ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 08АП-9170/19 от 17.09.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

23 сентября 2019 года

           Дело № А46-4192/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2019 года

Постановление изготовлено в полном объеме сентября 2019 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,

судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-9170/2019 ) Главного управления финансового контроля Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 03.06.2019 по делу № А46-4192/2019 (судья Третинник М.А.) , принятое по заявлению Администрации Нижнеомского муниципального района Омской области (ИНН 5524001360, ОГРН 1025502555121) к Главному управлению финансового контроля Омской области (ИНН 5503237823, ОГРН 1125543050654) о признании незаконными и подлежащими отмене представления от 28.02.2019 № 290, уведомления о применении бюджетных мер принуждения от 27.02.2019 № 2166 и №2167,

при участии в судебном заседании представителей:

от Главного управления финансового контроля Омской области - Кауров Александр Александрович по доверенности от 27.03.2019 № 17; Клепцова Алена Викторовна по доверенности от 21.06.2019 № 31;

от Администрации Нижнеомского муниципального района Омской области – Гергель Дмитрий Иванович по доверенности от 26.03.2019 № 13/19; Касаткин Владимир Николаевич по доверенности от 26.03.2019 № 12/19; Саляева Наталья Александровна по доверенности от 26.03.2019 № 11/19,

установил:

Администрация Нижнеомского муниципального района Омской области (далее – заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительными принятых Главным управлением финансового контроля Омской области (далее – заинтересованное лицо, Управление) представления от 28.02.2019 № 290, уведомления о применении бюджетных мер принуждения от 27.02.2019 №№ 2166, 2167.

Решением Арбитражного суда Омской области от 03.06.2019 по делу № А46-4192/2019 заявленные Администрацией требования удовлетворены.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, Управление обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.

В обоснование апелляционной жалобы с учетом ее дополнений Управление настаивает на нецелевом использовании Администрацией бюджетных средств, выделенных на ремонт автомобильных дорог общего пользования в Нижнеомском сельском поселении, учтивая, что имеющиеся в деле документы не подтверждают направление средств местного бюджета на проведение ремонтных работ по обустройству покрытия на возвышении площадки мемориала; кроме того при ремонте автомобильной дороги по ул. П. Ильичева отремонтирована внутренняя асфальтированная площадка муниципального казенного уч реждения «СКК имени В.Т. Ткача», которая не является элементом обустройства автомобильной дороги.

Администрацией представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы.

В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.

Представитель Администрации возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, дополнения к жалобе, отзыв, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.

Главным управлением финансового контроля Омской области проведена проверка соблюдения требований бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, целевого и эффективного использования средств областного бюджета, распределенных Нижнеомскому сельскому поселению Нижнеомского муниципального района Омской областина капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования в рамках реализации Государственной программыОмской области «Развитие транспортной системы Омской области», утвержденной постановлением Правительства Омской области от 16.10.2013 № 262-п.

По результатам вышеуказанной проверки Управлением составлен акт от 29.12.2018, ознакомившись с которым Администрация Нижнеомского муниципального района Омской области представила свои возражения на изложенные в нем обстоятельства от 21.01.2019.

Представленные Администрацией разногласия на акт проверки от 29.01.2019 Управлением после их рассмотрения отклонены. При этом, в целях корректировки суммы нецелевого использованиябюджетных средств, должностными лицами контролирующего органа составлен акт визуального осмотра от 15.02.2019, на основании которого письмом Управление сообщило, что сумма нецелевого использования бюджетных средств изменилась сторону уменьшения.

В соответствии со статьей 292.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) по результатам указанной проверки в отношении Администрации вынесено представление от 28.02.2019 № 290.

В представлении зафиксирован факт нецелевого использования Администрацией бюджетных средств на общую сумму 1319,5 тыс.руб., из которых 1253 тыс.руб. – средства областного бюджета, а именно:

- в нарушение цели и задач подпрограммы Модернизации автодорог, наименования объекта ремонта, отраженного в строке 8 приложения № 3 к постановлению №67-п, средства субсидии направлены на ремонт площадки мемориала, не являющейся элементом обустройства автомобильной дороги общего пользования, что согласно статье 306.4 БК РФ является нецелевым использованием бюджетных средств, выделенных на ремонт автомобильных дорог общего пользования в сумме 203,44 тыс.руб., в том числе 193,27 тыс.руб. – средства софинансирования из областного бюджета, 10,17 тыс.руб. – средства местного бюджета (пункт 1 представления),

- в нарушение цели и задач подпрограммы Модернизации автодорог, наименования объекта ремонта, отраженного в строке 8 приложения №3 к постановлению № 67-п, средства субсидии направлены на ремонт объекта, расположенного на земельном участке, предоставленном для размещения объекта физкультуры и спорта, не являющегося элементом обустройства автомобильной дороги общего пользования по ул. П.Ильичева, что согласно статье 306.4 БК РФ является нецелевым использованием бюджетных средств, выделенных на ремонт автомобильных дорог общего пользования, в сумме 1116,06 тыс.руб., в том числе 1060,26 тыс.руб. – средства софинансирования из областного бюджета, 55,80 тыс.руб. – средства местного бюджета (пункт 2 представления).

В представлении Главного управления финансового контроля Омской области от 28.02.2019290зафиксированонарушениеАдминистрацией условий предоставления субсидии вследствие предоставления недостоверного перечня автомобильных дорог, а такжевывод о неэффективном использовании бюджетных средств в сумме 2387,9 тыс.руб. (пункт 4 представления), допущенном вследствие использования для ремонта автомобильной дороги тротуарной плитки.

По результатам проверки Главным управлением финансового контроля Омской области в Министерство финансов Омской области направлены уведомления о применении бюджетных мер принуждения от 27.02.2019 № 2166, 2167.

Полагая, что представление Управления от 28.02.2019 № 290, а также уведомления о применении бюджетных мер принуждения от 27.02.2019 № 2166, 2167, не соответствуют закону, нарушают права и охраняемые законом интересы, Администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя требования заявителя суд первой инстанции исходил из того, что Управлением не доказаны факты нецелевого (неэффективного) использования бюджетных средств, не представлено доказательств, подтверждающих обстоятельства нарушения Администрацией бюджетного законодательства.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 179 БК РФ государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования (часть 2 статьи 179 БК РФ).

В силу положений статей 34, 38 БКФ исполнение бюджета осуществляется, в частности, с учётом принципов адресности, целевого характера и эффективности использования бюджетных средств. То есть бюджетные средства доводятся до получателей с указанием цели использования и должны использоваться экономно (с достижением заданных результатов с наименьшим объёмом средств) и (или) результативно (с достижением наилучшего результата с определённым объёмом средств).

Согласно Постановлению Правительства Омской области от 23.03.2017 № 67-п «О распределении субсидий местным бюджетам из областного бюджета, определённых в 2017 году Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области» (далее - Постановление № 67-п) Администрации предоставлена субсидия в сумме 49 998,995 тыс.руб. на осуществление капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог общего пользования в с.Нижняя Омка, перечень которых определен данным постановлением.

С целью выполнения работ по ремонту автомобильных дорог по улицам Кооперативная (от ул.Ленина до ул.Трудовая), ул. 30 лет Победы (от ул.Трудовая до ул.Парковая), Парковая (от ул.30 лет Победы до ул.П.Ильичева), парковая от ул.Ильичева, Транспортная (от ул.Почтовая до автовокзала), Транспортная (от автовокзала до ул.Романенко), Трудовая (от ул.30 лет Победы до ул.Почтовая), П.Ильичева (возле спортивного комплекса), Ленина (от ул.Почтовая до Кооперативная) Администрацией заключен муниципальный контракт от 05.06.2017 № 13/1 с ООО «АРТ РемСтрой» на сумму 22294,2 тыс.руб.

В рамках проверки Главным управление финансового контроля Омской области установлено, что в ходе исполнения муниципального контракта № 13/1 от 05.06.2017 при ремонте тротуара по ул.Парковая замощена тротуарной плиткой находящаяся на возвышении в месте сопряжения ул.30лет победы с тротуаром ул.Парковой площадка мемориала, на которой установлена скульптурная группа – фигуры солдат и тружеников тыла. На основании данных исполнительной схемы, акта о приемке выполненных работ по форме № КС-2 от 10.06.2017 №5, акта визуального осмотра от 15.02.2019 площадка мемориала занимает площадь 119,3 кв.м., расчетная ведомость ремонтных работ составляет 203,44 тыс.руб.

Посколькуплощадкамемориала,неявляетсяэлементом обустройства автомобильной дороги общего пользования, контролирующий орган пришел к выводу о нецелевом использовании Администрацией Нижнеомского муниципального района Омской области средств субсидий, выделенных на ремонт автомобильных дорог общего пользования, в сумме 203,44 тыс.руб. – средства софинансирования из областного бюджета, 10,17 тыс.руб. средства местного бюджета.

Вместе с тем Управлением не учтено, что площадка мемориала, единственным функциональным назначением которой является размещение скульптурной группы, не отвечает признакам тротуара как элемента обустройства автомобильных дорог, что следует, что положений пункта 5 статьи 3 Федерального закона от 06.11.2017 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пункта 1.2 Правил дорожного движения РФ, утвержденных постановлением Совета Министров -Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, пункта 3.14 национального стандарта РФ ГОСТ Р 52765-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства Классификация», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 № 269-ст.

Вместе с тем, согласно муниципальному контракту № 13/1 от 05.06.2017 цена подрядных работ составила 20 910 000 руб. (пункт 2.1). Из них предполагалось к оплате 19 864 500 руб. за счет средств областного бюджета, 1 045 500 руб. – за счет средств местного бюджета.

В соответствии с локальным сметным расчетом на ремонт тротуара по ул.Парковая (от ул.30 лет Победы до ул.П.Ильичева) общая сумма оплаты ремонтных работ составила 3 562 253 руб. 60 коп., доля софинансирования работ по объекту ремонта по ул.Парковая (от ул. 30 лет Победы по ул.П.Ильичева) за счет местного бюджета – 17 811 руб. 68 коп., что также отражено в акте проверки от 29.12.2018 б/н.

Из материалов дела усматривается, в ходе осуществления ремонтных работ сторонами контракта были увеличены объемы подрядных работ, в том числе по ремонту участка по ул. Парковая (от ул. 30 лет Победы по ул.П.Ильичева). В связи с чем заключены дополнительные соглашения к муниципальному контракту б/н от 29.06.2017, от 25.07.2017, а также утвержден дополнительный локальный сметный расчет №7 на ремонт участка по ул.Парковая (от ул. 30 лет Победы до ул.П.Ильичева, в том числе на устройство покрытия из тротуарной плитки на возвышении площадки, на которой установлена скульптурная группа) на сумму 534 632 руб. 04 коп.

Ремонтные работы, предусмотренные дополнительным и соглашениями, на сумму 1 384 200 руб. 18 коп., в том числе на устройство покрытия из тротуарной плитки на возвышении площадки – 534 632 руб. 04 коп., были полностью оплачены на счет средств местного бюджета, что следует также из представленных в материалы дела платежных поручений.

Указанные обстоятельства следуют из материалов дела и Главным управление финансового контроля Омской области не были опровергнуты.

Вместе с тем вывод Управления о нецелевом использовании бюджетных средств, выделенных на ремонт автомобильных дорог общего пользования, в сумме 267,91 тыс.руб., основан на сведениях исполнительной схемы асфальтобетонного покрытия (ремонт тротуарной плитки по ул.Парковая от ул. 30 лет Победы до ул.П.Ильичева, ул. 30 лет Победы по ул.Трудовая до ул.Парковая), которая не является документом, на основании которого может быть определен источник финансирования оплаченных работ, а определяет соответствие объемов выполненных работ проектно-сметной документации.

Таким образом, выводы заинтересованного лица о направлении средств субсидий на ремонт площадки мемориала опровергается материалами дела, что свидетельствует о незаконности представления Управления от 28.02.2019 № 290.

 В оспариваемом представлении Управлении от 28.02.2019 № 290 сделан вывод о нецелевом использовании бюджетных средств Администрацией Нижнеомского муниципального района Омской области в размере 1116,06 кв.м., выделенных на ремонт автомобильной дороги общего пользования по ул.П.Ильичева, так как средсва направлены на ремонт объекта, расположенного на земельном участке, внутренней асфальтированной площадки спортивного комплекса, которая не подпадает под определение автостоянки, содержащимся СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89», утв. Приказом Минрегиона России от 28.12.2010 № 820 (Приложение Б), поскольку не имеет свободного доступа транспортных средств неограниченного круга лиц, расположена на части земельного участка, предоставленном для размещения объекта физкультуры и спорта, являющегося составной частью автомобильной дороги общего пользования по ул.П.Ильичева, имеющим кадастровый номер 55:16:020130:105.

Как было указано выше и следует из материалов дела, в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 23.03.2017 № 67-п «О распределении субсидий местным бюджетам из областного бюджета, определённых в 2017 году Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области» Администрации Нижнеомского муниципального района Омской области предоставлена субсидия в сумме 49 998,995 тыс.руб. на осуществление капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог общего пользования в с.Нижняя Омка, в том числе на ремонт ул. П. Ильичева (возле спортивного комплекса).

В материалы дела представлены: свидетельство о государственной регистрации права муниципальной собственности за Нижнеомским муниципальным районном Омской области (55 АА 009444 от 16.08.2010) на земельный участок с кадастровым номером 55:16:020130:105 (на который ссылается контролирующий орган) площадью 37701 кв.м., местоположение: Омская область, Нижнеомский район, с.Нижняя Омка, ул.Петра Ильичева, установлено относительно ориентира культурно-спортивный комплекс, а также перечень автомобильных дорог общего пользования, относящихся к собственности Нижнеомского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области, утвержденного постановлением Главой Нижнеомского сельского поселения от 10.04.2008 № 22-П-1, в состав которого в том числе входит указанная автомобильная дорога.

Автомобильная дорога, согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», представляет собой объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся её технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Субсидии местным бюджетам из областного бюджета, предоставлены в соответствии с приложением 3 к постановлению Правительства Омской области от 23.03.2017 № 67-п «О распределении субсидий местным бюджетам из областного бюджета, определенных в 2017 году министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области». При этом в качестве цели указаны лишь улицы, на которых подлежал осуществлению ремонт. Данным актом (как и иным, его дополняющим) не были предусмотрены количественные и (или) качественные показатели, обязательные для достижения получателем субсидии.

Направление средств субсидии на ремонт внутренней асфальтированной площадки спортивного комплекса, по мнению суда, не является нецелевым использование бюджетных средств, поскольку спорная площадка является элементом обустройства автомобильной дороги по ул.П.Ильичева. При подачи заявки на получение субсидии, прохождении отбора и предоставлении субсидии данная площадка четко была обозначена (автомобильная дорога по ул.П.Ильичева (возле спортивного комплекса). В постановлении Правительства Омской области от 23.03.2017 № 67-п одним из объектов (мероприятия) указана именно ул.П.Ильичева (возле спортивного комплекса). Проектно сметная документация, в том числе на спорный объект была представлена в Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области на стадии распределения субсидии, при этом не соответствия заявленного объекта целям государственной программы не было выявлено. Вопреки мнению контролирующего органа спорная площадка используется равно для заезда автомобильного транспорта и как пешеходная зона (что следует из представленных в материалы дела фотографий).

Доводы Управления о том, что спорная площадка, являющаяся частью земельного участка с кадастровым номером 55:16:020130:105, не подпадает под понятие автостоянка, содержащееся в СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89», не принимаются судом во внимание, поскольку исходя из представленных в материалы дела фотографий, а также пояснений представителей заявителя, спорный участок дороги не противоречит понятию автостоянки, содержащимся в другом СП 113.13330.2012 «Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99», утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/9, которые трактуют данное понятие шире, чем то, на которое ссылается контролирующий орган.

Кроме того, проверяющим органом не были приняты во внимание пояснения представителей заявителя о том, что данная площадка ввиду того, что расположена в сельской местности, имеет многофункциональное назначение.

Ссылка проверяющего органа на то, что спорная площадка расположена на земельном участке с кадастровым номером 55:16:020130:105, имеющим вид разрешенного использования: для размещения объекта физкультуры и спорта, подлежит отклонению,посколькууказанноеобстоятельствонеявляетсяоснованием, гграничивающим в получении субсидии, в противном случае на стадии получения субсидии в её выдаче было бы отказано. Условием предоставления и получения субсидий местным бюджетам в сфере дорожного хозяйства, установленных подразделом 10.1 подпрограммыМодернизацияавтодорог,являетсяналичиесоответствующих муниципальных объектов в перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения в случае их реконструкции, капитального ремонта, ремонта, что в данном случае, как указывалось выше, было соблюдено.

Таким образом, изложенные в оспариваемом представлении от 28.02.2019 № 290 выводы Главного управления финансового контроля Омской области онецелевом использовании бюджетных средств, выделенных на ремонт автомобильной дороги общего пользования по ул.П.Ильичева, являются недоказанными.

В ходе проверки Управление пришло к выводу о том, что Администрацией совершено бюджетное правонарушение, за которое статьей 306.8 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

Как следует из акта проверки, в приложении к заявке Администрации в перечне автомобильных дорог общего пользования Нижнеомского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области проезд от ул.Трудовая до ул.Кооперативная указан с идентификационным номером 52-239-807 ОП МП-60.

Между тем, в представленных на проверку копии Перечня, а также копии, приложенной к заявке Администрации Нижнеомского муниципального района Омской области в Минстрой от 11.09.2017 № 01-22/1435 на участие в отборе предоставления субсидий в рамках государственной программы Омской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области» на ремонт автомобильной дороги по ул.3Космодемьянской в сНижняя Омка, проезд от ул.Трудовая до ул.Кооперативная с идентификационным номером 52-239-807 ОП МП-60 отсутствует.

В реестреавтомобильныхдорогобщегопользования, под идентификационным номером 52-239-807 ОП МП-60 указана автомобильная дорога с. Нижняя Омка, ул.Ленина от жд №57 до жд№105».

На основании изложенного, проверяющим органом был сделан вывод о том, что Администрацией Нижнеомского муниципального района Омской области при подаче заявки в Минстрой от 17.08.2017 № 01-22/1285 для участия в отборе предоставления субсидии на ремонт автомобильной дороги по проезду ул.Трудовая до ул.Кооперативная неправомерно был изменен утвержденный в 2008 году Перечень. По результатам отбора (протокол от 25.08.17 заседания Комиссии Минстроя по подведению итогов отбора муниципальных образований Омской области для предоставления местным бюджетам субсидий из областного бюджета) Администрация Нижнеомского муниципального района Омской области была признана прошедшей отбор, были выделены средства областного бюджета 500 000 руб.

Таким образом, в результате представления недостоверных данных Администрацией Нижнеомского муниципального района Омской области, получившей в 2017 году межбюджетный трансфер в сумме 500000 руб., допущено нарушение условий предоставления (расходования) межбюджетных трансферов.

Согласно пункту 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации,иныхнормативныхправовыхактов,регулирующихбюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

В главе 30 Бюджетного кодекса РФ определены виды бюджетных нарушений, в числекоторыхнарушениефинансовыморганом(главнымраспорядителем (распорядителем) и получателемсредствбюджета,которомупредоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств (статья 306.8 БК РФ).

Вместе с тем в рассматриваемом случае , в целях выяснения факта совершения получателем субсидии бюджетного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 306.8 БК РФ, подлежит исследованию вопрос о том, находится ли автомобильная дорога «Проезд от ул.Трудовая до ул.Кооперативная» фактически в собственности муниципального образования. Данные обстоятельства при заключении вывода о совершении бюджетного правонарушения Администрацией Нижнеомского муниципального района Омской области как видно из акта проверки не устанавливались. Выводы проверяющего органа основаны исключительно на сравнении имеющихся в наличии Перечней автомобильных дорог муниципального образования.

Кроме того, как усматривается из материалов дела, автомобильная дорога «Проезд от ул.Трудовая до ул.Кооперативная» на момент проведения отбора входила в состав автомобильных дорог, находящихся в собственности муниципального образования Нижнеомского сельского поселения. В связи с чем, в Минстрой была подана заявка с актуальной информацией о наличии в собственности Нижнеомского муниципального образования автомобильной дороги «Проезд от ул.Трудовая до ул.Кооперативная». Наличие указанной автомобильной дороги в собственности муниципального образования подтверждается в том числе выпиской из Единого банка данных объектов собственности и муниципальной программой «Развитие экономического потенциала Нижнеомского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области (2014-2020)». Обстоятельства, установленные в ходе проверки, были связаны с технической ошибкой, обусловленной в том числе ликвидацией Администрации Нижнеомского муниципального сельского поселения и передачей полномочий в Администрацию Нижнеомского муниципального района Омской области.

Несостоятельность вывода проверяющего органа о неправомерном изменении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения со стороны Администрации Нижнеомского муниципального района Омской области подтверждается также положениями Закона № 257-ФЗ, Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава Нижнеомского муниципального района, в соответствии с которымиименно Администрация Нижнеомского муниципального района Омской области наделена полномочиями утверждению перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, равно как и по внесению изменений в такой перечень. Вносить изменения в перечень автомобильных дорог Администрация вправе неограниченное количество раз.

Кроме того, как следует из заявления, в результате проведения конкурентных способов закупки по средствам областного бюджета Администрацией Нижнеомского муниципального района Омской области произведена экономия бюджетных средств в сумме 510000 руб., которая была возвращена в областной бюджет (уведомление об изменении показателей бюджетной росписи на 2017 год и на плановый период 2018-2019 годов от 16.08.2017 № 0154-014). В этой связи Минстроем инициирован был отбор предоставления субсидий на ремонт автомобильной дороги (проезд от ул.Трудовая до ул.Кооперативная) в с.Нижняя Омка. Администрацией предоставлены все необходимые документы для получения субсидии. Со стороны исполнителя мероприятия претензий к заявке не поступило. Средства в сумме 500000 руб. доведены до Администрации Нижнеомского муниципального района Омской области уведомлением об изменении показателей бюджетной росписи на 2017 год и на плановый период 2018-2019 годов от 19.09.2017 № 0170-014.

Учитывая, что в рассматриваемом случае автомобильная дорога «Проездот ул.Трудовая до ул.Кооперативная» находилась и находится в собственности Администрации Нижнеомского муниципального района Омской области, предоставление и расходование субсидии в том числе на ремонт автомобильной дороги «Проезд от ул.Трудовая до ул.Кооперативная» согласуется с задачами Государственной программы, а выявленная Управлением недостоверность сведений ничем иным как технической ошибкой не является, и не повлекла (не могла) повлечь негативных последствий ни для одной из сторон.

Как следует из акта проверки и установлено проверяющим органом, при ремонте автомобильных дорог при исполнении контракта № 13/1 замощены тротуарной плиткой проезжие части улиц Кооперативная и 30 лет Победы в с.Нижняя Омка, что в силу разъяснений Федеральногогосударственногобюджетного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский государственный автомобильно – дорожный университет» от 21.12.2018 № 18-4399 является недопустимым.

С учетом изложенного Управление считает, что замощенные тротуарной плиткой отремонтированные проезжие части участков ул.Кооперативная и ул.30 лет Победы в с.Нижняя Омка не могут без несоразмерного ущерба использоваться в качестве автомобильных дорог общего пользования, что свидетельствует о неэффективном использовании средств субсидии в общей сумме 2387,9 тыс.руб.

Вместе с тем с в Государственной программе Омской области, утвержденной постановлением Правительства Омской области от 16.10.2013 № 262-п, в постановлении Правительства Омской области от 23.03.2017 №
67-п, не содержится обязательных требований для получателей субсидий об осуществлении ремонтныхработисключительно с применениемустановленныхматериалов (асфальтобетонной смеси).

 При этом условием получения и расходования субсидий являются наличие в собственности объектов, в отношении которых подлежат выполнению в том числе ремонтные работы. В локальных сметах, предоставленных в Минстрой на стадии проведения отбора на предоставление субсидий, было предусмотрено устройство тротуарной плитки. Исполнительная документация прошла проверку в Сибирском центре ценообразования в строительстве, промышленности и энергетике и имеют об этом соответствующую отметку, что не оспаривается заинтересованным лицом.

В соответствии с положениями Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (пункт 5 части 1 статьи 14) органы местного самоуправления самостоятельны при осуществлении полномочий в областииспользованияавтомобильныхдорог.Использование автомобильных дорог в с.Нижняя Омка, ремонт на которых выполнен с применением тротуарной плитки, также осуществляется с учетом их особенностей. Администрацией Нижнеомского муниципального района Омской области в рамках своих полномочий приняты необходимые для этого меры (установлены ограждения, предписывающие знаки).

Как отмечено в акте проверки, подпрограмма Модернизация автодорог предусматривает субсидии местного бюджета на ремонт автомобильных дорог местного значения в целях решения задачи улучшения состояния автомобильных дорог и повышения безопасности дорожного движения.

Заинтересованным лицом не опровергнут доводзаявителя о том, что осуществление ремонтных работ улиц Кооперативная и 30 лет Победы в с.Нижняя Омка улучшило состояние указанных автомобильных дорог и повысило безопасность движения по ним.

Согласно пункту 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.02.2009 № 17 «О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации»,
оцениваясоблюдениеучастникамибюджетногопроцессаэффективности (результативности) использования бюджетных средств, необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации постановленных перед ними задач и в пределах выделенных определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность конкретной расходной операции.

На основании изложенного, ссылка проверяющего органа на вышеуказанные разъяснения ФГБОУВО «Сибирский государственный автомобильно – дорожный университет» от 21.12.2018 № 18-4399, без учета вышеизложенных обстоятельств, сама по себе не свидетельствует о нарушении Администрацией требований статьи 34 БК РФ.

 При таких обстоятельствах выводы Управления о неэффективном использовании заявителем бюджетных средств общей сумме 2387,9 тыс.руб., правомерно признаны судом первой инстанции недоказанными.

Таким образом, удовлетворив заявленные Администрацией требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.

При вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Неправильного применения норм материального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку Управление на основании пункта 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от ее уплаты.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

            Решение Арбитражного суда Омской области от 03.06.2019 по делу № А46-4192/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме.

Председательствующий

О.Ю. Рыжиков

Судьи

Н.Е. Иванова

 А.Н. Лотов