ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 09АП-1588/2014 от 25.02.2014 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: info@mail.9aac.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-1588/2014

г.Москва                                                                                 А40-146304/13

28 февраля 2014 года

Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме февраля 2014 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                Захарова С.Л.,

судей:

Москвиной Л.А., ФИО1,

при ведении протокола             

секретарём судебного заседания Артюковой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале №13 апелляционную жалобу ОАО "МОСГАЗ"

на решение Арбитражного суда г.Москвы от 24.12.2013 по делу №А40-146304/13 судьи Лапшиной В.В. (94-1332)

по заявлению ОАО "МОСГАЗ" (ОГРН <***>, 105120, <...>)

к Департаменту Росприроднадзора по ЦФО

о признании недействительным предписания

при участии:

от заявителя:

ФИО2 по дов. от 16.12.2013 №20-03/338, ФИО3 по дов. от 16.12.2013 №20-03/341;

от ответчика:

ФИО4 по дов. от 21.02.2014 №202;

У С Т А Н О В И Л:

Открытое акционерное общество «МОСГАЗ» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу (далее - Департамент) об оспаривании предписания от 29.07.2013 №10-36/966 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.

Решением от 24.12.2013 в удовлетворении заявления обществу отказано. Суд пришел к выводу, что общество допустило размещение отходов производства и потребления на объектах размещения в нарушение установленных нормативов и лимитов размещения отходов, чем нарушило ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах), следовательно, предписание выдано правомерно в целях устранения допущенного нарушения.

Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Указывает, что в отношении части отходов при утверждении лимитов на их размещение не был установлен полигон, на который необходимо передавать грунты, вследствие чего предписание Департамента о размещении отходов только на полигоне ТБО «Тимохово» не основаны на законе. Ссылается на неисполнимость оспариваемого предписания.

В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы – отказать, изложил свои доводы.

Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционным судом в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав мнения представителей общества и административного органа, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отказе обществу в удовлетворении апелляционной жалобы, об оставлении оспариваемого решения суда первой инстанции без изменения исходя из следующего.

Как усматривается из фактических обстоятельств и материалов дела, Департаментом в отношении ОАО «МОСГАЗ» было возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование, по результатам которого составлен протокол об административном правонарушении №10-33/1242 от 23.07.2013 и вынесено постановление от 29.07.2013 №10-35/1353 о привлечении ОАО «МОСГАЗ» к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.

Из указанных документов следует, что Общество, передав в 2012 году Грунты IV и/или V класса опасности на размещение в ООО «Полигон ПГС» в количестве 6520,0 тонн, а так же в ООО «Заготовитель» в количестве 2000,0 тонн, допустило размещение отходов производства и потребления в нарушение установленных лимитов размещения отходов на полигоне ТБО «Тимохово» (собственник ОАО «Полигон Тимохово»), что является нарушением ст. 18 Закона об отходах.

В целях устранения выявленных нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований Обществу было выдано предписание №10-36/966 от 29.07.2013 на основании ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которому ОАО «МОСГАЗ» предписывается осуществлять размещение грунтов I-IV класса опасности, образовавшиеся в результате хозяйственной деятельности ОАО «МОСГАЗ» на объектах размещения отходов, в соответствии с утвержденными документами об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Не согласившись с вынесенным предписанием, ОАО «МОСГАЗ» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах) в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам, в результате хозяйственной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.

Согласно Приказу Минприроды РФ от 25.02.2010 №50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», лимитами на размещение отходов являются предельно допустимые количества отходов конкретного вида, направляемые на размещение в конкретные объекты захоронения отходов.

В соответствии со ст. 1 Закона об отходах под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Из материалов дела следует, что согласно утвержденным нормативам годовой норматив образования грунта IV класса опасности в целом по Обществу составляет 317,0 тонн, грунта V класса – 2 942, 22 тонн, из которых 2882,06 тонн грунта V класса подлежат передаче на использование, 321, 16 тонн грунта IV - V класса опасности подлежат передаче на размещение на полигон ТБО «Тимохово» (ОАО «Полигон Тимохово»), 56, 0 тонн грунта V класса подлежат передаче на размещение ТБО «Кучино» (ООО «Заготовитель»).

В ходе проведения административного расследования Департаментом у ОАО «Полигон Тимохово» были истребованы сведения о количестве принятого 2012 г. от предприятия Грунта IV-V класса опасности (Определение истребовании сведении №МИ/0-21/13 от 08.07.2013). Согласно справке №7 от 12.07.2013, представленной ОАО «Полигон Тимохово», за 2012-2013 гг. прием Грунта IV-V класса опасности от предприятия не производился.

Обществом в ходе проведения административного расследования представлены договоры с ООО «Полигон ПГС» на сдачу экологически чистых техногенных грунтов и строительных отходов 4-5 классов опасности №524/МГ-ДУ-1815 от 29.08.2012 №170/МГ-ДУ-0064 от 21.01.2013.

Департаментом установлено и заявителем не отрицается, что Грунты IV и/или V класса опасности класса были переданы ОАО «МОСГАЗ» в 2012 году на размещение в ООО «Полигон ПГС» в количестве 6520, 0 тонн, в ООО «Заготовитель» (полигон ТБО «Кучино») в количестве 2000, 0 тонн.

В соответствии с Документами об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ОАО «МОСГАЗ» был установлен годовой лимит размещения Грунтов IV класса опасности в количестве 317,0 тонн и V класса опасности в количестве 4,160 тонн на полигоне ТБО «Тимохово» (собственник ОАО «Полигон Тимохово»).

Таким образом, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, передав в 2012 году грунты IV и/или V класса опасности класса на размещение на другие полигоны и с превышением установленного лимита на размещение, ОАО «МОСГАЗ» осуществило размещение указанных отходов на неутвержденных объектах размещения.

Довод заявителя о том, что на оставшиеся 2 881,96 тонны утвержденными Департаментом Росприроднадзора по ЦФО лимитами - полигон установлен не был, в связи с чем ОАО «МОСГАЗ» имело право передать указанный грунт на любой объект размещения, при наличии у него соответствующей лицензии, отклоняется судом апелляционной инстанции поскольку пунктом 1 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010 №50 установлены требования к подготовке и представлению документов и материалов для утверждения предельно допустимых количеств отходов конкретного вида, направляемых на размещение в конкретных объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов с учетом экологической обстановки на территории, на которой расположены такие объекты.

В соответствии с Приложением к данному Порядку в графе отходы, передаваемые на размещение другим индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам, указывается наименование объекта размещения отходов, наименование юридического лица или индивидуальный предприниматель, эксплуатирующее объект размещения отходов и номер объекта размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов.

В этой связи, размещение отходов на полигон, не указанный в документе об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, размещение отходов, является самовольным.          

Исходя из положений ст. ст. 1, 19, 22, 24 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение относятся к нормативам допустимого воздействия на окружающую среду и устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду.

Факт накопления обществом отходов производства и потребления в результате осуществления хозяйственной деятельности, а также их размещение на территории общества с превышением лимитов подтвержден материалами дела.

Общество осуществляло хозяйственную деятельность, связанную с обращением отходов производства и потребления, с нарушениями нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, что влечет негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов.

Общество обязано соблюдать при осуществлении своей деятельности, в результате которой образуются отходы, требования Закона об отходах производства, в том числе экологические и санитарно-эпидемиологические требования, установленные действующим законодательством.

Доводы заявителя о невозможности исполнить предписание в установленный в нем срок (02.12.2013) не принимается судебной коллегией во внимание, поскольку общество имело возможность сообщить о соблюдении утвержденных документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение

Исходя из вышесказанного, вывод суда первой инстанции о законности и обоснованности оспариваемого предписания и, как следствие, об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований, является правомерным.

Доводы апелляционной жалобы, связанные с иным толкованием норм права применительно к обстоятельствам настоящего дела, не опровергают правильные выводы суда.

При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда г.Москвы от 24.12.2013 по делу №А40-146304/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья:                                                        С.Л. Захаров

Судьи:                                                                                                 Л.А. Москвина

                                                                                                            И.Б. Цымбаренко

Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.