ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Омск
21 сентября 2007 года | Дело № А70-1953/29-2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2007 года
Постановление изготовлено в полном объеме сентября 2007 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сидоренко О.А.
судей Шиндлер Н.А., Рыжикова О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания ФИО1 Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-901/2007 ) инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени № 1 на решение Арбитра А70-1953/29-2007 (судья Тихомиров В.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Орион», г.Тюмень к инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по г.Тюмени
об отмене постановления об административном правонарушении 72 № 015319 от 08.08.2006 года
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью «Орион» - не явился (извещен);
от инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по г. Тюмени - не явился (извещен).
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 19.06.2007 года по делу № А70-1953/29-2007 были удовлетворены требования, заявленные обществом с ограниченной ответственностью «Орион» (далее – ООО «Орион», общество) об оспаривании постановления 72 № 015319 по делу об административном правонарушении от 08.08.2006 года, вынесенного Инспекцией ФНС России № 1 по г. Тюмени (далее – ИФНС России № 1 по г. Тюмени, инспекция, налоговый орган).
В обоснование решения суд указал на то, что осуществление расчетов без применения контрольно-кассовой техники, могло привести к образованию неучтенной денежной наличности, то есть в денежном ящике кассового аппарата должны быть излишки денежных средств, в то время как из материалов дела следует, что налоговым органом была выявлена недостача денежных средств в кассе в сумме 78,25 рублей.
Суд решил, что имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о фактическом применении продавцом ФИО2 контрольно-кассовой техники при продаже хлеба «Подовый» по цене 11 рублей.
По мнению суда, ИФНС России по г. Тюмени № 1 не подтвердила необходимыми и достаточными доказательствами наличие оснований для привлечения ООО «Орион» к административной ответственности на основании статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В апелляционной жалобе ИФНС России № 1 по г. Тюмени просит отменить решение суда от 19.06.2007 года по делу № А70-1953/29-2007 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, заявленных ООО «Орион».
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе инспекция указывает на то, что факт совершения обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждается протоколом 72 № 021435 об административном правонарушении, актом № 014397 проверки выполнения Федерального закона Российской Федерации от 25.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Закон № 54-ФЗ), служебными записками ФИО3 и ФИО4, а также данными контрольно-кассовых чеков.
По мнению налогового органа, в деле имеются достаточные доказательства, подтверждающие наличие события (факта) правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и виновности ООО «Орион» в совершении указанного правонарушения.
Представители ИФНС России по г. Тюмени № 1 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
От ООО «Орион» поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Судом ходатайство удовлетворено.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
02.08.2007 года, в 12 часов 43 минуты, в магазине, принадлежащем ООО «Орион», расположенном поадресу: <...>, должностными лицами ИФНС России по г. Тюмени № 1 была проведена проверка выполнения обществом Закона № 54-ФЗ.
В ходе проверки налоговым органом было установлено, что при продаже одной булки хлеба «Подовый» по цене 11 рублей продавец ФИО2 осуществила наличный денежный расчет без применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ).
Во время проверки инспектором были сняты Х-отчет и Z-отчет, контрольная кассовая лента снята не была. Также в ходе проведения контрольного мероприятия были сняты показания денежного суммирующего счетчика ККТ и проверено фактическое наличие денежных средств в кассе по купюрам.
Факт неприменения ККТ зафиксирован в акте проверки выполнения закона № 54-ФЗ № 014397 от 02.08.2006 года.
02.08.2006 года инспекцией был составлен протокол 72 № 021436 о совершении ООО «Орион» административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения протокола и материалов проверки 08.08.2006 года заместителем руководителяИФНС России по г. Тюмени № 1 было вынесено постановление 72 № 015319 по делу об административном правонарушении о привлечении ООО «Орион» к административной ответственности на основании статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере тридцати тысяч рублей.
ООО «Орион» обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании недействительным и отмене постановления 72 № 015319 от 08.08.2006 года.
Решением суда первой инстанции от 19.06.2007 года по делу № А70-1953/29-2007 заявленные обществом требования были удовлетворены.
Означенное решение суда первой инстанции обжалуется ИФНС России по г. Тюмени № 1 в полном объеме в апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены исходя из следующего.
Согласно статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда.
Статьями 2, 5 Закона № 54-ФЗ установлено, что контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать покупателям при осуществлении наличных денежных расчетов в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
Таким образом, объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в неприменении контрольно-кассовой машины при осуществлении денежных расчетов при продаже, выполнении работ или оказании услуг.
В силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Следовательно, фактические данные, являющиеся доказательствами по делу, устанавливаются не только протоколом об административном правонарушении, но и иными документами.
В материалах дела имеются объяснения продавца ФИО2 от 02.08.2006 года, в которых она поясняет, что пробила кассовый чек, который был выдан инспектору ИФНС России № 1 по г. Тюмени при покупке одной булки хлеба «Подовый» по цене 11 рублей, однако данный кассовый чек он не взял. После произведенной покупки инспектор вернулся в магазин и, объявив о начале проверки, попросил предъявить чек на произведенную ранее покупку, но найти чек не смог.
Как следует из материалов дела, во время проверки должностным лицом налогового органа были сняты Х-отчет и Z-отчет. Однако, контрольная лента в момент проверки проверяющим не изымалась.
Между тем, обществом в материалы дела была представлена копия контрольной кассовой ленты, из которой следует, что 02.08.2006 ГОДА в 12 часов 36 минут был пробит чек на сумму 14 рублей, в 12 часов 43 минуты не было пробито чека на сумму 0 рублей «БЕЗ ПРОДАЖ».
Из приложения к акту проверки № 014397 от 02.08.2006 следует, что фактическое наличие денежных средств в кассе не соответствует сумме выручки по суммирующему счетчику ККТ: выявлена недостача в сумме 78, 25 рублей.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о том, что осуществление расчетов без применения ККТ, могло привести к образованию неучтенной денежной наличности, то есть в денежном ящике кассового аппарата должны быть излишки денежных средств.
Кроме того, в акте проверки № 014397 от 02.08.2006 имеется описание события правонарушения, составленное специалистом 1 категории ИФНС России по г.Тюмени № 1 ФИО4 и старшим госналогинспектором ФИО3, из которого следует, что денежные средства в сумме 11 рублей за покупку булки хлеба «Подовый» были помещены продавцом ФИО2 в денежный ящик ККТ.
Таким образом, имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что при осуществлении наличных денежных расчетов с покупателями ООО «Орион» контрольно-кассовая техника была применена.
В соответствии с пунктом 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, который принял оспариваемое решение.
Пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение, а лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Согласно статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Апелляционный суд считает, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что налоговым органом был установлен факт неприменения ООО «Орион» контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов с покупателями.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии доказательств совершения ООО «Орион» правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд именем Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 19.06.2007 года по делу № А70-1953/29-2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий | О.А. Сидоренко | |
Судьи | Н.А. Шиндлер О.Ю. Рыжиков |