ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 08АП-9255/19 от 15.08.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

22 августа 2019 года

                                                        Дело № А70-4094/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2019 года.

Постановление изготовлено в полном объеме августа 2019 года .

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Лотова А.Н.,

судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Бралиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9255/2019) Администрации г. Тюмени на решение Арбитражного суда Тюменской области от 30.05.2019 по делу № А70-4094/2019 (судья Сидорова О.В.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Гукасяна Лерника Левоновича (ИНН 860324301424, ОГРНИП 318861700001348) к Администрации г. Тюмени (ИНН 7201001092, ОГРН 1027200865284) об оспаривании постановления от 22.01.2019 № 18-пг; об обязании совершить действия,

при участии в судебном заседании представителей:

от Администрации г. Тюмени – Трофимова Н.С. по доверенности от 29.11.2018 сроком действия по 31.12.2019;

от индивидуального предпринимателя Гукасяна Лерника Левоновича – Мещерякова И.Г. по доверенности от 06.09.2018 сроком действия 1 год,

установил:

индивидуальный предприниматель Гукасян Лерник Левонович (далее – заявитель, предприниматель, ИП Гукасян Л.Л.) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с уточненным по правилам статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заявлением к Администрации города Тюмени (далее – заинтересованное лицо, администрация) об оспаривании постановления от 22.01.2019 № 18-пг об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 72:17:1313003:3281 площадью 1 000 кв. м, по адресу: г. Тюмень, ГП-4 (жилой район «Комарово») – «для размещения объектов бытового обслуживания населения»; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем предоставления ИП Гукасяну Л.Л. разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка «для размещения объектов бытового обслуживания населения».

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 30.05.2019 по делу № А70-4094/2019 заявление удовлетворено. Признано недействительным постановление от 22.01.2019 № 18-пг об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по адресу г. Тюмень, ГП-4 (жилой район «Комарово»), вынесенное администрацией. На заинтересованное лицо возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ИП Гукасяна Л.Л. о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в течение 15 рабочих дней с момента вступления решения в законную силу. С администрации в пользу предпринимателя взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Н соглашаясь с принятым по делу решением, администрация в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы ее податель указывает, что судом первой инстанции ошибочно сочтено, что автомобильная мойка, станция технического обслуживания, шиномонтажная мастерская, возведенные заявителем, относятся к мастерским мелкого ремонта и относятся к объектам капитального строительства, предназначенным для оказания населению бытовых услуг. Обращает внимание на то, что согласно выписке из ЕГРН от 22.10.2018 № КУВИ-001/2018-11463034 разрешенное использование спорного земельного участка предполагает размещение объектов бытового обслуживания населения, для которых не требуется установление санитарно-защитных зон. По мнению администрации, размещение объектов придорожного сервиса возможно лишь на земельном участке с видом разрешенного использования «Объекты придорожного сервиса». Кроме того, возведенный на спорном земельном участке объект является самовольной постройкой. В соответствии с Генеральным планом городского округа город Тюмень на территории спорного земельного участка предполагается сохранение индивидуальной жилой застройки с размещением объектов, не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду.

В письменном отзыве на жалобу ИП Гукасян Л.Л. просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

К письменному отзыву приложены дополнительные документы, а именно – протоколы лабораторных испытаний от 02.08.2019 № 30240, от 26.07.2019 № 30077, экспертные заключения от 02.08.2019 № 30240, от 26.07.2019 № 30077.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации поддержал доводы жалобы.

Представитель предпринимателя высказался в соответствии с письменным отзывом на апелляционную жалобу.

Возможность предоставления в суд апелляционной инстанции дополнительных доказательств ограничена нормами статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными (часть 2 статьи 268 АПК РФ).

В настоящем случае представленные предпринимателем документы получены после принятия по делу обжалуемого решения, тогда как процессуальным законодательством процессу сбора и представления доказательств по делу отведена иная стадия движения дела. В рамках апелляционного производства по делу возобновление судебного доказывания, по общему правилу, не производится. Приложенные к отзыву на жалобу документы подлежат возврату с настоящим постановлением.

Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

Из материалов дела следует, что ИП Гукасян Л.Л. является собственником земельного участка с кадастровым номером 72:17:1313003:3281 площадью 1 000 кв. м, расположенного в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами Ж-3 по адресу: город Тюмень, ГП-4 (жилой район «Комарово»). Вид разрешенного использования земельного участка – «для размещения объектов бытового обслуживания населения, для которых не требуется установление санитарно-защитных зон».

11.04.2017 предпринимателю выдано разрешение № 72-304-222-2017 на строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке.

На земельном участке с кадастровым номером 72:17:1313003:3281 предпринимателем возведено двухэтажное нежилое здание, в котором находятся автомобильная мойка, станция технического обслуживания, а также шиномонтажная мастерская.

18.10.2018 ИП Гукасян Л.Л. обратился в администрацию с заявлением о предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка «для размещения объектов бытового обслуживания населения».

22.01.2019 главой города Тюмени вынесено постановление № 18-пг об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по адресу: г. Тюмень, ГП-4 (жилой район «Комарово»).

Считая постановление не соответствующим закону, предприниматель обратился в суд с настоящим заявлением.

Требования заявителя удовлетворены судом первой инстанции, с чем заинтересованное лицо не согласилось, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.

Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением и подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Частью 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 2 статьи 37 ГрК РФ). Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент (часть 2.1 указанной статьи Кодекса).

Частью 6 статьи 37 ГрК РФ предусмотрено, что предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.

Частью 1 статьи 39 ГрК РФ физическому или юридическому лицу, заинтересованному в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, предоставлено право направления заявления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.

Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений настоящей статьи (часть 2 статьи 39 ГрК РФ)

В случае если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, общественные обсуждения или публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия (часть 3 статьи 39 ГрК РФ).

В силу части 8 статьи 39 ГрК РФ на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.

Глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения на основании указанных рекомендаций (часть 9 поименованной статьи Кодекса).

Из материалов настоящего дела следует, что комиссией по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Тюмени во исполнение вышеуказанных норм на основании приказа Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени от 21.12.2018 № 9-оо «О проведении общественных обсуждений по проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и условно разрешенный вид использования земельных участков» организованы публичные слушания с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Согласно протоколу общественных обсуждений от 11.12.2018 предложения и замечания по Проектам решений (в том числе по заявлению ИП Гукасяна Л.Л.) от участников не поступили. 21.12.2018 составлено заключение о результатах общественных обсуждений № 142.

Рассмотрев впоследствии протокол общественных обсуждений, уполномоченная комиссия рекомендовала отказать в предоставлении предпринимателю разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка «для размещения объектов бытового обслуживания населения» в связи с несоответствием запрашиваемого вида условно разрешенного использования земельного участка, размещения объекта капитального строительства требованиям нормативно-правовых актов, а именно – проекту планировки территории 11-го планировочного района «Комаровский», утвержденному постановлением Администрации города Тюмени от 13.01.2014 № 13. Указанные рекомендации положены в основу оспариваемого постановления от 22.01.2019 №18-пг, которым заявителю отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по адресу: г. Тюмень, ГП-4 (жилой район «Комарово»).

В соответствии с положениями статьи 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки – это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации –городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Правила землепользования и застройки включают в себя градостроительные регламенты (пункт 3 части 2 статьи 30 ГрК РФ).

Правила землепользования и застройки города Тюмени утверждены решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 № 154 (далее – Правила землепользования и застройки). Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования муниципального образования городской округ город Тюмень и устанавливают территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения и внесения изменений в настоящие Правила.

Разделом III Правил землепользования и застройки установлены регламенты в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующих территориальных зон, установленных картой градостроительного зонирования города Тюмени.

Земельный участок, принадлежащий предпринимателю, расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-3).

Градостроительные регламенты зоны застройки индивидуальными жилыми домами Ж-3 регламентированы статьей 19 Правил землепользования и застройки.

На основании части 1 статьи 19 Правил землепользования и застройки зона застройки индивидуальными жилыми домами Ж-3 выделена для формирования жилых районов с низкой плотностью застройки и включает участки территории города Тюмени, предназначенные в соответствии с Генеральным планом для размещения индивидуальных жилых домов, а также объектов с минимально разрешенным набором услуг местного значения, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду.

Подпунктом 10 части 4 статьи 19 Правил землепользования и застройки в качестве одного из условно разрешенных видов использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне застройки индивидуальными жилыми домами определен вид использования «для размещения объектов бытового обслуживания населения».

Следовательно, условно разрешенный вид использования земельных участков «для размещения объектов бытового обслуживания населения» в зоне застройки индивидуальными жилыми домами Ж-3 предусмотрен Правилами землепользования и застройки.

Частью 1 статьи 41 ГрК РФ определено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Согласно подпункту 1 пункта 4 статьи 41 ГрК РФ проект планировки территории является одним из видов документации по планировке территории.

Подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (часть 1 статьи 42 ГрК РФ).

Согласно части 3 статьи 42 ГрК РФ основная часть проекта планировки территории включает в себя, в том числе, положение о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории (в пределах, установленных градостроительным регламентом), о характеристиках объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры и необходимых для развития территории в границах элемента планировочной структуры.

Постановлением Администрации города Тюмени от 13.01.2014 № 13 утвержден проект планировки территории 11-го планировочного района «Комаровский». В составе проекта планировки утвержден проект межевания микрорайона 11:01:07, в границах которого расположен земельный участок с кадастровым номером 72:17:1313003:3281.

Раздел 3 «Положения о характеристиках планируемого развития территории» приложения 2 указанного выше проекта планировки содержит характеристики развития системы социального обеспечения микрорайона 11:01:07 и предусматривает размещение предприятий бытового обслуживания.

Учитывая то обстоятельство, что основанием вынесения оспариваемого постановления послужило несоответствие запрашиваемого предпринимателем вида условно разрешенного использования земельного участка требованиям проекта планировки территории 11-го планировочного района «Комаровский», тогда как раздел 3 приложения 2 проекта планировки содержит характеристики развития системы социального обеспечения микрорайона 11:01:07 и предусматривает размещение предприятий бытового обслуживания, суд апелляционной инстанции признает обоснованными выводы суда первой инстанции по настоящему делу. Правовое обоснование оспариваемого постановления не соответствует положениям нормативного правового регулирования и фактическим обстоятельствам.

При этом судом апелляционной инстанции не принимаются во внимание доводы апелляционной жалобы администрации относительно характеристик объекта, возведенного ИП Гукасяном Л.Л., признакам предприятий бытового обслуживания. В раках настоящего дела предпринимателем предъявлены требования об оспаривании постановления от 22.01.2019 № 18-пг, содержащего в качестве основания отказа несоответствие запрошенного вида использования земельного участка проекту планировки территории. На наличие каких-либо иных препятствий (нарушений) администрация в оспариваемом постановлении не указывает, в связи с чем в предмет исследования по настоящему делу входят исключительно обстоятельства соответствия вида использования земельного участка проекту планировки. Таким образом, доводы апелляционной жалобы приведены относительно вопросов, не входящих в предмет исследования по делу.

Удовлетворив заявление предпринимателя, суд первой инстанции принял по делу законное и обоснованное решение. При этом судом первой инстанции соблюдены требования статьи 201 АПК РФ и избрана правовосстановительная мера.

Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Принятое по делу решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба удовлетворения не подлежит.

Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не распределяются в связи с освобождением администрации от обязанности по уплате таковой.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

апелляционную жалобу Администрации г. Тюмени оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 30.05.2019 по делу № А70-4094/2019 – без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме.

Выдача исполнительных листов осуществляется судом первой инстанции после поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.

При условии предоставления копии настоящего постановления, заверенной
в установленном порядке, в суд первой инстанции взыскатель вправе подать заявление о выдаче исполнительного листа до поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.

Председательствующий

А.Н. Лотов

Судьи

Н.Е. Иванова

 О.Ю. Рыжиков