ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Омск
22 августа 2019 года | Дело № А46-871/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена августа 2019 года
Постановление изготовлено в полном объеме августа 2019 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-8598/2019 ) Администрации Омского муниципального района Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 21.05.2019 по делу № А46-871/2019 (судья Чернышев В.И.) ,
при участии в судебном заседании представителей:
от Администрации Омского муниципального района Омской области – ФИО1 (по доверенности № 14 от 20.03.2019 сроком действия до 31.12.2019);
от публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» – ФИО2 (по доверенности № 55/38/55/203 от 24.12.2018 сроком действия до 16.06.2020).
установил:
публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (далее - ПАО «МРСК Сибири», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Администрации Омского муниципального района Омской области (далее – заинтересованное лицо, Администрация, орган местного самоуправления), в котором просило признать незаконным, не соответствующим Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), Постановлению Правительства Омской области от 24.06.2015 № 170-П отказ Администрации Омского муниципального района Омской области в выдаче разрешения на использование земельного участка, выраженный в письме от 05.10.2018 № ИСХ-18/ОМС-996, отказ Администрации Омского муниципального района Омской области в выдаче разрешения на использование земельного участка, выраженный в письме от 29.11.2018 № ИСХ-18/ОМС-11897, обязать совершить действия.
Решением Арбитражного суда Омской области от 21.05.2019 по делу № А46-871/2019 требования ПАО «МРСК Сибири» удовлетворены, признан незаконным и не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации, Постановлению Правительства Омской области от 24.06.2015 № 170-П отказ Администрации Омского муниципального района Омской области в выдаче разрешения на использование земельного участка, выраженный в письме от 05.10.2018 № ИСХ-18/ОМС-996, от 29.11.2018 № ИСХ-18/ОМС-11897. Суд первой инстанции обязал Администрацию выдать разрешение на использование земельного участка, указанного в письмах ПАО №МРСК Сибири» от 04.09.2018 № 1.5/16-19/10547-исх и от 31.10.2018 № 1.5/16-19/12945-исх. Этим же судебным актом с Администрации в пользу ПАО «МРСК Сибири» взыскано 6 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись, Администрация обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение первой инстанции отменить, в удовлетворении требований отказать.
В апелляционной жалобе податель ссылается на отсутствие в материалах дела документов, подтверждающих факт владения на праве собственности объектом для реконструкции которого испрашивалось разрешение, в связи с чем ПАО «МРСК Сибири» не доказало факт заинтересованности при рассмотрении настоящего дела.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу ПАО «МРСК Сибири» просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Администрации поддержал требования апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ПАО «МРСК Сибири» с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение (далее – АПК РФ).
Как следует из материалов дела, в адрес филиала ПАО «МРСК Сибири» поступила заявка ФИО3 на реконструкцию (переустройство) объекта электросетевого хозяйства ПАО «МРСК Сибири».
В данной заявке ФИО3 просил ПАО «МРСК Сибири» принять техническое решение по выносу части линии ВЛ-10кВ Пш-7, ВЛ-0,4кВ от КТП Пш-7-12 ф.5, ф.6 в с. Пушкино Омского района. Поскольку техническая возможность реконструкции объекта электросетевого хозяйства ВЛ-10кВ Пш-7, ВЛ-0,4кВ от КТП Пш-7-12 ф.5, ф.6 имеется, Обществом разработаны технические условия на переустройство участка.
Во исполнение данных технических условий ПАО «МРСК Сибири» обратилось в Администрацию Омского муниципального района Омской области с заявлениями о выдаче разрешения на использование земельного участка для реконструкции ВЛ-10кВ Пш-7.
Письмами от 05.10.2018 № ИСХ-18/ОМС-9966 (вх. от 22.10.2018 № 1.5/2542-вх-пов) и от 29.11.2018 № ИСХ-18/ОМС-11897 (вх. от 03.02.2018 № 1.5/2937-вх-пов) Администрация отказала в выдаче разрешения на использование земель в связи с тем, что к заявлению не приложены правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы на объект, для реконструкции которого испрашивается разрешение.
Полагая, что указанные отказы Администрации являются незаконными и нарушающими права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ПАО «МРСК Сибири» обратилось в суд с заявлением, которое является предметом рассмотрения по настоящему делу.
21.05.2019 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое Администрацией в апелляционном порядке решение.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для изменения (отмены) судебного акта не имеется, в связи со следующим.
Статьей 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 5 перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов», к таким объектам относятся ЛЭП классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 Постановления Правительства Омской области от 31.05.2017 № 150-п получение разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции линейных объектов, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2017 года № 269 «Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории».
К перечню случаев, перечисленных в постановлении Правительства Российской Федерации от 7 марта 2017 года № 269, относятся строительство, реконструкция объекта, входящего в состав существующего линейного объекта, при условии, что такое строительство, реконструкция осуществляются в полосе отвода существующего линейного объекта (в охранной зоне существующего линейного объекта в случае, если установление полосы отвода не предусмотрено законодательством Российской Федерации) и не изменяют границы зон с особыми условиями использования территорий, установленные в связи с размещением существующего линейного объекта, и что общая площадь указанного объекта не превышает 500 кв. метров, высота не превышает 12 метров, количество этажей не превышает 2 этажей.
Согласно пояснениям заявителя данным в суде первой инстанции и не оспоренным заинтересованным лицом, реконструкцию ВЛ-10кВ Пш-7 планируется осуществить в границах охранной зоны объекта электросетевого хозяйства, при этом границы охранной зоны не меняются.
С учетом изложенного, испрашиваемый в письмах ПАО «МРСК Сибири» земельный участок может быть использован без предоставления земельных участков и установления сервитута.
По положениям пункта 4 Порядка и условий размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 24.06.2015 № 170-п «О Порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута» (далее – Постановление Правительства Омской области от 24.06.2015 № 170-п), к заявлению прилагаются:
1) копии документов, удостоверяющих личность заявителя, а также документ, подтверждающий полномочия представителя (в случае, если заявление подается представителем);
2) схема размещения объектов, содержащая адресные ориентиры, площадь (протяженность) объектов;
3) схема границ предполагаемых к использованию земель на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории;
4) копия согласованного в установленном порядке проекта благоустройства территории, если для размещения объекта необходима подготовка такого проекта.
Согласно пункту 5 Постановления Правительства Омской области от 24.06.2015 № 170-п, кроме документов, указанных в пунктах 3, 4 указанного постановления, представляются:
1) в случае, если предполагается размещение объектов на земельном участке:
- выписка из Единого государственного реестра недвижимости о зарегистрированных правах на земельный участок;
2) в случае размещения объектов, предусмотренных пунктами 1 - 3, 5 - 12, 15 Перечня, - документы, подтверждающие отнесение объекта к видам объектов, установленным Перечнем.
Документы, указанные в настоящем пункте, представляются заявителем (представителем) по собственной инициативе. Если данные документы не представлены, они запрашиваются уполномоченным органом самостоятельно в соответствии с законодательством.
Документы, указанные в настоящем пункте, могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью в соответствии с федеральным законодательством.
Основания отказа в выдаче разрешения на использование земель или земельных участков установлены пунктом 8 Постановления Правительства Омской области от 24.06.2015 № 170-п, в котором отражено, что решение об отказе в выдаче разрешения принимается уполномоченным органом в случае, если:
1) заявление и прилагаемые к нему документы не соответствуют пунктам 3, 4 Порядка либо в представленных документах содержатся недостоверные сведения;
2) в заявлении указаны предполагаемые к размещению объекты, не предусмотренные Перечнем;
3) земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу;
4) земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, используется на основании разрешения, выданного в соответствии с Порядком, либо разрешения, выданного в порядке, установленном статьей 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации;
5) размещение объектов повлечет нарушение ограничения использования земельных участков в случаях, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, либо ведет к нарушению требований градостроительных, противопожарных, санитарных норм и иных требований законодательства;
6) размещение объектов не соответствует установленному виду разрешенного использования земельных участков либо повлечет за собой ограничение использования земельного участка (территории) общего пользования, а также ограничение доступа на территорию общего пользования третьих лиц.
В решении об отказе в выдаче разрешения указывается соответствующее основание отказа.
Из материалов дела следует, что основанием для отказа в выдаче разрешения в настоящем деле явилось несоответствие прилагаемых к заявлению документов требованиям пункта 4 Постановления Правительства Омской области от 24.06.2015 № 170-п, а именно непредставление Обществом правоустанавливающих документов на объект реконструкции.
Между тем, среди перечисленных в пункте 4 Постановления Правительства Омской области от 24.06.2015 № 170-п документов, прикладываемых к заявлению, отсутствуют правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы на объекты, для размещения которых запрашивается данное разрешение.
Подпунктом 2 пункта 5 Постановления Правительства Омской области от 24.06.2015 № 170-п установлено, что в случае размещения объектов, предусмотренных пунктами 1 - 3, 5 - 12, 15 Перечня, - документы, подтверждающие отнесение объекта к видам объектов, установленным Перечнем.
В силу абзаца 5 пункта 5 Постановления Правительства Омской области от 24.06.2015 № 170-п документы, указанные в настоящем пункте, представляются заявителем (представителем) по собственной инициативе. Если данные документы не представлены, они запрашиваются уполномоченным органом самостоятельно в соответствии с законодательством.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что отказы Администрации в выдаче разрешения на использование земельного участка, выраженные в письмах от 05.10.2018 № ИСХ-18/ОМС-996, от 29.11.2018 № ИСХ-18/ОМС-11897, являются незаконными, нарушают права и законные интересы ПАО «МРСК Сибири» в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы подателя жалобы об отсутствии в материалах дела документов, подтверждающих факт владения на праве собственности объектом, для реконструкции которого испрашивалось разрешение, не принимаются апелляционным судом во внимание, так как непредставление ПАО «МРСК Сибири» правоустанавливающих документов не является основанием для отказа в выдаче разрешения, Администрация не была лишена возможности запросить необходимые документы по собственной инициативе.
Более того, в письме от 31.10.2018 № 1.5/16-19/12945-исх ПАО «МРСК Сибири» указало на то, что по данным бухгалтерского учета, по состоянию на 26.10.2018, объект основных средств: «ВЛ10 кВ СЕВ ПШ-7 3,52 ЖБ 76» (инвентарный номер Е000021337); числится на балансе ПАО «МРСК Сибири» (филиал ПАО «МРСК Сибири» - «Омскэнерго»), Обществом приложена справка о балансовой принадлежности.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что судом первой инстанции дана верная оценка фактическим обстоятельствам спора и сформулированы выводы, соответствующие материалам дела, правомерно удовлетворены требования ПАО «МРСК Сибири».
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривается, так как Администрация в силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождена.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 21.05.2019 по делу № А46-871/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме.
Председательствующий | О.Ю. Рыжиков | |
Судьи | Н.Е. Иванова А.Н. Лотов |