Д Е В Я Т Ы Й А Р Б И Т Р А Ж Н Ы Й А П Е Л Л Я Ц И О Н Н Ы Й С У Д
127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12
адрес электронной почты: info@mail.9aac.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№09АП-11360/2012-АК
г.Москва
04.06.2012
Резолютивная часть постановления объявлена 28.05.2012
Постановление изготовлено в полном объеме 04.06.2012
Дело №А40-18886/12-100-89
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Веклича Б.С.
Судей Лепихина Д.Е., Кольцовой Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Прокофьевой С.Б.
Рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО «БиоХим-НМСК»
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 26.03.2012 по делу №А40-18886/12-100-89, принятое судьей Кочетковым А.А.
по заявлению ЗАО «БиоХим-НМСК» (ОГРН <***>, 301609, Тульская область, Новомосковский р-н, Новомосковск, Комсомольское ш., 72)
к Региональному отделению ФСФР России в Центральном федеральном округе (119017, Москва, Старомонетный пер., д.3, стр.1)
о признании недействительным приказа,
при участии:
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 01.02.2012 №3;
от ответчика: ФИО2 по доверенности от 05.05.2012 №73-12-ИП-05/25949,
У С Т А Н О В И Л:
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 26.03.2012, принятым по данному делу, отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным приказа РО ФСФР в ЦФО от 30.04.2012 №73-12-127/пз-и и уведомления от 30.01.2012 №73-12-7М-05/4464, и об обязании зарегистрировать выпуск ценных бумаг и выдать документы о государственной регистрации выпуска акций.
Заявитель не согласился с решением суда первой инстанции и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и удовлетворить заявленные требования.
Представитель заинтересованного лица поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает ее необоснованной, просит решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы -отказать. Представил письменные пояснения по апелляционной жалобе.
Изучив материалы дела, заслушав представителей, участвующих в деле лиц, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, суд апелляционной инстанции считает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела, Приказом РО ФСФР России в ЦФО от 30.01.2012 №73-12-127/пз-и ЗАО «БиоХим-НМСК» отказано в государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска ценных бумаг.
30.01.2012 заявителю направлено мотивированное уведомление с указанием оснований, по которым регистрирующим органом принято соответствующее решение (№73-12-ЭМ-05/4464).
Основаниями для отказа в государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска ценных бумаг послужило несоответствие документов, представленных для государственной регистрации выпуска ценных бумаг, и состава содержащихся в них сведений требованиям п.п.2.1.5, 2.3.1, 2.4.2, 3.2.7 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 25.01.2007 №07-4/пз-н, а также внесение в отчет об итогах выпуска ценных бумаг, справку об оплате уставного капитала от 23.06.2011, Приложение №2 к акту приема-передачи имущества в уставный капитал от 28.02.2011 сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что ненормативные акты ФСФР соответствует закону, и не нарушают права и законные интересы заявителя.
При этом в силу ст.13 ГК РФ, ч.1 ст.198, ч.2 ст.201 АПК РФ, п.6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения или действия незаконным являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с п.3 ст.20 Федерального закона от 22.04.1996 №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», п.п. 2.4.9, 2.4.10 7 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 25.01.2007 №07-4/пз-н, регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в его государственной регистрации в течение 30 дней с даты получения им документов и электронных носителей в соответствии со Стандартами.
Регистрирующий орган вправе провести проверку достоверности сведений содержащихся в документах, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг. В этом случае, течение срока, предусмотренного п.3 ст.20 Федерального закона от 22.04.1996 №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», п.2.4.9 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 25.01.2007 №07-4/пз-н, может быть приостановлено на время проведения проверки, но не более чем на 30 дней.
В соответствии с п.5 ст.20 Федерального закона от 22.04.1996 №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», п.2.4.13 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 25.01.2007 №07-4/пз-н, регистрирующий орган несет ответственность только за полноту сведения содержащихся в документах, представленных для государственно регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, но не за их достоверность.
Согласно п.2.4.10 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 25.01.2007 №07-4/пз-н, в случае представления в регистрирующий орган не всех документов, предусмотренных настоящими Стандартам несоответствия формы указанных документов и/или состава содержащихся в них сведений требованиям настоящих Стандартов или иных нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, а также в случае выявления иных нарушений, которые не требуют для их устранения проведения общего собрания участников (акционеров) эмитента, или признаков нарушений, регистрирующим органом осуществляется проверка достоверности сведений, содержащихся в проспекте ценных бумаг и иных документах, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.
Согласно п.2.4.12 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 25.01.2007 №07-4/пз-н, в случае выявления устранимых нарушений или признаков нарушений после окончания срока, предусмотренного для проведения проверки достоверности сведений, содержащихся в проспекте ценных бумаг и иных документах, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, регистрирующим органом принимается решение о приостановлении эмиссии ценных бумаг.
Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, может быть произведена только в случае соответствия всех документов требованиям законодательства, устранении организацией-заявителем всех выявленных устранимых нарушений и недопущением любых новых. В противном случае регистрирующим органом по итогам проведения проверки достоверности сведений, содержащихся в представленных документах, а также приостановления эмиссии ценных бумаг принимается решение об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.
При этом, кроме таких процедур как проведение проверки достоверности сведений в представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг документах и приостановления эмиссии ценных бумаг, каких-либо иных административных процедур, в рамках которых могут быть устранены допущенные нарушения законодательством не предусмотрено.
Как следует из текста оспариваемого Приказа, в качестве одного из оснований для принятия решения об отказе в государственной регистрации выпуска ценных бумаг указано на несоответствие представленных документов, и состава содержащихся в них сведений требованиям п.2.3.1 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 25.01.2007 №07-4/пз-н.
В тексте направленного эмитенту мотивированного уведомления от 30.01.2012 об отказе в государственной регистрации выпуска ценных бумаг, указано, что в нарушение п.2.3.1 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 25.01.2007 №07-4/пз-н представленное решение о выпуске ценных бумаг утверждено не в соответствии с решением об их размещении в части указания в п.п.7.4. п.7 перечня имущества и его характеристики, а также срока оплаты размещенных акций.
Согласно п.2.3.1 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 25.01.2007 №07-4/пз-н, решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, если иное не предусмотрено Стандартами, утверждается на основании и в соответствии с решением об их размещении.
В силу п.3.1.2 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 25.01.2007 №07-4/пз-н, размещение акций при учреждении акционерного общества осуществляется на основании договора о его создании, а в случае учреждения акционерного общества одним лицом - решения об учреждении акционерного общества, принятого единственным учредителем акционерного общества.
В настоящем случае, заявителем была представлена копия решения от 01.02.2011 №1 об учреждении ЗАО «БиоХим-НМСК» (решение о размещении ценных бумаг), согласно п.6 которого предусмотрена оплата уставного капитала имуществом по Приложению №1 к данному решению, в котором не был определен срок оплаты размещенных акций.
Однако Обществом было представлено решение о выпуске акций, утвержденное решением единственного акционера от 07.11.2011 №4, которое в п.п.7.4 п.7 содержит перечень имущества, вносимого учредителем в оплату уставного капитала, и его характеристику не соответствующие аналогичным сведениям, содержащимся в Приложении №1 к решению о размещении, а также срок оплаты акций: до 15.05.2011, который не предусмотрен решением о размещении.
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что эмитентом нарушен п.2.3.1Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 25.01.2007 №07-4/пз-н, поскольку представленное решение о выпуске акций утверждено не в соответствии решением об их размещении.
Довод апелляционной жалобы о представлении анкеты эмитента, составленной на дату утверждения решения о выпуске акций, отклоняется судом апелляционной инстанции.
В соответствии с п.2.4.2 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 25.01.2007 №07-4/пз-н, для государственной регистрации выпуска ценных бумаг в регистрирующий орган представляется, в том числе, анкета эмитента, которая должна быть составлена по форме согласно Приложению 2(1) к Стандартам.
Как требует Приложение 2(1) к Стандартам сведения в анкете эмитента должны быть приведены на дату утверждения решения о выпуске ценных бумаг.
В настоящем случае, в комплекте документов от 15.11.2011 №73-11-30829 решением о выпуске акций и копией решения от 07.11.2011 №4 единственного акционера, решение о выпуске акций утверждено 07.11.2011.
Датой утверждения решения о выпуске акций следует считать одну единственную дату, когда уполномоченным органом эмитента было принято соответствующее решение. Переутверждение документа подразумевает, что силу имеет то решение уполномоченного органа, которое было принято позднее. После переутверждения документа, дата его первоначального утверждения не имеет значения для целей применения новой редакции Решения о выпуске акций.
Таким образом, в нарушение п.2.4.2 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 25.01.2007 №07-4/пз-н, эмитентом не представлена анкета эмитента на дату утверждения решения о выпуске акций.
Согласно п.3.2.7 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 25.01.2007 №07-4/пз-н, в случае, если в оплату акций, размещенных при учреждении акционерного общества - эмитента, внесены неденежные средства (ценные бумаги, вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку), в регистрирующий орган представляется копия отчета оценщика (разделов отчета оценщика, содержащих основные факты и выводы (резолютивную часть), сведения о заказчике оценки и об оценщике, а также страницы (страниц) отчета оценщика, содержащей подпись оценщика, личную печать оценщика, осуществляющего оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, или подпись оценщика, печать и подпись руководителя юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор) о рыночной стоимости имущества, внесенного в оплату за акции.
Из представленных Обществом документов (копия протокола 1 внеочередного общего собрания участников от 25.01.2011 , решение об учреждении Общества от 01.02.2011№1, акт приема-передачи имущества в уставный капитал от 28.02.2011, п.п.7.4 п.7 решения о выпуске акций) следует, что в оплату уставного капитала передаются 184 объекта движимого имущества.
Согласно представленным в виде копии отчетам об оценки №ОЦ-24/11-ПИ-2, №ОЦ-24/11-ПИ-3, ОЦ-24/11-ПИ-4 оценено 214 объектов имущества.
При этом в представленных отчетах оценщика определена рыночная стоимость совокупности единиц имущества:
в отчете об оценки №ОЦ-24/11-ПИ-2 указана рыночная стоимость объекта оценки, состоящего из 107 единиц имущества;
в отчете об оценки №ОЦ-24/11-ПИ-3 указана рыночная стоимость объекта оценки, состоящего из 105 единиц имущества;
в отчете об оценки №ОЦ-24/11-ПИ-4 указана рыночная стоимость объекта оценки, состоящего из 2 единиц имущества.
Таким образом, представлены отчеты оценщика об оценки имущества как внесенного в оплату акций, так и не вносившегося. Однако определена рыночная стоимость совокупности единиц имущества.
Следовательно, судом первой инстанции обоснованно указано на то, что Обществом, в нарушение п.3.2.7 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 25.01.2007 №07-4/пз-н, в регистрирующий орган не представлена копия отчета оценки рыночной стоимости имущества, внесенного в оплату за акции.
Довод апелляционной жалобы о том, что разночтения в отчете об итогах выпуска ценных бумаг и в справке об оплате уставного капитала носят технический характер и не содержат недостоверной информации, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Согласно п.п. «д» п.8 представленного эмитентом отчета об итогах выпуска ценных бумаг, утвержденного приказом генерального директора от 07.11.2011 №27, общая сумма (стоимость) имущества в рублях (в том числе денежные средства в рублях, сумма иностранной валюты по курсу Центрального банка Российской Федерации на момент внесения и стоимость иного имущества (материальных и нематериальных активов), подлежащая внесению в оплату акций, размещенных при учреждении акционерного общества (задолженность по оплате акций, размещенных при учреждении акционерного общества) составляет 21 000 000 руб.
При этом согласно п.п. «а», «г» п.8 указанного документа общая сумма (стоимость) имущества в рублях (в том числе денежные средства в рублях, сумма иностранной валюты по курсу Центрального банка Российской Федерации на момент внесения и стоимость иного имущества (материальных и нематериальных активов), внесенного в оплату размещенных ценных бумаг, а также стоимость иного имущества (материальных и нематериальных активов), выраженная в рублях, внесенного в оплату размещенных ценных бумаг, также составляет 21 000 000 руб.
В тоже время согласно представленной эмитентом справке об оплате уставного капитала от 23.06.2011 оплата размещенных акций произведена полностью.
Таким образом, представленные документы (отчет об итогах выпуска ценных бумаг и справка об оплате уставного капитала) содержат противоречивые сведения об оплате уставного капитала.
Учитывая, что указанные документы составлены непосредственно эмитентом и подписаны одними и теми же его должностными лицами (генеральный директор и главный бухгалтер), но в тоже время содержат противоречивую информацию об одном и том же обстоятельстве, по состоянию на одну и ту же дату (факт оплаты уставного капитала), нельзя сделать вывод о достоверности какого-либо из указанных документов.
Указанное свидетельствует о внесении в отчет об итогах выпуска ценных бумаг и в справку эмитента об уплате уставного капитала сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений).
Согласно п.1 ст.34 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» в случае неполной оплаты акций в течение срока, установленного абзацем первым данного пункта, право собственности на акции, цена размещения которых соответствует неоплаченной сумме (стоимости имущества, не переданного в оплату акций), переходит к обществу. Договором о создании общества может быть предусмотрено взыскание неустойки (штрафа, пени) за неисполнение обязанности по оплате акций.
В представленных документах содержатся сведения, в том числе, об оплате уставного капитала Общества в полном объеме. Однако, ввиду расхождения данных в указанных документах и представленном отчете об итогах выпуска ценных бумаг, не представляется возможным сделать достоверный вывод о полной оплате уставного капитала Общества.
При этом заявитель в апелляционной жалобе указывает, что данные разночтения стали результатом ошибок, допущенных именно при заполнении отчета об итогах выпуска ценных бумаг.
При этом ответчик не препятствовал оплате уставного капитала эмитента, ни при рассмотрении документов, представленных для государственной регистрации выпуска ценных бумаг, ни при принятии решения об отказе в такой регистрации. Отношения, связанные с оплатой уставного капитала касаются в первую очередь самого акционерного общества и его учредителей.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что учредитель Общества на основании решения об отказе в государственной регистрации выпуска ценных бумаг лишен акций, права на которые перешли Обществу на основании ст. 34 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии условий, предусмотренных ч.1 ст.198 АПК РФ, для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильно установленные судом первой инстанции обстоятельства по делу, а потому не могут являться основанием для отмены судебного решения.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству. Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.03.2012 по делу №А40-18886/12-100-89 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: Б.С. Веклич
Судьи: Д.Е. Лепихин
Н.Н. Кольцова
Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.