ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Омск
21 сентября 2022 года | Дело № А81-1778/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме сентября 2022 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Аристовой Е.В., Ивановой Н.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8892/2022) ФИО1 на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 02.06.2022 по делу № А81-1778/2022 (судья Кустов А.В.), принятое по заявлению ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 629810, <...>) и к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу (ОГРН <***>,
ИНН <***>, адрес: 629001, <...>, А) при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 629008, <...>), об оспаривании действий по внесению в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений № 422890100030549 и обязании устранить нарушения,
судебное разбирательство проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания,
установил:
ФИО1 (далее – заявитель, ФИО1) обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее – МИФНС России № 5 по ЯНАО, регистрирующий орган) и к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее – МИФНС России № 1 по ЯНАО, регистрирующий орган) об оспаривании действий по внесению в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГРИП) сведений № 422890100030549 и обязании устранить нарушения.
Определением от 28.03.2022 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Управление министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее – третье лицо, УМВД России по ЯНАО).
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 02.06.2022 по делу № А81-1778/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ФИО1 обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, чтопроцедура государственной регистрации, а также процедура прекращения статуса индивидуального предпринимателя носит заявительный характер; ФИО1о находится на территории Российской Федерации на основании бессрочного вида на жительство, что предполагает законность его регистрации как индивидуального предпринимателя; необходимость сохранения статуса предпринимателя обусловлена реализацией права на труд и фактическим осуществлением деятельности. По мнению подателя апелляционной жалобы, законодательством не предполагается прямых последствий неисполнения обязанности по представлению в регистрирующий орган документов, подлежащих отражению в государственном реестре, при наличии такой обязанности у органа миграционного учета.
В представленном в материалы дела письменном отзыве на апелляционную жалобу, МИФНС России № 5 по ЯНАО не соглашается с доводами ФИО1, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела,ФИО1 является гражданином Республики Азербайджан.
При государственной регистрации 27.01.2020 в качестве индивидуального предпринимателя ФИО1о представил в регистрирующий орган – МИФНС России № 1 по ЯНАО, в качестве документа, удостоверяющего личность, паспорт иностранного гражданина и вид на жительство в Российской Федерации № 0048770, выданного 25.07.2016 УФМС России по Ямало-Ненецкому автономному округу, срок действия которого был установлен до 25.07.2021
До окончания указанного срока в регистрирующий орган сведения об изменении вида документа, подтверждающего его право временно или постоянно проживать в Российской Федерации, ФИО1 не представил.
В связи с окончанием срока действия вида на жительство и неисполнением ФИО1 обязанности по представлению в регистрирующий орган сведений о наличии у него документа, подтверждающего право временно или постоянно проживать на территории Российской Федерации, регистрирующим органом 09.01.2022 в ЕГРИП внесена запись за государственным регистрационным номером 422890100030549 о прекращении ФИО1 деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Считая действия регистрирующего органа незаконными, ФИО1, обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с соответствующим заявлением.
02.06.2022 Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон
№ 115-ФЗ) определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.
Согласно статье 2 Федеральный закон № 115-ФЗ временно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином является лицо, получившее разрешение на временное проживание; постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, получившее вид на жительство.
Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 8 данного Федерального закона до получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.Без получения разрешения на временное проживание вид на жительство выдается лицам, перечисленным в пункте 2 статьи 8 Федерального закона № 115-ФЗ.
В силу пункта 3 статьи 8 Федерального закона № 115-ФЗ (в редакции, действовавшей до 31 октября 2019 года) вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина, поданному в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел не позднее чем за два месяца до истечения срока действия имеющегося у него вида на жительство, может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.
Федеральным законом от 02.08.2019 № 257-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в части упрощения порядка предоставления некоторым категориям иностранных граждан и лиц без гражданства разрешения на временное проживание и вида на жительство» (далее – Федеральный закон № 257-ФЗ) статья 8 Федерального закона № 115-ФЗ изложена в иной редакции, при этом установленным пунктом 3 статьи 8 в указанной редакции общим правилом предусмотрено, что вид на жительство выдается без ограничения срока действия.
Частями 1 и 4 статьи 2 вышеуказанного Федерального закона № 257-ФЗ установлено, что в течение срока действия вида на жительство, выданного иностранному гражданину или лицу без гражданства до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, данные иностранный гражданин или лицо без гражданства вправе обратиться с заявлением о выдаче вида на жительство без срока действия.
Вид на жительство, выданный иностранному гражданину до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подтверждает право иностранного гражданина на постоянное проживание в Российской Федерации и продолжает действовать в течение срока, на который он был выдан, либо до его аннулирования.
Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, в том числе в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг (пункт 4 статьи 8 Федерального закона № 115-ФЗ).
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров – единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон № 129-ФЗ).
Согласно пункту 6 статьи 22.3 Федерального закона № 129-ФЗ государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с аннулированием документа, подтверждающего право данного лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончанием срока действия указанного документа осуществляется на основании поступившей в регистрирующий орган в установленном Правительством Российской Федерации порядке информации об аннулировании указанного документа или на основании окончания срока его действия с учетом содержащихся в государственном реестре сведений о таком сроке.
Согласно пункту 9 статьи 22.3 Федерального закона № 129-ФЗ государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящей статьи.
Пунктом 11 статьи 22.3 Федерального закона № 129-ФЗ предусмотрено, что в случае аннулирования документа, подтверждающего право иностранного гражданина либо лица без гражданства временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончания срока действия указанного документа государственная регистрация данных гражданина либо лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу со дня аннулирования указанного документа или окончания срока его действия.
Подпунктами «ж», «и» пункта 2 статьи 5 Федерального закона № 129-ФЗ установлено, что в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся следующие сведения об индивидуальном предпринимателе: вид и данные документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (в случае, если индивидуальный предприниматель является иностранным гражданином); вид, данные и срок действия документа, подтверждающего право индивидуального предпринимателя временно или постоянно проживать в Российской Федерации (в случае, если индивидуальный предприниматель является иностранным гражданином или лицом без гражданства).
Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, юридическое лицо и индивидуальный предприниматель в течение семи рабочих дней со дня изменения содержащихся в соответствующем государственном реестре сведений, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения или жительства путем представления соответствующих документов, предусмотренных настоящим Федеральным законом (пункт 5 статьи 5 Федерального закона № 129-ФЗ).
Как верно указано судом первой инстанции, пунктом 3 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) предусмотрено, что органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) по месту пребывания иностранного работника в налоговые органы по месту своего нахождения в течение десяти дней после дня регистрации, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) указанного лица.
Приказом ФНС России от 17.09.2007 № ММ-3-09/536@ «Об утверждении форм сведений, предусмотренных статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации» утверждено приложение № 6 «Сведения о регистрации иностранного гражданина (лица без гражданства) по месту жительства на территории Российской Федерации».
Таким образом, органы миграционного учета в силу указанных требований обязаны сообщать именно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановке на миграционный учет (снятию с миграционного учета) по месту пребывания иностранного работника.
Вместе с тем, обязанность по представлению сведений о выдаче документов, подтверждающих право иностранного гражданина временно или постоянно проживать на территории Российской Федерации (разрешения на временное проживание или вид на жительство) у данных органов отсутствует.
Внесение изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в ЕГРИП, производится на основании заявления по форме № Р24001, утвержденной Приказ ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@, лист Г «Сведения о документе, подтверждающем право иностранного гражданина или лица без гражданства временно или постоянно проживать на территории Российской Федерации», которой предусматривается внесение сведений о документе, подтверждающим право иностранного гражданина или лица без гражданства временно или постоянно проживать на территории Российской Федерации в случае изменения сведений об имеющемся у указанных лиц виде на жительство или разрешении на временное проживание или сроке действия таких документов.
Как следует из разъяснений, содержащихся в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2005 № 164-О, процедура государственной регистрации, а также процедура прекращения статуса индивидуального предпринимателя носит заявительный характер. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей.
Таким образом, Федеральным законом № 129-ФЗ обязанность по предоставлению сведений об изменении вида и данных документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства временно или постоянно проживать на территории Российской Федерации, к которым относятся разрешение на временное проживание и вид на жительство, возложена именно на лицо, имеющее либо заинтересованное в получении либо сохранении статуса индивидуального предпринимателя.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, сведения о получении ФИО1 нового вида на жительство в регистрирующий орган не были представлены.
Неисполнение индивидуальным предпринимателем указанной обязанности влечет для него неблагоприятные последствия, предусмотренные частью 11 статьи 22.3 Федерального закона № 129-ФЗ в виде прекращения государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя при окончании срока действия документа, подтверждающего право иностранного гражданина временно или постоянно проживать в Российской Федерации.
Следовательно, материалами дела подтверждается, что на момент окончания срока действия вида на жительство от 25.07.2016 № 0048770, а также на момент совершения оспариваемых действий у регистрирующего органа отсутствовали сведения о получении ФИО1 нового вида на жительство (доказательства обратного в материалах дела отсутствуют), в связи с чем, действия регистрирующего органа по внесению 09.01.2022 в ЕГРИП записи о прекращении ФИО1 деятельности в качестве индивидуального предпринимателя соответствуют требованиям Федерального закона № 129-ФЗ.
С учетом установленных по делу обстоятельств, согласно которым юридически значимое событие – окончание срока действия документа, подтверждающего право заявителя временно или постоянно проживать в Российской Федерации, влекущее применение основания прекращения его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя на основании пункта 6 статьи 22.3 Федерального закона № 129-ФЗ, наступило на момент внесения в ЕГРИП записи за государственным регистрационным номером 422890100030549 о прекращении ФИО1 деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в настоящем случае заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Суд апелляционной инстанции считает, что ФИО1 в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу ФИО1 оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 02.06.2022 по делу № А81-1778/2022 – без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы верных выводов суда первой инстанции не опровергают, а выражают свое несогласие с ними, что не может случить причиной для отмены судебного решения.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Председательствующий | А.Н. Лотов | |
Судьи | Е.В. Аристова Н.Е. Иванова |