ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 09АП-14873/20 от 28.07.2020 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-14873/2020

 г. Москва                                                                                        Дело № А40-281550/2019

04 августа 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена июля 2020 года

Постановление изготовлено в полном объеме августа 2020 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи             Мухина С.М.,

судей:

Попова В.И., ФИО1,

при ведении протокола             

секретарем судебного заседания Омаровым А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО «Шенкер Бизнес Сервисез»  

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.02.2020 по делу № А40-281550/2019

по заявлению: ООО «Шенкер Бизнес Сервисез»

к Выборгской таможне

о признании незаконными и отмене постановлений,

в присутствии:

от заявителя:

ФИО2 по дов. от 09.09.2019;

от заинтересованного лица:

не явился, извещен;

У С Т А Н О В И Л:

            решением Арбитражного суда города Москвы от 20.02.2020, принятым по настоящему делу, отказано в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Шенкер Бизнес Сервисез» (заявитель, Общество) о признании незаконными и отмене постановлений Выборгской таможни (таможенный орган, Таможня) от 24.09.2019 №№ 10206000-2847/2019, 10206000-2848/2019, 10206000-2849/2019, от 01.10.2019 №№ 10206000-2941/2019, 10206000-2942/2019, 10206000-2943/2019, 10206000-2850/2019, 10206000-2851/2019, 10206000-2852/2019, от 08.10.2019 №№ 10206000-2944/2019, 10206000-2945/2019 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.

В судебное заседание не явился представитель таможни, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ. Путем посредством электронной почты направил отзыв, в котором просила решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании представитель поддержал доводы жалобы, указал, что выводы об отсутствии вины таможенного представителя содержаться в аналогичных обстоятельствах судебной практики.

Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Как следует из материалов дела и установлено судом, 24.09.2019, 01.10.2019 и 08.10.2019 Выборгской таможней вынесены постановления по делам об административных правонарушениях №№ 10206000-2847/2019, 10206000-2848/2019, 10206000-2849/2019, 10206000-2941/2019, 10206000-2942/2019, 10206000-2943/2019, 10206000-2944/2019, 10206000-2945/2019, 10206000-2950/2019, 10206000-2951/2019, 10206000-2952/2019 (далее постановления), в соответствии с которыми ООО «Шенкер Бизнес Сервисез» (далее - таможенный представитель, заявитель) привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, с назначением административного штрафа, сумма которых составила 112 622 руб. 99 коп.

Полагая указанные постановления незаконными, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

Судом установлено, что в 2017 году таможенным представителем ООО «Шенкер Бизнес Сервисез» во исполнение договора таможенного представителя ООО «Шенкер Бизнес Сервисез» с декларантом ООО «ЭЙЧ ЭНД ЭМ ХЕННЕС ЭНД МАУРИЦ» от 05.05.2014 № 0650/05-2014-05-3 (дата начала срока действия контракта - 05.05.2014, дата окончания - 31.12.2018) на Выборгский таможенный пост Выборгской таможни были поданы  ДТ с использованием электронной формы декларирования, оформленной в соответствии с требованиями Решения Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257.

Таможенная стоимость товаров, задекларированных в ДТ, была определена и заявлена ООО «Шенкер Бизнес Сервисез» по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1) и принята таможенным органом.

Товары ввозились в рамках исполнения внешнеторговых договоров, заключенных между ООО «ЭЙЧ ЭНД ЭМ ХЕННЕС ЭНД МАУРИЦ» (далее - Общество, декларант, покупатель) и Н&М Hennes & MauritzGBC АВ, Швеция (далее - Н&М GBC, продавец), а именно в соответствии с договором купли-продажи от 18.12.2009 № ТР00385,дополнительными соглашениям к нему от 01.11.2010 № 1, от 19.04.2011 № 2, от 31.05.2012 № 3, от 01.09.2012 № 4/ТР00929, от 03.12.2015 № 5, от 01.08.2018 № 6. Товары перемещались наусловиях поставки CIP.Положения данного договора регулируются и толкуются в соответствии с материальным правом Российской Федерации.

Действующее регулирование по вопросам определения таможенной стоимости ввозимых товаров основано на принципах и общих правилах, установленных статьей VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (далее - ГАТТ 1994), Соглашением по применению статьи VII ГАТТ 1994 и определялась в период 2017 года в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза».

На дату подачи данных ДТ таможенное регулирование осуществлялось в соответствии с ТК ТС, с Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» (далее - Соглашение), Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров».

В соответствии с ч. 2 ст. 1.7 КоАП России закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Положение вступившего в законную силу с 01.01.2018 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза не улучшили положение лица, совершившего административную ответственность, следовательно, субъект административного правонарушения подлежит привлечению к административной ответственности по ТК ТС, действующему во время совершения административного правонарушения на основании ч. 1 ст. 1.7 КоАП России.

В соответствии с пунктом 2 статьи 65 ТК ТС, декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.

П. 4 ст. 65 ТК ТС, п. 3 ст. 2 Соглашения установлено, что заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

Порядок декларирования таможенной стоимости товаров утвержден Решением  Комиссии  Таможенного  союза от  20.09.2010  №  376  «О  порядках екларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров» (далее - Порядок декларирования таможенной стоимости).

В целях подтверждения заявленных сведений о таможенной стоимости проверяемых товаров декларантом должны быть представлены документы и сведения согласно Перечню, указанному в Приложении № 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости (далее - Перечень документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров).

В соответствии со статьей 4 Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию ТС, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей 5 Соглашения.

Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца.

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Соглашения таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

Подпунктами 4 пункта 1 статьи 5 Соглашения определено, что при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров до места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза, а если Комиссией в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, и особенностей такой перевозки (транспортировки) определены иные места, - до места, определенного Комиссией.

Согласно пункту 2 статьи 5 Соглашения таможенная стоимость ввозимых товаров не должна включать в себя расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров по таможенной территории Союза от места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза, при условии, что они выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены декларантом и подтверждены им документально

В соответствии с положением подпункта 3.1 пункта 3 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.12.12 № 283 «О применении метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1)» при определении таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами, необходимо исходить из того, что под сделкой понимается совокупность различных сделок, осуществляемых в соответствии с такими видами договоров (соглашений), как внешнеэкономический договор (контракт), в соответствии с которым товары продаются для вывоза на таможенную территорию ТС, договор международной перевозки (транспортировки) товаров и другие.

Таким образом, в стоимость сделки должны включаться соответствующие стоимостные показатели по каждому из договоров, на основании которых осуществлялся ввоз товаров на таможенную территорию ТС, то есть как непосредственно по сделке купли-продажи (цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимые товары), так и по иным договорам, расходы по которым включаются в таможенную стоимость товаров (например, расходы по перевозке (транспортировке) товаров, расходы на страхование, лицензионные платежи и пр.).

В соответствии с договором купли-продажи поставка проверяемых товаров осуществлена на условиях поставки CIP (место поставки территория Российской Федерации) в соответствии с Инкотермс 2000. Место доставки указывается в товаросопроводительной документации продавцом в соответствии с инструкциями покупателя.

По правилам Инкотермс 2000 термин CIP «Carriageandinsurancepaid 1;о»/"Провозная плата и страхование оплачены до" означает, что продавец несет те же обязанности, что и согласно термину СРТ, но с тем дополнением, что продавец должен обеспечить транспортное страхование от рисков гибели или повреждения товара во время перевозки.

Согласно пункту А к базисному условию поставки CIP Продавец обязан:

- поставить товар в соответствии с условиями договора купли-продажи с представлением коммерческого счета или эквивалентного документа, оформленного с помощью средств электронной связи, а также других данных, подтверждающих соответствие товара, если это требуется по условиям договора (А1);

- заключить за свой счет договор перевозки товара на обычных условиях и по обычно принятому направлению до согласованного пункта в месте назначения. Обеспечить за свой счет, как это предусмотрено в договоре купли-продажи, страхование груза на условиях, позволяющих покупателю или иному лицу, обладающему страховым интересом, обратиться непосредственно к страховщику, а также передать покупателю страховой полис или иное доказательство заключения договора страхования (A3).

- передать товар в распоряжение перевозчика, а при наличии нескольких последовательных перевозчиков, первому из них, для его транспортировки в согласованный пункт назначения в установленную дату или согласованный период (А4);

- нести все относящиеся к товару расходы до момента его постановки в соответствии с п. А.4, расходы по оплате фрахта и иные издержки, вытекающие из п. A3, включая расходы по погрузке товара и любые издержки при выгрузке товара в пункте назначения, которые включены во фрахт или возлагаются на продавца при заключении договора перевозки. Нести все расходы по оплате таможенных формальностей, а также по уплате налогов, пошлин и иных сборов, уплачиваемых при вывозе (пункт А6);

- представить покупателю за свой счет, если это обычно принято, обычный транспортный документ (например, оборотный коносамент, необоротную и морскую накладную, документ о перевозке во внутреннем водном сообщении/воздушную накладную, железнодорожную или автомобильную накладную, или накладную перевозки) (А8) и др. Согласно пункта Б к базисному условию поставки «CIP» Покупатель обязан:

- уплатить предусмотренную договором купли-продажи цену (Б1);

- принять поставку товара, осуществленную в соответствии с пунктом А.4, и получить товар от перевозчика в согласованном пункте назначения (Б4);

- принять предусмотренный пунктом А.8. транспортный документ, если он соответствует условиям договора (Б8) и др.

Должностными лицами службы таможенного контроля после выпуска товаров Центрального таможенного управления (далее - СТКПВТ ЦТУ) была проведена камеральная таможенная проверка в отношении ООО «ЭИЧ ЭНД ЭМ ХЕННЕС ЭНД МАУРИЦ» по вопросу достоверности сведений, заявленных в ДТ и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в ДТ за период с 2016-2018 года с учетом сроков, установленных статьей 310 ТК ЕАЭС (Акт от 17.05.2019 Ш0100000/210/170519/А000163).

В соответствии с ч. 12 ст. 237 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» № 289-ФЗ от 03.08.2018 выписка из акта камеральной таможенной проверки направлялась в адрес ООО «Шенкер Бизнес Сервисез».

В ходе названной проверки, установлено следующее:

Согласно сведениям, содержащимся в графе 22 ДТС-1, Обществом (таможенным представителем ООО «ШЕНКЕР БИЗНЕС СЕРВИСЕЗ») из таможенной стоимости товаров, ввезенных по договору купли-продажи от 18.12.2009 № ТР00385, заявлены к вычету расходы на перевозку (транспортировку) товаров по таможенной территории Союза от места их прибытия на таможенную территорию Союза.

По результатам проверки обоснованности заявленных вычетов установлено, что при декларировании таможенной стоимости указанных товаров, Обществом (таможенным представителем ООО «ШЕНКЕР БИЗНЕС СЕРВИСЕЗ») заявлены к вычету расходы на перевозку (транспортировку) товаров по таможенной территории ТС от места их прибытия на таможенную территорию ТС, которые документально не подтверждены.

В соответствии с договором купли-продажи поставка проверяемых товаров осуществлена на условиях поставки CIP (место поставки территория Российской Федерации) в соответствии с Инкотермс 2000. Место доставки указывается в товаросопроводительной документации продавцом в соответствии с инструкциями покупателя. В соответствии с вышеуказанными условиями поставки продавец несет расходы, в том числе и по транспортировке до места доставки (склад Лыткарино).

Согласно пункту 2 статьи 5 Соглашения таможенная стоимость ввозимых товаров не должна включать в себя расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров по таможенной территории Союза от места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза, при условии, что они выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены декларантом и подтверждены им документально.

В ходе камеральной таможенной проверки должностными лицами СТКПВТ ЦТУ установлено, что расходы на перевозку товаров включены продавцом (Н&М GBC) в цену товаров.

Для того чтобы расходы по перевозке (транспортировке) товаров от места их прибытия на таможенную территорию ТС до места назначения могли быть вычтены из таможенной стоимости проверяемых товаров, такие расходы должны быть выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, в договоре купли-продажи и/или в счете-фактуре продавца.

В соответствии с пунктом 1 Перечня документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров, при определении таможенной стоимости товаров по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами лицом, заполнившим ДТС, в случаях, когда транспортные расходы до аэропорта, порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию ТС не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, или из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены вычеты расходов по перевозке (транспортировке) товаров после их прибытия на таможенную территорию ТС, предоставляются:

1) договор по перевозке (договор транспортной экспедиции, если такой договор заключался), погрузке, разгрузке или перегрузке товаров; счет-фактура (инвойс) за перевозку (транспортировку), погрузку, разгрузку или перегрузку товаров; банковские документы (если счет-фактура оплачен);

2) или документы (информация) о транспортных тарифах или бухгалтерские документы, отражающие стоимость перевозки (если перевозка осуществлялась собственным транспортным средством).

Таким образом, для того чтобы указанные расходы могли быть вычтены из таможенной стоимости проверяемых товаров таможенным законодательством установлено соблюдение одновременно следующих условий: расходы должны быть выделены из цены подлежащей уплате и количественно определены в контракте и/или в счете-фактуре продавца; расходы должны быть заявлены при декларировании; расходы должны быть документально подтверждены.

Если какое-либо из условий не соблюдается, указанные расходы остаются включенными в таможенную стоимость оцениваемых товаров, как составляющая стоимости сделки.

При таможенном декларировании товаров, заявленных в ДТ, ООО «Шенкер Бизнес Сервисез» представлены документы, сведения о которых отражены в графе 44 ДТ, а именно:

- под кодом 02015 указаны реквизиты международной товарно-транспортной накладной;

- под кодом 03011 указаны реквизиты договора купли-продажи № ТР00385 от 18.12.2009;

- под кодом 04021 указаны реквизиты коммерческих инвойсов;

- под кодом 04031 указаны реквизиты счета.

Договор купли-продажи от 18.12.2009 № ТР00385 сведения о величине транспортных расходов не содержит, в счетах-фактурах продавца размер транспортных расходов из цены товара не выделен.

В соответствии с пунктом 6 «б» контракта (договора купли-продажи) № ТР00385 от 18.12.2009 под ценой понимается цена, которую необходимо уплатить за заказанные товары, является ценой в рублях за каждое наименование заказанных товаров указанное в подтверждении заказа продавцом и соответствует цене предварительного заказа за соответствующее наименование.

Цена за заказанные товары включает в себя плату за транспортировку и страхование до места доставки (пункт 6 «б») (в соответствии с условиями поставки).

За одну партию поставки заказанных товаров продавец предоставляет один консолидированный счет поставки (пункт 6 «г»). Консолидированный счет поставки включает в себя сведения о каждом наименовании заказанных товаров (а именно цену каждого наименования товаров и его количество, а также общую стоимость товаров) и о количестве упаковочных единиц соответствующей поставки.

Таким образом, на ООО «ЭЙЧ ЭНД ЭМ ХЕННЕС ЭНД МАУРИЦ» возложена обязанность оплатить стоимость поставленных по договорам купли-продажи товаров, указанной в выставленных «Н&М GBC» счетах-фактурах.

Учитывая положения пункта 2 статьи 5 Соглашения, пункта 22 Порядка декларирования таможенной стоимости, условий договора № ТР00385 от 18.12.2009 о том, что расходы на перевозку товаров включены Н&М GBC в цену товаров, для того, чтобы расходы по перевозке (транспортировке) товаров от места их прибытия на таможенную территорию ТС до места назначения могли быть вычтены из таможенной стоимости проверяемых товаров, такие расходы должны быть выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, в договоре купли-продажи и/или в счете-фактуре продавца.

Кроме того, принимая во внимание, что согласно базису поставки СТР (место поставки территория Российской Федерации) на продавца возложена обязанность заключить за свой счет договор перевозки товара до согласованного пункта в месте назначения, выделенный в договоре купли-продажи и/или в счете-фактуре продавца размер транспортных расходов должен быть подтвержден документами, предусмотренными Перечнем документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров.

Вместе с тем, договор купли-продажи № ТР00385 от 18.12.2009 сведения о величине транспортных расходов не содержат.

Необходимо отметить, что самостоятельным и необходимым условием вычета является «выделение из цены». Получение вычета является правом декларанта, которое предоставляется ему при соблюдении определенных условий, следовательно, декларанту, желающему получить вычет, необходимо выстроить отношения с контрагентом таким образом, чтобы в коммерческих документах выделить расходы по перевозке из цены товара.

Для целей организации перевозки грузов автомобильным транспортом по территории Российской Федерации, Н&М GBC были заключены договоры на организацию перевозок грузов с транспортно-экспедиторской организацией Брун Шпедицион ГмбХ / BruhnSpeditionGmbH (экспедитор), в котором клиент поручает, а экспедитор за вознаграждение принимает на себя организацию перевозок грузов автомобильным транспортом по территории Российской Федерации. Оплата услуг осуществляется клиентом в соответствии с условиями, которые отражены в договоре.

В соответствии со ст. 785 Гражданского кодекса Российской Федерации(далее – ГК РФ) по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

В отличие от перевозки, транспортно-экспедиционная деятельность это порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов (Федеральный закон от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»).

Входекамеральнойтаможеннойпроверки(Акт №10100000/210/170519/А000163) получены пояснения от 12.07.2018 от Н&М GBC, продавца товаров по договору купли-продажи от 18.12.2009 № ТР00385, согласно которым все сделки купли-продажи осуществляются на основании Консолидированного счета (имеет типовую структуру для всех отправок по миру), который формируется специальным программным продуктом Продавца и выделить в нем транспортные расходы отдельной строкой не представляется возможным.

В представленных при таможенном декларировании товаров по ДТ инвойсах имеется строка «Сумма транспортных расходов», которая не заполнена. Согласно пояснениям от 27.08.2018 б/н товары в Россию продаются по цене, которая включает в себя доставку до согласованного сторонами места. Стоимость доставки включена в цену либо уже оплаченную, либо подлежащую уплате, согласно заявленной в инвойсе.

Договор купли-продажи от 18.12.2009 №ТР00385 в разделе «Порядок заказа» в пункте (б) Цены содержит информацию, что цена за Заказанные товары по Данному договору включает в себя плату за транспортировку и страхование Предварительно Предложенных Товаров до Места доставки.

Счет-фактура на оплату услуг по перевозке (транспортировке), погрузке перегрузке/разгрузке товаров выставлен Перевозчиком, позже даты оформления инвойсов на товары.

Таким образом, сумма транспортных расходов по перевозке (транспортировке) товаров до места прибытия на единую таможенную территорию ТС и расходов по перевозке (транспортировке) товаров после их прибытия на единую таможенную территорию таможенного союза определена Перевозчиком позже выставленного инвойса Продавцом и, как следствие, не может являться достоверной и документально подтвержденной информацией при формировании цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, в счете-фактуре продавца.

Следовательно, при таможенном декларировании товаров по ДТ по договору купли-продажи от 18.12.2009 № ТР00385 величина расходов по перевозке (транспортировке) оцениваемых товаров от места их прибытия на таможенную территорию ТС до места назначения, не выделена из цены ни в контракте, ни в счете-фактуре продавца, что является нарушением Порядка декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376.

Как следует из письма ООО «ЭЙЧ ЭНД ЭМ ХЕННЕС ЭНД МАУРИЦ» от 29.01.2019 №MOW 04-1/2019, поставщик товаров отказался предоставить информацию, подтверждающую стоимость перевозки (транспортировки), а именно, договора на оказание услуг по перевозке грузов, заключенные между транспортными компаниями и Поставщиком товаров, соответствующие счета/инвойсы по перевозке грузов в отношении всех поставок в рамках проверяемого периода.

В рамках проведенной камеральной таможенной проверке по результатам анализа представленных транспортных перевозочных документов (транспортные накладные, книжки МДП, CMR), установлено, что фактическими перевозчиками товаров, ввезенных по договору купли-продажи № ТР00385, являются организации, отличные от экспедиторов (заключались посреднические договоры).

Таким образом, представленные при таможенном декларировании и в ходе таможенной проверки договоры-заявки, поручения являются посредническими договорами в процессе перевозки товаров.

Вся указанная в договорах-заявках, поручениях стоимость услуг по представленным в ходе таможенного контроля счетам уплачивается экспедитору за организацию перевозок грузов и не подтверждает размер фактических расходов по перевозке (транспортировке) товаров, осуществляемой после их прибытия на таможенную территорию ТС.

Договоры по перевозке, счет фактуры (инвойсы) за перевозку, выставленные перевозчиками экспедиторами, банковские документы, подтверждающие оплату экспедиторами перевозчикам транспортных услуг ни в ходе таможенного декларирования, ни в ходе таможенной проверки Обществом (ООО «ЭИЧ ЭНД ЭМ ХЕННЕС ЭНД МАУРИЦ») не представлены.

В соответствии с результатами камеральной таможенной проверки, отраженнымивакте № 10100000/210/170519/А000163, при таможенном декларировании рассматриваемых товаров, ООО «Шенкер Бизнес Сервисез» не соблюдены условия, предусмотренные п. 2 ст. 5 Соглашения, п. 22 Порядка декларирования таможенной стоимости, п. 1 Перечня документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров, при выполнении которых возможны из таможенной стоимости вычеты расходов на перевозку (транспортировку) товаров, осуществляемую после их прибытия на таможенную территорию ТС, а именно:

- учитывая условия договора купли-продажи № ТР000385 и полученную информацию о том, что расходы на перевозку товаров включены в их цену, указанные договоры купли-продажи и/или счета-фактуры на товары, выставленные продавцом, не содержат отдельно выделенных расходов по перевозке (транспортировке) товаров от места их прибытия на таможенную территорию ТС до места назначения;

- учитывая базис поставки CIP (место поставки - территория РФ), в соответствии с которым обязанность по заключению договора на транспортировку товаров возложена на продавца, не предоставлены договоры по перевозке, погрузке, разгрузке или перегрузке товаров, счета-фактуры (инвойс) за перевозку (транспортировку), погрузку, разгрузку или перегрузку товаров, банковские документы (если счет-фактура оплачен).

Согласно выводам камеральной таможенной проверки, представленные ООО «ШЕНКЕР БИЗНЕС СЕРВИСЕЗ» при таможенном декларировании товаров и в ходе таможенной проверки документы не могут рассматриваться в качестве документов, подтверждающих заявленные вычеты из таможенной стоимости товаров.

Заявленные в графе 22 ДТС к вычету расходы на перевозку (транспортировку) товаров по таможенной территории ТС от места их прибытия, являются произвольными, количественно неопределенными, документально неподтвержденными.

Таким образом, в ходе камеральной таможенной проверки установлено, что заявленные таможенным представителем ООО «Шенкер Бизнес Сервисез» вычеты из таможенной стоимости товаров, оформленных по ДТ, в части расходов на перевозку (транспортировку) товаров по таможенной территории ТС от места их прибытия на таможенную территорию ТС количественно не определены, произвольны и документально не подтверждены, что не соответствует требованиям пункта 4 статьи 65 ТК ТС, пунктов 2, 3 статьи 2 Соглашения, пункта 2 статьи 5 Соглашения, пункта 22 Порядка декларирования таможенной стоимости, пункта 1 Перечня документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров.

Таможенная стоимость товаров, оформленных по ДТ, без вычетов расходов на перевозку (транспортировку) товаров по таможенной территории Союза от места их прибытия на таможенную территорию Союза служит основанием дополнительного доначисления таможенных пошлин, налогов.

ТК ТС устанавливает, что действия по декларированию товара совершает таможенный представитель не от собственного имени, а от имени декларанта, в связи, с чем именно представитель несет все обязанности, связанные с заявлением достоверных сведений о декларируемом товаре.

Действия должностных лиц Выборгского таможенного поста Выборгской таможни в ходе таможенного контроля заявленной таможенным представителем таможенной стоимости признаны незаконными и отменены.

По результатам таможенной проверки на основании статьи 112 ТК ЕАЭС, статьи 237 Федерального закона в порядке, установленном Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289 «О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии», в отношении товаров, оформленных по ДТ, принято решение в сфере таможенного дела (о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары).

Данное решение в установленный таможенным законодательством срок не обжаловалось.

Согласно служебной записке отдела таможенных платежей от 20.09.2019 № 15-34/2371 задолженность по таможенным платежам, возникшая в связи с корректировкой таможенной стоимости товара по ДТ, указанным в решении о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ от 17.05.2019 и оформленным таможенным представителем ООО «Шенкер Бизнес Сервисез» ИНН <***>, оплачена в полном объеме в сроки установленные законодательством.

Таким образом, отсутствие факта обжалования решения принятого таможенным органом и добровольное возмещение причиненного ущерба свидетельствуют о том, что у Выборгской таможни отсутствует основание ставить под сомнение выводы, изложенные в акте камеральной таможенной проверки № 10100000/210/170519/А000163.

После завершения камеральной таможенной проверки (Акт №10100000/210/170519/А000163)таможеннымпредставителемпри декларировании таможенной стоимости товаров, ввозимых в адрес ООО «ЭЙЧ ЭНД ЭМ ХЕННЕС ЭНД МАУРИЦ», не заявляются к вычету расходы на перевозку (транспортировку) товаров по таможенной территории ТС от места их прибытия на таможенную территорию ТС до места назначения.

Согласно положениям ТК ТС. при таможенном декларировании товаров, в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, применяется, в том числе, такой вид таможенной декларации, как декларация на товары.

В силу подп. 5 п. 2 ст. 181 ТК ТС в декларации на товары указываются, в том числе, сведения о таможенной стоимости товаров.

В соответствии со ст. 188 ТК ТС декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров, представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством Союза; предъявить декларируемые товары в случаях, установленных ТК ТС, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с ТК ТС, соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре; выполнять иные требования, предусмотренные ТК ТС.

Согласно ст. 189 ТК ТС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов ТС за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьёй 188 ТК ТС, а также за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками.

Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 4 ТК ТС декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары. Таможенный представитель - юридическое лицо государства - члена Таможенного союза, совершающее от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза (подпункт 34 пункта 1 статьи 4 ТК ТС).

В соответствии с п. 1 с. 12 ТК ТС таможенным представителем признается юридическое лицо государства-члена ТС, отвечающее условиям, определенным ТК ТС. Таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или   иных   заинтересованных   лиц   таможенные   операции   в   соответствии   с

таможенным законодательством таможенного союза на территории государства-члена таможенного союза, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей (п. 2 ст. 12 ТК ТС).

При совершении таможенных операций таможенный представитель в силу ст. 16 ТК ТС обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами, а именно: осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем; брать пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа при соблюдении условий, предусмотренных статьей 155 ТС ТК; присутствовать при проведении таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров должностными лицами таможенных органов и при взятии этими лицами проб и образцов товаров; знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами исследований проб и образцов декларируемых им товаров; представлять в соответствии с ТК ТС документы и сведения в виде электронных документов; обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц; привлекать экспертов для уточнения сведений о декларируемых им товарах; пользоваться иными полномочиями и правами, предусмотренными ТК ТС.

Обязанности таможенного представителя при совершении таможенных операций обусловлены требованиями и условиями, установленными таможенным законодательством таможенного союза, в соответствии с которым товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру, в том числе и путем подачи декларации на товары, с заявлением всех необходимых сведений о товаре, необходимых для его выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой. Кроме того, обязанности таможенного представителя перед таможенными органами не могут быть ограничены договором с представляемым лицом (п. 1, п. 4 ст. 16 ТК ТС).

Основываясь на требованиях ст. 17 ТК ТС, за несоблюдение требований таможенного законодательства ТС таможенный представитель несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза.

Таким образом, устанавливая, что таможенный представитель действует не от собственного имени, а от имени декларанта, ТК ТС закрепляет, что действия по декларированию товара совершает таможенный представитель, в связи, с чем именно он несет все обязанности, связанные с заявлением достоверных сведений о декларируемом товаре.

В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 4 ТК ТС декларантом признается лицо, которое декларирует товар, либо от имени которого декларируются товары.

Согласно сведениям, указанными в гр. 54 ДТ, ООО «Шенкер Бизнес Сервисез» (свидетельство о включении в реестр таможенных представителей № 0650/00 от 02.04.2014) заключив договор на оказание услуг таможенного представителя от 05.05.2014 № 0650/05-2014-05-3 с ООО «ЭЙЧ ЭНД ЭМ ХЕННЕС ЭНД МАУРИЦ», заявило в ДТ сведения о товаре и его таможенной стоимости.

Таким образом, именно таможенным представителем ООО «ШЕНКЕР БИЗНЕС СЕРВИСЕЗ» заявлены в ДТ недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, что послужило основанием для занижения размера уплаты таможенных пошлин, налогов, за что предусмотрена ответственность по ч. 2 ст. 16.2 КоАП России.

В соответствии с п. 7 ст. 190 ТК ТС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

Состав и событие административных правонарушений подтверждают следующие доказательства: декларации на товары; декларация таможенной стоимости (ДТС-1) на дату выпуска; декларация таможенной стоимости (ДТС-1) после корректировки; контракт (договор купли - продажи) № ТР00385 с дополнительными соглашениями; договор таможенного представителя с декларантом; копияактакамеральнойтаможеннойпроверки№ 10100000/210/170519/А000163; счета-фактуры (invoice) к декларациям на товары; счет-фактура на оплату услуг по перевозке (транспортировке) погрузке/разгрузке товаров; договор-заявка на перевозку; решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ от 17.05.2019; письменные объяснения защитника таможенного представителя ООО «Шенкер Бизнес Сервисез» ФИО3 от 13.09.2019; другие материалы дела об АП.

Обстоятельства таможенного декларирования, указывают на то, что ООО «Шенкер Бизнес Сервисез» является надлежащим субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП России.

Субъективная сторона данного административного правонарушения выражается в том, что согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП России, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с. ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации любое лицо должно соблюдать законы. Вступая в правоотношения с таможенным органом, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

Как следует из материалов дел, при таможенном декларировании таможенным представителем ООО «Шенкер Бизнес Сервисез» не была осуществлена проверка сведений, заявленных в декларации, а также сведений, содержащихся в пакете документов, приложенный к ней, с целью заявления достоверных сведений о товаре, в том числе, о его таможенной стоимости. Кроме того, деятельность, осуществляемая таможенным представителем, является предпринимательской, направлена на систематическое получение прибыли и по своей природе носит рисковый характер.

Проверить сведения о товарах таможенный представитель 000 «ШЕНКЕР БИЗНЕС СЕРВИСЕЗ» мог и должен был для надлежащего исполнения своих обязанностей, призванных обеспечить должный контроль таможенных органов Российской Федерации в ходе совершения таможенных операций с товаром, при его таможенном декларировании. Одновременно, на основании п. 1 ст. 15 ТК ТС, он обладает всеми правами декларанта, предусмотренными статьей 187 ТК ТС.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 15 ТК ТС таможенный представитель вправе требовать от представляемого лица документы и сведения, необходимые для таможенных целей, в том числе содержащие информацию, составляющую коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, либо другую конфиденциальную информацию, и получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение установленных ТК ТС требований.

Исходя из требований ТК ТС, таможенным представителем ООО «Шенкер Бизнес Сервисез» не были предприняты все меры, обеспечивающие достоверное декларирование таможенной стоимости товаров таможенному органу.

ООО «Шенкер Бизнес Сервисез» не располагая документами и сведениями, позволяющими заявителю вычет, все же его заявило, хотя располагало возможностью запросить дополнительные документы, либо не заявлять вычет, то есть, могло принять меры по соблюдению закона, но не предприняло их.

В соответствии со ст. 11 ТК ТС таможенные органы консультируют заинтересованных лиц по вопросам, касающимся таможенного законодательства Таможенного союза, и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов. Консультирование осуществляется таможенными органами бесплатно. В данном случае, Общество имело возможность обратиться в таможенный орган за получением соответствующей консультацией.

ООО «Шенкер Бизнес Сервисез» не действовало с той степенью заботливости и осмотрительности, с которой требовалось действовать в целях надлежащего исполнения своих публично-правовых обязанностей.

Таким образом, ООО «Шенкер Бизнес Сервисез» нарушив требования таможенного законодательства ТС (ст. 65, 179, 181, 188 ТК ТС), в частности не выполнив обязанности по осуществлению достоверного таможенного декларирования товаров, что выразилось в заявлении недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров, задекларированных в ДТ, послужившим основанием для занижения суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, ООО «Шенкер Бизнес Сервисез» совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП России.

ООО «Шенкер Бизнес Сервисез» не представило доказательств, подтверждающих, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля.

Согласно сведениям автоматизированной информационной системы «Правоохрана - Административные правонарушения» ООО «Шенкер Бизнес Сервисез» ранее неоднократно привлекалось к административной ответственности за совершение административных правонарушений по ст. 16.2 КоАП России в течение срока, предусмотренного ст. 4.6 КоАП России, что в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП России является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

Вред, нанесенный Обществом, в виде неуплаченных таможенных пошлин и налогов был устранен в полном объеме (служебная записка отдела таможенных платежей от 20.09.2019 № 15-34/2371). Данное обстоятельство является добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба, что в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 4.2 КоАП России является обстоятельством, смягчающим административную ответственность.

Получены для рассмотрения, поступившее в Выборгскую таможню, письменные ходатайства от защитника ООО «Шенкер Бизнес Сервисез» по доверенности Тульской К.М о приобщении замечаний к материалам данных дел об АП.

Согласно указанным замечаниям Выборгской таможней в протоколе об АП скопированы выводы камеральной таможенной проверки (Акт № 10100000/210/170519/А000163). Между тем выводы Акта камеральной таможенной проверки №10100000/210/170519/А000163 являются неправомерными. При этом в рамках данной проверки ЦТУ ФТС России не установлено фактов заявления недоставерных сведений или предоставления недействующих документов в декларируемых товарах.

Несогласие ЦТУ ФТС России с обоснованностью заявленных по спорным ДТ вычетов заключается в том, что по мнению таможенного управления заявление вычетов является обоснованным только в том случае, есть их величина выделена в договоре или счете (инвойсе) продавца. Данные замечания были приобщены к материалам дела об АП и учтены при рассмотрении дела об АП.

На замечания ООО «Шенкер Бизнес Сервисез» следует отметить, что в соответствии с ч. 12 ст. 237 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» № 289-ФЗ от 03.08.2018 выписка из акта камеральной таможенной проверки № 10100000/210/170519/А000163 направлялась в адрес ООО «Шенкер Бизнес Сервисез».

По результатам указанной камеральной таможенной проверки Центральным таможенным управлением вынесено решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ от 17.05.2019. Данное решение в установленный таможенным законодательством срок не обжаловалось.

Задолженность по таможенным платежам, возникшая в связи с корректировкой таможенной стоимости товара по ДТ, указанным в решении о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ от 17.05.2019 и оформленным таможенным представителем ООО «Шенкер Бизнес Сервисез» ИНН <***>, оплачена в полном объеме в сроки установленные законодательством.

Отсутствие факта обжалования решения принятого таможенным органом и добровольное возмещение причиненного ущерба свидетельствуют о том, что у Выборгской таможни отсутствует основание ставить под сомнение выводы, изложенные в акте камеральной таможенной проверки № 10100000/210/170519/А000163.

ТК ТС закрепляет, что действия по декларированию товара совершает таможенный представитель не от собственного имени, а от имени декларанта, в связи, с чем именно представитель несет все обязанности, связанные с заявлением достоверных сведений о декларируемом товаре.

Таким образом, изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что таможенный представитель ООО «Шенкер Бизнес Сервисез» ИНН <***> совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена по ч. 2 ст. 16.2 КоАП России.

Исходя из вышесказанного, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, учитывая, что приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.

Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда города Москвы от 20.02.2020 по делу № А40-281550/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья:                                                                            С.М. Мухин

Судьи:                                                                                                                      В.И. Попов

                                                                                                                              ФИО1