ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 09АП-11158/07 от 28.08.2007 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Город Москва

29.08.2007 года

Резолютивная часть постановления объявлена 28.08.07г.

Полный текст постановления изготовлен 29.08.07г.

Дело  № 09АП-11158/2007-АК  

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе

Председательствующего судьи     Седова С.П.

судей:  Порывкина П.А., Катунова В.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного  заседания Сергиной Т.Ю.

при участии:

от истца (заявителя):  Чекменев О.Г. по дов. от 22.05.2007г.,

от ответчика (заинтересованного лица): Ильин П.А. по дов. № 06/5 от 09.10.2006г.

Рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МИФНС России № 48 по г. Москве

на решение  от  18.06.2007г. по делу № А40-20934/07-117-138

Арбитражного суда г. Москвы, принятое судьей Матюшенковой Ю.Л.

по иску (заявлению) ООО «Торговый дом «Останкинские мясопродукты»

к  МИФНС России № 48 по г. Москве

о признании недействительным решения в части

У С Т А Н О В И Л:

ООО «Торговый дом «Останкинские мясопродукты» (далее – заявитель, налогоплательщик, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения МИФНС РФ № 48 по г. Москве (далее – инспекция, налоговый орган) от 29 марта 2007 г. № 13-14/101 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в час­ти: уплаты налога на прибыль и НДС в сумме 1.252.165 руб. по пунктам 2, 2.1, а), б). Пени 161.679 руб. по пункту 2., 2.1., в) и штрафа в размере 2 950 руб. по пункту 1., 1.1.

Решением суда от 18.06.2007г. заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым решением, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, и в удовлетворении заявленных требований отказать, указывая на то, что судом при принятии решения неправильно применены нормы материального права.

Как указано в жалобе, суд первой инстанции не учел, что в нарушение п. 1 ст. 252 НК РФ ООО «Торговый Дом «Останкинские мясопродукты» неправомерно уменьшило полученные доходы на расходы в сумме 2.845.835   руб., несвязанные с деятельностью, направленной на получение дохода. Расходы ООО «Торговый Дом «Останкинские Мясопродукты», связанные с затратами на рекламные мероприятия, по «Размещению товаров на торце гондолы» являются экономически необоснованными.

В отзыве на жалобу заявитель возражает против ее доводов и просит оставить решение без изменения.

В судебном заседании апелляционного суда представитель налогового органа поддержал доводы жалобы, а представитель общества возражал против ее удовлетворения и просил оставить решение без изменения.

Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ в обжалуемой части, поскольку стороны против этого не возражали.

Изучив представленные в деле доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.

Согласно договору от 13.05.2002 № 36, заключенному между ООО «Торговый Дом «Останкинские мясопродукты» - «По­ставщик» и ООО «Ашан» - «Покупатель», стороны могут проводить рекламные мероприятия по «Размещению товаров на торце гондолы»: размещение товаров Поставщика на торцах стеллажных полок».

ООО «Торговый Дом «Останкинские Мясопродукты» отнесло на расхо­ды, уменьшающие доходы, затраты на рекламные мероприятия, по «Размеще­нию товаров на торце гондолы» в размере 2.845.835 руб. (без НДС).

Затраты в сумме 2.845.835 руб. (без НДС) включены ООО «Торговый Дом «Останкинские мясопродукты» в состав расходов, уменьшающих налогообла­гаемую прибыль за 2003 год, и отражены по строке 190 листа 02 налоговой дек­ларации по налогу на прибыль.

Пунктом 1.3 договора от 13.05.2002 №36 предусмотрено, что право соб­ственности и риск случайной гибели или повреждения товаров переходит к По­купателю с момента приемки товаров Покупателем. Таким образом, товары, принятые ООО «Ашан» и, размещенные на торцах стеллажных полок, являются собственностью ООО «Ашан». ООО «Торговый дом «Останкинские мясопродук­ты» оплатило расходы на проведение рекламных мероприятий по размещению товаров принадлежащих ООО «Ашан».

По мнению налогового органа, в нарушение п. 1 ст. 252 НК РФ ООО «Торговый Дом «Останкинские мя­сопродукты» неправомерно уменьшило полученные доходы на расходы в сумме 2.845.835 руб., несвязанные с деятельностью, направленной на получение до­хода.

В нарушение п. 1 ст. 247 и ст. 274 НК РФ налоговая база по налогу на прибыль за 2003 год занижена на указанную сумму.

В связи с этим  инспекция в соответствии с п. 1 статьи 286 НК РФ делает вывод о том, что неуплата (неполная уплата) нало­га на прибыль за 2003 год составила 683.000 руб. (2.845.835 х 24%).

Данные расходы, по мнению инспекции, не являются экономически обос­нованными.

В соответствии со ст. 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предприниматель­скую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки произ­водимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпри­нимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семей­ным, домашним и иным подобным использованием.

Кроме того, в соответствии с положениями ст. 494 Гражданского кодекса Российской Федерации выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация образцов или предоставление сведений о прода­ваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признается публичной офертой в рамках договора розничной купли-продажи.

Следовательно, гражданским законодательством выставление на при­лавках и в витринах товаров, демонстрация образцов или предоставление све­дений о продаваемых товарах в месте их продажи признается публичной офер­той в рамках договора розничной купли-продажи. Плата поставщика-продавца покупателю товаров за их размещение на полках магазинов в оговоренном мес­те не связана с возникновением у покупателя обязанности передать поставщику имущество (имущественные права), выполнить работы или оказать услуги в рамках договора поставки. Соответственно, затраты поставщика-продавца по оплате действий покупателя - организации розничной торговли, производимых последним в рамках договора розничной купли-продажи, не могут рас­сматриваться как экономически обоснованные расходы для целей налогообло­жения прибыли.

Данные расходы, по мнению инспекции, не являются документально под­твержденными.

Согласно товарно-транспортным накладным Заявителем поставлялись партии продукции в адрес ООО «Ашан».

Размещение товаров поставщика на торце гондолы (стеллажных полок) оформлялось актом сдачи-приемки оказанных услуг. Данный документ не отра­жает фактическое исполнение оказанных услуг, то есть не ясно, была выкладка всей партии товара или только ее части, часть партии могла быть не выложена, например, в связи с отсутствием спроса.

Правовая позиция заявителя по данным обстоятельствам сводится к следующему.

13.05.2002 года между ООО «Торговый дом «Останкинские мясопродукты» и ООО «АШАН» (торговая марка сети гипермаркетов «Ашан»AUSHAN»)) был заключен бессрочный Договор, предметом которого являлась поставка товаров - мясопродуктов производимых под товарным знаком «Ос­танкино» ОАО «Останкинский мясоперерабатывающий комбинат» в сеть гипер-маркетов розничной торговли системы «Ашан». Неотъемлемой частью настоя­щего договора являлось Приложение № 5: «реклама и продвижение товаров», в соответствии с которым для взаимовыгодного продвижения товаров на рынке потребительских товаров стороны договорились проводить различные реклам­ные мероприятия, и в частности «Размещение товаров на торце гондолы»: раз­мещение товаров поставщика на торцах стеллажных полок. Проведение данного рекламного мероприятия было также установлено Годовым соглашением 2003 от 01.01.2003 года к указанному договору, которым были установлены системы ски­док и услуги по проведению промо - акций (п. 2 Соглашения).

Промо - акция - от англ. Promotion - развитие, продвижение, содейст­вие. Является непрямым видом рекламы. Целью промо - акции является: продвинуть продукт на рынке; стимулировать потребителя на совершение пробной покупки; повысить лояльность покупателя к продукту или торговой марке; сформировать положительный имидж продукции или торговой мар­ки; повысить объем продаж и подобное.

Согласно данному соглашению услуга по проведению промо-акций называ­лась «Торец гондолы» и заключалась в проведении непосредственно в точках продаж комплекса мероприятий рекламного характера, включающих в себя раз­мещение товаров особым образом и в особом месте, таким образом, чтобы при­влечь к нему большее внимание и также услуги, профессиональных промоутеров (представителей организации розничной торговли) с целью привлечения интереса к торговой марке «Останкино», под которой производится реализация ООО «Тор­говый дом «Останкинские мясопродукты» мясной продукции, производимой ОАО «Останкинский мясоперерабатывающий комбинат».

Документальным подтверждением проведения промо-акций являются:

1.Договор № 36 от 13.05.2002 г. с Приложениями;

2.Копии товарно-транспортных накладных на отгрузку согласованного ассортимента товаров;

3.Акты оказанных услуг;

4.Счета-фактуры на оказанные услуги;

5.Платежные документы на оплату оказанных услуг;

6.Графики потребительского спроса в дни проведения промо-акций

При отнесении понесенных расходов на уменьшение налогооблагаемой прибыли, а также учета уплаченного НДС в качестве налогового вычета, заяви­тель руководствовался следующими нормами.

При определении налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик - российская организация уменьшает полученные доходы на сумму произведен­ных расходов в порядке, предусмотренном гл. 25 НК РФ.

При этом ст. 252 НК РФ предусмотрены критерии, в соответствии с которы­ми осуществленные затраты (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Ко­декса) признаются расходами для целей налогообложения и учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Так, расходами признаются обоснованные и документально подтвержден­ные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществ­ленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные за­траты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при усло­вии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В налоговом учете затраты на рекламу являются прочими расходами (пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ) и принимаются в следующем порядке (п. 4 ст. 264 НК РФ):

- Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вру­чаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также на прочие виды рекламы, осуществленные им в течение налогового (отчетного) периода, для целей налогообложения признают­ся в размере, не превышающем 1 процента выручки, определяемой в соответст­вии со статьей 249 настоящего Кодекса.

Виды (формы) рекламы определяются Федеральным законом от 18.07.95 г. № 108-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе). Согласно ст. 2 Закона о рек­ламе (в редакции действующей в 2003 году), реклама - распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юри­дическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

В рассматриваемом споре у ООО «Торговый дом «Останкинские мясопродукты» в целях достижения основной задачи своей предпринимательской деятельности - получения наибольшей прибыли от оптовой торговли путем максимального уве­личения объемов продаж реализуемой продукции торговой марки «Останкино» использовало одну из форм привлечения неограниченного круга потенциальных покупателей к данному виду товара - услуги по проведению промо-акций.

Организация розничной торговли (сеть гипермаркетов «Ашан») размещая приобретенные и принадлежащие ей на праве собственности продовольствен­ные товары в конкретной торговой точке (прилавке, стеллаже, гондоле и др.) формировала интерес покупателя не к возможности приобретения этих товаров в конкретном месте, а именно к данному виду товара (товару с определенным товарным знаком), в данном случае к торговой марке «Останкино». Единствен­ным и эксклюзивным поставщиком продукции под товарной маркой «Останкино» в систему гипермаркетов «АШАН» являлось ООО «Торговый дом «Останкинские мясопродукты», что подтверждается Письмом ОАО «ОМПК» от 16.04.2007г. №107-А и Письмом ООО «АШАН» от 17.04.2007г.

Таким образом, рекламировался товар, реализацией которого занимался исключительно заявитель, что правомерно позволяло ему относить расходы на проведение данных мероприятий в уменьшение налогооблагаемой прибыли, а также учета вычетов НДС.

Заявитель указал, что розничный продавец вправе предлагать оптовому поставщику дополнительную услугу - размещение товара различными способа­ми или в том или ином месте и взять за это соответствующую плату. Такая пла­та не является компенсацией расходов, произведенных покупателем - организа­цией розничной купли-продажи. При таких условиях имеют место особые, преимущественные ус­ловия дальнейшей реализации товаров, которые дают возможность более на­глядно и быстро произвести публичную оферту, т.е. определенные преимуще­ства для реализуемого товара.

Заявитель считает, что разумна и оправдана экономическая цель оптового продавца по увеличению оборота товара через розничную торговлю определен­ной торговой марки, на реализации которой он исключительно специализирует­ся, через приобретение специальных услуг рекламного характера.

С сумм фактических затрат на проведение промо-акций в сумме 3.145.000 как рекламных мероприятий заявителем был начислен и уплачен в бюджет на­лог на рекламу в сумме 170.750 руб., подтверждением чего служат:

-          Декларации по налогу на рекламу за 2003 год ;

-          Платежные документы по уплате налога на рекламу в бюджет.

Заявителем не был нарушен п. 2 ст. 171 НК РФ, регулирующий предъявление к вычету сумм НДС в размере 569.165 руб. уплаченного в составе затрат на проведение рекламных мероприятий по размещению това­ров на торце гондолы в ООО «АШАН». Данные затраты осуществлены для осуществления операций налогоплательщика, признаваемых объектом налогооб­ложения по НДС, т.е. для осуществления основной своей предпринимательской цели - оптовой реализации ООО «Торговый дом «Останкинские мясопродукты» продукции питания.

Указанная выше правовая позиция заявителя является законной, обоснованной и документально подтвержденной.

Налогоплательщик вправе отнести на расходы любые затраты, если они направлены на извлечение дохода, экономически оправданы и документально подтверждены.

Документы, подтверждающие доводы заявителя представлены им в материалы дела и исследованы судом.

Ссылка ответчика на акты приемки-передачи товаров обоснованно признана Арбитражным судом г. Москвы несостоятельной, поскольку не имеет отношения к документальному подтверждению затрат на рекламные ак­ции.

Затраты на размещение товаров на торце гондолы подтверждаются соот­ветствующими договорами, актами оказанных услуг, счетами-фактурами на ока­занные услуги, платежными документами на оплату оказанных услуг.

Ссылка от­ветчика на то, что не все из полученных магазином товаров могли быть выставле­ны и реализованы, отклоняется, поскольку это обстоятельство не имеет отноше­ния к оказанию услуги рекламного характера.

Довод налогового органа о том, что заявитель оплачивал услуги по рекламе не для своей собственной деятельности, в связи с чем отсутствует экономическая обоснованность нельзя признать обоснованным. То обстоя­тельство, что Торговый дом передавал магазину товар на праве собственности, само по себе не исключает необходимости в рекламировании как товара, так и торговой марки, под которой он продается. Экономическая оправданность рас­ходов не обязательно означает, что понесенные расходы напрямую дают нало­гоплательщику положительный экономический результат. Такой результат мо­жет быть отнесен во времени на будущее либо возникать опосредованно. В дан­ном случае довод заявителя о том, что, размещая товар на торце гондолы, т.е. в месте, наиболее заметном для потре­бителей, он обеспечивает привлечение внимания потребителей как к товарам,
так и к торговой марке, под которой они продаются правомерно признан судом первой инстанции обоснованным. Экономическая выгода возни­кает не только для магазина, у которого увеличиваются продажи, но и для заявителя, являющегося поставщиком магазина. Чем раньше магазин реализует закупленную партию товара, тем раньше он будет вынужден закупить у заявите­ля новую. Интерес же потребителей к торговой марке позволит в дальнейшем продвигать на рынок как большее количество знакомых потребителям товаров,
так новые товары под той же маркой.

Поскольку размещение товаров в более или менее выгодном для реализации месте определяется магазином, заявитель был вправе заключить с магазином соглашение, направленное на достижение наиболее выгодных условий для размещения своих товаров.

При таких обстоятельствах приведенные заявителем доводы основаны на законе и фактических обстоятельствах дела. Их несоответствие закону от­ветчиком в порядке ст. 65 и 200 АПК РФ не доказано.

С учетом изложенного правомерен вывод Арбитражного суда г. Москвы о том, что отнесениена расходы затрат на проведение акций рекламного характера соответствует ст. 252 НК РФ.

Расходы по оплате госпошлины распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.06.2007г. по делу № А40-20934/07-117-138 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Взыскать с МИФНС РФ № 48 по г. Москве в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 1.000 руб.

Председательствующий:                                                                         С.П. Седов

Судьи:                                                                                                       В.И. Катунов

                                                                                                                   П.А. Порывкин