ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 09АП-12970/07 от 09.10.2007 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, г. Москва, пр. Соломенной Сторожки, д. 12

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Москва

16 октября 2007 года                                 Дело №  09АП-12970/2007-АК

Резолютивная часть  постановления объявлена 09 октября 2007 года 

Полный текст постановления изготовлен  16 октября 2007 года    

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего - судьи          Е.А. Солоповой

судейВ.Я. Голобородько, Т.Т Марковой

при ведении протокола судебного заседания секретарями   судебного   заседания М.А. Дашиевой и  Е.А. Федотовой

Рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу

ОАО «Инвестиционная компания связи» (ОАО «Связьинвест»)

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.07.2007 

по делу №  А40-23705/07-87-123, принятое судьей В.А. Хохловым

по заявлению ОАО «Инвестиционная компания связи»

кМежрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 7

о признании частично недействительным решения от 08.02.2007  № 2

при участии:

от заявителя - А.С. Лунина,  М.В. Батманов

от заинтересованного лица - Н.А. Сляднева, Н.А. Чикунова,                  

                                                  Н.Л.Воробкова, И.М.Кружкова

УСТАНОВИЛ:

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв в судебном заседании с                       03 октября по 09 октября 2007.

ОАО «Инвестиционная компания связи» (ОАО «Связьинвест») (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением  к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 7 (далее – налоговый орган, инспекция, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения от 08.02.2007 № 2 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части:

- взыскания с общества неполностью уплаченного ЕСН в сумме 2 020 716,72 руб. и соответствующих сумм пени за просрочку исполнения обязанности по уплате налога;

- привлечения общества к налоговой ответственности по статье 120 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере              15 000 руб.;

- привлечения общества к налоговой ответственности по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере             308 115 руб.;

- предложения  обществу уплатить  и  исчислить  взносы  на  обязательное пенсионное страхование за 2003-2004, соответствующие пени и штраф;

- предложения обществу уплатить взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 2 750 руб. за 2005, соответствующие пени и штраф (с учетом уточненных требований в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Арбитражный суд города Москвы решением от 25.07.2007, с учетом определений суда от 02.08.2007, 03.09.2007 по делу, заявленные требования удовлетворил частично: признал недействительным решение от 08.02.2007 № 2 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления обществу ЕСН в сумме 3 600 руб. и взыскании штрафа в размере 15 000 руб. по пункту 1.2 решения.

В остальной части в удовлетворении заявленных требований общества  отказано.

Не согласившись с принятым решением, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит изменить решение суда, вынесенное с учетом определений суда от 02.08.2007, 03.09.2007 по делу, и признать недействительным оспариваемое решение инспекции в части отказа в удовлетворении требований общества.

В обоснование своей позиции заявитель ссылается на то, что судом первой  инстанции не исследованы фактические обстоятельства дела и неверно применен закон, подлежащий применению.

Отзыв на апелляционную жалобу налоговым органом не представлен, в письменных пояснениях инспекция просит решение суда оставить без изменения, как соответствующее действующему законодательству, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда представители заявителя поддержали доводы и требования апелляционной жалобы, представители заинтересованного лица возражали  против удовлетворения апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность принятого решения при отсутствии возражений сторон проверены в обжалуемой части в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и письменных пояснений, заслушав представителей участвующих в деле лиц,  считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 25.07.2007 не имеется.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка общества по соблюдению правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей за   период с 01.01.2003 по 31.12.2005.

По итогам проверки 29.12.2006 инспекцией был составлен акт               № 17.

Решением инспекции от 08.02.2007 № 2 общество привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной:

-  пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату (неполную уплату) суммы ЕСН в виде штрафа в размере 544.457,48 руб., в том числе:

ПФ РФ - 463.849,92 руб.;

ФСС - 43.310,40 руб.;

ФФОМС - 1.881,66 руб.;

ТФОМС - 35.325,50 руб. (пункт  1.1 решения);

- пунктом 2 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения в виде штрафа в размере 15.000 руб. (пункт 1.2 решения);

- статьей 27 Закона №167-ФЗ за неуплату (неполную уплату) взносов обязательного пенсионного страхования за 2005 в виде штрафа в размере 9.034,03 руб. (накопительная часть - 3.618,11 руб.; страховая часть - 5.415,92 руб.) (пункт 1.3 решения).

Пунктом 2 решения обществу предложено уплатить в срок, указанный в требовании, суммы:

- налоговых санкций в размере 544.367,48 руб.;

- неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов (сборов) - 3.216.308,98 руб.:

ПФ РФ - 2.800.858,11 руб.;

ФСС - 216.551,98 руб.;

ФФОМС - 22.271,38 руб.;

ТФОМС - 176.627,51руб.;

- пени за несвоевременную уплату налогов (сборов):

по ЕСН - 778.128,47 руб., в том числе:

ПФ РФ (федеральный бюджет) - 660.948,71 руб.;

ФСС - 57.396,45 руб.;

ФФОМС - 1.489,81 руб.;

ТФОМС - 58.293,50 руб.

ОПС- 4.812,86 руб. (накопительная часть - 391,81 руб., страховая часть - 4.421,05 руб.) - п. 2.1 решения; доначислить и уплатить взносы на обязательное пенсионное страхование за 2005 в размере 120.118,23 руб., в том числе: страховая часть - 101.027,66 руб.; накопительная часть - 19.090,57 руб. (пункт 2.2 решения);

внести необходимые исправления в бухгалтерский учет (пункт  2.3 решения).

На решение инспекции обществом в Федеральную налоговую службу России подана жалоба от 19.02.2007 (том 1 л.д.89-110).

Решением Федеральной налоговой службы России №ММ-26-08/327@ от 19.04.2007 (том 1 л.д. 111-126) жалоба общества частично удовлетворена и в соответствии со статьей 140 Налогового кодекса Российской Федерации решение инспекции от 08.02.2007 №2 изменено в части следующих сумм доначислений:

- неуплата (неполная уплата) единого социального налога в размере 2 029 850,32 руб., в том числе:

ПФ РФ (федеральный бюджет) - 1 759 616,39 руб.; ФСС -                       140 205,76 руб.; ФФОМС - 8 945,54 руб.; ТФОМС - 121 082,63 руб.

- пени за несвоевременную уплату налогов (сборов) в размере                445 072,57 руб., в том числе:

ПФ РФ (федеральный бюджет) - 363 553,67 руб.; ФСС                      38 615,19 руб.; ФФОМС 601,90 руб.; ТФОМС 42 301,81 руб.;

- налоговые санкции в виде штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации  в размере 308 115,62 руб.;

- налоговые санкции в виде штрафа по пункту 2 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации  в размере 15 000 руб.

Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом решения.

1. Налоговым органом обществу доначислен ЕСН по выплатам премий по приказам: № 19-П от 01.03.2005, № 21-П от 14.04.2005, № 63-П от 02.12.2005, № 62-П от 01.12.2005 в размере 481 103,08 руб.; по приказам № 59-П, 60-П, 61-П от 15.12.2004, № 72-П, 73-П, 74-П от 27.12.2005 в размере 18 605,60 руб.; по приказу № 15-П в размере 43 200 руб.; по приказам № 14-П от 08.04.2003 и № 8-П от 03.03.2003 в размере                       440 210 руб.

Данные доначисления инспекции правомерно признаны обоснованными  судом первой инстанции, исходя из следующего.

Судом первой инстанции установлено, что общество выплачивает дополнительные единовременные выплаты в размере и порядке, предусмотренном Положением «О социальных гарантиях работникам            ОАО «Связьинвест».

В соответствии со статьей 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.

Согласно Положению о премировании работников общества, утвержденному приказом ОАО «Связьинвест» от 28.09.2001 № 86, действовавшему до 30.03.2003 (т. 5 л.д. 127-128) (далее - Положение о премировании), премирование работников общества производится ежеквартально при условии обеспечения в целом по зависимым обществам электросвязи выполнения показателя «Прибыль от реализации» сводного бизнес-плана общества нарастающим итогом с начала  года. При невыполнении этого показателя средства на премирование резервируются и выплачиваются по мере ликвидации допущенного отставания или ранее по решению генерального директора общества.

В соответствии с п. 14 указанного Положения о премировании дополнительно к квартальным премиям первые заместители генерального директора, заместители генерального директора (по согласованию с первым заместителем генерального директора по подчиненности), главный бухгалтер (по согласованию с курирующим заместителем генерального директора) могут ежемесячно представлять в Департамент персонала для подготовки проекта приказа и последующего внесения на утверждение генерального директора предложения по премированию работников за выполнение наиболее важных заданий.

Таким образом, согласно данному Положению о премировании выплачиваемые работникам общества премии направлены на повышение производительности труда и, как следствие, на увеличение дохода общества.

Правилами внутреннего трудового распорядка для работников общества, утвержденными протоколом Правления общества от 19.11.2002 № 13 (т. 5 л.д 81-90) (далее - Правила внутреннего распорядка), установлено, что за высокопрофессиональное    выполнение трудовых обязанностей, инициативность и предприимчивость, приносящие выгоду обществу, продолжительную и безупречную работу и другие успехи в труде применяются следующие меры поощрения работников общества: объявление благодарности; выдача премии; награждение ценным подарком; представление к награждению правительственными и ведомственными наградами.

Приказом общества от 30.06.2003 № 45 (т. 5 л.д.98-102) утверждена новая редакция «Положения о премировании работников                                 ОАО «Связьинвест».

В дальнейшем приказом ОАО «Связьинвест» от 23.03.2004 № 11              (т. 5 л.д. 111-118) утверждена новая редакция «Положения о премировании работников ОАО «Связьинвест», введенное в действие с 01.01.2004.

Судом первой инстанции установлено, что Положения о премировании работников ОАО «Связьинвест» разработаны в целях стимулирования работников общества в достижении установленных целей деятельности и поощрения за производственные результаты и высокие достижения в труде.

Довод общества о том, что вышеназванные выплаты производились в связи с праздничными днями, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку в соответствии с положениями о премировании и Правилами внутреннего распорядка указанные выплаты производились при подведении итогов работы работников общества на определенную дату, которая соответствовала праздничным дням.

Судом первой инстанции правомерно отклонен довод общества о том, что данные премии не могут относиться к расходам, учитываемым в целях налогообложения налогом на прибыль организаций, и, как следствие, не подлежат включению в налоговую базу по единому социальному налогу.

Судом первой инстанции установлено, что согласно представленным в ходе проведения проверки документам общества в бухгалтерском учете отражено, что премии выплачивались не из средств специальных фондов, сформированных за счет чистой прибыли.

Пункт 49 ст. 270 Налогового кодекса Российской Федерации к расходам, не учитываемым в целях налогообложения налогом на прибыль организаций, относит иные расходы, не соответствующие критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Кодекса.

Пункт 2 статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации относит к расходам на оплату труда начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели.

При таких обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что указанные выплаты общества в пользу своих работников, соответствующими нормам пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому расходы по выплате данных премий согласно пункту 2 статьи 255 Кодекса должны учитываться как расходы на оплату труда, уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций.

Доводы общества о том, что деятельность общества по внедрению программного обеспечения OracleE-BusinnessSuiteне была направлена на получение заявителем дохода; часть премий выплачена не как поощрение труда, а из личных симпатий; часть премий выплачена в связи с приобретением акций общества, при том, что данные акции обществом не реализовывались; часть премий выплачена в связи с праздниками, в данном случае признаются судом несостоятельными и отклоняются.

2. В ходе выездной налоговой проверки инспекцией установлено  занижение налоговой базы по ЕСН. Налоговым органом обществу доначислены ЕСН за 2003 в размере 503 182 руб. и за 2004 в размере               529 583, 40 руб.

Данные доначисления инспекции правомерно признаны обоснованными  судом первой инстанции, исходя из следующего.

Судом первой инстанции установлено, что обществом (вкладчик) и Негосударственным пенсионным фондом «Телеком-Союз» (Фонд) заключены договорыо негосударственном пенсионном обеспечении от 28.12.1999 №41/99 (том 6 л.д. 26-31) и от 15.05.2002 № 100/02                    (том 6 л.д. 32-35), предметом которых является пенсионное обеспечение участников, являющихся работниками  вкладчика,  согласно  пенсионной  схеме с солидарной  ответственностью.

Пунктом 7 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде взносов на негосударственное пенсионное обеспечение, кроме взносов, указанных в статье 255 Кодекса.

Согласно пункту 16 статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации к расходам на оплату труда относятся суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным в пользу работников со страховыми организациями (НПФ).

Трудовыми договорами (т. 5 л.д. 40-80), заключенными обществом с работниками, предусмотрено, что работодатель обязуется осуществлять за работника выплаты в негосударственный пенсионный фонд с целью дополнительного пенсионного обеспечения работника в объеме и на условиях, установленных для всех работников.

Таким образом, в случаях добровольного страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) суммы платежей (взносов) работодателей относятся к расходам на оплату труда по договорам негосударственного пенсионного обеспечения при условии применения пенсионной схемы, предусматривающей учет пенсионных взносов на именных счетах участников негосударственных пенсионных фондов, и (или) добровольного пенсионного страхования при достижении участником и (или) застрахованным лицом пенсионных оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, дающих право на установление пенсии по государственному пенсионному обеспечению и (или) трудовой пенсии, и в течение периода действия пенсионных оснований. При этом договоры негосударственного пенсионного обеспечения должны предусматривать выплату пенсий до исчерпания средств на именном счете участника, но в течение не менее пяти лет, а договоры добровольного пенсионного страхования - выплату пенсий пожизненно.

Суд первой инстанции с учетом Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»  сделал правильный вывод о том, что пенсионные взносы, перечислявшиеся обществом до 01.01.2005 на солидарный счет по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным с Негосударственным пенсионным фондом «Телеком-Союз», должны были относиться к расходам, учитывающимся для целей налогообложения прибыли.

В соответствии с нормой пункта 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации  объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков-организаций, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг                  (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Положениями пункта 1 статьи 237 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 238 настоящего Кодекса), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица-работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования                (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подпункте 7 пункта 1 статьи 238 настоящего Кодекса).

Положения пункта 3 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривают, что выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 13 Информационного письма от 14.03.2006 № 106 указал, что при определении налоговой базы по единому социальному налогу необходимо иметь в виду, что пункт 3 статьи 236 Кодекса не предоставляет налогоплательщику права выбора, по какому налогу (единому социальному налогу или налогу на прибыль) уменьшать налоговую базу на сумму соответствующих выплат. Данная норма подразумевает, что при наличии соответствующих норм в главе 25 «Налог на прибыль организаций» Кодекса налогоплательщик не имеет права исключать суммы, отнесенные законом к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, из налоговой базы по единому социальному налогу.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что произведенные в проверяемый период обществом премии своим работникам, а также перечисляемые обществом в Негосударственный пенсионный фонд «Телеком-Союз» пенсионные взносы на пенсионное обеспечение своих работников общество обязано было отнести на расходы на оплату труда в целях налогообложения налогом на прибыль организаций в соответствии с нормами статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации и включить в налогооблагаемую базу единого социального налога согласно нормам статьи 236 Кодекса.

В этой связи, доводы общества об отсутствии в решении инспекции расчета сумм доначисленного налога по каждому работнику, и о солидарной ответственности по применяемым пенсионным схемам,  признаются несостоятельными и отклоняются.

 Поскольку судом первой инстанции признаны обоснованными доначисления по рассматриваемым налогам, инспекцией правомерно начислены обществу соответствующие суммы пени и штрафа по таким налогам.

В указанной связи, доводы общества не могут служить основанием для отмены принятого судом решения.

Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права судом апелляционной инстанции не установлено.

Таким образом, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда от 25.07.2007, в связи с чем апелляционная жалоба ОАО «Инвестиционная компания связи» (ОАО «Связьинвест») удовлетворению не подлежит.

Расходы по оплате госпошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.07.2007 по делу №А40-23705/07-87-123 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ОАО «Инвестиционная компания связи» (ОАО «Связьинвест») - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Московского округа в срок, не превышающий двух месяцев.

Председательствующий-судья                                     Е.А. Солопова

Судьи                                                                                   В.Я. Голобородько

Т.Т. Маркова