ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 08АП-9278/19 от 14.08.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

21 августа 2019 года

                                                        Дело №   А70-3872/2019

Резолютивная часть постановления объявлена  14 августа 2019 года

Постановление изготовлено в полном объеме  августа 2019 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Краецкой Е.Б.,

судей Веревкина А.В., Сидоренко О.А.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-9278/2019 ) общества с ограниченной ответственностью «Тюменское экологическое объединение» на решение Арбитражного суда Тюменской области
от 29.05.2019 по делу № А70-3872/2019 (судья Маркова Н.Л.), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью «Тюменское экологическое объединение» (ИНН 7204205739, ОГРН 1147232024455) к обществу с ограниченной ответственностью «Сервис-Град» (ИНН 7206035560, ОГРН 1077206001245)
об урегулировании разногласий,

при участии в судебном заседании представителей: 

от общества с ограниченной ответственностью «Тюменское экологическое объединение» - Щегельская Елена Николаевна (по доверенности № 41/2019 от 26.02.2019 сроком действия по 31.12.2019);

от общества с ограниченной ответственностью «Сервис-Град» - Иванов Алексей Олегович (по доверенности № 26 от 01.12.2018 сроком действия два года),

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Тюменское экологическое объединение» (далее – ООО «ТЭО», истец) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Сервис-Град» (далее – ООО «Сервис-Град», ответчик) о внесении изменений в договор об оказании услуг по захоронению отходов от 30.06.2016 № 1/01/2015ТБ (далее – договор).

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) истец отказался от части требований по пунктам 1.3, 2.1.3, 3.1, 3.2, 3.3, в оставшейся части просил изложить пункты 1.4, 1.8, 1.9, 1.10, 1.11, 2.3.14, 3.6 и 4.6 договора в редакции ООО «ТЭО»:

пункт.1.4: «Не принимаются от Заказчика к захоронению следующие отходы (далее - Недопустимые для захоронения отходы):

 - твердые коммунальные отходы (ТКО);

 - отходы I-IV класса опасности, не предусмотренные Лицензией и/или запрещенные для размещения на Полигоне;

 - не обезвреженные или обезвреженные, но не подвергшиеся изменению товарного вида (измельчение, спекание, прессование и др.) медицинские отходы классов Б, В;

 - медицинские отходы классов Г, Д;

 - биологические отходы;

 - отходы, содержащие вещества, разрушающие озоновый слой;

 - радиоактивные отходы;

 - отходы, содержащие горючие и взрывоопасные компоненты;

 - строительные отходы, превышающие в своем размере 0,5 м. по любому из измерений (высота, длина, ширина);

 - древесная пыль (относится к взрывоопасным отходам) - отходы с влажностью более 85%;

- тлеющие или горящие отходы;

- шины, покрышки и камеры транспортных средств;

- отходы, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается (перечень отходов утвержден Распоряжением Правительства РФ от 25 июля 2017 г. № 1589-р);

пункт 1.8: «Въезд транспорта Заказчика на Полигон осуществляется по электронному ключу электронной системы идентификации транспортного средства (далее - электронный ключ), выдаваемому Исполнителем на каждое конкретное транспортное средство Заказчика.

Применение Заказчиком ключа для идентификации иного транспортного средства не допускается. При смене государственного регистрационного знака транспортного средства Заказчик обязан получить новый ключ.

Обеспечение сохранности, контроля за использованием электронного ключа, соответствия электронного ключа транспортному средству осуществляет Заказчик. Все неблагоприятные последствия неправомерного использования переданного Заказчику электронного ключа (третьими лицами или работниками Заказчика) несет Заказчик.

В случае изменения системы учета, контроля и проезда транспортных средств на территорию Полигона (далее - система контроля транспортных средств) Исполнитель уведомляет об этом Заказчика путем направления соответствующего уведомления, содержащего новый порядок системы контроля транспортных средств на территорию Полигона. Стороны установили, что новая системы контроля транспортных средств применяется Сторонами с установленной Исполнителем даты, заключения дополнительного соглашения к настоящему Договору не требуется»;

пункт 1.9: «Учет отходов (количество принятых отходов) осуществляется исходя из массы Отходов, определенной с использованием средств измерения - весов.

По факту приема отходов (оказанных услуг), Исполнитель выдает Заказчику документ с указанием, даты, времени и количества (массы) принятых Отходов.

При отсутствии/неисправности средств измерения (весов) учет количества принятых Отходов осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 1.10 настоящего договора»;

пункт 1.10: «При отсутствии/неисправности средства измерения, учет массы Отходов осуществляется исходя из объема доставленных Отходов, определяемого по установленной вместимости кузова транспортного средства с учетом его фактической загрузки. При оборудовании транспортного средства установкой для сжатия отходов объем доставленных отходов определяется с учетом коэффициента максимально допустимого сжатия отходов в соответствии с технической документацией на транспортное средство. В случае частичного наполнения кузова транспортного средства сведения о принятом объеме отходов фиксируются в документе, подписываемом при приеме отходов на полигон представителями сторон, осуществляющими прием-передачу отходов (диспетчер полигона, иные сотрудники полигона со стороны Заказчика и водитель мусоровоза (транспортного средства), экспедитор и иные сотрудники со стороны Заказчика), один экземпляр которого выдается Исполнителю, а другой остается у Заказчика»;

пункт 1.11: «В состав услуги, оказываемой по настоящему договору, входит контроль доставленных Отходов определение массы/объема, проведение визуального контроля»;

 пункт 2.3.14 - исключить;

пункт 3.6: «Исполнитель направляет счета на оплату в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня подачи заявки на захоронение отходов, содержащую предполагаемый для захоронения объем отходов.

Заказчик оплачивает исполнителю в качестве аванса 100 (Сто) процентов стоимости услуги исполнителя по захоронению предполагаемой массы (объема) отходов согласно заявок Заказчика (по форме Исполнителя).

По итогам месяца Исполнитель составляет акт оказанных услуг с указанием массы (объема) отходов, фактически доставленных Заказчиком (по форме Исполнителя)»;

пункт 4.6: «При доставке на Полигон твердых коммунальных отходов (в том числе Отходов и твердых коммунальных отходов в смешанном состоянии), Заказчик оплачивает Исполнителю расходы, связанные с оказанием услуг по обращению с ТКО. Размер расходов определяется как произведение количества (массы) доставленных твердых коммунальных отходов (Отходов и ТКО, находящихся в смешанном состоянии) и предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Тюменской области».

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 29.05.2019 по делу
№ А70-3872/2019 принят отказ истца от исковых требований в части урегулирования разногласий по пунктам 1.3, 2.1.3, 3.1, 3.2, 3.3 договора, заключенного между
ООО «ТЭО» и ООО «Сервис-Град», производство в данной части прекращено. Исковые требования в оставшейся части оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований с учетом уточненных требований.

В обоснование жалобы ее податель указал, что правовое регулирование в области обращения с отходами, не относящихся к ТКО, отсутствует, в связи с чем при разработке договора об оказании услуг по захоронению отходов за основу было принято законодательство в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на основании статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) (аналогия закона).

Ссылаясь на положения Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ), Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» истец указывает, что настоящие требования заявлены в связи с прошедшими изменениями в законодательстве, которые истец должен соблюдать и исполнять. При этом изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота.

 ООО «ТЭО» считает, что суд первой инстанции не оценены доводы в указанной части, не применены нормы материального и процессуального права, подлежащие применению, в то время как при разрешении спора суд должен руководствоваться надлежащей нормативно-правовой базой.

ООО «Сервис-Град» отзыва на апелляционную жалобу не предоставил.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

Представитель ответчика с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Изучив материалы дела, рассмотрев апелляционную жалобу, заслушав представителей истца и ответчика, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке статей 266, 268 АПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 30.06.2016 между истцом (исполнитель) и ответчиком (заказчик), руководствуясь постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2016 по делу
№ А70-14254/2015, заключен договор (с учетом дополнительного соглашения от 15.03.2017 № 2), по условиям которого исполнитель принял на себя обязательство на полигоне ТБО, расположенном по адресу: Тюменская область г. Тобольск район ЗКСМ площадка 1, принимать к захоронению допустимые для этого отходы, а заказчик обязался оплачивать услуги исполнителя на условиях (пункт 1.1).

Пункты договора 1.9, 1.10, 1.11, 2.3.14, 3.6 самостоятельно согласованы сторонами до разрешения спора по делу № А70-14254/2015.

В связи с изменением законодательства, истец обратился к ответчику с предложением о внесении изменений в договор (проект дополнительного соглашения № 5) в целях приведения договора в соответствии с изменившимися обстоятельствами.

В ходе досудебного урегулирования спора стороны условия не согласили, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции при разрешении спора, руководствуясь статьями 451 ГК РФ, положениями Закона № 89-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами» и постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» исходил из того, что изменения законодательства затрагивают деятельность исключительно в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тюменской области от 22.01.2019 по делу №А70-18211/2018 установлено, что истец является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в Тюменской области, тогда как из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что ответчик утратил право на оказание услуг по захоронению ТКО.

На основании установленных обстоятельств суд пришел к выводу, что деятельность по обращению с отходами, не относящимися к коммунальным, нормативно-правовое регулирование, на которые ссылается истец, не затрагивает и не видоизменяет. Доказательств невозможности оказывать услуги по договору в части захоронения отходов, не относящихся к ТКО, на условиях, установленных действующим договором, истцом не представлено. Соответственно, правовых оснований для внесения изменений в договор не имеется.

Повторно рассмотрев дело, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Поддерживая выводы суда первой инстанции, судебная коллегия принимает во внимание следующее.

В соответствии со статьей 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором.

Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях (пункт 4 статьи 451 ГК РФ).

В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно пункту 1 статьи 451 ГК РФ изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Из содержания указанной статьи следует, что лицо, требующее изменения действующего договора, должно доказать как наличие существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, так и совокупности перечисленных в подпунктах 1 - 4 пункта 2 статьи 451 ГК РФ условий.

Согласно пункту 1.1 договора, исполнитель принимает на себя обязательства принимать к захоронению допустимые для этого отходы.

Пунктом 1.7 договора установлено, что предмет настоящего договора включает отношения сторон по захоронению твердых коммунальных отходов (далее – ТКО), предусмотренных лицензией исполнителя. Предмет настоящего договора включает также отношения сторон по захоронению отходов, не относящихся к ТКО.

Соответственно, объектом договора являлись ТКО и отходы, не относящиеся к ТКО.

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 22.01.2019 по делу № А70-18211/2018 установлено, что истец является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в Тюменской области, тогда как ответчик утратил право на оказание услуг по захоронению ТКО.

Указанные обстоятельства не подлежат повторному доказыванию и опровержению в рамках настоящего дела в силу части 2 статьи 69 АПК РФ.

Факт выполнения сторонами условий договора в части захоронение отходов, не относящихся к ТКО, подтвержден представленными в материалами дела универсальные передаточные акты №401 от 28.02.2018, №412 от 31.03.2018, №451 от 30.04.2018, №445 от 31.05.2018, №356 от 31.07.2018, от 30.09.2018, №336 от 31.10.2018.

Таким образом, из фактических обстоятельств дела следует, что в настоящее время стороны по спорному договору осуществляют взаимную деятельность по захоронению отходов, не относящихся к ТКО.

Между тем, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, деятельность по захоронению отходов, не относящихся к ТКО, на законодательном уровне не регулируется. Невозможность дальнейшей перевозки отходов, не относящихся к ТКО, истцом также не доказана, соответствующих доводов и доказательств не приведено.

Согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с указанным Федеральным законом. Отходы производства и потребления, в свою очередь, делятся на твердые коммунальные отходы и отходы, не относящиеся к твердым коммунальным отходам (отходы от использования товаров, лом и отходы цветных и (или) черных металлов и т.д.).

Как указано в статье 1 Закона № 89-ФЗ, твердые коммунальные отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами – это индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов. Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами – это юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

Пунктом 10 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ установлено, что операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров.

Между тем, статья 24.6, глава V.1 Закона № 89-ФЗ, в которой содержится статья 24.6, регулирует деятельность в области обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО).

Аналогично, постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» и утвержденные им Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, постановление Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, в связи с чем не применимы к настоящему спору.

Аналогия закона (пункт 1 статьи 6 ГК РФ), как указывает податель жалобы, в настоящем случае не применима, поскольку отношения, регулируемые глава V.1 Закона № 89-ФЗ не являются сходными в силу законодательно установленного государственного регулирования, привлечения регионального оператора, повышенными требования к участникам правоотношений.

Соответственно вне зависимости от изменения нормативно-правового регламентирования деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами спорный договор предусматривает правоотношения сторон по приему и захоронению отходов, не относящихся к твердым коммунальным отходам.

Деятельность по обращению с отходами, не относящимися к коммунальным, нормативно-правовое регулирование, на которые ссылается истец, не затрагивает и не видоизменяет.

Оценив доводы истца, суд апелляционной инстанции считает, что таковые не могут быть расценены как существенное изменение обстоятельств.

Доказательств невозможности оказывать услуги по договору в части захоронения отходов, не относящихся к ТКО, на условиях, установленных действующим договором, истцом не представлено.

Иных оснований, влекущих обязанность ответчика согласовать изменение условий контракта, истцом не приведено.

С учетом изложенного, суд первой инстанции верно счел требования истца о внесении изменений в договор в связи с существенным изменением обстоятельств не подлежащими удовлетворению.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отклоняются по мотивам, указанным выше.

Принятое по делу решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой  арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Тюменской области от 29.05.2019 по делу № А70-3872/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме.

Председательствующий

Е.Б. Краецкая

Судьи

А.В. Веревкин

 О.А. Сидоренко