ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 09АП-12148/2012 от 07.06.2012 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: info@mail.9aac.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№09АП-12148/2012

г.Москва Дело №А40-11428/12-149-103

15 июня 2012 года

Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2012 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Попова В.И.,

судей:

Мухина С.М., Гончарова В.Я.,

при ведении протокола

помощником судьи Дутовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы на решение Арбитражного суда г.Москвы от 13.03.2012 по делу № А40-11428/12-149-103, судьи Кузина М.М.,

по заявлению ЗАО "Ледовый дворец "СОКОЛЬНИКИ" (ОГРН 1025003211980, 107113, Москва, ул.Сокольнический Вал, д.1 Б)

к Департаменту земельных ресурсов города Москвы (ОГРН 1037739510423, 115054, Москва, ул.Бахрушина, д.20)

о признании незаконным отказа в заключении договора, обязании заключить договор

при участии:

от заявителя:

Нурова Б.Н. по доверенности от 23.04.2012;

от ответчика:

Брызгалова А.Ф. по доверенности от 10.01.2012 №33-И-86/12;

У С Т А Н О В И Л:

Закрытое акционерное общество «Ледовый дворец «СОКОЛЬНИКИ» (далее Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных ресурсов города Москвы от 21.11.2011г. исх.№33-5РЗ-1229/11/011 в оформлении договора купли-продажи земельного участка с адресным ориентиром: ул.Сокольнический Вал, вл.1Б и обязании Департамент земельных ресурсов города Москвы заключить с Закрытым акционерным обществом «Ледовый дворец «СОКОЛЬНИКИ» договор купли-продажи земельного участка с адресным ориентиром: ул.Сокольнический Вал, вл.1Б.

Решением от 13.03.2012 года Арбитражный суд г.Москвы удовлетворил заявленные требования и возложил на ответчика в порядке, предусмотренном ст.201 АПК РФ обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем подготовки и направления в адрес ЗАО «Ледовый дворец «СОКОЛЬНИКИ» проекта договора купли-продажи земельного участка с адресным ориентиром: ул.Сокольнический Вал, вл.1Б.

Ответчик не согласился с принятым по делу судебным актом и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований.

В жалобе указывает на не выяснение судом всех существенных для дела обстоятельств и полагает, что у него отсутствовали правовые основания для оформления договора купли- продажи спорного земельного участка. В обоснование невозможности предоставления участка в собственности Заявителя, указывает на то, что участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ЗАО «Дворец Спорта «Сокольники», расположен на территории объекта культурного наследия, в охранной зоне памятников истории и культуры, на территории природного комплекса №1 ВАО «Лесопарк Сокольники».

В отзыве на жалобу Общество поддержало решение суда первой инстанции, просило оставить его без изменения, жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы жалобы, просил решение суда отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представитель Общества в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, просил оставить его без изменения, жалобу без удовлетворения.

Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены апелляционной инстанцией, в порядке ст.ст.266,268 АПК РФ.

Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, не усматривает оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения решения суда первой инстанции, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, заявитель является собственником зданий, расположенных по адресу: г.Москва, ул.Сокольнический Вал, д.1Б и ул.Сокольнический Вал, д.1 Б, стр.2.

Земельный участок (кадастровый номер 77-03-01001-053) с адресным ориентиром: ул.Сокольнический Вал, вл.1Б, на котором расположены здания, предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования Закрытому акционерному обществу «ДВОРЕЦ СПОРТА «СОКОЛЬНИКИ» на основании решения окружной комиссии по имущественно-земельным отношениям и градостроительству на территории ВАО от 14.02.2001г. №5.

Заявитель обратился в Службу «одного окна» в Территориальное управление Департамента земельных ресурсов города Москвы в Восточном административном округе с просьбой оформить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 77-03-01001-053.

21.11.2011г. (исх. №33-5РЗ-1229/11/011) Департамент земельных ресурсов города Москвы отказал Заявителю в оформлении договора купли-продажи земельного участка.

Отказ мотивирован нахождением участка на территории объекта культурного наследия (произведения садово-паркового искусства) регионального значения Парк «Сокольники» (решение Мосгорисполкома от 02.01.1979г. №3, п.3 ст.64 Федерального закона от 25.06.2002г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации»); в охранной зоне памятников истории и культуры (Постановление Правительства Москвы от 28.12.1999г. №1215 «Об утверждении зон охраны памятников истории и культуры г. Москвы (на территории между Камер-Коллежским валом и административной границей города)»); на территории объекта природного комплекса №1 ВАО «Лесопарк «Сокольники», являющейся территорией общего пользования (постановления Правительства Москвы от 19.01.1999г. №38 «О проектных предложениях по установлению границ природного комплекса с их описанием и закреплением актами красных линий», от 13.11.2007г. №996-ПП «О Генеральной схеме озеленения города Москвы на период до 2020 года», Закон города Москвы от 05.06.2008г №28 «Градостроительный кодекс города Москвы»).

Также ответчиком сделан вывод о том, что земельный участок является участком общего пользования и не подлежат приватизации в соответствии с п.12 ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации и п.8 ст.28 Федерального закона от 21.12.2001г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», постановлением Правительства Москвы от 20.08.2007г. №753-ПП «Об обременениях земельных участков и ограничениях их использования в городе Москве».

Посчитав отказ незаконным, Общество обратилось в Арбитражный суд г.Москвы.

В круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.

Как установлено в апелляционном суде, суд первой инстанции правильно определил правовую природу спорных правоотношений и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил имеющие значение для дела обстоятельства.

Рассматривая спор и признавая незаконным оспариваемый отказ, суд первой инстанции, вопреки доводам жалобы, правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.

Поддерживая указанный вывод суда первой инстанции, коллегия считает необходимым отметить следующее.

Как следует из статьи 3 Закона города Москвы от 19.12.2007 №48 «О землепользовании в городе Москве» компетенцией по распоряжению земельными участками и по передаче органам исполнительной власти города Москвы полномочий по управлению и распоряжению земельными участками наделено Правительство Москвы.

В соответствии с п.п.1.1, 2.2.3, 2.2.4 Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 №949-ПП, Департамент является уполномоченным органом по заключению договора купли-продажи земельного участка, находящегося в собственности города Москвы.

Учитывая положения указанных норм права, ответчик наделен полномочиями по принятию испрашиваемых решений.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, которую поддерживает суд апелляционной инстанции.

Коллегия считает, что вопреки доводам жалобы суд первой инстанции полно установил существенные для дела обстоятельства и дал им надлежащую оценку применительно к нормам права, регулирующим возникший спор.

В соответствии с п.1 ст.35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник

В силу п.3 ст.552 Гражданского кодекса Российской Федерации при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем Продавцу на праве собственности, Покупатель приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях, что и Продавец недвижимости.

Согласно пункту 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005г. №11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» покупатель здания вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на это здание; в случае, если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем Продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а Покупателю согласно статье 20 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок на таком праве предоставляться не может, последний как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением здания (п.2 ст.268, п.1 ст.271 ГК РФ), может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, предусмотренном п.2 ст.3 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу п.2 ст.3 Федерального закона Российской Федерации «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» юридические лица (за исключением государственных и муниципальных учреждений, казенных предприятий, центров исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления) обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 01.01.2012г. в соответствии с правилами ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, ссылка ответчика на невозможность заключения договора, ввиду нахождения спорного участка в постоянном (бессрочном) пользовании у ЗАО «Дворец Спорта «СОКОЛЬНИКИ» несостоятельна.

Кроме того, ЗАО «ДВОРЕЦ СПОРТА «СОКОЛЬНИКИ» не против передачи земельного участка в собственность Заявителя, о чем свидетельствует письмо от ЗАО «ДВОРЕЦ СПОРТА «СОКОЛЬНИКИ».

Согласно п.1 ст.36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с п.5 приведенной нормы, для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.

Из п.6 этой же статьи ЗК РФ следует, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Как установлено судом первой инстанции и не оспаривалось сторонами, необходимый комплект документов для принятия решения о приватизации земли Обществом был представлен.

В соответствии с п.1 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008г. №437, Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере земельных отношений (за исключением земель сельскохозяйственного назначения, а также перевода земель водного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории).

Так, согласно позиции Министерства экономического развития Российской Федерации в настоящее время правовой статус, границы, дальнейшее развитие парка «Сокольники» регламентируются постановлением Правительства Москвы от 28.04.2009г. №367-ПП «Об образовании особо охраняемой природной территории «Природно-исторический парк «Сокольники» и проекте планировки территории парка культуры и отдыха «Сокольники».

Из вышеуказанного постановления следует, что земельный участок, который Заявитель пытается приобрести в собственность, не располагается на территории объекта культурного наследия (произведения садово-паркового искусства).

Согласно письму Генеральной прокуратуры РФ земельным законодательством введены ограничения на выкуп земельных участков, занятых особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия. Следовательно, расположение земельного участка на территории объекта культурного наследия регионального значения сам по себе не является по федеральному законодательству препятствием для его выкупа.

Нахождение участка в границах охранной зоны памятников истории и культуры не является препятствием для его выкупа.

Так, Федеральный закон от 25.06.2002г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» лишь регулирует особенности режима использования земельных участков, входящих в территории объектов культурного наследия и не ограничивает его оборотоспособности.

В соответствии со ст.48 Федерального закона от 25.06.2002г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» Объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Из смысла ст.50 Федерального закона от 25.06.2002г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» только в государственной собственности могут быть Объекты культурного наследия, отнесенные к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, памятники и ансамбли, включенные в Список всемирного наследия, историко-культурные заповедники и объекты археологического наследия.

Кроме того, земельный участок находится в границах охранной зоны объекта культурного наследия. В связи с тем, что охранная зона устанавливается вокруг самого объекта культурного наследия, то вести речь о нахождении объекта культурного наследия непосредственно на земельном участке не представляется возможным (Письмо Минэкономразвития России от 31.05.2010 г. № Д23-1993).

Нахождение земельного участка в охранной зоне памятников истории и культуры также не является препятствием для оформления его в собственность юридическому лицу. Данной позиции придерживается Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (Постановление от 21.07.2009г. №3573/09).

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 28.04.2009г. №367-ПП «Об образовании особо охраняемой природной территории «Природно-исторический парк «Сокольники» и проекте планировки территории парка культуры и отдыха «Сокольники» должна быть разработана Целевая программа сохранения и развития особо охраняемых природных территорий города Москвы.

Заказчиком на разработку Целевой программы сохранения и развития особо охраняемых природных территорий города Москвы на 2011-2013гг. выступает Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. Информация в государственный кадастр ООПТ вводится по мере актуализации данных.

Как верно отмечено судом первой инстанции, в настоящее время Целевая программа сохранения и развития особо охраняемых природных территорий города Москвы на 2011-2013 гг. находится в стадии разработки и не утверждена Правительством Москвы.

Сроки выполнения работ, предусмотренные п.11 постановления Правительства Москвы от 28.04.2009г. №367-ПП «Об образовании особо охраняемой природной территории «Природно-исторический парк «Сокольники» и о проекте планировки территории Парка культуры и отдыха «Сокольники» были продлены до конца 2010 года.

В связи с изменением плана проведения работ в 2010 и 2011гг. до настоящего времени, работа по актуализации границ и определению линий градостроительного регулирования границ «Природно-исторического парка «Сокольники» и объекта природного комплекса «Лесопарк «Сокольники» не выполнены.

По информации Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы, Постановлением Правительства Москвы от 28.04.2009г. №367-ПП «Об образовании особо охраняемой природной территории «Природно-исторический парк «Сокольники» и о проекте планировки территории Парка культуры и отдыха «Сокольники», земельный участок заявителя по адресу: Сокольнический вал, вл.1Б, в границы особо охраняемой природной территории (ООПТ) «Природно-исторического парка «Сокольники» не включен.

Таким образом, в рамках выполнения положений нормативных документов Правительства Москвы, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы не может предоставить информацию о статусе территории, занимаемой земельным участком Ледового дворца «Сокольники» по адресу: Сокольнический вал, д. 1Б, до завершения работ по уточнению данных о сторонних пользователях и уточнении границ занимаемых ими территорий и уточнения границ Парка «Сокольники» соответственно. На данный момент исполнительные органы власти Правительства Москвы, в том числе ответчик- в лице Департамента земельных ресурсов города Москвы по ВАО, в рамках принятия решения по отчуждению земельного участка, в согласовательной части, вынуждены руководствоваться информацией из соответствующих баз данных, которые на данный момент не приведены в соответствие.

Таким образом, учитывая приведенные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно указал на то, что неисполнение органами власти города Москвы положений нормативных правовых актов не может служить препятствием для оформления земельного участка Заявителя в собственность.

Приведенные данные свидетельствуют об обоснованности вывода суда первой инстанции о несоответствии оспоренного отказа ДЗР от 21.11.2011г. исх. №33-5РЗ-1229/11/011 по оформлению договора купли-продажи земельного участка с адресным ориентиром: ул.Сокольнический Вал, вл.1Б требованиям Земельного кодекса РФ и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Также коллегия считает необходимым отметить, что судом правомерно, с учетом положений ст.36 ЗК РФ и абз.6 п.4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005г. №11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», в порядке ст.201 АПК РФ, избран способ восстановления нарушенных прав Общества, который в порядке апелляционного производства не оспаривается.

Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г.Москвы от 13.03.2012 по делу №А40-11428/12-149-103 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья: В.И. Попов

Судьи: С.М. Мухин

В.Я. Гончаров

Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.