня введения в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики частичного ограничения режима потребления до уровня аварийной брони либо после дня уведомления его о введении частичного ограничения режима потребления (если у такого потребителя отсутствует акт согласования технологической и (или) аварийной брони или в этом акте не указан уровень аварийной брони):

- в течение 3 дней представить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения утвержденный план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления;

- в срок, предусмотренный соответствующим планом, выполнить указанные мероприятия;

- в течение 2 месяцев выполнить мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих безопасное функционирование его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики без необходимости потребления электрической энергии из внешней сети, - в случае если в установленный настоящим пунктом срок исполнителю (субисполнителю) не был представлен утвержденный план указанных мероприятий либо если предусмотренный планом срок проведения указанных мероприятий превышает срок, указанный в пункте 16 настоящих Правил.

После выполнения этих мероприятий потребитель обязан направить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения уведомление о готовности к введению полного ограничения режима потребления.

ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России  извещено АО «Петербургская сбытовая компания» о предстоящем отключении 03.12.2018. В связи с указанным на заявителя возлагается обязанность по разработке плана и установлению срока, достаточного для выполнения соответствующих мероприятий (не превышающего срок, указанный пункте 16 Правил № 442).

Вместе с тем, как следует из материалов дела и не опровергнуто заявителем, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России указанный план не разработан. Меры, направленные на недопущение нарушения обязательных требований, не приняты.

Невыполнение потребителем электрической энергии (ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России), ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, определенных в установленном законодательством об электроэнергетике порядке мероприятий, обеспечивающих готовность потребителя электрической энергии к введению в отношении его полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения так такого ограничения режима потребления.

Из нормы права, содержащейся в пункте 7.1 статьи 38 Федерального закона № 35-ФЗ, следует, что состав указанных в абзаце первом данного пункта мероприятий определяется потребителями электрической энергии самостоятельно в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком и может включать мероприятия, необходимые для безаварийного прекращения технологического процесса, обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования, мероприятия по установке потребителями за свой счет автономных резервных источников питания, обеспечивающих снабжение электрической энергией энергопринимающих устройств потребителей в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями после введения полного ограничения режима потребления электрической энергии.

Возложение на потребителя обязанности по выполнению этих мероприятий согласуется и с общим подходом, сформированным в пункте 7.1 статьи 38 Федерального закона № 35-ФЗ, возлагающим на потребителя по выполнению мероприятий, обеспечивающих его готовность к введению ограничения и предотвращение наступления последствий введение такого ограничения. Самостоятельное определение таких мероприятий не исключает обязанность их выполнения.

По смыслу пункта 16(1) Правил № 442 трехдневный срок, предоставленный должнику для представления утвержденного плана мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления направлен на предоставление должнику возможности самостоятельно определить порядок и сроки выполнения соответствующих мероприятий в рамках предусмотренного пунктом 16 Правил № 442 предельного шестимесячного срока. Тогда как неисполнение предписанной обязанности должника по представлению указанного плана своим правовым следствием предполагает возникновение у него обязанности в ограниченный двухмесячный срок выполнить мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих безопасное функционирование его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики без необходимости потребления электрической энергии из внешней сети.

По смыслу действующего в сфере спорных отношений правового регулирования в обязанности потребителя рассматриваемой категории входит как представление плана мероприятий, так и последующее их надлежащее осуществление. Основания для иного толкования положений Федерального закона № 35-ФЗ и Правил № 442 не усматриваются апелляционным судом. Неисполнение ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России как первой, так и второй обязанности представляет собой варианты неправомерного поведения субъекта регулируемой деятельности и влечет в качестве правовых последствий невыполнение мероприятий, обеспечивающих готовность потребителя электрической энергии к введению в отношении его полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления общественно значимых последствий.

На основании изложенного суд апелляционной отклоняет доводы апелляционной жалобы учреждения об отсутствии в действиях заявителя события административного правонарушения.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, административным органом не нарушен.

Мера ответственности административным органом определена в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 3 статьи 9.22 КоАП РФ.

В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

В соответствии с частью 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Отклоняя доводы апелляционной жалобы о наличии оснований для применения приведенных выше положений КоАП РФ, суд апелляционной инстанции отмечает, что характер совершенного заявителем правонарушения не обладает какими-либо особенностями, являющимися основанием для применения при назначении административного наказания в рассматриваемом случае правила, предусмотренного процитированной выше нормой.

Помимо этого, в материалах дела отсутствуют и заявителем не представлены надлежащие доказательства, свидетельствующие о том, что взыскание штрафа в установленном административным органом размере повлечет для учреждения необратимые последствия и, в том числе, может привести к невозможности осуществления хозяйственной деятельности.

Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.

Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения не имеется, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, поэтому судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не распределяются.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 07.06.2019 по делу № А46-4148/2019 – без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Выдача исполнительных листов осуществляется судом первой инстанции после поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.

При условии предоставления копии настоящего постановления, заверенной
в установленном порядке, в суд первой инстанции взыскатель вправе подать заявление о выдаче исполнительного листа до поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.

Председательствующий

А.Н. Лотов

Судьи

Н.Е. Иванова

 О.Ю. Рыжиков