ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 09АП-19662/2012 от 31.07.2012 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: info@mail.9aac.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 09АП-19662/2012-АК

№ 09АП-21770/2012-АК

г. Москва

07 августа 2012 года

№ А40-119138/11-107-493

Резолютивная часть постановления объявлена 31.07.2012г.

Полный текст постановления изготовлен 07.08.2012г.

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи С.Н. Крекотнева,

Судей Н.О. Окуловой, В.Я. Голобородько,

при ведении протокола судебного заседания секретарем И.С. Забабуриным

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы

ОАО «Связьтранснефть» и Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 7

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.05.2012г.

по делу № А40-119138/11-107-493, принятое судьей М.В. Лариным

по заявлению ОАО «Связьтранснефть» (ОГРН <***>; 117420, <...>) к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 7 (ОГРН <***>; 123308, пр-т Маршала Жукова, д.1) о признании недействительным решения

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1 по дов. № 504 от 08.12.2011, ФИО2 по дов. № 321 от 30.07.2012

от заинтересованного лица – ФИО3 по дов. № 05-05/009164 от 02.07.2012, Ваш Э.Л. по дов. № 58-05-10/014100 от 11.11.2011

УСТАНОВИЛ:

ОАО «Связьтранснефть» (далее – Общество, налогоплательщик) обратилось в суд с требованием к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 7 (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 28.06.2011г. № 17 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления и уплаты недоимки по налогу на прибыль организаций в размере 37 017 489 руб., соответствующих пеней и штрафа.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.05.2012г. признано недействительным вынесенное МИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 7 в отношении ОАО «Связьтранснефть» решение от 28.06.2011г. № 17 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления и уплаты недоимки по налогу на прибыль организаций в размере 2 262 149 руб., соответствующих пеней и штрафа, как несоответствующее Налоговому кодексу РФ. В остальной части в удовлетворении заявленных требований ОАО «Связьтранснефть» отказать.

Не согласившись с принятым решением, ОАО «Связьтраснефть» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 28.05.2012г. по делу № А40-119138/11-107-493 отменить в части отказа заявителю в удовлетворении требований о признании недействительным решения МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 7 от 28.06.2011г. № 17 в части доначисления недоимки по налогу на прибыль в размере 34 755 340, 56 руб. и соответствующих пеней; признать недействительным Решение МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 7 от 28.06.2011г. № 17 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части: п. 2 резолютивной части о начислении пеней в соответствующем размере; п. 3.1. резолютивной части о предложении уплатить недоимку по налогу на прибыль в размере 34 755 340, 56 рублей; п. 3.3. резолютивной части о предложении уплатить пени в соответствующем размере; п. 4 резолютивной части о предложении внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

Налоговый орган представил отзыв на апелляционную жалобу общества, в котором, не соглашаясь с доводами жалобами, просит оставить решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.05.2012г. по делу № А40-119138/11-107-493 в части 1 эпизода (пункт 1.5 Решения Инспекции) оставить без изменения; в удовлетворении требований общества о признании недействительным решения МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 7 о привлечении к налоговой ответственности № 17 от 28.06.2011г. в соответствующей части отказать.

Не согласившись с принятым решением, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.05.2012г. в части начисления и уплаты недоимки по налогу на прибыль организаций в размере 2 262 149 руб., соответствующих пеней и штрафа; отказать ОАО «Связьтранснефть» в удовлетворении заявленных требований в указанной части.

Общество представило отзыв на апелляционную жалобу инспекции, в котором, не соглашаясь с доводами жалобы, просит оставить решение суда без изменения в обжалуемой части, а апелляционную жалобу инспекции – без удовлетворения.

Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.

Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей заявителя и заинтересованных лиц, рассмотрев доводы апелляционных жалобы и отзывов на них, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и обстоятельствами дела, и удовлетворения апелляционных жалоб, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, Инспекция проводила комплексную выездную проверку Общества и всех его обособленных подразделений по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты всех налогов и сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2007г. по 31.12.2009г. После окончания проверки составлен акт выездной налоговой проверки от 25.05.2011г. № 13 (том 2 л.д. 70 – том 3 л.д. 13), рассмотрены возражения (том 2 л.д. 28-69) и материалы проверки (протокол от 20-24.06.2011 – том 12 л.д. 4-12).

По итогам рассмотрения вынесено решение от 28.06.2011г. № 17 о привлечении к ответственности (том 1 л.д. 74 – том 2 л.д. 27), которым налоговый орган: привлек налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) за неуплату налога на прибыль организаций в виде штрафа в размере 4 517 руб., транспортного налога в размере 33 руб., по статье 123 НК РФ за не перечисление НДФЛ налоговым агентом в виде штрафа в размере 390 руб. (пункт 1); начислил пени по состоянию на 28.06.2011г. за неуплату налога на прибыль организаций в размере 90 837 руб., транспортного налога в размере 1 863 руб., НДФЛ в размере 878 руб. (пункт 2); предложил уплатить недоимку по налогу на прибыль организаций в размере 38 008 288 руб., НДС в размере 12 353 руб., транспортному налогу в размере 10 357 руб., уплатить пени и штрафы, указанные в пунктах 1 и 2 решения, удержать и перечислить в бюджет сумму неудержанного НДФЛ в размере 2 519 руб. (пункт 3); внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета (пункт 4).

Решением ФНС России по апелляционной жалобе от 12.09.2011г. № СА-4-9/14788@ (том 1 л.д. 37-69) решение инспекции изменено путем отмены в части начислений по налогу на прибыль организаций по пункту 1.3 решения (завышение расходов на сумму 990 797 руб.) и в части перерасчета пеней и штрафа по налогу на прибыль организаций по некоторым обособленным подразделениям (в виду наличия переплаты), в остальной части оставлено без изменения и утверждено (заявление представлено в суд 21.10.2011г. – том 1 л.д. 2).

Общество оспаривает решение в части пункта 1.1 (списание расходов на изготовление карт, являющихся основными средствами) и пункта 1.5 (завышение амортизационной премии по работам по реконструкции основных средств).

Пункт 1.1 решения (расходы на изготовление карт).

Налоговый орган установил, что Общество неправомерно учло в составе расходов за 2007 год затраты на создание амортизируемого имущества (топографических карт территории) на общую сумму 266 106 872 руб., произведенное ЗАО «ОПТЭН Лимитед» по договору от 11.06.2003г. № ОП.76.2.04-01/230/16-03/03 и дополнительному соглашению от 02.02.2004г. № 2-14, списав их единовременно, а не через амортизационные отчисления, в связи с неправомерным применением к полученным объектам основных средств подпункта 6 пункта 2 статьи 256 НК РФ, что привело, с учетом рассчитанной Инспекцией суммы амортизации за 2007 – 2009 год (включая амортизационную премию 10%) в размере 125 018 641 руб. к следующему:

- за 2007 год - занижение налоговой базы на сумму 226 201 614 руб. (266 106 687 руб. «неправомерно списанные единовременно затраты» - 39 905 073 руб. «амортизация + премия»), завышение убытка за 2007 год на 65 208 297 руб. (заявлен в декларации и перенесен на 2008 год), неуплата налогу в сумме 38 339 397 руб. (с учетом уменьшения убытка и пониженной налоговой ставки в бюджет Пермской области);

- за 2008 год – занижение налоговой базы на сумму 8 989 765 руб. (65 208 297 руб. «перенесенный убыток с 2007 года, снятый в связи с нарушением» - 56 218 531 руб. «амортизация»), неуплата налога в сумме 2 141 769 руб. (с учетом пониженной налоговой ставки в бюджет Пермской области);

- за 2009 год – завышение налоговой базы на 28 895 036 руб. «сумма амортизации», завышение уплаты налога на 5 725 826 руб. (с учетом пониженной налоговой ставки в бюджет Пермской области).

Всего за 2007 – 2008 год налогоплательщик по данному нарушению не уплатил налог на сумму 40 481 166 руб. и завысил уплату налога за 2009 года на сумму 5 725 826 руб., соответственно, по данному эпизоду общая сумма налога к уплате по итогам проверки составила 34 755 340 руб.

Судом по этому нарушению установлено следующее.

Между ЗАО «ОПТЭН Лимитед» (Исполнитель) и ОАО АК «Транснефть» (Генеральный заказчик), ОАО «Сибнефтепровод», ОАО «Магистральные нефтепроводы «Дружба», ОАО «Приволжские магистральные нефтепроводы», ОАО «Транссибирские магистральные нефтепроводы», ОАО «Урало-Сибирские магистральные нефтепроводы им. Д.А. Черняева», ОАО «Верхневолжские магистральные нефтепроводы», ОАО «Магистральные нефтепроводы Центральной Сибири», ОАО «Северные магистральные нефтепроводы», ОАО «Черноморские магистральные нефтепроводы», ОАО «Связь объектов транспорта и добычи нефти» (заявитель по делу), ООО «Балтнефтепровод», ООО «Спецморнефтепорт Приморск», ЗАО «Центр технической диагностики «Диаскан» (Заказчики) заключен договор от 11.06.2003 № ОП.76.2.04-01/230/16-03/03 (том 3 л.д. 27-84).

Предметом договора от 11.06.2003г. № ОП.76.2.04-01/230/16-03/03 (пункт 1.1) является выполнение Исполнителем для Заказчиков комплекса работ по землеустроительным мероприятиям по землям, занимаемым объектами магистральных нефтепроводов, их охранными зонами, экономическому анализу землепользования, внесению ограничения на землепользование охранных зон, постановке на государственный кадастровый учет земельных участков под объектами магистральных нефтепроводов заказчиков для государственной регистрации права на земельные участки. Содержание, технические требования к приемке работ изложены в задании.

Пунктом 4.3 технического задания на выполнение работ предусмотрены геодезические и картографические работы, в том числе: полевое обследование и оценка состояния необходимых для работ пунктов государственной геодезической сети, проектирование и создание опорной межевой сети, выполнение аэрофотосъемки и обработка материала, полевые и камеральные работы по созданию картографических материалов в требуемых масштабах на бумажных и электронных носителях (пункт 4.3.4), результаты этого этапа работ – карты, планы территорий на бумажных и электронных носителях в требуемых масштабах.

С каждым из Заказчиков, в том числе с Обществом, были заключены отдельные дополнительные соглашения от 02.02.2004г. (том 3 л.д. 85-112), конкретизирующие картографические работы, порядок их выполнения, сдача результата работ, а также точную стоимость работ.

Работы по пункту 4.3 договора и дополнительному соглашению от 02.02.2004г. были выполнены в течение 2005 – 2007 годов. Обществу были представлены результаты работ в виде альбомов с картами и планами территорий, принятые по актам приема-сдачи работ (том 5 л.д. 9-98) согласно таблице (том 5 л.д. 8).

Согласно Общим техническим требованиям (приложение № 2 к дополнительному соглашению) созданные по результатам выполненных картографических и геодезических работ цифровые карты/планы территорий представляют собой «карты специального назначения для обеспечения работ в целях постановки соответствующих земельных участков на государственный кадастровый учет» (пункт 7.2). Цифровые карты специального назначения в части оформления создаются в соответствии с «Общими требованиями к цифровым топографическим картам», установленными Федеральной службы геодезии и картографии России (М., 2000) – пункт 7.3.1.

После получения от Исполнителя цифровых карт территорий специального назначения, в виду превышения их стоимости 20 000 руб. и длительного использования более 12 месяцев, без последующей перепродажи, Общество отнесло указанные Карты к объектам основных средств в соответствии с требованиями Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Минфина России № 26н от 30.03.2001г. (далее – ПБУ 6/01) на основании актов о приеме-передаче объектов основных средств по форме ОС-1.

При этом, начисляя для целей бухгалтерского учета на первоначальную стоимость каждого принятого основного средства (карты) износ, Общество для целей налогового учета не начисляло амортизацию, а списало всю стоимость приобретения основных средств в состав расходов на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 256 НК РФ, посчитав, что полученные от Исполнителя по договору «цифровые карты территорий специального назначения» относятся к «иным прочим изданиям».

Налоговый орган, снимая затраты на приобретение Карт из состава прочих расходов, списанных налогоплательщиком единовременно, за 2007 год, с оставлением суммы начисленной амортизации и амортизационной премии (10%), а также уменьшая убыток за 2008 год, перенесенный с 2007 года и образовавшийся только из-за списания в расходы всей стоимости приобретенных Карт, указывает в решении и пояснениях, что:

- спорные объекты «карты» не относятся к «иным прочим изданиям», поскольку не обладают характеристиками «печатных изданий» определенными ГОСТ и иными нормативными актами,

- относится к 5 группе основных средств (срок полезного использования от 7 до 10 лет) по коду ОКОФ (Общероссийского классификатора основных фондов) 19 0001115 «издания картографические», не подпадающей под исключение определенное подпунктом 6 пункта 2 статьи 256 НК РФ и подлежащее амортизации в общеустановленном порядке.

Судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что Общество неправомерно применило подпункт 6 пункта 2 статьи 256 НК РФ, списав единовременно всю стоимость приобретения Карт на расходы, а не последовательно через амортизационные отчисления, в виду следующего.

Статьей 256 НК РФ определено, что амортизируемым имуществом признаются имущество (основные средства), результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности, используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем ежемесячного начисления амортизации в порядке, установленном пунктом 1 статьи 259 НК РФ, с отнесением последней в состав расходов по налогу на прибыль организаций на основании пункта 2 статьи 253 НК РФ.

Под основными средствами на основании пункта 1 статьи 257 НК РФ понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией.

Согласно пунктам 1, 2 и 4 статьи 259 НК РФ (в редакции, действующей в 2007 – 2008 годах) налогоплательщик ежемесячно начисляет по каждому объекту основных средств (амортизируемого имущества), начиная с 1 числа месяца, следующего за вводом объекта в эксплуатацию, сумму амортизации, которая определяется как произведение первоначальной стоимости основного средства на норму амортизации (обратный процент от срока полезного использования, установленного на основании статьи 258 НК РФ при вводе в эксплуатацию основных средств и исчисляемого в месяцах) – линейный метод начисления амортизации.

Начисленная амортизация списывается в состав расходов по налогу на прибыль организаций на основании пункта 2 статьи 253 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 258 НК РФ амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования, под которыми признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями настоящей статьи и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации. Пунктом 3 статьи 258 НК РФ предусмотрено объединение амортизируемого имущества (основных средств) в 10 амортизационных групп со сроками полезного использования от 1 года до 2 лет по первой группе и свыше 30 лет по десятой группе.

Классификация основных средств, включаемых в определенные амортизационные группы для целей налогового учета и определения срока полезного использования, утверждена на основании пункта 4 статьи 258 НК РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002г. № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (далее – Постановление № 1), в котором основные средства, перечисленные в Общероссийском классификаторе основных фондов (ОКОФ), утвержденном Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994г. № 359, включены в соответствующие амортизационные группы (от первой до десятой).

Пунктом 2 статьи 256 НК РФ предусмотрены отдельные объекты амортизируемого имущества (основных средств), которые не подлежат амортизации, и первоначальная стоимость которых списывается в состав прочих расходов единовременно при их создании (приобретении), в том числе подпунктом 6 к данным объектам относятся: «приобретенные издания (книги, брошюры и иные подобные объекты), произведения искусства».

ОКОФ содержит следующие объекты основных фондов, включенные или не включенные в классификацию основных средств, утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1:

1) код 19 0001000 «фонды библиотек, органов научно – технической информации, архивов, музеев и подобных учреждений» - включен согласно Постановлению № 1 в 7 амортизационную группу, за исключением кода 19 0001115 «издания картографические»;

2) код 19 0001115 «издания картографические» - включен согласно Постановлению № 1 в 5 амортизационную группу;

3) код 19 0001010 – общая подгруппа «издания и материалы неопубликованные», в которую входят:

- код 19 0001111 «книги и брошюры»,

- код 19 0001112 «издания периодические»,

- код 19 0001113 «издания продолжающиеся»,

- код 19 0001114 «издания нотные»,

- код 19 0001115 «издания картографические»,

- код 19 0001116 «изоиздания»,

- код 19 0001117 «издания текстовые листовые»,

- код 19 0001118 «виды специальной научно-технической литературы и документации»,

- код 19 0001119 «материалы неопубликованные»,

- код 19 0001121 «рукописи»,

- код 19 0001122 «рукописи и издания уникальные».

Все объекты, входящие в код 19 0001010 «издания и материалы неопубликованные», за исключением кода 19 0001115 «издания картографические», не включены в состав амортизационных групп, указанных в Постановлении № 1.

Поскольку понятие «издания» и иных подобных объектов в НК РФ отсутствует, то в силу пункта 1 статьи 11 НК РФ необходимо использовать понятия, определенные в других отраслях. Понятие и основные виды изданий установлены в Межгосударственном стандарте «Издания. Основные виды. Термины и определения» ГОСТ 7.60-2003, утвержденном Постановлением Госстандарта России от 25.11.2003 № 331-ст (введен в качестве Национального стандарта России с 1 июля 2004 года).

Согласно ГОСТ 7.60-2003 издание – документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения.

По периодичности различаются: непериодическое издание – издание, выходящее однократно и не имеющее продолжения; сериальное издание – издание, выходящее в течение времени, продолжительность которого, как правило, заранее не установлена, нумерованными и/или датированными выпусками (томами), имеющими одинаковое заглавие; периодическое издание – сериальное издание, выходящее через определенные промежутки времени, как правило с постоянным для каждого года числом номеров (выпусков), не повторяющимися по содержанию и однотипно оформленные; продолжающееся издание – сериальное издание, выходящее через неопределенные временные промежутки, по мере накопления материала, неповторяющимся по содержанию, однотипно оформленными.

По знаковой природе информации различаются: текстовое издание – издание, большую часть которого занимает словесный, цифровой, иероглифический, формулярный или смешанный текст; картографическое издание – издание, большую часть объема которого занимает картографическое произведение; карта – картографическое листовое издание, содержащее карту, занимающую всю площадь листа; карта – схема - картографическое листовое издание, содержащее карту с упрощенно-обобщенным изображением элементов содержания; нотное издание - издание, большую часть объема которого занимает нотная запись музыкального произведения; изоиздание - издание, большую часть объема которого занимает изображение.

По материальной конструкции различаются: книжное издание – издание в виде блока скрепленных в корешок листов печатного материала любого формата в обложке или переплете; листовое издание – издание в виде одного или нескольких листов печатного материла любого формата без скрепления.

По объему различаются следующие издания: книга – книжное издание объемом свыше 48 страниц; брошюра – книжное издание объемом свыше 4, но не более 48 страниц; листовка – листовое издание объемом от 1 до 4 страниц.

Исходя из формулировки изложенной в подпункте 6 пункта 2 статьи 256 НК РФ, с учетом терминов и определений изданиям, указанным в ГОСТ 7.60-2003, а также, исходя из экономической сути списания затрат на приобретение специальных объектов основных средств не через общий механизм амортизации, а через специальный механизм, указанный в пункте 2 статьи 256 НК РФ – единовременно, суд считает возможным применить к данной норме следующее толкование.

Законодатель, включив в специальный вид объектов основных средств, затраты на которые подлежат списанию единовременно, издания, произвел расшифровку данного термина, специально указав, что именно понимается под такими «изданиями» - книги, брошюры и иные подобные объекты. Из анализа ГОСТ 7.60-2003 следует, что книга и брошюра является видом книжного издания, то есть издания в виде блока скрепленных в корешок листов печатного материала любого формата в обложке или переплете, соответственно, «подобным изданием» будет являться книжное издание от 4 листов, оформленное в виде книги или брошюры.

Картографические издания, к которым относятся карты и карты – схемы не являются книжными изданиями (не могут быть отнесены к книгам и брошюрам), поскольку в силу определения в ГОСТ 7.60-2003 являются листовыми изданиями, в связи с чем, картографические издания в понятие «издания» указанного в подпункте 6 пункта 2 статьи 256 НК РФ не входят.

Дополнительным основанием для исключения «картографического издания» из состава «иных подобных книгам и брошюрам изданий» является отнесение этого объекта с конкретным кодом ОКОФ 19 0001115 к 5 амортизационной группе, с указанием минимального и максимального срока полезного использования (от 7 до 10 лет), в отличие от которого, остальные «книжные издания» в Постановлении № 1 не упомянуты, то есть к ним законодатель применил исключение, установленное в подпункте 6 пункта 2 статьи 256 НК РФ, с учетом терминов и определений «изданий» данных в ГОСТ 7.60-2003.

Спорный объект, исходя из подробного его описания и определения в пункте 7.2 приложения № 2 к дополнительному соглашению, представляет собой «цифровые карты/планы территорий специального назначения», то есть с точки зрения ГОСТ 7.60-2003 может являться «картографическим изданием», подвидом «карта – схема» и относящимся к листовым, а не книжным изданиям, соответственно, в любом случае приобретенные Обществом карты/планы территорий специального назначения не входят в перечень «изданий», для которых затраты списываются единовременно в связи с применением специальных условий установленных подпунктом 6 пункта 2 статьи 256 НК РФ.

Следовательно, Общество правомерно отнесло приобретенные у ЗАО «ОПТЭН Лимитед» цифровые карты/планы территорий специального назначения к основным средствам по коду ОКОФ 19 0001115 «картографические издания», однако, неправомерно применило специальное правило установленное в подпункте 6 пункта 2 статьи 256 НК РФ о единовременном списании затрат на приобретение «изданий» в состав прочих расходов, поскольку данные карты не являются «изданиями» указанными в этой специальной норме исходя из положений ГОСТ 7.60-2003, соответственно, обязано было списывать затраты через амортизационные отчисления в течение установленных Постановлением № 1 сроков полезного использования, исходя из отнесения к 5 амортизационной группе.

Довод Общества, что налоговый орган неправомерно указал, что приобретенные карты не относятся к картографическим изданиям и одновременно с этим применил норму амортизации, отнеся приобретенные объекты к коду 19 0001115 судом не принимается, поскольку по экономической сущности карты - схемы относятся именно к картографическим изданиям, с отнесением 5 амортизационную группу, соответственно, Инспекция правомерно отнесла карты к этой группе, применив минимальный срок полезного использования 7 лет, рассчитав соответствующим образом норму амортизации.

Довод об отнесении картографических изданий и книжных изданий (книг и брошюр) к одному классу основных средств – «фонды библиотек, органов научно-технической информации, архивов, музеев и подобных учреждений» судом не принимается, поскольку из ОКОФ и ГОСТ 7.60-2003 прямо следует, что издания сами по себе не относятся к фондам библиотек и иных подобных учреждений, учитывая различные коды по классификатору ОКОФ, а также термины и определения перечисленных объектов, данные в ГОСТ.

Также судом не принимается довод Общества, что приобретенные картографические материалы связаны исключительно с оформлением права собственности/аренды земельных участков, с учетом цели их создания и приобретения, отраженные в договоре и дополнительном соглашении. Картографические материалы (специальные карты территорий) могут использоваться не только для единственной цели – получение (регистрация) права собственности на земельный участок, тем более, что такая цель использования не позволит фактически отнести эти карты к объектам основных средств. Карты / планы территорий могут используются для последующего определения места нахождения необходимых объектов (в данном случае узлов связи), а также иных производственных целей.

Вывод об использовании карт не только и не столько для регистрации прав на земельные участки следует из приказа Общества от 24.12.2009г. № 662 (том 3 л.д. 113-114), в котором в качестве основания для принятия картографического материала к учету в состав основных средств указано, что «карты используются и будут далее использоваться в производственной деятельности для определения места нахождения сооружений связи, планирования работ по текущему и капитальному ремонту сооружений связи, устранения аварийных ситуаций».

Учитывая изложенное, суд считает, что Инспекция правомерно не приняла единовременное отнесение Обществом в состав прочих расходов затраты на приобретение карт, подлежащих списанию через амортизационные отчисления, в связи с чем, вывод о занижении налоговой базы и неуплате налога на сумму неправомерно списанных в 2007 – 2008 годах затрат и убытка на их приобретение, с учетом самостоятельного расчета амортизации и амортизационной премии является правильным, как и сумма начисленной недоимки.

Налоговый орган установил, что Общество неправомерно учло в составе расходов за 2009 год сумму амортизационной премии в размере 30% от стоимости работ по капитальному строительству объектов основных средств «Реконструкция подвижной связи нефтепровода «Дружба» в размере 33 666 780 руб., в связи с невозможностью применения к затратам на реконструкцию основных средств, введенных в эксплуатацию в декабре 2008 года, положений пункта 9 статьи 258 НК РФ об увеличенном размере амортизационной премии (с 10% до 30%), введенных в действие с 1 января 2009 года на основании Федерального закона от 26.11.2008г. № 224-ФЗ, что привело (с учетом правомерно рассчитанной амортизационной премии в размере 10% в сумме 16 272 277 руб.) к занижению налоговой базы за 2009 год в размере 17 394 503 руб. и неуплате налога в размере 3 478 900 руб.

Судом по этому нарушению установлено следующее.

Основной деятельностью Общества является организация и поддержка связи для эксплуатации нефтепровода «Дружба» и иных магистральных нефтепроводов. На момент проведения выездной проверки вдоль нефтепровода «Дружба» на участке «Самара – Никольское – Брянск – граница Республики Беларусь» действовали следующие линии связи и системы подвижной радиосвязи:

1) кабельная линия связи на основе медного кабеля, введенная в эксплуатацию в 1965 году согласно инвентарным карточкам по форме ОС-6 (том 5 л.д. 127-135), использовалась для нужд эксплуатации нефтепровода в виде передачи по каналам связи телемеханической информации о его состоянии и команд управления задвижками, передачи речевой информации (телефонной, селекторной и диспетчерской связи) для нужд эксплуатирующей организации.

Кабельная линия связи (КЛС) состоит из проложенного вдоль нефтепровода между обслуживающими его объектами медного коаксиального кабеля, усиление сигнала обеспечивается усилительными пунктами с расстоянием между друг-другом не более 10 км. (обслуживаемые усилительные пункты «ОУП» – пункты, на которых есть обслуживающий персонал и необслуживаемые усилительные пункты «НУП» – пункты расположенные вне узлов связи),

2) система подвижной радиосвязи типа БКГ, использующая каналы связи КЛС, введенная в эксплуатацию в 1985 году, использовалась для предоставления возможности голосовой связи для подвижных служб, обслуживающих нефтепровод как между собой, так и с диспетчером.

Система подвижной радиосвязи типа БКГ (СПР типа БКГ) состоит из установленных вдоль трассы нефтепровода базовых станций радиосвязи, с мачтовыми антеннами радиосвязи, через которые осуществляет связь подвижных абонентов с использованием радиостанций (раций). Базовые станции радиосвязи установлены на НУП и ОУП, используют для передачи сигнала между ними и далее в телефонную сеть каналы связи КЛС.

3) волоконно-оптическая линия связи, введенная в эксплуатацию в 2003 году согласно инвентарным карточкам по форме ОС-6 (том 13 л.д. 66-73), создана и используется для нужд организации улучшенного вида связи (увеличения количества каналов связи с необходимости увеличения их пропускной способности), в том числе создания новых каналов компьютерной связи (передачи данных), с той же общей целью и функцией, что и ранее созданная в 1965 году кабельная линия связи.

Волоконно-оптическая линия связи (ВОЛС) создавалась параллельно «старой» линии связи КЛС, которая продолжала и продолжает до сих пор работать. ВОЛС состоит из проложенного вдоль нефтепровода волоконно-оптического кабеля между «пунктами контроля и управления нефтепровода» (ПКУ), с расстоянием между ними в 20 – 30 км. Новые ПКУ образованы на иных участках, чем ОУП и НУП старой линии связи КЛС и никаким образом с ними не связаны, так как обслуживают новую линию связи ВОЛС.

4) система подвижной радиосвязи типа Мегатранс (СПР типа Мегатранс), использующая каналы связи ВОЛС, введенная в эксплуатацию в 2008 году согласно актам о приеме-передаче объектов основных средств по форме ОС-1 (том 6 – том 11 л.д. 114), создана и используется для тех же целей, что и система подвижной радиосвязи типа БКГ, но имеет улучшенные технические характеристики, в том числе за счет прохождения сигнала через линии связи ВОЛС.

Система подвижной радиосвязи типа Мегатранс использует для передачи сигнала между базовыми станциями линии связи ВОЛС, поэтому базовые станции и антенны – мачты радиосвязи установлены на ПКУ линий связи ВОЛС.

В настоящее время параллельно работают обе линии связи КЛС и ВОЛС, а также параллельно использующие указанные линии связи система подвижной радиосвязи типа БКГ на базе КЛС и система подвижной радиосвязи типа Мегатранс на базе ВОЛС, что подтверждается актами проверки Роскомнадзора от 25.09.2009г. обоих линий связи (КЛС и ВОЛС) и обоих систем радиосвязи (СПР типа БКГ и СПР типа Мегатранс) – том 12 л.д. 40-70, свидетельствами о регистрации радиоэлектронных средств (базовых станций) страной линии связи (том 12 л.д. 71-84) и новой линии связи (том 12 л.д. 85-100).

Налоговый орган на основании анализа Рабочего проекта «Реконструкция подвижной связи нефтепровода «Дружба» 2006 года, составленного ОАО «Гипросвязь» (Самара) – том 12 л.д. 115-150, а также письма – заключения по рабочему проекту ОАО «Гипросвязь» (г. Москва) от 02.06.2011 (том 11 л.д. 123-127), сделал следующие выводы:

- налогоплательщик в 2008 году на основании Рабочего проекта производил не новое строительство объектов основных средств, входящих в систему подвижной радиосвязи типа Мегатранс, а осуществлял реконструкцию и техническое перевооружение ранее имеющейся системы подвижной радиосвязи типа БКГ, с заменой «старого» оборудования на НУП и ОУП линии связи КЛС на «новое»;

- поскольку в отношении уже существующих объектов основных средств («магистральные КЛС» созданные в 1965 году) проводилась именно реконструкция (техническое перевооружение), а не новое строительство, то на основании пункта 3 статьи 272 НК РФ расходы на амортизационную премию по капитальным вложениям на основании пункта 1.1 статьи 259 НК РФ (до 01.01.2009г.) и на основании пункта 9 статьи 258 НК РФ (с 01.01.2009г.) подлежат признанию в период, на который приходится «дата изменения первоначальной стоимости основных средств», то есть, на период принятия работ и учета измененной первоначальной стоимости (дата акта приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта по форме КС-14 и дата акта приема-передачи реконструированных и отремонтированных основных средств по форме ОС-3);

- так как акт по форме КС-14 (том 12 л.д. 31-34) и акты по форме ОС-1 датированы декабрем 2008 года, то период признания расходов на амортизационную премию является 2008 год и к нему применяются действующие в этом периоде правила об амортизационной премии и ее процентная ставки (10%), установленные пунктом 1.1 статьи 259 НК РФ.

Спорные объекты основных средств относятся к системе подвижной радиосвязи типа Мегатранс, построенной генеральным подрядчиком ООО «РусВента» по договору от 04.03.2008г. № 16-45-101/363 (том 4 л.д. 42-89), с окончанием строительства в декабре 2008 года и вводом системы в эксплуатацию на основании акта по форме КС-14 (том 12 л.д. 31-34) и актов по форме ОС-1 (том 6 – том 11).

Поскольку Общество посчитало, что созданы новые объекты основных средств в виде системы подвижной радиосвязи типа Мегатранс, не связанные ни с существующей системой БКГ, ни с линией связи ВОЛС, то налогоплательщик на основании пункта 3 статьи 272 НК РФ и пункта 8 статьи 258 НК РФ (в редакции Федерального закона от 26.11.2008г. № 224-ФЗ) отнес на расходы по налогу на прибыль организаций часть затрат на указанные капитальные вложения в виде амортизационной премии в размере 30%, списав ее на расходы в периоде начала амортизации этих объектов (январь 2009 года), что подтверждается ведомостью начисления амортизации (том 5 л.д. 99-104) и ведомостью начисления амортизационной премии (том 5 л.д. 105-110).

Суд, рассмотрев доводы стороны, а также исследовав и оценив представленные документы в отношении каждого вида основных средств (линии связи КЛС и ВОЛС, системы подвижной радиосвязи типа БКГ и Мегатранс), установил следующее.

Согласно пунктам 1, 2 и 4 статьи 259 НК РФ налогоплательщик ежемесячно начисляет по каждому объекту основных средств (амортизируемого имущества) начиная с 1 числа месяца, следующего за вводом объекта в эксплуатацию, сумму амортизации, которая определяется как произведение первоначальной стоимости основного средства на норму амортизации.

Первоначальная стоимость основного средства в силу пункта 1 статьи 257 НК РФ определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС.

Пунктом 1.1 статьи 259 НК РФ, действующим до 01.01.2009г., установлен особый порядок учета расходов на капитальные вложения в объекты основных средств, согласно которому налогоплательщик имел право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно) и (или) расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств.

Начиная с 01.01.2009г. пункт 1.1 статьи 259 НК РФ предусматривающий возможность единовременного учета в состав расходов 10 процентов от стоимости капитальных вложений при создании (реконструкции) основных средств (в расчете от первоначальной стоимости или изменения первоначальной стоимости в сторону увеличения) был отменен и аналогичная норма перенесена в пункт 9 статьи 258 НК РФ (Федеральный закон от 26.11.2008г. № 224-ФЗ), но с изменением размера амортизационной премии для определенных амортизационных групп (для групп с 3 по 7 размер премии составил от 10 до 30 процентов).

Расходы на амортизационную премию в размере 10% или 30% признаются в силу пункта 3 статьи 272 НК РФ в составе косвенных расходов того отчетного (налогового) периода, на который приходится дата начисления амортизации – для вновь созданных объектов основных средств (1 день месяца, следующего за месяцем ввода основного средства в эксплуатацию) либо дата изменения первоначальной стоимости уже существующих основных средств – для основных средств, в отношении которых производились капитальные работы по реконструкции, модернизации, техническому перевооружению.

Следовательно, для определения редакции нормы (до или после 01.01.2009г.), устанавливающей процент от суммы затрат по капитальным вложениям относимым на расходы в виде амортизационной премии (10% по пункту 1.1. статьи 259 НК РФ или 30% по пункту 9 статьи 258 НК РФ) в отношении работ по созданию основных средств или их реконструкции (техническому перевооружению), окончание которых приходится на переходный период – декабрь 2008 года, необходимо учитывать следующее:

- период признания расходов в виде амортизационной премии в силу пункта 3 статьи 272 НК РФ зависит от характера капитальных вложений – создание нового объекта основных средств или реконструкция старого (уже существовавшего), поскольку в отношении нового объекта такие расходы признаются в период начала начисления амортизации, то есть на следующий месяц после ввода объекта в эксплуатацию, а в отношении реконструированного старого объекта – непосредственно в периоде окончания работ по реконструкции и изменения первоначальной стоимости;

- следовательно, если работы по капитальным вложениям по созданию нового объекта основных средств завершены и их результат принят и введен в эксплуатацию в декабре 2008 года, то амортизационная премия будет начислена в период начала амортизации, то есть в январе 2009 год, соответственно, к ней применяются нормы вступившей в силу с 01.01.2009 измененной редакции пункта 9 статьи 258 НК РФ (то есть размер премии рассчитывается исходя из 30%),

- если работы по капитальным вложениям по реконструкции (модернизации или техническому перевооружению) существующих объектов основных средств завершены и их результат принят в декабре 2008 года, с изменением первоначальной стоимости реконструированных основных средств также в декабре 2008 года, то амортизационная премия будет начислена в период изменения первоначальной стоимости, то есть в декабре 2008 год, соответственно, к ней применяются нормы действующей в тот период пункта 1.1 статьи 259 НК РФ (то есть размер премии рассчитывается исходя из 10%).

В силу пункта 2 статьи 257 НК РФ первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.

К реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.

К техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.

Следовательно, реконструкция, модернизация и техническое перевооружение производится только в отношении существующих объектов основных средств и именно при реконструкции (техническом перевооружении, модернизации) существующих основных средств изменяется их первоначальная стоимость.

Судом установлено, что Общество фактически осуществляло в течение 2008 года строительство новой системы подвижной радиосвязи типа Мегатранс путем постройки новых базовых станций радиосвязи и мачтовых антенн (каждое является самостоятельным объектом основных средств), с использованием пунктов контроля и управления нефтепровода (ПКУ), расположенных вдоль линии связи ВОЛС, введенной в эксплуатацию в 2003 году, для расположения в них соответствующего оборудования, в том числе, относящегося к передаче радиосигнала от одной базовой станции к другой через линии связи ВОЛС.

Указанная система подвижной радиосвязи типа Мегатранс является абсолютно новым объектом, создана параллельно действующей с 1985 года системе подвижной радиосвязи типа БКГ, использующей линии связи КЛС (введены в эксплуатацию в 1965 году) для передачи сигнала между базовыми станциями, что подтверждается установлением оборудования для этой системы не в усилительных пунктах старой линии КЛС (НУП или ОУП), а в пунктах контроля и управления нефтепровода (ПКУ), которые используются только новой линией связи ВОЛС с 2003 года.

Согласно представленным схемам (том 13 л.д. 60-65), фотографиям (том 12 л.д. 101) и перечню объектов старой и новой системы радиосвязи (том 12 л.д. 102-113) базовые станции новой СПР типа Мегатранс расположены совершенно в других местах, нежели базовые станции СПР типа БКГ, сигнал между базовыми станциями этих систем проходит через различные линии связи: СПР типа БКГ через КЛС, а СПР типа Мегатранс через ВОЛС.

При этом, обе линии связи КЛС и ВОЛС, равно как и обе системы подвижной радиосвязи типа БКГ и типа Мегатранс работают параллельно, что подтверждается проведенной проверкой Роскомнадзора от 25.09.2009г. обеих линий связи (КЛС и ВОЛС) и обеих систем радиосвязи (СПР типа БКГ и СПР типа Мегатранс) – том 12 л.д. 40-70, свидетельствами о регистрации радиоэлектронных средств (базовых станций) старой линии связи (том 12 л.д. 71-84) и новой линии связи (том 12 л.д. 85-100).

Ссылка Инспекции на Рабочий проект, равно как и на заключение ОАО «Гипросвязь» (г. Москва) от 02.06.2011г. (том 11 л.д. 123-127) судом не принимается, поскольку рабочим проектом прямо предусмотрено новое строительство вдоль нефтепровода новой системы подвижной радиосвязи. Заключение ОАО «Гипросвязь» (г. Москва), на которое ссылается налоговый орган сделано организацией, не готовившей рабочий проект (готовила компания ОАО «Гипросвязь» (Самара), более того, из самого заключения не ясно, какие объекты прошли реконструкцию, а какие являются новым строительством.

Довод, изложенный в письменных пояснениях, что создание системы подвижной радиосвязи типа Мегатранс является техническим перевооружением (реконструкцией) уже существующей линии связи ВОЛС, введенной в эксплуатацию в 2003 году судом также не принимается в виду следующего.

Линии кабельной связи КЛС и ВОЛС, а также системы подвижной связи типа БКГ и Мегатранс являются совершенно различными объектами, имеющими различные цели и задания, а также функции, место расположения и технические особенности.

Линии связи обеспечивают связь между объектами вдоль нефтепровода посредством кабеля – медного (КЛС) или волоконно-оптического (ВОЛС), в свою очередь подвижная связь обеспечивает именно радиосвязь между субъектами (работниками, обслуживающие нефтепровод) путем передачи сигнала через систему базовых станций и антенн, с передатчиками, посредством раций. Действительно система радиосвязи использует сами линии связи КЛС и ВОЛС, но только для передачи по ним сигнала из одной базовой станции на другую и последующей передачи через антенну на рацию получателю сигнала.

Следовательно, системы радиосвязи являются автономными, не связаны с линиями связи и в любом случае являются самостоятельными объектами основных средств.

Учитывая изложенное, судом установлено, что Общество в декабре 2008 года ввело в эксплуатацию и приняло в состав основных средств новые объекты, относящиеся к системе подвижной радиосвязи нефтепровода «Дружба» типа Мегатранс, период, когда налогоплательщик вправе отнести на расходы часть затрат на капитальные вложения в виде амортизационной премии в силу пункта 1 статьи 257 и пункта 3 статьи 272 НК РФ является месяц, в котором начинается начисляться амортизация, то есть январь 2009 года, в связи с чем, налогоплательщик правомерно применил к расчету амортизационной премии положения пункта 9 статьи 258 НК РФ о 30% амортизационной премии, введенные в действие с 01.01.2009г., основания для уменьшения данной премии до 10% у Инспекции не имелось.

Таким образом, судом установлено, что оспариваемое решение от 28.06.2011г. № 17 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения:

- в части начисления и уплаты недоимки по налогу на прибыль организаций в размере 2 262 149 руб., соответствующих пеней и штрафа по пункту 1.5 (амортизационная премия) является незаконным и противоречащим статьям 257, 258, 272 НК РФ,

- в части начисления недоимки по налогу на прибыль организаций в размере 34 755 340 руб., соответствующих пеней и штрафов по пункту 1.1 (расходы на изготовление карт) является законным и соответствующим статье 256, 259 НК РФ.

Уплаченная Обществом при обращении в арбитражный суд государственная пошлина в размере 2 000 руб. подлежит взысканию с Инспекции на основании части 1 статьи 110 АПК РФ в качестве возмещения понесенных ей судебных расходов, в виду отсутствия освобождение государственных органов, проигравших спор, от возмещения судебных расходов, отношения по распределению которых возникают между сторонами судебного разбирательства после уплаты заявителем государственной пошлины на основании статьи 110 АПК РФ и не регулируются главой 25.3 НК РФ (пункт 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.05.2010г. № 139).

Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, правильно оценены доводы заявителя и заинтересованного лица и вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем, апелляционные жалоба налогового органа и общества не подлежат удовлетворению.

Доводы апелляционных жалоб не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.

Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266-269, 271, 272 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.05.2012г. по делу № А40-119138/11-107-493 оставить без изменения, а апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья: С.Н. Крекотнев

Судьи: Н.О. Окулова

В.Я. Голобородько

Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.