ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12
адрес электронной почты: info@mail.9aac.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 09АП-18520/2013
г. Москва Дело № А40-161245/2012
19 августа 2013 года
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 августа 2013 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей:
Яковлевой Л.Г., Поташовой Ж.В.,
при ведении протокола
секретарем судебного заседания Жеренковой Ю.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Закрытого акционерного общества «Су-155»
на решение Арбитражного суда города Москвы от 22.03.2013 по делу № А40-161245/2012, принятое судьей Андрияновой С.М. (130-1580)
по заявлению Закрытого акционерного общества «Су-155» (ОГРН <***>)
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
о признании незаконным постановления,
при участии:
от заявителя:
ФИО1, по доверенности от 19.07.2013
от ответчика:
не явился, извещен;
У С Т А Н О В И Л:
ЗАО «СУ-155» (далее – заявитель, Общество) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (далее – ответчик, Департамент) от 08.11.2012 № 1207-771/2012 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 4.43 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях с назначением административного наказания в размере 100 000 рублей.
Решением от 22.03.2013 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований, мотивировав это тем, что состав вменяемого заявителю административного правонарушения доказан материалами дела об административном правонарушении, процедура привлечения к административной ответственности соблюдена.
Не согласившись с решением суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение и принять новый судебный акт, отменив постановления административного органа. В обоснование доводов заявитель указывает на то, что административный орган не установил, что за указанные нарушения отвечает именно ЗАО «СУ-155», считает, порядок привлечения к административной ответственности незаконным.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст. 262 АПК РФ ответчик в суд апелляционной инстанции не представил.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и не обоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы – отказать.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав позиции сторон, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
В соответствии с п.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Как усматривается из материалов дела, 17.08.2012 прокуратурой округа с привлечением органов контроля, при обследовании территории установлено нарушение ЗАО «СУ-155» требований Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы (утв. постановлением Правительства Москвы от 10.09.2002 № 743-ПП), ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 4.43 Закона города Москвы от 21.11.2007 № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях».
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 17.08.2012.
Определением от 28.09.2012 № 1207-771/2012 в отношении ЗАО «СУ-155» возбуждено дело об административном правонарушении.
08.11.2012 в присутствии представителя ЗАО «СУ-155» ФИО2 по доверенности от 10.10.2012 старшим государственным инспектором города Москвы по охране природы ОЭК ЮЗАО ФИО3 вынесено постановление № 1207-771/2012 о привлечении ЗАО «СУ-155» к административной ответственности по ч. 1 ст. 4.43 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях в виде административного штрафа 100 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось с заявлением в суд.
Частью 1 статьи 4.43 КоАП г. Москвы установлена административная ответственность за отсутствие на строительных площадках города Москвы информационных щитов, содержащих экологическую информацию, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, соблюдения права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды.
Правила размещения информационных щитов при производстве работ по реконструкции объектов установлены распоряжением Правительства Москвы от 30.06.2004 №1312-РП «О мерах по информированию жителей города Москвы о производстве работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов и реконструкции зеленых насаждений», согласно которому в целях информирования жителей города Москвы о производстве работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов и реконструкции зеленых насаждений, установлен ряд обязанностей.
Пунктом 1.1 Распоряжение от 30.06.2004 №1312-РП установлена обязанность обеспечить размещение информационных щитов в местах предполагаемого производства работ.
Пунктом 1.3.5 данного распоряжения на информационных щитах в обязательном порядке должны быть размещены номера телефонов горячей линии Департамента природопользования и охраны окружающей среды.
Кроме того, пунктом 1.3.6 щиты на объектах строительства должны устанавливаться со стороны основной улицы или площади и иметь хороший обзор.
Согласно пункту 1.1. постановления Правительства Москвы от 7 декабря 2004 №857-ПП «Об утверждении Правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве» правила подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в город Москве устанавливают порядок разработки и согласования документации для производства работ, оформления ордеров, требования к обустройству и содержанию мест производства работ и прилегающих территорий, а также порядок производства работ, подготовки и сдачи исполнительной документации, осуществления контроля за соблюдением установленных норм, правил и требований, ответственность за нарушений Правил.
В соответствии с п. 1.3 данного постановления, выполнение правил на территории Москвы обязательно для всех должностных лиц городской администрации, контрольных и надзорных органов исполнительной власти Правительства Москвы, эксплуатационных, подрядных, проектных и изыскательных организаций, собственников, владельцев и арендаторов, заказчиков, застройщиков и инвесторов независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности и источников финансирования выполненных работ.
Согласно п. 6.1. постановления Правительства Москвы от 7 декабря 2004 №857-ПП «Об утверждении Правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве» не позднее, чем за семь дней до начала работ по подготовке участка строительства и прилегающей к нему территории застройщик (заказчик) обязан установить на границе участка строительства стенд, доступный для обозрения с прилегающей к участку строительства территории и содержащий информацию о проекте строительства, реконструкции, о мерах по благоустройству и обслуживанию прилегающей территории в период строительства, о разрешении на строительство, о заказчике и исполнителе (подрядчике) работ, о плановых сроках выполнения работ, об уполномоченных органах, в которые следует обращаться по вопросам строительства, реконструкции.
Согласно пункта 6.2 постановления Правительства Москвы от 7 декабря 2004 №857-ПП в подготовительный период до начала основных работ необходимо обустроить строительную площадку в соответствии с проектами организации строительства и производства работ:
Пунктом 6.2.3. «Правил подготовки и производством земляных работ в г.Москве», утвержденных постановлением Правительства Москвы от 07.12.2004 г. №857-ПП предусмотрена обязанность установить при въезде на площадку и выезде с нее информационные щиты с указанием наименования и местонахождения объекта, названия заказчика и подрядной организации, номеров их телефонов, лицензий, должности и фамилии производителя работ, даты начала и окончания строительства. До начала производства работ, сопровождающихся уничтожением зеленых насаждений, установить щиты, содержащие информацию о планируемом виде работ, сроках проведения работ.
До начала производства работ, сопровождающихся уничтожением зеленых насаждений, установить щиты, содержащие информацию о планируемом виде работ, сроках проведения работ, графическом изображении строящегося объекта, количестве вырубаемых и пересаживаемых зеленых насаждений, проекте (плане) благоустройства и озеленения территорий, а также показателях воздействия (шумы, выбросы и сбросы загрязняющих веществ), изменении гидрологических условий и планах природоохранительных мероприятий по сокращению вредных воздействий на окружающую среду (в соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 30.06.2004 №1312-РП).
Согласно п.3.1.2 постановления Правительства Москвы от 10.09.2002 №743-ПП «Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы» при проведении работ по строительству, капитальному ремонту и реконструкции зеленых насаждений, сопровождающихся вырубкой и пересадкой зеленых насаждений, необходимо не позднее, чем за 10 дней обеспечить размещение информационных щитов в местах предполагаемого производства работ по утвержденной форме Приложения 27 постановления Правительства Москвы от 10.09.2002 №743-ПП «Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы». Информационные щиты должны быть размером 2x2 м.
Аналогичные положения содержатся и в пунктах 8.2,10, 8.3.7 постановления Правительства Москвы от 10.09.2002 № 743-ПП «Правила создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы».
Согласно Постановлению Правительства Москвы от 19.11.2002 № 939-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы» Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы является органом исполнительной власти города Москвы, подведомственным Правительству Москвы, проводящим политику города Москвы в области природопользования и охраны окружающей среды и осуществляющим регулирование в этой области.
Как усматривается из материалов дела, ЗАО «СУ-155», являясь генподрядчиком на объект строительства офисного здания и жилого дома по адресу: Москва, ул. Профсоюзная, вл. 10 и вл. 14, допустило нарушение размещения информационных щитов на строительных площадках города Москвы и нарушение требований об указании обязательной информации.
При производстве работ по строительству по вышеуказанному адресу Общество разместило информационный щит, на котором отсутствует информация о количестве вырубаемых и высаживаемых деревьев, кустарников и устройстве газонов на объекте строительства. Согласно информации, имеющейся на щите, подрядчиком является филиал Общества – «СИ-17» (л.д. 115).
В соответствии с ч. 1 ст. 751 ГК РФ подрядчик обязан при осуществлении строительства и связанных с ним работ соблюдать требования закона и иных нормативно правовых актов об охране окружающей среды и о безопасности строительных работ, подрядчик несет ответственность за нарушение указанных требований.
При указанных обстоятельствах административный орган пришел к обоснованному выводу о совершении административного правонарушения, предусмотренное ч. 1 ст. 4.43 КоАП г. Москвы именно Обществом.
Довод о том, что фото, сделанные административным не могут использоваться в качестве доказательств, поскольку из них невозможно установить где делались снимки, когда и что конкретно изображено на них, отклоняется в связи с тем, что в деле имеется совокупность иных доказательств, подтверждающая сведения, которые усматриваются из фотоснимков. Оснований исключать фотографии из числа доказательств по делу у суда апелляционной инстанции не имеется.
В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно положениям ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как разъяснено в п. 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10, при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 ст. 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (ст. 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Таким образом, в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в ч. 1 или ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В рассматриваемом случае имеющиеся в материалах дела доказательства, свидетельствуют о том, что у заявителя имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ч. 1 ст. 4.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, Доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнить установленную обязанность по соблюдению правил и требований в области охраны окружающей среды, заявителем не представлено.
Таким образом, собранные по делу об административном правонарушении согласующиеся между собой и не вызывают у коллегии обоснованных сомнений в их достоверности, что указывает на наличие события вменяемого Обществу правонарушения.
Что касается порядка привлечения заявителя к административной ответственности, то нарушений процедуры, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10, апелляционной коллегией вопреки доводам жалобы не установлено.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с толкованием норм материального права, признаются коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта, а расцениваются как попытка избежать административной ответственности за совершенные правонарушения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.
Руководствуясь ч.51 ст.211, ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 22.03.2013 по делу № А40-161245/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу– без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ.
Председательствующий судья: С.М. Мухин
Судьи: Ж.В. Поташова
Л.Г. Яковлева
Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.