ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 08АП-8996/13 от 10.12.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

12 декабря 2013 года

Дело № А46-6373/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2013 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 12 декабря 2013 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующегосудьи   Глухих А.Н.,

судей  Верёвкина А.В., Еникеевой Л.И.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Кундос Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8996/2013) Администрации Воскресенского сельского поселения Калачинского муниципального района на решение Арбитражного суда Омской области от 21 августа 2013 года по делу № А46-6373/2013 (судья Е.А.Погосткина), принятое по иску Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Калачинского муниципального района (ИНН 5515003467, ОГРН 1025501598088) к Администрации Воскресенского сельского поселения Калачинского муниципального района (ИНН 5515103550, ОГРН 1055527014234) об обязании ответчика принять сети водопроводов,

при участии в судебном заседании:

от Администрации Воскресенского сельского поселения Калачинского муниципального района – представитель Каменной В.П. (паспорт, удостоверение от 10.10.2010);

от Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Калачинского муниципального района – представитель Медведева Е.Р. (паспорт, доверенность б/н от 19.11.2013 сроком действия один год);

установил:

Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Калачинского муниципального района (далее – истец) обратился в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к Администрации Воскресенского сельского поселения Калачинского муниципального района (далее – ответчик) об обязании принять путем подписания акта приема - передачи:

1. водопровод, расположенный по адресу: Омская область, Калачинский
 район, с. Воскресенка, протяженностью 21765,00пог.м., кадастровый номер 55-07-10018459;

2. водопровод, расположенный по адресу: Омская область, Калачинский район, д. Стародубка, протяженностью 7450,00пог.м., кадастровый номер 55-07-10018456;

3. водопровод, расположенный по адресу: Омская область, Калачинский район, д. Куликово, от водозабора на р. Омь до водонапорной башни, протяженностью 200,00 пог.м., кадастровый номер 55-07-10018455.

Решением Арбитражного суда Омской области от 21.08.2013 по делу № А46-6373/2013 исковые требования удовлетворены. Администрация Воскресенского сельского поселения Калачинского муниципального района обязана принять путем подписания акта приема - передачи в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу:

1. водопровод, расположенный по адресу: Омская область, Калачинский
 район, с. Воскресенка, протяженностью 21765,00пог.м., кадастровый номер 55-07-10018459;

2. водопровод, расположенный по адресу: Омская область, Калачинский район, д. Стародубка, протяженностью 7450,00пог.м., кадастровый номер 55-07-10018456;

3. водопровод, расположенный по адресу: Омская область, Калачинский район, д. Куликово, от водозабора на р. Омь до водонапорной башни, протяженностью 200,00 пог.м., кадастровый номер 55-07-10018455.

Возражая против принятого судебного акта, Администрация Воскресенского сельского поселения Калачинского муниципального района обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 21.08.2013 по делу № А46-6373/2013 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование апелляционной жалобы указывает, что в соответствии с Законом Омской области от 28.11.2005 № 695-03 «О реализации реформы местного самоуправления на территории Омской области» разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями осуществляется на основании распоряжения органа исполнительной власти Омской области в сфере управления собственностью Омской области. Согласование перечня имущества, подлежащего передачи и направление согласованных предложений об имуществе, подлежащих передаче, осуществляется Советом муниципального района и сельского поселения. Согласия на прием водопроводов ни глава, ни Совет Воскресенского сельского поселения не давали.

От Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Калачинского муниципального района в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В заседании суду апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Представитель истца высказался согласно отзыву на апелляционную жалобу. Заявил ходатайство о приобщении к материалам дела документа - перечня муниципального имущества, безвозмездно передаваемого из собственности Калачинского муниципального района Омской области в собственность Воскресенского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области, являющегося приложением № 2 к распоряжению Министерства имущественных отношений Омской области от 10.09.2010 № 1278-р.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 268 АПК РФ, а также пунктом 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 36 от 28.05.2009, суд апелляционной инстанции полагает необходимым для объективного рассмотрения дела, что соответствует целям судебного разбирательства, оценить представленное истцом доказательство в рамках рассмотрения апелляционной жалобы, в связи с чем, приобщить указанный выше документ к материалам дела, при этом процессуальных нарушений прав ответчика приобщением дополнительного доказательства суд не усматривает.

Рассмотрев материалы дела, оценив доводы жалобы и отзыва на неё, заслушав пояснения сторон по делу, проверив в порядке статей 266, 270 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта, а также правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, 10.09.2010 Министерство имущественных отношений Омской области, распоряжением № 1278-р о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между Калачинским муниципальным районом Омской области и входящими в его состав поселениями Омской области утвердило перечни имущества, безвозмездно передаваемого из собственности Калачинского муниципального района Омской области в собственность входящих в его состав поселений Омской области.

В соответствии с приложением № 2 к данному распоряжению, в перечень муниципального имущества, безвозмездно передаваемого из собственности Калачинского муниципального района Омской области в собственность Воскресенского сельского поселения Калачинского района Омской области были включены следующие объекты:

1. водопровод, расположенный по адресу: Омская область, Калачинский
 район, с. Воскресенка, протяженностью 21765,00пог.м., кадастровый номер 55-07-10018459;

2. водопровод, расположенный по адресу: Омская область, Калачинский район, д. Стародубка, протяженностью 7450,00пог.м., кадастровый номер 55-07-10018456;

3. водопровод, расположенный по адресу: Омская область, Калачинский район, д. Куликово, от водозабора на р. Омь до водонапорной башни, протяженностью 200,00 пог.м., кадастровый номер 55-07-10018455.

Во исполнение распоряжения от 10.09.2010 № 1278-р, глава Калачинского муниципального района принимает постановление «О передаче в муниципальную собственность Воскресенского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области» от 26.03.2013 № 40-и, по вопросу передачи вышеперечисленного имущества и осуществлении всех регистрационных действий.

Отсутствие действий со стороны Воскресенского сельского поселения Калачинского района Омской области по принятию спорного имущества в собственность послужило основанием для обращения Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Калачинского муниципального района в суд с настоящим иском.

Статьями 14 и 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрены вопросы местного значения поселений и муниципальных районов соответственно.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в частности, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Статьёй 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено имущество, предназначенное для решения установленных настоящим федеральным Законом вопросов местного значения.

Статьями 83, 85 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрен переходный период до 1 января 2009 года, в течение которого должна быть реализована реформа местного самоуправления, предусматривающая перераспределение имущества между муниципальными образованиями в соответствии с разграничением полномочий.

Порядок перераспределения имущества между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которого они входят, определен частью 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Данным Законом предусмотрено, что в целях обеспечения выполнения требований статьи 85 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» безвозмездная передача в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами в соответствии с установленным указанным Федеральным законом разграничением вопросов местного значения и со статьей 50 указанного Федерального закона производится в следующем порядке.

Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Орган местного самоуправления, владеющий имуществом, подлежащим передаче, обязан его передать, а орган местного самоуправления, в собственность которого указанное имущество передается, обязан его принять на основании правового акта субъекта Российской Федерации в трехмесячный срок после вступления данного правового акта в силу.

Органы местного самоуправления, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями по передаче или принятию имущества, в установленный срок после вступления в силу правового акта субъекта Российской Федерации передают или принимают имущество в муниципальную собственность, их уполномоченные лица подписывают передаточный акт о принятии имущества в муниципальную собственность.

Основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество, является правовой акт субъекта Российской Федерации, которым осуществляется разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями.

Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящей частью, возникает с момента, устанавливаемого законом субъекта Российской Федерации.

Во исполнение вышеуказанных положений федерального законодательства субъектом Российской Федерации - Омской областью принят Закон от 28.11.2005 № 695-ОЗ «О реализации реформы местного самоуправления на территории Омской области».

В соответствии со статьёй 1.2 указанного закона, разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями Омской области осуществляется на основании распоряжения органа исполнительной власти Омской области в сфере управления собственностью Омской области.

Согласование перечней имущества, подлежащего передаче, и направление согласованных предложений об имуществе, подлежащем передаче, осуществляется органами местного самоуправления Омской области, наделенными в установленном порядке соответствующими полномочиями по передаче (принятию) имущества (далее - орган местного самоуправления Омской области).

Орган местного самоуправления Омской области при получении перечня имущества, подлежащего передаче, в трехнедельный срок согласовывает его либо в письменной форме отказывает в согласовании данного перечня.

Орган местного самоуправления Омской области в трехдневный срок со дня согласования перечня имущества, подлежащего передаче, направляет согласованное предложение об имуществе, подлежащем передаче, перечень имущества, подлежащего передаче, и документы, необходимые для принятия распоряжения о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями Омской области, органу исполнительной власти Омской области в сфере управления собственностью Омской области.

Перечень документов, необходимых для принятия распоряжения о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями Омской области, определяется в приложении к настоящему Закону.

Достоверность сведений, содержащихся в перечне имущества, подлежащего передаче, а также представление документов, необходимых для принятия соответствующего распоряжения о разграничении имущества, обеспечивает орган местного самоуправления Омской области, выступающий от имени собственника имущества, подлежащего передаче.

Право собственности у соответствующих муниципальных образований Омской области возникает:

- на объекты недвижимого имущества - с момента его государственной регистрации;

- на объекты движимого имущества, а также муниципальные учреждения, муниципальные унитарные предприятия - с момента подписания передаточного акта.

Исходя из буквального толкования положений статьи 1.2 Закона от 28.11.2005 № 695-ОЗ «О реализации реформы местного самоуправления на территории Омской области», принятие решения о передаче имущества производится исключительно на основании согласованных предложений муниципальных образований, передающих и принимающих данное имущество.

В связи с чем доводы апелляционной жалобы об отсутствии согласия Воскресенского сельского поселения Калачинского муниципального района на принятие спорного имущества в свою собственность отклоняются судом апелляционной инстанции как необоснованные.

Как указывалось выше, Министерство имущественных отношений Омской области приняло распоряжением № 1278-р от 10.09.2010 о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между Калачинским муниципальным районом Омской области и входящими в его состав поселениями Омской области, приложением № 2 к которому был утвержден перечень соответствующего муниципального имущества, включая:

1. водопровод, расположенный по адресу: Омская область, Калачинский
 район, с. Воскресенка, протяженностью 21765,00пог.м., кадастровый номер 55-07-10018459;

2. водопровод, расположенный по адресу: Омская область, Калачинский район, д. Стародубка, протяженностью 7450,00пог.м., кадастровый номер 55-07-10018456;

3. водопровод, расположенный по адресу: Омская область, Калачинский район, д. Куликово, от водозабора на р. Омь до водонапорной башни, протяженностью 200,00 пог.м., кадастровый номер 55-07-10018455.

Между тем, ответчиком соответствующие действия по принятия в муниципальную собственность спорного имущества, необходимого для организации в границах поселения тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, совершены не были.

В связи с чем, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции принял законное обоснованное решение, удовлетворив требования Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Калачинского муниципального района обязать Администрацию Воскресенского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области принять:

1. водопровод, расположенный по адресу: Омская область, Калачинский
 район, с. Воскресенка, протяженностью 21765,00пог.м., кадастровый номер 55-07-10018459;

2. водопровод, расположенный по адресу: Омская область, Калачинский район, д. Стародубка, протяженностью 7450,00пог.м., кадастровый номер 55-07-10018456;

3. водопровод, расположенный по адресу: Омская область, Калачинский район, д. Куликово, от водозабора на р. Омь до водонапорной башни, протяженностью 200,00 пог.м., кадастровый номер 55-07-10018455.

Ссылка на наличие соглашения от 01.01.2013, подписанного между Администрацией Воскресенского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области и администрацией Калачинского муниципального района, согласно которому Воскресенское сельское поселение передает, а Калачинский муниципальный район принимает к исполнению полномочия по организации водоснабжения населения в границах Воскресенского сельского поселения, не имеет правового значения для разрешения настоящего спора, поскольку действие данного соглашения определено сторонами с 01.01.2013 по 31.12.2013, то есть в период, когда спорные водопроводы находятся в собственности Калачинского муниципального района Омской области.

Ответчиком не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы Администрации Воскресенского сельского поселения Калачинского муниципального района, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения Арбитражного суда Омской области от 21.08.2013 по делу № А46-6373/2013 суд апелляционной инстанции не усматривает. Решение принято при правильном применении норм материального и процессуального права, отмене или изменению не подлежит.

Апелляционная жалоба Администрации Воскресенского сельского поселения Калачинского муниципального района удовлетворению не подлежит.

Суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктом 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 № 139, не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку Администрация Воскресенского сельского поселения Калачинского муниципального района при подаче апелляционной жалобы не платила государственную пошлину в силу ее освобождения на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от ее уплаты.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Омской области от 21 августа 2013 года по делу № А46-6373/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

А.Н. Глухих

Судьи

А.В. Верёвкин

Л.И. Еникеева