ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12
адрес электронной почты: info@mail.9aac.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 09АП-17304/2012
г. Москва Дело № А40-6476/12-17-60
23 июля 2012 года
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июля 2012 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи П.В. Румянцева
судей:
ФИО1, ФИО2
при ведении протокола
помощником судьи Шимкус М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ФИО3
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.04.2012 г.
по делу № А40-6476/12-17-60, принятое судьей А.Б. Поляковой,
по заявлению ФИО3 (117535,Москва, ул. Россошанская, д. 3, корпус 2, кв. 2)
к Федеральной службе по финансовым рынкам (119991,Москва, Ленинский проспект, д. 9, ГСП-1, В-49)
о признании незаконным приказа
при участии:
от заявителя:
ФИО4 – по дов № 77 АА 3333893 от 26.10.2011;
ФИО5 – по дов. № 77 АА 3996421 от 30.01.2012;
от ответчика:
ФИО6 – по дов. № 12-ДП -05/15941 от 13.04.2012;
У С Т А Н О В И Л:
ФИО3 (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной службе по финансовым рынкам (далее – ФСФР России) о признании незаконным приказа от 16.09.2011 № 11-2352/пз-и «Об аннулировании квалификационного аттестата серии АА № 022708 по квалификации «специалист специализированного депозитария инвестиционного фонда и паевого инвестиционного фонда», выданного ФИО3.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.04.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
При этом суд первой инстанции исходил из доказанности ФСФР России допущенныхзаявителем неоднократныхнарушений законодательства, послужившие основанием для аннулирования лицензии общества, осуществлявшего деятельность на финансовом рынке.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального, процессуального права и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В частности, указывает на то, что обжалуемый приказ не соответствует требованиям действующего законодательства. Ссылается на то, что приказ об аннулировании аттестата не содержит сведений о том, какие нарушения допущены именно заявителем, а так же в нем не указано, вследствие исполнения или неисполнения каких должностных обязанностей заявителя ООО «Депозитарий Иркол» допустило нарушения законодательства, указанные в оспариваемом приказе. Полагает, что суд первой инстанции при принятии оспариваемого решения должен был выяснить, в непосредственные обязанности каких специалистов входило выполнение функций, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых повлекло допущенные нарушения. В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.
В отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании представитель ответчика просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. При этом указывает на то, что при издании оспариваемого приказа ответчик действовал в строгом соответствии с Законом «Об инвестиционных фондах».
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ФИО3 в соответствии с протоколом общего собрания участников ООО «Депозитарий Иркол» (далее – общество) от 07.05.2008 № 03/2008 являлся генеральным директором общества.
В период с 01.02.2010 по 28.05.2010 на основании приказа ФСФР России от 25.01.2010 № 10-6/пз была проведена плановая выездная проверка деятельности ООО «Депозитарий Иркол».
ФСФР России 11.06.2010 был составлен акт № 10-46/а-ДСП плановой выездной проверки деятельности ООО «Депозитарий Иркол» (далее – акт проверки).
Приказом ФСФР России от 26.08.2010 № 10-257/пз-и, изданным по результатам проверки, аннулирована лицензия ООО «Депозитарий Иркол» № 22-000-1-00023 на осуществление деятельности специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.
Основанием для аннулирования лицензии послужили выявленные в ходе проверки неоднократные нарушения обществом Положения о деятельности специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, утвержденного постановлением ФКЦБ России от 10.12.2004 № 04-3/пс (далее – Положение о деятельности специализированных депозитариев), Федерального закона от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах», Условий и Процедур осуществления контрольной деятельности специализированного депозитария (для закрытого паевого инвестиционного фонда) Регламента специализированного депозитария акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов Общества, зарегистрированного ФСФР России от 25.12.2008 № 22-000-1-00023/8, выразившиеся в ненадлежащем исполнении обществом обязанности по контролю при осуществлении деятельности специализированного депозитария.
Федеральной службой по финансовым рынкам 16.09.2011 издан приказ № 11-2352/пз-и, которым аннулирован квалификационный аттестат серии АА № 022708 по квалификации «специалист специализированного депозитария инвестиционного фонда и паевого инвестиционного фонда», выданный ФИО3, являвшемуся генеральным директором ООО «Депозитарий Иркол».
Основанием для издания оспариваемого приказа послужили выявленные ФСФР России неоднократные нарушения заявителем Федерального закона от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» и законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, зафиксированные в акте проверки.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд.
При рассмотрении спора суд первой инстанции правильно истолковал нормы материального права, регулирующие возникший спор и с учетом установленных обстоятельств дела, сделал верный вывод о наличии у ответчика оснований для вынесения оспариваемого приказа.
Согласно ст. 13 ГК РФ, ч. 1 ст. 198 АПК РФ, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно пункту 1 статьи 55 Федерального закона от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об
инвестиционных фондах» государственное регулирование деятельности акционерных
инвестиционных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев,
агентов по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев, лиц, осуществляющих
ведение реестров владельцев инвестиционных паев, и государственный контроль за
указанными видами деятельности осуществляются федеральным органом
исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
ФСФР России в соответствии с Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 № 717, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности) и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В силу статей 43, 45 Федерального закона от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» специализированный депозитарий должен действовать исключительно в интересах акционеров акционерного инвестиционного фонда и владельцев инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда, обязан осуществлять контроль за соблюдением управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией паевого инвестиционного фонда настоящего Федерального закона, принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, положений инвестиционной декларации акционерного инвестиционного фонда, договора доверительного управления акционерного инвестиционного фонда с управляющей компанией.
На основании части 2 статьи 45 Федерального закона от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» специализированный депозитарий обязан: принимать на хранение и хранить имущество, принадлежащее акционерному инвестиционному фонду, и имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, если для отдельных видов имущества нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрено иное; принимать и хранить копии всех первичных документов в отношении имущества, принадлежащего акционерному инвестиционному фонду, и имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, а также подлинные экземпляры документов, подтверждающих права на недвижимое имущество; представлять в ревизионную комиссию (ревизору) акционерного инвестиционного фонда документы, необходимые для ее (его) деятельности; регистрироваться в качестве номинальногодержателяценныхбумаг,принадлежащихакционерному инвестиционному фонду, либо ценных бумаг, составляющих паевой инвестиционный фонд, если иной порядок учета прав на ценные бумаги не предусмотрен законодательством Российской Федерации; осуществлять контроль, предусмотренный статьей 43 Федерального закона от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах», в том числе контроль за определением стоимости чистых активов акционерных инвестиционных фондов и чистых активов паевых инвестиционных фондов, а также расчетной стоимости инвестиционного пая, количества выдаваемых инвестиционных паев и размеров денежной компенсации в связи с погашением инвестиционных паев; направлять в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг уведомления о выявленных им в ходе осуществления контроля нарушениях не позднее трех рабочих дней со дня выявления указанных нарушений; направлять в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг уведомления об изменении состава совета директоров (наблюдательного совета) и исполнительных органов специализированного депозитария, руководителя его филиала (руководителя отдельного структурного подразделения организации, осуществляющего деятельность специализированного депозитария) в течение пяти рабочих дней с даты наступления указанных событий; использовать при взаимодействии с управляющей компанией,регистраторомакционерногоинвестиционногофонда,лицом, осуществляющим ведение реестра владельцев инвестиционных паев, агентом по выдаче, обмену и погашению инвестиционных паев, а также с иными лицами при осуществлениидеятельностинаоснованиилицензииспециализированного депозитария документы в электронно-цифровой форме с электронной цифровой подписью; соблюдать иные требования, предусмотренные Федеральным законом от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
ФСФР России осуществляет контроль и надзор за деятельностью специализированных депозитариев, а также проводит в установленном порядке проверки соблюдения специализированными депозитариями требований Федерального закона от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах», иных федеральных законов,регулирующихихдеятельность,осуществляемуюнаосновании соответствующей лицензии, и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 55 Федерального закона от
«Об инвестиционных фондах» ФСФР России устанавливает квалификационные
требования и требования к профессиональному опыту лиц, осуществляющих функции
единоличного исполнительного органа акционерного инвестиционного фонда,
управляющей компании и специализированного депозитария (руководителя отдельного
структурного подразделенияорганизации,осуществляющейдеятельностьСпециализированногодепозитария), к контролерам(руководителямслужбы внутреннего контроля) управляющей компании и специализированного депозитария, а также квалификационные требования к работникам управляющей компании и специализированного депозитария.
Подпунктом 17 пункта 2 статьи 55 Федерального закона от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» предусмотрено, что ФСФР России вправе аннулировать квалификационные аттестаты физических лиц в случае неоднократного или грубого нарушения ими указанного Федерального закона, а также законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.
В настоящем случае, заявитель не обеспечил осуществление обществом надлежащего контроля за исполнениемуправляющимикомпаниямипаевыхинвестиционныхфондов обязанностей:
-по передаче специализированному депозитарию копий первичных документов, что является нарушением требований, установленных пунктами 1.2, 4.10 Положения о деятельности специализированных депозитариев, пунктом 1 статьи 43, подпунктами 5,9 пункта 2 статьи 45 Федерального закона от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах», пунктами 4.1.1.2., 4.1.1.7 и 4.9.1 Условий и Процедур осуществления контрольной деятельности (пункт 6 акта проверки);имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд (проектно-сметная документация для закрытых паевых инвестиционных фондов, относящихся к категории фондов недвижимости, кредитных договоров для закрытых паевых инвестиционных фондов, относящихся к категории кредитных фондов), подлежащего хранению в специализированном депозитарии, что является нарушениемтребований установленных пунктом 1.2. Положения о деятельности специализированных депозитариев, пунктом 1 статьи 43, подпунктами 5,9 пункта 2 статьи 45 Федерального закона от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (пункт 14 акта проверки);
- по согласованию со специализированным депозитарием операций, связанных с распоряжением имуществом паевых инвестиционных фондов, что является нарушением требований установленных пунктом 1.2. Положения о деятельности специализированных депозитариев, пунктом 1 статьи 43, подпунктами 5,9 пункта 2 статьи 45 Федерального закона от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (пункт 15 Акта проверки).
Также ФИО3 не обеспечил осуществление обществом контроля:
- за соответствием структуры пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе в части уведомления ФСФР России о выявленных нарушениях, т.е. соблюдение и исполнение требований, предусмотренных пунктами 1.2., 4.10, 4.13 Положения о деятельности специализированных депозитариев, пунктом 4.10.7 Условий и Процедур осуществленияконтрольнойдеятельностиобщества(Пенсионныерезервы негосударственного пенсионного фонда), Регламента (пункт 19 Акта проверки)
- за исполнением управляющей компанией обязанности по передаче прав и обязанностей по договору доверительного управления паевым инвестиционных фондом другой управляющей компании, т.е. соблюдение и исполнение требований, предусмотренных пунктом 1.2. Положения о деятельности специализированных депозитариев, пунктом 1 статьи 43, подпунктами 5,9 пункта 2 статьи 45 Федерального закона от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (пункт 22 акта проверки)
- за исполнением управляющей компанией обязанности по приведению правил доверительного управления паевого инвестиционного фонда в соответствие с законодательством об инвестиционных фондах, т.е. соблюдение и исполнение требований,предусмотренныхпунктом1.2.Положения о деятельности специализированных депозитариев, пунктом 1 статьи 43, подпунктами 5,9 пункта 2 статьи 45 Федерального закона от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (пункт 26 акта проверки)
- за деятельностью управляющей компании, принявшей обязанность по передаче имущества, не входившего в состав активов паевого инвестиционного фонда на момент принятия такой обязанности, т.е. соблюдение и исполнение требований, предусмотренных пунктами 1.2., 4.2 Положения о деятельности специализированных депозитариев, пунктами 1, 2 статьи 43, подпунктами 5,9 пункта 2 статьи 45 Федерального закона от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (пункты 23, 24,25 акта проверки);
за соблюдением управляющими компаниями паевых инвестиционных фондов, относящихся к категории кредитных фондов, требований к порядку определения стоимости чистых активов и расчетной стоимости одного инвестиционного пая, т.е. соблюдение и исполнение требований, предусмотренных пунктами 1.2., 4.7 Положения о деятельности специализированных депозитариев, пунктом 1 статьи 43, подпунктами 5, 9 пункта 2 статьи 45 Федерального закона от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (пункт 30 акта проверки).
Указанные нарушения подтверждены вступившими в законную силу судебными актами по делу № А40-104088/10-106-587, сторонами не оспариваются, в связи с чем в настоящем деле наличие указанных нарушений доказыванию не подлежит.
Таким образом, ФСФР России доказал факт неоднократности нарушения законодательства в действиях заявителя, а, следовательно, и вывод суда первой инстанции о наличии оснований для аннулирования выданного квалификационного аттестата правомерен.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии ответственности заявителя как единоличного исполнительного органа ООО «Депозитарий Иркол» за выявленные нарушения несостоятелен исходя из следующего.
ФИО3, являясь генеральным директором ООО «Депозитарий Иркол», в соответствии с п.1 ст. 91 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 4 статьи 32, статьей 44 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» осуществлял руководство текущей деятельностью общества и являлся должностным лицом, уполномоченным уставом общества и законодательством Российской Федерации действовать от имени общества и самостоятельно исполнять распорядительные функции, а также осуществлять руководство и контроль за деятельностью подчиненных сотрудников и структурных подразделений общества.
Допущенные заявителем как генеральным директором общества нарушения повлекли аннулирование лицензии общества на осуществление деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.
Как генеральный директор ООО «Депозитарий Иркол» ФИО3 несет персональную ответственность за принимаемые решения и в силу своего должностного положенияобязанобеспечитьсоблюдение в деятельностиобщества(специализированногодепозитария)требованийзаконодательстваРоссийской Федерации, включая законодательство об инвестиционных фондах .
Таким образом, ФСФР России сделан обоснованный вывод о том, что заявителембылидопущенынеоднократныенарушениязаконодательства, послужившие основанием для аннулирования лицензии общества, осуществлявшего деятельность на финансовом рынке.
Довод апелляционной жалобы о том, что указанные в приказе нарушения не связаны с исполнением генеральным директором своих должностных обязанностей, поскольку вызваны деятельностью иных структурных подразделений общества необоснован, поскольку статус генерального директора определяет его как единоличный исполнительных орган.
Из анализа положений ст. 44 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», ст. 91 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также п. 9.3 и 9.3.1 устава ООО «Депозитарий Иркол» следует, что ответственность за несоответствие деятельности общества требованиям действующего законодательства несет единоличный исполнительный орган такого общества.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.03.2012 по делу № А40-6476/12-17-60 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа
Председательствующий судья: П.В. Румянцев
Судьи: Б.С. Веклич
Д.Е. ФИО1
Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.