ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 08АП-8892/2022 от 15.09.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

21 сентября 2022 года

                                                  Дело № А81-1778/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме сентября 2022 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Лотова А.Н.,

судей Аристовой Е.В., Ивановой Н.Е.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Усовой Ю.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8892/2022) ФИО1 на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 02.06.2022 по делу № А81-1778/2022 (судья Кустов А.В.), принятое по заявлению ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 629810, <...>) и к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу (ОГРН <***>,
ИНН <***>, адрес: 629001, <...>, А) при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 629008, <...>), об оспаривании действий по внесению в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений № 422890100030549 и обязании устранить нарушения,

судебное разбирательство проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания,

установил:

ФИО1 (далее – заявитель, ФИО1) обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее – МИФНС России № 5 по ЯНАО, регистрирующий орган) и к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее – МИФНС России № 1 по ЯНАО, регистрирующий орган) об оспаривании действий по внесению в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГРИП) сведений № 422890100030549 и обязании устранить нарушения.

Определением от 28.03.2022 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Управление министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее – третье лицо, УМВД России по ЯНАО).

Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 02.06.2022 по делу № А81-1778/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, ФИО1 обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, чтопроцедура государственной регистрации, а также процедура прекращения статуса индивидуального предпринимателя носит заявительный характер; ФИО1о находится на территории Российской Федерации на основании бессрочного вида на жительство, что предполагает законность его регистрации как индивидуального предпринимателя; необходимость сохранения статуса предпринимателя обусловлена реализацией права на труд и фактическим осуществлением деятельности. По мнению подателя апелляционной жалобы, законодательством не предполагается прямых последствий неисполнения обязанности по представлению в регистрирующий орган документов, подлежащих отражению в государственном реестре, при наличии такой обязанности у органа миграционного учета.

В представленном в материалы дела письменном отзыве на апелляционную жалобу, МИФНС России № 5 по ЯНАО не соглашается с доводами ФИО1, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела,ФИО1 является гражданином Республики Азербайджан.

При государственной регистрации 27.01.2020 в качестве индивидуального предпринимателя ФИО1о представил в регистрирующий орган – МИФНС России № 1 по ЯНАО, в качестве документа, удостоверяющего личность, паспорт иностранного гражданина и вид на жительство в Российской Федерации № 0048770, выданного 25.07.2016 УФМС России по Ямало-Ненецкому автономному округу, срок действия которого был установлен до 25.07.2021

До окончания указанного срока в регистрирующий орган сведения об изменении вида документа, подтверждающего его право временно или постоянно проживать в Российской Федерации, ФИО1 не представил.

В связи с окончанием срока действия вида на жительство и неисполнением ФИО1 обязанности по представлению в регистрирующий орган сведений о наличии у него документа, подтверждающего право временно или постоянно проживать на территории Российской Федерации, регистрирующим органом 09.01.2022 в ЕГРИП внесена запись за государственным регистрационным номером 422890100030549 о прекращении ФИО1 деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Считая действия регистрирующего органа незаконными, ФИО1, обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с соответствующим заявлением.

02.06.2022 Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.

Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон
№ 115-ФЗ) определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.

Согласно статье 2 Федеральный закон № 115-ФЗ временно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином является лицо, получившее разрешение на временное проживание; постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, получившее вид на жительство.

Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 8 данного Федерального закона до получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.Без получения разрешения на временное проживание вид на жительство выдается лицам, перечисленным в пункте 2 статьи 8 Федерального закона № 115-ФЗ.

В силу пункта 3 статьи 8 Федерального закона № 115-ФЗ (в редакции, действовавшей до 31 октября 2019 года) вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина, поданному в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел не позднее чем за два месяца до истечения срока действия имеющегося у него вида на жительство, может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.

Федеральным законом от 02.08.2019 № 257-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в части упрощения порядка предоставления некоторым категориям иностранных граждан и лиц без гражданства разрешения на временное проживание и вида на жительство» (далее – Федеральный закон № 257-ФЗ) статья 8 Федерального закона № 115-ФЗ изложена в иной редакции, при этом установленным пунктом 3 статьи 8 в указанной редакции общим правилом предусмотрено, что вид на жительство выдается без ограничения срока действия.

Частями 1 и 4 статьи 2 вышеуказанного Федерального закона № 257-ФЗ установлено, что в течение срока действия вида на жительство, выданного иностранному гражданину или лицу без гражданства до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, данные иностранный гражданин или лицо без гражданства вправе обратиться с заявлением о выдаче вида на жительство без срока действия.

Вид на жительство, выданный иностранному гражданину до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подтверждает право иностранного гражданина на постоянное проживание в Российской Федерации и продолжает действовать в течение срока, на который он был выдан, либо до его аннулирования.

Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, в том числе в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг (пункт 4 статьи 8 Федерального закона № 115-ФЗ).

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров – единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон № 129-ФЗ).

Согласно пункту 6 статьи 22.3 Федерального закона № 129-ФЗ государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с аннулированием документа, подтверждающего право данного лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончанием срока действия указанного документа осуществляется на основании поступившей в регистрирующий орган в установленном Правительством Российской Федерации порядке информации об аннулировании указанного документа или на основании окончания срока его действия с учетом содержащихся в государственном реестре сведений о таком сроке.

Согласно пункту 9 статьи 22.3 Федерального закона № 129-ФЗ государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящей статьи.

Пунктом 11 статьи 22.3 Федерального закона № 129-ФЗ предусмотрено, что в случае аннулирования документа, подтверждающего право иностранного гражданина либо лица без гражданства временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончания срока действия указанного документа государственная регистрация данных гражданина либо лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу со дня аннулирования указанного документа или окончания срока его действия.

Подпунктами «ж», «и» пункта 2 статьи 5 Федерального закона № 129-ФЗ установлено, что в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся следующие сведения об индивидуальном предпринимателе: вид и данные документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (в случае, если индивидуальный предприниматель является иностранным гражданином); вид, данные и срок действия документа, подтверждающего право индивидуального предпринимателя временно или постоянно проживать в Российской Федерации (в случае, если индивидуальный предприниматель является иностранным гражданином или лицом без гражданства).

Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, юридическое лицо и индивидуальный предприниматель в течение семи рабочих дней со дня изменения содержащихся в соответствующем государственном реестре сведений, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения или жительства путем представления соответствующих документов, предусмотренных настоящим Федеральным законом (пункт 5 статьи 5 Федерального закона № 129-ФЗ).

Как верно указано судом первой инстанции, пунктом 3 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) предусмотрено, что органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) по месту пребывания иностранного работника в налоговые органы по месту своего нахождения в течение десяти дней после дня регистрации, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) указанного лица.

Приказом ФНС России от 17.09.2007 № ММ-3-09/536@ «Об утверждении форм сведений, предусмотренных статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации» утверждено приложение № 6 «Сведения о регистрации иностранного гражданина (лица без гражданства) по месту жительства на территории Российской Федерации».

Таким образом, органы миграционного учета в силу указанных требований обязаны сообщать именно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановке на миграционный учет (снятию с миграционного учета) по месту пребывания иностранного работника.

Вместе с тем, обязанность по представлению сведений о выдаче документов, подтверждающих право иностранного гражданина временно или постоянно проживать на территории Российской Федерации (разрешения на временное проживание или вид на жительство) у данных органов отсутствует.

Внесение изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в ЕГРИП, производится на основании заявления по форме № Р24001, утвержденной Приказ ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@, лист Г «Сведения о документе, подтверждающем право иностранного гражданина или лица без гражданства временно или постоянно проживать на территории Российской Федерации», которой предусматривается внесение сведений о документе, подтверждающим право иностранного гражданина или лица без гражданства временно или постоянно проживать на территории Российской Федерации в случае изменения сведений об имеющемся у указанных лиц виде на жительство или разрешении на временное проживание или сроке действия таких документов.

Как следует из разъяснений, содержащихся в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2005 № 164-О, процедура государственной регистрации, а также процедура прекращения статуса индивидуального предпринимателя носит заявительный характер. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей.

Таким образом, Федеральным законом № 129-ФЗ обязанность по предоставлению сведений об изменении вида и данных документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства временно или постоянно проживать на территории Российской Федерации, к которым относятся разрешение на временное проживание и вид на жительство, возложена именно на лицо, имеющее либо заинтересованное в получении либо сохранении статуса индивидуального предпринимателя.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, сведения о получении ФИО1 нового вида на жительство в регистрирующий орган не были представлены.

Неисполнение индивидуальным предпринимателем указанной обязанности влечет для него неблагоприятные последствия, предусмотренные частью 11 статьи 22.3 Федерального закона № 129-ФЗ в виде прекращения государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя при окончании срока действия документа, подтверждающего право иностранного гражданина временно или постоянно проживать в Российской Федерации.

Следовательно, материалами дела подтверждается, что на момент окончания срока действия вида на жительство от 25.07.2016 № 0048770, а также на момент совершения оспариваемых действий у регистрирующего органа отсутствовали сведения о получении ФИО1 нового вида на жительство  (доказательства обратного в материалах дела отсутствуют), в связи с чем, действия регистрирующего органа по внесению 09.01.2022 в ЕГРИП записи о прекращении ФИО1 деятельности в качестве индивидуального предпринимателя соответствуют требованиям Федерального закона № 129-ФЗ.

С учетом установленных по делу обстоятельств, согласно которым юридически значимое событие – окончание срока действия документа, подтверждающего право заявителя временно или постоянно проживать в Российской Федерации, влекущее применение основания прекращения его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя на основании пункта 6 статьи 22.3 Федерального закона № 129-ФЗ, наступило на момент внесения в ЕГРИП записи за государственным регистрационным номером 422890100030549 о прекращении ФИО1 деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в настоящем случае заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Суд апелляционной инстанции считает, что ФИО1 в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.

Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

апелляционную жалобу ФИО1 оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 02.06.2022 по делу № А81-1778/2022 – без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Доводы апелляционной жалобы верных выводов суда первой инстанции не опровергают, а выражают свое несогласие с ними, что не может случить причиной для отмены судебного решения.

Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Председательствующий

А.Н. Лотов

Судьи

Е.В. Аристова

 Н.Е. Иванова