ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 09АП-12359/2012 от 04.07.2012 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: info@mail.9aac.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№09АП-12359/2012

г.Москва Дело №А40-128173/11-148-1165

10 июля 2012 года

Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме 10 июля 2012 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Попова В.И.,

судей:

Поташовой Ж.В., ФИО1,

при ведении протокола

помощником судьи Дутовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства города Москвы на решение Арбитражного суда г.Москвы от 13.03.2012 по делу № А40-128173/11-148-1165, судьи Нариманидзе Н.А.,

по заявлению ООО «СпектрСтрой» (ОГРН <***>, 141401, <...>)

к Правительству города Москвы (ОГРН <***>, 125032, Москва, ул.Тверская, д.13)

третье лицо: Москомархитектура (ОГРН <***>, 125047, Москва, Триумфальная пл., д.1, стр.1)

о признании незаконными бездействия,

при участии:

от заявителя:

ФИО2 по доверенности от 30.08.2011 №03;

от ответчика:

ФИО3 по доверенности от 24.11.2011 №4-47-8223/1-1; ФИО4 по доверенности от 23.01.2012 №4-47-68/2;

от третьего лица:

не явился, извещен;

У С Т А Н О В И Л:

ООО «СпектрСтрой» (далее– Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Москвы и Департамента городского строительства, выразившегося в не принятии в установленном порядке распоряжения о проектировании и строительстве ООО «СпектрСтрой» гостиницы категории 3 звезды на 153 номера с автостоянкой на 217 машиномест по адресу: <...> вл.12 и не утверждении акта разрешенного использования участка территории градостроительного объекта (земельного участка) для осуществления строительства, реконструкции №А-4151/96 от 01.08.2007г. (далее по тексту- АРИ) для использования на новое строительство гостиницы в ЦАО г.Москвы район Таганский, ул.Рогожский Вал, вл.12 общей площадью 27300 кв.м. на 153 номера с автостоянкой на 217 машиномест на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0006030:1001 и об обязании Правительства Москвы издать распоряжение о проектировании и строительстве ООО «СпектрСтрой» гостиницы категории 3 звезды на 153 номера с автостоянкой на 217 машиномест по адресу: <...> вл.12 на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0006030:1001 и утверждении акта разрешенного использования участка территории градостроительного объекта (земельного участка) для осуществления строительства, реконструкции №А-415-1/96 от 01.08.2007г.

В порядке ст.49 АПК РФ Заявитель отказался от требований к Департаменту городского строительства.

Решением от 13.03.2012 Арбитражный суд г.Москвы удовлетворил заявленные к Правительству Москвы требования, производство по делу в отношении Департамента городского строительства, прекратил.

При этом, суд указал на наличие совокупности необходимых условий, предусмотренных ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее– АПК РФ). При принятии решения суд учел выводы, сделанные Арбитражным судом г.Москвы по делу №А40-70446/08-135-554.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Правительство Москвы обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, полагает, что суд, при рассмотрении спора неверно применил нормы материального и процессуального права, что привело к принятию неверного решения. Указало на невозможность в настоящий период выдачи Обществу АРИ, ввиду изменившегося законодательства, а также на то, что ГПЗУ ему было выдано, что свидетельствует об отсутствии оспариваемого бездействия.

В отзыве на апелляционную жалобу Общество поддержало решение суда первой инстанции, просило оставить его без изменения, жалобу без удовлетворения.

Законность и обоснованность принятого по делу решения, проверены апелляционной инстанцией в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ.

Суд апелляционной инстанции, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, ввиду несоответствия выводов изложенных в решении, обстоятельствам дела.

Как следует из фактических обстоятельств и материалов дела Постановлением Правительства Москвы от 24 августа 2004 года №574-ПП «О генеральной схеме размещения гостиниц в городе Москве до 2010 года» утверждена Генеральная схема размещения гостиниц в городе Москве до 2010 года и Адресный перечень мест размещения гостиниц на период 2006 - 2010 годы.

В приложении №3 к Постановлению Правительства Москвы от 24 августа 2004 года №574-ПП Адресного перечня жилой территории Центрального административного округа Москвы местом строительства гостиницы ориентировочной емкостью 130 мест указан адрес: ул. Рогожский вал, вл. 12.

По результатам открытого аукциона, по реализации инвестиционных проектов на право заключения договора на право проведения предпроектной проработки земельного участка по адресу: ул.Рогожский вал, вл. 12 (Центральный административный округ г.Москвы), для строительства объекта гостиничного хозяйства ориентировочной площадью 0,26 га, примерной емкостью 130 мест, разработки акта разрешенного использования с целью получения права на его застройку, победителем аукциона признано ООО «СпектрСтрой».

Результаты проведенного аукциона утверждены Распоряжением Правительства Москвы от 16 августа 2005 года №1561-РП.

Между Правительством Москвы и ООО «СпектрСтрой» 23 сентября 2005 года заключен договор (зарегистрированный 27 сентября 2005 года за №12-073312-5001-0012-00001-05) на право проведения предпроектной проработки земельного участка для строительства объекта гостиничного хозяйства по адресу: ул.Рогожский вал, вл.12 (Центральный административный округ города Москвы, район Таганский), сроком действия- один год с момента подписания. Дополнительным соглашением от 05 сентября 2007 года №1 стороны продлили срок действия договора до 31 июля 2007 года.

Предметом договора является осуществление инвестором-победителем аукциона за счет собственных и/или привлеченных средств комплекса работ с целью последующего получения инвестором права на застройку земельного участка, расположенного по адресу: ул. Рогожский вал, вл.12 площадью 0,26 га на условиях внесения платы за право заключения договора долгосрочной аренды земли.

11 сентября 2007 года сторонами договора подписан Акт выполненных работ по договору, приложением к которому является Акт от 01 августа 2007 года №А-4151/96 разрешенного использования участка территории градостроительного объекта (земельного участка) для осуществления строительства, реконструкции.

Во исполнение пункта 7 Распоряжения Правительства Москвы от 16 августа 2005 года №1561-РП был разработан проект Распоряжения Правительства Москвы «О проектировании и строительстве гостиничного комплекса по адресу: Рогожский вал, вл.12 (ЦАО г. Москвы)», который согласован с заявителем.

Распоряжением Департамента земельных ресурсов г.Москвы от 25 июня 2008 года №1819 утвержден проект границ земельного участка для нового капитального строительства гостиничного комплекса. Данный земельный участок прошел кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 77:01:0006030:1001.

Вступившим в законную силу судебным актом от 20.12.2009г. по делу А40-70446/ 08-135-554 Арбитражный суд города Москвы обязал Правительство Москвы в лице Департамента имущества г.Москвы выполнить действия, направленные на заключение с истцом договора аренды земельного участка, а именно: подготовить и направить в адрес ООО «СпектрСтрой» проект договора аренды земельного участка площадью 0,26 га с кадастровым № 77:01:0006030: 1001, расположенного по адресу: <...> вл.12(ЦАО г.Москвы) сроком на 49 лет для целей проектирования и строительства гостиничного комплекса с установлением арендной платы в соответствии с нормативными актами г.Москвы. 09.07.2010 года указанный договор был заключен.

Обращаясь в суд с настоящим заявлением, Общество, ссылаясь на п.3.1.4. договора от 27.09.2005г., согласно которого Правительство Москвы обязалось оказать победителю аукциона необходимое содействие по вопросам, входящим в его компетенцию, в том числе, обеспечить подготовку и выпуск распорядительного документа для реализации инвестиционного проекта строительства объекта гостиничного хозяйства, а также на установленные вступившим в законную силу судебным актом, просило признать незаконным бездействие ответчика, поскольку на обращение от 01.09.2011 об утверждении АРИ или иного документа, позволяющего приступить к строительству, письмом №Д1-973/10-0-/14)-2 от 28.09.2011г. он отказался утвердить АРИ №А-415-1/96, выданный Москомархитектурой 01.08.2007г. и (или) издать иной документ, позволяющий ООО «СпектрСтрой» приступить к непосредственному проектированию и строительству гостиничного комплекса в размерах и экономических показателях указанных в нем на земельный участок по адресу <...>.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.

Согласно раздела 1 Главы 1 Положения «О едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в г. Москве», утвержденного Распоряжением Мэра Москвы от 11.04.2000 №378-РМ (в ред. от 11.07.2006 года) результатом предпроектной подготовки является правовой акт городской администрации (разрешение на осуществление градостроительной деятельности).

В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона города Москвы от 09.07.2003 №50 (ред. от 05.07.2006) «О порядке подготовки и получения разрешений на строительство, реконструкцию градостроительных объектов в городе Москве» решением о строительстве, реконструкции градостроительного объекта категории III является правовой акт Правительства Москвы или в случаях, установленных нормативными правовыми актами Правительства Москвы, правовой акт уполномоченного территориального органа исполнительной власти города Москвы.

В силу пункта 4 статьи 5 указанного Закона оформленный в установленном порядке акт разрешенного использования участка территории градостроительного объекта подлежит регистрации в государственном градостроительном кадастре города Москвы, является обязательной частью решения о строительстве, реконструкции, утверждается в составе решения о строительстве, реконструкции.

Учитывая данные положения норм права, суд пришел к выводу, что, утверждение Акта разрешенного использования в составе разрешения на строительство путем издания распорядительного документа находится в соответствии со статьей 13 Закона города Москвы от 20.12.2006 №65 «О Правительстве Москвы» в компетенции Правительства Москвы.

Принимая во внимание положения п.7 ст.13 этого же Закона, суд также пришел к выводу о наличии оспариваемого бездействия Правительства Москвы, выразившегося в не издании распорядительного документа в виде распоряжения Правительства Москвы о проектировании и строительстве Заявителем указанной выше гостиницы и об утверждении Акта разрешенного использования от 01.08.2007г. №А-4151/96.

Рассмотрев спор повторно, коллегия считает указанные выводы суда ошибочными.

При вынесении решения, судом не учтено следующее.

Согласно пункта 4 статьи 5 Закона города Москвы от 09.07.2003 №50 (ред. от 05.07.2006) «О порядке подготовки и получения разрешений на строительство, реконструкцию градостроительных объектов в городе Москве» оформленный в установленном порядке акт разрешенного использования участка территории градостроительного объекта подлежит регистрации в государственном градостроительном кадастре города Москвы, является обязательной частью решения о строительстве, реконструкции, утверждается в составе решения о строительстве, реконструкции.

Статьей 77 Закона города Москвы от 25.06.2008 №28 «Градостроительный кодекс города Москвы» (далее- Градостроительный кодекс г.Москвы) признан утратившим силу Закон города Москвы от 09.07.2003 года №50 «О порядке подготовки и получения разрешений на строительство, реконструкцию градостроительных объектов в городе Москве».

Пунктом 2 статьи 43 Градостроительного кодекса г.Москвы установлено, что градостроительный план земельного участка является обязательным документом, который представляется застройщиком или заказчиком для проведения государственной экспертизы проектной документации, получения разрешения на строительство, получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

В соответствии с пунктом 9 данной статьи порядок разработки, оформления и утверждения градостроительных планов земельных участков, состав, требования к содержанию градостроительных обоснований и порядок их разработки устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Москвы в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Кодексом.

Таким образом, с момента вступления в законную силу Градостроительного кодекса г.Москвы нормы Закона города Москвы от 09.07.2003 №50, предусматривающие выдачу и утверждение такого документа, как акт разрешенного использования участка территории градостроительного объекта, утратили силу.

При этом, постановлением Правительства Москвы от 02.09.2008 №801-ПП «О порядке разработки, оформления и утверждения градостроительных планов земельных участков на территории города Москвы» определен порядок утверждения актов разрешенного использования, выданных до вступления в силу Градостроительного кодекса города Москвы.

Согласно п.5.3. указанного Постановления, выданные Москомархитектурой, но не утвержденные в установленном порядке до вступления в силу Градостроительного кодекса города Москвы акты разрешенного использования, утверждаются до истечения срока их действия, но не позднее 01.09.2009 правовыми актами Правительства Москвы. При этом указанные акты разрешенного использования, представленные застройщиком (заказчиком) после утверждения, но не позднее 30.09.2009 для проведения экспертизы проектной документации, являются основанием для получения разрешения на строительство, реконструкцию и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Таким образом, основанием для получения разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может являться акт разрешенного использования, при условии его утверждения Правительством Москвы не позднее 01.09.2009 и представления застройщиком для проведения экспертизы проектной документации- не позднее 30.09.2009.

Акт разрешенного использования от 01.08.2007 №А-4151/009 зарегистрирован в государственном градостроительном кадастре г.Москвы 16.08.2007.

Как указано выше, Общество обратилось к ответчику с заявлением об утверждении АРИ или иного документа, необходимого для проектирования и строительства гостиницы, 01.09.2011 года.

Таким образом, учитывая указанные нормы права и обстоятельства настоящего спора, коллегия приходит к выводу об отсутствии у ответчика правовых оснований для совершения действий по утверждению АРИ.

При этом, коллегия отмечает, что ответчиком рассмотрено заявление Общества от 01.09.2011. Из письма Москомархитектуры от 22.09.2011 (т.1 л.д.32) следует, что ГПЗУ Обществу будет выдано в срок до 16.10.2011.

Согласно материалам дела ГПЗУ по данному объекту зарегистрирован 12.10.2011 и выдан на руки представителю Общества 18.10.2011 года. (л.д.40-45 т.2).

Учитывая данные обстоятельства, а также положения ст.51 ГрК РФ, постановления Правительства Москвы от 16.06.2011 №272-ГШ «Об утверждении Положения о Комитете государственного строительного надзора города Москвы» у ответчика в данном случае отсутствовала установленная законом обязанность по совершению испрашиваемых действий, а именно вынесению распорядительного акта. (распоряжения).

Согласно пункту 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативно-правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа, совершившего оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Рассмотрев спор повторно, в пределах, установленных законом, апелляционный суд считает, что оспоренные действия ответчика не противоречат нормам законодательства, регулирующего спорные правоотношения, а следовательно, не могут нарушать законных прав и интересов Общества.

Учитывая изложенное, апелляционным судом не установлено наличие совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных Обществом требований, а следовательно обжалованный судебный акт подлежит отмене, а в удовлетворении требований Общества надлежит отказать.

Срок, предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ, заявителем не пропущен. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда г.Москвы от 13.03.2012 по делу №А40-128173/11-148-1165 отменить в части удовлетворения требований к Правительству Москвы.

В удовлетворении заявления ООО «СпектрСтрой» (ОГРН <***>) о признании незаконным бездействия Правительства Москвы, выразившегося в непринятии в установленном порядке распоряжения о проектировании и строительстве ООО «СпектрСтрой» гостиницы категории 3 звезды на 153 номера с автостоянкой на 217 машиномест по адресу: <...> вл.12, и неутверждении акта разрешенного использования участка территории градостроительного объекта (земельного участка) для осуществления строительства, реконструкции №А-4151/96 от 01.08.2007 для использования на новое строительство гостиницы в ЦАО г.Москвы, район Таганский, ул.Рогожский Вал, вл.12, общей площадью 27 300 кв.м. на 153 номера с автостоянкой на 217 машиномест на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0006030:1001, отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья: В.И. Попов

Судьи: Ж.В. Поташова

ФИО1

Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.