ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 09АП-13957/2012 от 26.06.2012 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: info@mail.9aac.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 09АП-13957/2012

г. Москва Дело № А40-5600/12-144-52

02 июля 2012 года

Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме 02 июля 2012 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Каменецкого Д.В.,

судей:

Пронниковой Е.В., Хвощенко А.Р.,

при ведении протокола

секретарем судебного заседания Яцевой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО"Стоматология"

на решение Арбитражного суда г. Москвы от «03» апреля 2012г. по делу №А40-5600/12-144-52, принятое судьей Г.Н. Папелишвили,

по заявлению ОАО "Стоматология" (ОГРН <***>, 121099, <...>)

к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном Федеральном округе

о признании незаконным постановления

при участии:

от заявителя:

ФИО1 по дов. от 23.09.2011

от ответчика:

ФИО2 по дов. от 21.11.2011

У С Т А Н О В И Л:

ОАО «Стоматология» (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым ранкам в Центральном Федеральном округе (административный орган, ответчик) от 30.11.2011 о назначении административного наказания, предусмотренного ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ в виде штрафа в размере 700000 рублей.

Решением от 03.04.2012 Арбитражный суд города Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований, указав на законность и обоснованность оспариваемого постановления, наличие соответствующих полномочий административного органа на его принятие и законных оснований для привлечения заявителя к административной ответственности.

Не согласившись с принятым решением, ОАО «Стоматология» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить принятое судом решение и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на отсутствие в действиях заявителя состава вменяемого ему административного правонарушения.

В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Представитель административного органа в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанных мнений представителей сторон, полагает необходимым оставить обжалуемый акт без изменения, основываясь на следующем.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, при осуществлении контроля за исполнением эмитентами эмиссионных ценных бумаг порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг Региональным отделением Федеральной службы по финансовым ранкам в Центральном Федеральном округе выявлено, что ОАО«Стоматология» нарушены требования нормативных правовых актов, регулирующих порядок раскрытия эмитентом информации, предусмотренный ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», п.5.1 и 5.6 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (утв. Приказом ФСФР России от 10.10.2006 № 06-117/пз-н, зарегистрирован в Минюсте РФ 27.11.2006 № 8532), а именно, ОАО «Стоматология» не представило в срок до 15.08.2011 включительно ежеквартальный отчет эмитента эмиссионных ценных бумаг за второй квартал 2011 года.

Указанные нарушения зафиксированы в акте о непредставлении ежеквартального отчета эмитентом эмиссионных ценных бумаг от 02.09.2011 № 135 (Т.2, л.д. 66).

На основании изложенных фактов, 26.09.2011 Начальником информационно-аналитического отдела Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам, в отсутствие надлежащим образом уведомленного законного представителя общества, составлен протокол об административном правонарушении N 11-390/пр-ап (Т. 1, л.д. 127 - 129).

30.11.2011 заместителем руководителя Регионального отделения Федеральной службы по финансовым ранкам в Центральном Федеральном округе в присутствии представителя общества по доверенности от 23.09.2011 вынесено постановление о назначении административного наказания, предусмотренного ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 700000 рублей (Т. 1, л.д. 60-63).

Не согласившись с названным постановлением ОАО «Стоматология» обратилось в арбитражный суд.

В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В ч. 7 ст. 210 АПК РФ указывается, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, считает обоснованным вывод суда первой инстанции о составлении протокола и вынесении оспариваемого постановления уполномоченными лицами, об отсутствии нарушений процедуры привлечения ОАО «Стоматология» к административной ответственности, которые в соответствии с разъяснениями п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 могут являться основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении, соблюдении срока давности привлечения к ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ), названные обстоятельства не оспариваются заявителем.

Согласно ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

Из положений ст. 92 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» усматривается, что акционерное общество обязано раскрывать информацию в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Согласно ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг в своих нормативно-правовых актах устанавливает состав, порядок и сроки раскрытия информации.

Согласно п. 4 ст. 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» в случае регистрации проспекта ценных бумаг и (или) в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, эмитент обязан осуществлять раскрытие, а в случае регистрации проспекта ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, - предоставление информации на рынке ценных бумаг в форме: ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг (ежеквартальный отчет); сводной бухгалтерской (консолидированной финансовой) отчетности эмитента; сообщений о существенных фактах.

В соответствии с п. «в» ч. 5.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг обязанность осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета в порядке, предусмотренном Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, распространяется на эмитентов, являющихся акционерными обществами, созданными при приватизации государственных и/или муниципальных предприятий (их подразделений), в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента, если указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц.

Пунктами 5.1 и 5.6 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг установлена обязанность акционерного общества раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета в порядке, предусмотренном Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг.

В соответствие с п. 5.6 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг ежеквартальный отчет представляется в регистрирующий орган не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала.

Обязанность осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах (событиях, действиях) распространяется на эмитентов, являющихся акционерными обществами, созданными при приватизации государственных и муниципальных предприятий, в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг регулирует состав, порядок и сроки обязательного раскрытия информации акционерным обществом, раскрытия информации на этапах процедуры эмиссии эмиссионных ценных бумаг (далее – ценные бумаги), раскрытия информации в форме проспекта ценных бумаг, ежеквартального отчета эмитента ценных бумаг (далее – ежеквартальный отчет) и сообщений о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента ценных бумаг (далее – сообщения о существенных фактах), а также устанавливает требования к порядку раскрытия эмитентами иной информации об исполнении обязательств эмитента и осуществлении прав по размещаемым (размещенным) ценным бумагам (п. 1.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг).

Как следует из материалов административного дела, согласно изменениям в план приватизации ОАО «Стоматология», утвержденного решением Госкомимущества России от 16.07.1993 г. № 1230-р, 49% акций общества подлежали свободной продаже, из них 29% подлежало продаже на специализированном чековом аукционе.

Таким образом, продажа 29% акций общества на чековом аукционе предполагала возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям.

Однако к установленному п. 5.6 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг сроку, ежеквартальный отчет эмитента эмиссионных ценных бумаг ОАО «Стоматология» за второй квартал 2011 года в регистрирующий орган обществом представлен не был.

Факт непредставления ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг ОАО «Стоматология» за второй квартал 2011 года в регистрирующий орган не оспаривается заявителем.

Событие административного правонарушения, в настоящем случае выразилось в непредставлении ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг ОАО«Стоматология» за второй квартал 2011 года в регистрирующий орган, что подтверждается актом от 02.09.2011, протоколом об административном правонарушении от 26.09.2011, отчетом ОАО «Стоматология» об итогах выпуска ценных бумаг (Т. 2, л.д. 68-74).

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом, не были приняты все зависящие от него меры, по их соблюдению.

На основании ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В данном случае из материалов дела не усматривается, что заявителем были предприняты все зависящие от него необходимые и достаточные меры, направленные на недопущение нарушения требований закона. Общество не предприняло всех зависящих от него мер, направленных на своевременное представление отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг за второй квартал 2011 года. Доказательства обратного заявителем не представлены.

Следовательно, вывод суда первой инстанции о наличии вины общества и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ, является законным и обоснованным.

Довод подателя апелляционной жалобы, что обществом не производилась регистрация проспекта ценных бумаг и не осуществлялось публичное размещение своих акций, не принимается судом апелляционной инстанции.

Обязанность осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах (событиях, действиях) распространяется на эмитентов, являющихся акционерными обществами, созданными при приватизации государственных и муниципальных предприятий, в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента (п. 14 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 № 721), если указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц (п. 5.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг). Действие Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг распространяется на всех эмитентов.

Довод заявителя, что Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг принято неуполномоченным органом отклоняется судебной коллегией по следующим основаниям.

Указанное Положение принято в установленном порядке, прошло регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, в настоящее время является действующим, оно не оспорено и не отменено в установленном законом порядке.

Кроме того, из преамбулы Приказа Федеральной службы по финансовым рынкам, которым утверждено Положение, видно, что он принят в соответствии со статьей 30, пунктами 4, 12 и 13 статьи 42 и пунктом 3 статьи 51.1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», статьей 92 Федерального закона «Об акционерных обществах» и Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 317.

Статьей 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» закреплено, что под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Состав информации, порядок и сроки ее раскрытия, а также порядок и сроки представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

В соответствии с пунктами 4, 12, 13 статьи 42 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами, нормы допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности; обеспечивает раскрытие информации о зарегистрированных выпусках ценных бумаг, профессиональных участниках рынка ценных бумаг и регулировании рынка ценных бумаг; обеспечивает создание общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг.

Таким образом, из содержания приведенных норм усматривается, что федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг наделен законодателем полномочиями по определению объема, состава и порядка раскрытия информации, которую эмитент обязан раскрывать, а также по обеспечению создания общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг.

Согласно Положению о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 317, указанная Служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности). К полномочиям Службы отнесено также обеспечение раскрытия информации в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт 5.14)

Кроме того, решением Верховного суда Российской Федерации от 22.07.2005 № ГКПИ2005-807, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного суда Российской Федерации от 11.10.2005 № КАС05-465, установлено, что ФСФР России утверждая Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг не вышла за пределы предоставленных ей полномочий.

Административное наказание назначено обществу в пределах наименьшего размера санкции, предусмотренной ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы, не имеется.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.

Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда г.Москвы от «03» апреля 2012г. по делу №А40-5600/12-144-52 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья: Д.В. Каменецкий

Судьи: Е.В. Пронникова

А.Р. Хвощенко

Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.