ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 09АП-14912/14 от 01.07.2014 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 09АП-14912/2014

г. Москва Дело № А40-170445/2013

08 июля 2014 года

Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2014 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Мухина С.М.,

судей:

Кольцовой Н.Н., Марковой Т.Т.,

при ведении протокола

секретарем судебного заседания Жаботинским А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Закрытого акционерного общества «РК-Реестр»

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.03.2014 по делу № А40-170445/2013 (139-1550) по делу № А40-170445/2013 (139-1550), принятое судьей Корогодовым И.В.,

по заявлению Закрытого акционерного общества «РК-Реестр» (ОГРН <***>)

к Центральному банку Российской Федерации

3-е лицо: Открытое акционерное общество «Фонд предприятий транспортного комплекса»

о признании незаконными и отмене постановления, решения,

при участии:

от заявителя:

ФИО1 по дов. № 7 от 14.01.2014;

от ответчика:

ФИО2 по дов. № 147 от 03.04.2014;

от третьего лица:

не явился, извещен;

У С Т А Н О В И Л:

решением Арбитражного суда г. Москвы от 18.03.2014 в удовлетворении заявления ЗАО «РК-Реестр» (далее – Общество, заявитель) о признании незаконным и отмене постановления Центрального Банка Российской Федерации (далее – Банк, административный орган) от 09.09.2013 № 13-4/пн о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 15.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказано. При этом суд первой инстанции исходил из того, что законные основания для привлечения общества к административной ответственности у административного органа имелись; вина общества в совершении названного административного правонарушения доказана; установленный порядок привлечения к административной ответственности при производстве по делу об административном правонарушении соблюден; оспариваемое постановление принято до истечения срока давности привлечения к административной ответственности.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования на предмет спора, в деле участвует ОАО «Фонд предприятий транспортного комплекса»

Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, по мотивам, изложенным в жалобе.

Представители лиц, участвующих в деле в судебное заседание явились, поддержали свои доводы и возражения.

Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что поводом к возбуждению дела об административном правонарушении послужили поступившие в Федеральную службу по финансовым рынкам (далее – ФСФР России) обращения ОАО «Фонд предприятий транспортного комплекса» (вх. № 80/06-ГФ от 13.06.2013) о нарушении ЗАО «РК-Реестр» требований действующего законодательства Российской Федерации.

По фактам, указанным в обращении, проведена проверка, по результатам которой установлено, что 07.06.2013 ОАО «Фонд предприятий транспортного комплекса» предоставило регистратору передаточное распоряжение для проведения в реестре владельцев ценных бумаг ОАО «18-й таксомоторный парк» операции по переводу ценных бумаг эмитента с лицевого счета Общества на лицевой счет ООО «Колизей» (вх. № 1271). Регистратор отказал Обществу в проведении операции по переходу прав собственности на ценные бумаги эмитента, выдав уведомление об отказе от внесения записей от 11.06.2013 № 889, по причине блокирования операций по лицевому счету ОАО «Фонд предприятий транспортного комплекса».

Согласно уведомлению операции по лицевому счету общества заблокированы на основании: «Требования УВД по ЮАО ГУ МВД России по г. Москве в связи с проводимой КУСП ОМВД России по району Нагатино-Садовники УВД по ЮАО ГУ МВД России по г. Москве № 6666.

В соответствии с частью 4 статьи 21 Уголовно- процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) требования, поручения и запросы прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, установленных УПК РФ, обязательны для исполнения всеми учреждениями, Предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами».

Как следует из содержания выписки из журнала учета входящих документов по лицевому счету Общества за период с 21.07.2009 по 29.07.2013 в реестре владельцев ценных бумаг эмитента, предоставленной регистратором письмом от 29.07.2013 № 1055, блокирование операций по лицевому счету общества осуществлено ЗАО "РК- Реестр" 04.06.2013 на основании: «Документа о приостановлении всех операций по л/с <***> ОАО «Фонд предприятий транспортного комплекса» (вх. от 04.06.2013 № 1208). Также Регистратор предоставил документ, на основании которого он 04.06.2013 провел блокирование операций по лицевому счету Общества. Таким документом является запрос ОМВД России по району Нагатино-Садовники УВД по ЮАО ГУ МВД России по г. Москве от 04.06.2013 №04/44-2031 о предоставлении информации.

Из содержания Запроса следует, что ОМВД России по району Нагатино- Садовники УВД по ЮАО ГУ МВД России по г. Москве у Регистратора были запрошены: анкета Общества; «выписка из реестра акционеров ОАО «Фонд предприятий транспортного комплекса» по состоянию на 30.04.2013 и 31.05.2013»; копия передаточного распоряжения в списание принадлежащих Обществу акций ОАО «18-й таксомоторный парк» и их зачисление на счет ООО «КОЛИЗЕЙ»; копия анкеты ООО «КОЛИЗЕЙ»; «выписка из реестра акционеров ООО «КОЛИЗЕЙ» по состоянию на 30.04.2013 и 31.05.2013». Кроме того, в Запросе содержалась просьба о приостановлении операций по лицевому счету Общества в реестре владельцев ценных бумаг.

Поскольку предоставленный регистратору запрос не входит в перечень документов, предусмотренных пунктом 7.5 Положения, а представляет собой запрос на предоставление информации из реестра владельцев ценных бумаг Эмитента в отношении Общества, административный орган пришел к выводу о том, что регистратор не имел законных оснований для проведения 04.06.2013 блокирования операций по лицевому счету общества в реестре владельцев ценных бумаг Эмитента на основании запроса и не вправе был отказать Обществу в проведении операции по переходу прав собственности на ценные бумаги Эмитента на основании передаточного распоряжения, предоставленного Обществом 07.06.2013.

Выявленные обстоятельства явились основанием для составления 07.08.2013 г. протокола об административном правонарушении № 13-349/пр-ап, и оспариваемым постановлением от 09.09.2013, Общество было привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 700 000 руб. за административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 15.22 КоАП РФ.

Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции исходил из того, что общество неправомерно провело блокирование операций по лицевому счету ОАО «Фонд предприятий транспортного комплекса» (третьего лица), что свидетельствует о нарушении обществом требований действующего законодательства.

Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения арбитражного суда, поскольку выводы суда первой инстанции, рассмотревшего дело в соответствии с требованиями, предъявляемыми ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаны на исследовании представленных документов в совокупности с другими доказательствами, имеющими значение для дела.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее - Закон) держатель реестра осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, а также с правилами ведения реестра, которые обязан утвердить держатель реестра.

В соответствии с пунктом 7.5 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденного постановлением ФКЦБ России от 02.10.1997 № 27 (далее - Положение), блокирование операций по лицевому счету зарегистрированного лица - операция, исполняемая регистратором и предназначенная для предотвращения передачи ценных бумаг. Блокирование операций по лицевому счету производится по распоряжению зарегистрированного лица, по определению или решению суда, постановлению следователя, а также на основании свидетельства о смерти и иных документов, выданных уполномоченными органами.

Перечень документов, которые могут быть представлены органами предварительного следствия и дознания исчерпывающим образом перечислен в данном пункте Положения. Иные документы могут быть выданы также иными уполномоченными органами, не поименованными в списке.

Из смысла пункта 7.5 Положения следует, что блокирование операций по лицевому счету исключает возможность внесения в реестр записи о переходе прав собственности на ценные бумаги, влечет за собой ограничение прав владельца на передачу принадлежащих ему ценных бумаг, то есть по своей сути устанавливает запрет на проведение операций по такому лицевому счету.

Согласно части 1 статьи 90, подпунктам 1 и 2 части 1 статьи 91 и части 5 статьи 93 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве запрета на проведение операций в реестре арбитражным судом могут быть приняты срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры), в виде наложения ареста на имущество, принадлежащее ответчику и находящееся у него или других лиц, а также запрета ответчику и другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора, о чем арбитражный суд выносит определение об обеспечении иска.

Аналогичные положения содержатся и в статьях 139, 140 и 141 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Также в соответствии со статьями 115, 116 и 165 УПК РФ запрет, адресованный собственнику или владельцу имущества, распоряжаться и в необходимых случаях пользоваться им, а также в изъятии имущества и передаче его на хранение, в виде наложения ареста на ценные бумаги устанавливается путем выдачи уполномоченным лицом или органом соответствующего документа.

Следовательно, любые предпринятые действия, направленные на установление запрета на проведение операций с ценными бумагами, предполагают принятие уполномоченным органом соответствующего решения, оформленного соответствующим документом.

В рассматриваемом случае операции по лицевому счету общества заблокированы на основании Письма УВД по ЮАО ГУ МВД России по г. Москве от 04.06.2013 г. № 04/49-2031 «О предоставлении информации», в котором указана просьба о приостановлении всех операций по лицевому счету ОАО «Фонд предприятий транспортного комплекса».

Предоставленный ЗАО «РК-Реестр» запрос не входит в перечень документов, предусмотренных пунктом 7.5 Положения, а представляет собой запрос на предоставление информации из реестра владельцев ценных бумаг Эмитента в отношении Общества.

В соответствии с подпунктом 55 статьи 5, статьей 21 УПК РФ обязательными для исполнения являются требования, поручения и запросы прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий при осуществлении процессуальной деятельности в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления. Такие запросы направлены на установление события преступления, изобличение лица или лиц, виновных в совершении преступления.

Согласно пункту 4 статьи 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» (далее - Закон о полиции), полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право, в том числе в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, запрашивать и получать от медицинских организаций сведения о гражданах, поступивших с ранениями и телесными повреждениями насильственного характера либо с ранениями и телесными повреждениями, полученными в результате дорожно-транспортных происшествий, а также о гражданах, имеющих медицинские противопоказания или ограничения к водительской деятельности.

В рассматриваемом случае запрос направлен в адрес ЗАО "РК-Реестр" в связи с реализацией сотрудниками полиции своих прав на получение информации, то есть по своей сути запрос является запросом на представление информации, а не требованием. Запрос не являлся документом, обязательным для исполнения блокирования операций по лицевому счету ОАО «Фонд предприятий транспортного комплекса».

Запрос, представленный ЗАО "РК-Реестр", не является ни постановлением следователя о наложении ареста (блокирования) на ценные бумаги, ни протоколом следственных действий (протоколом наложения ареста на ценные бумаги) в порядке, предусмотренном ст. ст. 115, 116 УПК РФ, следовательно, не является тем документом, на основании которого в соответствии с пунктом 7.5 Положения осуществляется блокирование операций по лицевому счету зарегистрированного лица.

В соответствии с пунктами 5.5 и 5.5.6 приказа ФСФР России от 29.07.2010 № 10-53/пз-н «О некоторых вопросах ведения реестра владельцев ценных бумаг» регистратор вправе отказать в проведении операции в реестре, в случае если операции по счету зарегистрированного лица, в отношении которого предоставлено распоряжение о списании с его счета или передачи в залог ценных бумаг, блокированы.

Пунктом 7.3 Положения с учетом норм, предусмотренных статьей 8 Закона, установлено, что отказ от внесения записи в реестр не допускается, за исключением предусмотренных случаев. В случае отказа от внесения записи в реестр регистратор не позднее трех рабочих дней с даты предоставления распоряжения о внесении записи в реестр направляет обратившемуся лицу мотивированное уведомление об отказе от внесения записи, содержащее причины отказа и действия, которые необходимо предпринять для устранения причин, препятствующих внесению записи в реестр.

Поскольку ЗАО «РК-Реестр» 04.06.2013 неправомерно проведено блокирование операций по лицевому счету общества, отказ ОАО «Фонд предприятий транспортного комплекса» в проведении операции по переходу прав собственности на ценные бумаги эмитента на основании передаточного распоряжения, предоставленного обществом 07.06.2013, является неправомерным.

Частью 1 ст. 15.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что незаконный отказ или уклонение от внесения записей в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, либо внесение таких записей без оснований, предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, либо внесение в реестр владельцев ценных бумаг недостоверных сведений, а равно невыполнение или ненадлежащее выполнение лицом, осуществляющим ведение реестра владельцев ценных бумаг, требований владельца ценных бумаг или уполномоченного им лица, а также номинального держателя ценных бумаг о предоставлении выписки из системы ведения реестра владельцев ценных бумаг по лицевому счету, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 названного Кодекса, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Общество имело возможность воздержаться от нарушения требований действующего законодательства.

Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться в силу основанием для отмены оспариваемого согласно п. 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, судом не установлено.

Наличие предусмотренных ст. 21, 144, 145 УПК РФ полномочий органа дознания, дознавателя по принятию мер по сохранению следов преступлений, не свидетельствует об отсутствии необходимости соблюдения процессуальной формы такого обеспечения.

Кроме того, часть 3 ст. 145 УПК РФ предусматривает, что орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает меры по сохранению следов преступления, только в случае принятия решения о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 настоящего Кодекса, а по уголовным делам частного обвинения - в суд в соответствии с частью второй статьи 20 настоящего Кодекса.

Содержащаяся в запросе просьба о приостановлении операций по лицевому счету № <***> никаким образом не обоснована, не указаны причины необходимости приостановления операций, какие следы и какого преступления необходимо сохранить.

Довод апелляционной жалобы о том, что заявитель обязан исполнять любое требование органов полиции, изложенное в любом документе основан на ошибочном толковании норм процессуального права.

Суд апелляционной инстанции также отклоняет довод о повторном привлечении к ответственности за одни и теже действия, поскольку вмененные Обществу составы административных правонарушений имеют различные объективные стороны.

При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.03.2014 по делу № А40-170445/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья: С.М. Мухин

Судьи: Н.Н. Кольцова

Т.Т. Маркова

Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.