ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 09АП-16495/14 от 09.06.2014 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной Сторожки, 12,

адрес веб-сайта: http://9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 09АП-16495/2014-АК

город Москва Дело № А40-162676/13

10.06.2014

Резолютивная часть постановления объявлена 09.06.2014

Постановление в полном объеме изготовлено 10.06.2014

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Румянцева П.В.,

судей: Кольцовой Н.Н., Мухина С.М.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Жаботинским А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства строительного комплекса Московской области на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.03.2014 по делу № А40-162676/13, принятое судьей Семушкиной В.Н. (152-1490)

по заявлению ООО "ПроектИнвест-2" (ОГРН <***>, 123007, Москва, ул. Розанова, 6, 4)

к Министерству строительного комплекса Московской области (143407, МО, Красногорск, бульвар Строителей, 4, 1)

о признании незаконными и отмене постановлений

при участии:

от заявителя:

ФИО1 по дов. № 82 от 31.12.2013;

от ответчика:

ФИО2 по дов. № 03 от 10.01.2014;

УСТАНОВИЛ:

ООО «ПроектИнвест-2» (далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Комитета Московской области по долевому жилищному строительству, ветхому и аварийному жилью (далее – ответчик, Комитет) от 10.09.2013 50МС № 05/0572/13, 50МС № 05/0573/13 о привлечении к административной ответственности на основании ч. 4 ст. 14.28 КоАП РФ, решений от 04.10.2013 50МС № 08/0014/13, 50 МС № 08/0015/13 по жалобе ООО «ПроектИнвест-2» на указанные постановления.

Решением от 31.03.2014 Арбитражный суд города Москвы удовлетворил требования общества.

Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, Комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.

В отзыве общество просило оставить судебный акт без изменения. А апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Представители сторон в заседании суда на своих правовых позициях настаивали в полном объеме.

Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта, исходя из следующего.

Из материалов дела усматривается, что 15.07.2013 Комитетом в адрес ООО «ПроектИнвест-2» в соответствии с пунктом 2.2 части 5 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) и постановления Правительства Московской области от 20.09.2010 № 794/43 «Об утверждении Перечня документов представляемых лицами, осуществляющими привлечение денежных средств граждан для строительства, в уполномоченный орган исполнительной власти Московской области, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости» направлены требования 50 МС № 07/0062/13, 50 МС № 07/0063/13 (далее - требования) о предоставлении документов, а именно, регистров бухгалтерского учета, содержащих данные аналитического учета фактов хозяйственной жизни юридического лица по бухгалтерскому счету 50 «касса» и 51 «расчетный счет» за период с 15.07.2012 по 15.07.2013г. в срок до 12.08.2013г. по адресу: <...>.

Поскольку вышеуказанные требования ООО «ПроектИнвест-2» не были исполнены, в отношении ООО «ПроектИнвест-2» должностным лицом Комитета было возбуждены дела об административном правонарушении и составлены протоколы об административном правонарушении 50 МС № 03/0572/13, 50 МС № 03/0573/13 от 02.09.2013.

10.09.2013 заместителем руководителя Комитета Московской области по долевому жилищному строительству, ветхому и аварийному жилью вынесены постановления 50 МС № 03/0572/13, 50 МС № 03/0573/13 о привлечении ООО «ПроектИнвест-2» к административной ответственности на основании ч. 4 ст. 14.28 КоАП РФ с установлением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей за каждое правонарушение.

Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующими обстоятельствами.

Частью 4 ст. 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за непредставление лицом, деятельность которого связана с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в установленный срок в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, сведений и (или) документов, которые необходимы для осуществления указанных контроля и надзора и перечень которых устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а равно представление таких сведений и (или) документов не в полном объеме или недостоверных сведений

Согласно п. 2.2 ч. 5 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" контролирующий орган вправе получать от лиц, осуществляющих привлечение денежных средств граждан для строительства, в установленный срок сведения и (или) документы, которые необходимы для осуществления контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и перечень которых устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации. При этом утверждаются рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности; формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности; порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации; способы оценки активов и обязательств; правила документооборота и технология обработки учетной информации; порядок контроля за хозяйственными операциями; другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 N 34н пунктом 19 установлено, что регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Регистры бухгалтерского учета могут вестись в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на машинных носителях информации. При ведении регистров бухгалтерского учета на машинных носителях информации должна быть предусмотрена возможность их вывода на бумажные носители информации. Формы регистров бухгалтерского учета разрабатываются и рекомендуются Министерством финансов Российской Федерации, органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, или федеральными органами исполнительной власти, организациями при соблюдении ими общих методических принципов бухгалтерского учета. Пунктом 20 установлено, что хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.200 N 94н "Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению" (в редакции приказов Минфина РФ от 07.05.2003 N 38н, от 18.09.2006 N 115н, от 08.11.2010 N 142н) установлено, что счет 50 "касса" предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в кассах организации. К счету 50 "касса" могут быть открыты субсчета: 50-1 "касса организации"; 50-2 "операционная касса"; 50-3 "денежные документы" и др. По дебету счета 50 "касса" отражается поступление денежных средств и денежных документов в кассу организации. По кредиту счета 50 "касса" отражается выплата денежных средств и выдача денежных документов из кассы организации.

Счет 51 "расчетные счета" предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в валюте Российской Федерации на расчетных счетах организации, открытых в кредитных организациях.

По дебету счета 51 "расчетные счета" отражается поступление денежных средств на расчетные счета организации. По кредиту счета 51 "расчетные счета" отражается списание денежных средств с расчетных счетов организации.

Операции по расчетному счету отражаются в бухгалтерском учете на основании выписок кредитной организации по расчетному счету и приложенных к ним денежно-расчетных документов.

Аналитический учет по счету 51 "расчетные счета" ведется по каждому расчетному счету.

Требования к форме учетного регистра "карточка" не унифицированы.

Постановлением Правительства Московской области от 20.09.2010 N 794/43 "Об утверждении перечня документов, представляемых лицами, осуществляющими привлечение денежных средств граждан для строительства, в уполномоченный орган исполнительной власти Московской области, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, установлен Перечень документов (в редакции постановлений Правительства Московской области от 11.09.2012 N 1109/34, от 22.04.2013 N 257/15).

Согласно п. 13 Перечня, представлению подлежат организационно-распорядительный документ юридического лица о принятии учетной политики; бухгалтерская (финансовая) отчетность (ежеквартальная и годовая), расшифровка строк бухгалтерского баланса; рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности, данные счетов синтетического и аналитического учета фактов хозяйственной жизни юридического лица; первичные учетные документы; регистры бухгалтерского учета, применяемые для регистрации и накопления данных, связанных с фактами хозяйственной жизни юридического лица (п. 13 в редакции постановления Правительства Московской области от 22.04.2013 N 257/15).

Организацией используется для учета операций по счетам "касса" и "расчетный счет" ведомость N 1 и журнал-ордер N 2, между тем данные документы Комитетом не истребовались.

Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, указанные формы отчетности, истребованные Комитетом, не могут быть отнесены к документам, которые непосредственно могут подтвердить обстоятельства, связанные с привлечением денежных средств граждан для строительства, поскольку имеют иную цель и содержание.

Согласно пп. 8 ст. 3 Федерального закона от 06.12.2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» фактом хозяйственной жизни является сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требование о предоставлении «регистров бухгалтерского учета, содержащих данные аналитического учета фактов хозяйственной жизни» общества, фактически направлено на получение информации обо всех сделках и операциях, совершенных обществом за период с 15.07.2012 по 15.07.2013 и о движении денежных средств за тот же период.

Между тем в соответствии с действующим законодательством РФ Комитет осуществляет свои функции исключительно в целях контроля и надзора за долевым строительством и обеспечения установленных законом гарантий защиты прав, законных интересов и имущества участников их» строительства, физических и юридических лиц.

В рамках предоставленных полномочий Комитет не вправе осуществлять проверку финансово-хозяйственной деятельности каких-либо организаций, так как такое право предоставлено только налоговым и правоохранительным органам, к числу которых Комитет не относится.

Таким образом, направляя рассматриваемые требования, Комитет должен был обосновать не только необходимость предоставления таких документов, но и указать какие именно обстоятельства, связанные с долевым строительством, могут быть подтверждены указанными документами.

Однако, из материалов дела усматривается, что в требованиях такое обоснование отсутствует. В письме от 15.08.2013г. исх. № 27-1516/исх (поступило в Общество по почте 27.08.2013г. вх. № 378/1 ПИ), то есть уже после истечения срока исполнения требований, Комитет указал, что требования направлены в связи с привлечением обществом денежных средств при строительстве объекта по адресу: <...>.

При этом, как указано в решениях Комитета (п. 2.1.), такое привлечение было осуществлено обществом в 2011 году, путем заключения договора № ПР11/11/3799(ксз) от 19.09.2011 (далее - договор), что не может являться основанием для направления требований о предоставлении документов за период с 15.07.2012 по 15.07.2013.

Доводы апелляционной жалобы фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, между тем оснований к этому у судебной коллегии не имеется.

Исходя из изложенных выводов, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ч. 51 ст. 211, ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.03.2014 по делу № А40-162676/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа только по основаниям предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.

Председательствующий судья:

П.В. Румянцев

Судьи:

Н.Н. Кольцова

С.М. Мухин