ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 09АП-11584/14 от 28.04.2014 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: info@mail.9aac.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№09АП-11584/2014

г.Москва №А40-144182/13

05 мая 2014 года

Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме 05 мая 2014 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Пронниковой Е.В.,

судей:

Захарова С.Л., Якутова Э.В.,

при ведении протокола

секретарем судебного заседания Артюковой О.А.,

рассмотрев   в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО «Столичная торговая компания»

на решение   Арбитражного суда г.Москвы от 14.03.2014

по делу   №А40-144182/2013, принятое судьей Сизовой О.В. (84-1277),

по заявлению   ООО «Столичная торговая компания»

к   Управлению Федеральной антимонопольной службы по городу Москве (УФАС России по Москве)

о   признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,

при участии  :

от заявителя:

Орлова Л.Р. по дов. от 20.01.2014;

от ответчика:

Айнутдинов Р.Ф. по дов. от 19.12.2013 №3-55;

УСТАНОВИЛ:

Решением Арбитражного суда г.Москвы от 14.03.2014, принятым по настоящему делу, отказано в удовлетворении требований ООО «Столичная торговая компания» (далее также – заявитель, Общество) о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы Москве (УФАС России по Москве) от 20.09.2013 №119 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.14.3 КоАП РФ.

В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал на доказанность события административного правонарушения, наличие в действиях Общества состава вмененного правонарушения, в том числе вины заявителя в его совершении, а также на соблюдение административным органом порядка привлечения Общества к административной ответственности.

Не соглашаясь с данным решением, в апелляционной жалобе заявитель просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований, указывая на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, на невыяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, а также на нарушение судом норм материального права. Ссылается на отсутствие в действиях Общества события и состава вменяемого ему административного правонарушения.

Представитель ответчика в судебном заседании, а также в отзыве на апелляционную жалобу, поддерживая решение суда первой инстанции, указал на неправомерность и необоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе. Указывает, что факт совершения ООО «Столичная торговая компания» вмененного нарушения подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.

Как усматривается из материалов дела, в период с 15.10.2012 по 15.11.2012 в сети гастрономов «ГЛОБУС ГУРМЭ» действовала акция по предоставлению различных скидок клиентам сети гастрономов «ГЛОБУС ГУРМЭ», а также владельцам дисконтных карт гастрономов «АЗБУКА ВКУСА». Информация о предложении была доведена ООО «Столичная Торговая Компания» до потенциальных потребителей нижеследующими средствами.

На сайтах в сети Интернет по адресам www.globusgurme.ru и сайте www.stk-retail.ru размещены объявления следующего содержания: «Целый месяц, с 15 октября 2012 года по 15 ноября 2012 года в сети гастрономов «ГЛОБУС ГУРМЭ» действуют специальные предложения: Скидка в размере 15% на покупки в гастрономах «ГЛОБУС ГУРМЭ» всем предъявителям карт сети супермаркетов «АЗБУКА ВКУСА»*. Скидка в размере 20 000 рублей** при покупке дисконтной карты «ГЛОБУС ГУРМЭ» взамен дисконтной карты сети супермаркетов «АЗБУКА ВКУСА»*. Дополнительная скидка в размере 5% держателям дисконтных карт «ГЛОБУС ГУРМЭ». Гулять, так гулять! Глобус Гурмэ - не жадный, Глобус Гурмэ - ответственный! В акции участвуют все гастрономы сети «ГЛОБУС ГУРМЭ», дополнительная информация в гастрономах, * - дисконтные карты сети супермаркетов «АЗБУКА ВКУСА», ** - скидка предоставляется на дисконтные карты со сроком действия 12 месяцев. Скидка не предоставляется при покупке накопительной карты программы лояльности в г.Санкт-Петербург».

Факт размещения указанной информации подтверждается также нотариальным протоколом осмотра интернет-сайта www, globusgurme.ru от 17.10.2012.

Согласно договору об оказании услуг №0-161793/NIC-D от 09.11.2004, заключенному между ООО «Столичная Торговая Компания» и АНО «РСИЦ», ООО «Столичная Торговая Компания» является администратором домена www.globusgurme.ru. Указанная информация подтверждается письмом ЗАО «РСИЦ», представленным в адрес Московского УФАС России.

На радиостанциях «Бизнес ФМ», «Коммерсант ФМ», «Вести ФМ», «Финам ФМ», «Радио 7» была размещена аудиореклама, что подтверждается соответствующими договорами или эфирными справками, представленными в материалы дела.

Кроме того, указанная информация была размещена в рамках гражданско-правовых отношений в печатном средстве массовой информации «Weekend», на сайтах в сети Интернет www.slon.ru, www.bg.ru, www.tvrain.ru, социальных Интернет-сетях «Вконтакте» и «Facebook», что документально подтверждается предоставленной ответчиком информацией.

В указанный период также был размещен ряд вывесок (информационных постеров) на территории гастрономов «ГЛОБУС ГУРМЭ», что подтверждается как договором, представленным ответчиком, так и актом осмотра рекламного текста от 22.10.2012 по адресу г.Москва, Кутузовский проспект, д.48, магазин «Глобус Гурмэ».

Решением Комиссии Московского УФАС России по рассмотрению дела №1-14-136/77-13 от 27.03.2013 в действиях ООО «Столичная Торговая Компания» был установлен факт нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции» в части проведения рекламной кампании по реализации дисконтных карт ООО «Столичная Торговая Компания» с использованием словесного обозначения «Азбука Вкуса» для привлечения потребителей к товарам (услугам) ООО «Столичная Торговая Компания», предложения потребителям по обмену дисконтной карты ООО «Городской супермаркет» на дисконтную карту ООО «Столичная Торговая Компания».

11.09.2013 ответчиком составлен протокол об административном правонарушении №А-77.

Постановлением административного органа от 20.09.2013 №119 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.14.3 КоАП РФ.

Считая данное постановление антимонопольного органа незаконным и необоснованным, Общество обратилось в суд с указанными выше требованиями.

Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции правомерно исходил из законности и обоснованности оспариваемого постановления.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения и вынесения оспариваемого постановления) нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела, ООО «Столичная Торговая Компания» осуществляет деятельность идентифицированную, в том числе, кодами 51.70, 52.11, 52.12, 52.62, 52.63 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), включающими в себя различную деятельность по розничной торговле продовольственными товарами. Осуществление указанной деятельности хозяйствующего субъекта подтверждается уставом, выпиской из ЕГРЮЛ, информационным письмом об учете в Мосгорстате, договорами возмездного оказания услуг, поставки, а также чеком.

ООО «Столичная Торговая Компания» осуществляет деятельность с использованием словесного обозначения «ГЛОБУС ГУРМЭ». Указанное словесное обозначение используется как наименование сети гастрономов при розничной торговле продовольственными товарами, присутствует, в том числе, в рекламе и на розничных чеках, что подтверждается материалами дела.

ООО «Столичная Торговая Компания» является правообладателем товарных знаков «ГЛОБУС ГУРМЭ» по свидетельствам №400521, №397186, №317904, в том числе, для 35 класса МКТУ (продвижение товаров (для третьих лиц), услуги снабженческие для третьих лиц).

Таким образом, «ГЛОБУС ГУРМЭ» является введенным в гражданский оборот словесным обозначением, в полной мере ассоциируемым у потребителей с действительностью фирменных гастрономов ООО «Столичная Торговая Компания» при розничной торговле продовольственными товарами.

ООО «Городской супермаркет» осуществляет деятельность идентифицированную, в том числе, кодами 52.2, 52.3, 52.48 ОКВЭД, включающими в себя различную деятельность по розничной торговле продовольственными товарами. Осуществление указанной деятельности хозяйствующего субъекта подтверждается уставом, выпиской из ЕГРЮЛ, договорами поставки продовольственных товаров с третьими лицами, договором субаренды нежилых помещений, товарными накладными, лицензией на розничную продажу алкогольной продукции. При этом согласно выписке из ЕГРЮЛ от 02.10.2012 одним из учредителей ООО «Городской супермаркет» является ООО «Азбука вкуса», которое также осуществляет деятельность, в том числе, в соответствии с кодами 52.11, 52.48 ОКВЭД в области розничной торговли, что следует из устава, выписки из ЕГРЮЛ, информационного письма ГМЦ Госкомстата России.

ООО «Городской супермаркет» осуществляет деятельность с использованием словесного обозначения «АЗБУКА ВКУСА», которое используется как наименование сети гастрономов при розничной торговле продовольственными товарами, и указывается, в том числе, на розничных чеках заявителя и рекламе, что подтверждается материалами административного дела.

Исходя из приложения к договору №05/12/Е от 22.05.2012, заключенного между ООО «Азбука вкуса» и Компанией «Dunlop Consultancy Ltd.», о внутримагазинном маркетинге и рекламе в местах продаж для собственной торговой марки «Азбука вкуса», маркетинг и реклама осуществляется для продвижения торговой марки «Азбука вкуса» в качестве средства индивидуализации розничной продажи продовольственных товаров.

ООО «Городской супермаркет» на основании зарегистрированного надлежащим образом договора №277 от 12.09.2011 между ООО «Азбука вкуса» и ООО «Городской супермаркет» о возмездном использовании товарных знаков, является обладателем исключительной лицензии на товарные знаки «АЗБУКА ВКУСА» по свидетельствам №385257, №435663, зарегистрированным для различных классов МКТУ по обеспечению пищевыми продуктами и напитками, иными непродовольственными товарами. Товарный знак по свидетельству №435663 также зарегистрирован по 35 классу МКТУ для продвижения товаров (рекламных услуг).

Часть 2 данного договора указывает на полную передачу прав на товарные знаки «АЗБУКА ВКУСА» по свидетельствам №385257, №435663 ООО «Городской супермаркет», в том числе в части любого законного и надлежащего использования товарных знаков, с возможностью выдавать сублицензии без согласования с ООО «Азбука вкуса», отсутствием обязанности предоставлять отчеты об использовании товарных знаков. Согласно пункту 6.1 договора рассматриваемые гражданско-правовые отношения являются действующими.

Словесное обозначение «АЗБУКА ВКУСА» индивидуализирует услуги заявителя по осуществлению розничной торговли продовольственными товарами через указание наименования и средства индивидуализации.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно указал на то, что «АЗБУКА ВКУСА» является введенным в гражданский оборот словесным обозначением, в полной мере ассоциируемым у потребителей с деятельностью фирменных гастрономов ООО «Городской супермаркет» при розничной торговле продовольственными товарами.

Согласно пункту 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарным рынком является сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

ООО «Столичная Торговая Компания», ООО «Городской супермаркет» и ООО «Азбука вкуса» осуществляют деятельность на товарном рынке розничной торговли продовольственными товарами; указанная деятельность входит в основные виды деятельности хозяйствующих субъектов и осуществляется в фирменных гастрономах, в том числе, на территории г.Москвы.

Решением Управления ФАС России по г.Москве от 27.03.2012 по делу №1-14-136/77-13 установлено, что ООО «Столичная Торговая Компания», ООО «Городской супермаркет» и ООО «Азбука вкуса» являются конкурентами, осуществляющими деятельность на одном товарном рынке розничной торговле продовольственными товарами.

Кроме того, ООО «Столичная Торговая Компания» осуществляет вышеуказанную деятельность с использованием ассоциируемого с конкурентом средства индивидуализации «ГЛОБУС ГУРМЭ», а ООО «Городской супермаркет» — с использованием ассоциируемого с заявителем обозначения средства индивидуализации «АЗБУКА ВКУСА».

Согласно ст.3 Федерального закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 названного Федерального закона объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно п.3 ст.3 Закона о рекламе товаром является продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Согласно пункту 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).

В настоящем случае вышеприведенная информация содержит сведения об акции ООО «Столичная Торговая Компания» по предоставлению различных скидок клиентам сети гастрономов «ГЛОБУС ГУРМЭ». Указанные сведения направлены на привлечение внимания к товарам (услугам) ООО «Столичная Торговая Компания», а именно, к сети гастрономов ООО «Столичная Торговая Компания» под товарными знаками «ГЛОБУС ГУРМЭ» по свидетельствам №400521, №397186, №317904. Распространение различными способами (в печатных и радио СМИ, в сети Интернет и в социальных Интернет-сетях, непосредственно в розничных магазинах Общества) информации о скидках покупателям сети гастрономов «ГЛОБУС ГУРМЭ» направлена на продвижение услуг ООО «Столичная Торговая Компания» на рынке.

Принимая во внимание изложенное, вопреки доводам апелляционной жалобы заявителя (о том, что информация адресована только владельцам карт), вся информация об акции по предоставлению различных скидок клиентам сети гастрономов «ГЛОБУС ГУРМЭ», а также владельцам дисконтных карт гастрономов «АЗБУКА ВКУСА», является рекламой. При этом объектом рекламирования выступает деятельность ООО «Столичная Торговая Компания» по розничной торговле продовольственными товарами в сети гастрономов «ГЛОБУС ГУРМЭ».

Как разъяснено в пункте 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58, согласно пункту 9 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции», действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации, квалифицируются как недобросовестная конкуренция.

Административная ответственность за недобросовестную конкуренцию установлена статьей 14.33 КоАП РФ. Однако совершение соответствующих действий, являющихся нарушением законодательства о рекламе, в силу части 1 данной статьи влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 14.3 КоАП РФ.

В силу действия пункта 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», устанавливающего, что рекламодателем является изготовитель или продавец товара (работы, услуги), а также иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, ООО «Столичная Торговая Компания» является рекламодателем рассматриваемой рекламы об акции по предоставлению различных скидок клиентам сети гастрономов «ГЛОБУС ГУРМЭ», а также владельцам дисконтных карт гастрономов «АЗБУКА ВКУСА».

В силу статей 1225, 1254, 1477, 1489 Гражданского кодекса Российской Федерации ООО «Городской супермаркет» имеет исключительные лицензионные права на товарный знак «АЗБУКА ВКУСА» по свидетельству №435663, зарегистрированному для 35 класса МКТУ

Часть 1 статьи 1484 ГК РФ устанавливает, что правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.

Право на защиту исключительных прав установлено статьей 1250 ГК РФ, при этом, по смыслу статьи 1254 ГК РФ, пункта 27 Постановления Пленума ВС РФ №5, Пленума ВАС РФ №29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», обладатели исключительной лицензии на товарный знак вправе в полной мере защищать свои права на исключительное использование данного товарного знака.

Согласно п.1 ст.1474 ГК РФ ООО «Азбука вкуса» принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках.

В соответствии с п.п.4, 5 п.2 ст.1484 ГК РФ исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, в объявлениях, на вывесках и в рекламе, а также в сети Интернет.

Реклама ООО «Столичная Торговая Компания» об акции по предоставлению различных скидок клиентам сети гастрономов «ГЛОБУС ГУРМЭ», а также владельцам дисконтных карт гастрономов «АЗБУКА ВКУСА», содержит в себе словесное обозначение «АЗБУКА ВКУСА», фонетически и семантически идентичное вышеназванному товарному знаку «АЗБУКА ВКУСА» по свидетельству №435663.

Кроме того, Федеральной службой по интеллектуальной собственности разъяснено, что указанные словесные обозначения «АЗБУКА ВКУСА» сходны до степени смешения с фирменным наименованием ООО «Азбука вкуса» с учетом того, что ООО «Азбука вкуса» и ООО «Столичная Торговая Компания» осуществляют деятельность на одном товарном рынке.

Доказательств, с достоверностью подтверждающих факт заключения ООО «Столичная Торговая Компания» с ООО «Городской супермаркет», ООО «Азбука вкуса» лицензионного либо любого иного договора на использование указанных товарных знаков «АЗБУКА ВКУСА» в материалах дела не имеется.

Таким образом, суд первой инстанции достоверно установил, что ООО «Столичная Торговая Компания» в сети Интернет, в объявлениях, на вывесках и в рекламе акции по предоставлению различных скидок клиентам сети гастрономов «ГЛОБУС ГУРМЭ», а также владельцам дисконтных карт гастрономов «АЗБУКА ВКУСА», содержащих информацию о деятельности ООО «Столичная Торговая Компания» по розничной торговле продовольственными товарами в сети гастрономов «ГЛОБУС ГУРМЭ», использует словесное обозначение «АЗБУКА ВКУСА», идентичное словесному обозначению «АЗБУКА ВКУСА», сходное до степени смешения с товарным знаком «АЗБУКА ВКУСА» по свидетельству № 435663, фирменным наименованием ООО «Азбука вкуса».

В соответствии со статьей 437 ГК РФ реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении; содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).

Офертой, согласно пункту 1 статьи 435 ГК РФ является предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора, которыми, исходя из пункта 1 статьи 432 ГК РФ, являются условия о предмете договора, иные существенные или необходимые условия.

Согласно п.1 ст.494 ГК РФ предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой в понимании статьи 437 ГК РФ, если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи.

Пункт 2 статьи 494 ГК РФ устанавливает, что выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.

В данном случае из материалов следует, что в рекламе ООО «Столичная Торговая Компания» об акции по предоставлению различных скидок клиентам сети гастрономов «ГЛОБУС ГУРМЭ», а также владельцам дисконтных карт гастрономов «АЗБУКА ВКУСА», содержатся сведения о предоставлении скидки владельцам карт сети супермаркетов «АЗБУКА ВКУСА» в определенном размере в определенный срок при приобретении дисконтной карты «ГЛОБУС ГУРМЭ» взамен дисконтной карты сети супермаркетов «АЗБУКА ВКУСА».

Указанные сведения адресованы неопределенному кругу лиц, не содержат прямое указание, что такая реклама не является офертой, и фактически являются предложением о продаже товаров (офертой). Названная реклама размещалась как в сети Интернет и средствах массовой информации, так и в месте продажи дисконтных карт «ГЛОБУС ГУРМЭ» - сети гастрономов «ГЛОБУС ГУРМЭ».

В соответствии с материалами дела ООО «Столичная Торговая Компания» в сети гастрономов «Глобус Гурмэ» осуществляет продажу дисконтных карт, которые приобретаются за установленную сумму в кассах гастрономов «Глобус Гурмэ», позволяют своим держателям получать фиксированные скидки при покупке товаров в сети гастрономов «Глобус Гурмэ» в течение определенного срока.

Дисконтные карты гастрономов «АЗБУКА ВКУСА» выдаются покупателям при совершении покупки на сумму от 5000 рублей. Данная карта предоставляет покупателю в дальнейшем скидку в размере 5% на определенные товары. При этом зависимости от общей суммы покупок, совершенных по дисконтной карте гастрономов «АЗБУКА ВКУСА», предоставляемая скидка может увеличиться до 10% (при совершении покупок на сумму 130000 рублей).

Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что реклама «Скидка в размере 20 000 рублей при покупке дисконтной карты «ГЛОБУС ГУРМЭ» взамен дисконтной карты сети супермаркетов «АЗБУКА ВКУСА»», распространяемая ООО «Столичная Торговая Компания», является публичной офертой, предлагающей к продаже дисконтной карты «ГЛОБУС ГУРМЭ» с использованием словесного обозначения «АЗБУКА ВКУСА».

По своей сути, дисконтная карта позволяет получить покупателю определенную скидку (дисконт) от стоимости товара или покупки. Для получения дисконтной карты и дальнейшего увеличения размера скидки необходимо выполнить ряд требований. Как установлено выше, дисконтные карты гастрономов «АЗБУКА ВКУСА» выдаются покупателям при совершении покупки на сумму от 5000 рублей.

При этом дисконтная карта гастрономов «АЗБУКА ВКУСА» является способом достижения заявителем результата своего основного вида предпринимательской деятельности, увеличение скидки при совершении покупок в дальнейшем направлено на стимулирование последующего посещения покупателем гастрономов «АЗБУКА ВКУСА» с целью приобретения товаров.

Факт предложения хозяйствующим субъектом-конкурентом покупателям гастрономов «АЗБУКА ВКУСА» обменять дисконтную карту ООО «Столичная Торговая Компания» на дисконтную карту ООО «Городской супермаркет» фактически является предложением таким покупателям перестать осуществлять последующее посещение сети гастрономов «АЗБУКА ВКУСА», привлечением потребителей к товарам (услугам) ООО «Столичная Торговая Компания». При этом такие действия сопровождаются проведением обширной рекламной кампании по реализации дисконтных карт ООО «Столичная Торговая Компания» с использованием словесного обозначения «Азбука Вкуса».

Рассматриваемые предложения о продаже товаров (на вывесках, в рекламе, в сети Интернет) направлены не на реализацию товаров ООО «Городской супермаркет», ООО «Азбука вкуса», а на продвижение и формирование интереса к товарам (услугам) ООО «Столичная Торговая Компания», предложением о замене товаров (услуг) ООО «Городской супермаркет», а именно дисконтных карт, на собственные. Использование средств индивидуализации ООО «Городской супермаркет», ООО «Азбука вкуса» направлено и на увеличение объема продажи собственных товаров, а равно снижение продажи товаров ООО «Городской супермаркет», ООО «Азбука вкуса».

Как указывалось выше, решением УФАС России по г.Москве по делу №1-14-136/77-13, указанные действия ООО «Столичная Торговая Компания» признаны актом недобросовестной конкуренции.

Таким образом, факт нарушения ООО «Столичная Торговая Компания» части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, выразившийся в проведении рекламной кампании по реализации дисконтных карт ООО «Столичная Торговая Компания» с использованием словесного обозначения «Азбука Вкуса» для привлечения потребителей к товарам (услугам) ООО «Столичная Торговая Компания», предложения потребителям по обмену дисконтной карты ООО «Городской супермаркет» на дисконтную карту ООО «Столичная Торговая Компания», установлен указанным решением антимонопольного органа по делу №1-14-136/77-13, законность которого подтверждена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г.Москвы от 09.10.2013 по делу №А40-90236/13.

Таким образом, наличие в действиях Общества события вмененного административного правонарушения установлено вступившим в законную силу судебным актом, что в силу ч.2 ст.69 АПК РФ не требует повторного доказывания.

В соответствии со ст.1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В настоящем случае заявителем не представлено доказательств того, что им были предприняты все необходимые и зависящие от него меры по соблюдению соответствующих правил и норм.

Таким образом, факт совершения Обществом вмененного административного правонарушения установлен, подтвержден материалами дела; процедура привлечения заявителя к административной ответственности ответчиком соблюдена.

Учитывая изложенное, оспариваемое постановление является законным и обоснованным, в связи с чем вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных Обществом требований правомерен.

Приведенные Обществом в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.

При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ч.51 ст.211, ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда г.Москвы от 14.03.2014 по делу №А40-144182/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья: Е.В.Пронникова

Судьи: С.Л.Захаров

Э.В.Якутов