??
???
Д Е В Я Т Ы Й А Р Б И Т РА Ж Н Ы Й А П Е Л Л Я Ц И О Н Н Ы Й
С У Д
127994, Москва, ГСП -4, проезд Соломенной Сторожки, 12
адрес электронной почты: info@mail.9aas.ru
адрес веб-сайта: http://9aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Москва Дело № А40-16123/12-32-148
16 августа 2012 года
резолютивная часть постановления объявлена 13.08.2012
постановление в полном объеме изготовлено 16.08.2012
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катунова В.И.,
судей: Банина И.Н., Юрковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Никифоровой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.06.2012 по делу №А40-16123/12-32-148 судьи Куклиной Л.А.
по иску общества с ограниченной ответственностью «МПЗ «КампоМос» (ОГРН <***>, <...>) к Департаменту Росприроднадзора по Центральному федеральному округу (ОГРН <***>, <...>) о признании взыскании 645 099,88 руб.,
при участии в судебном заседании:
от истца: ФИО1 по доверенности от 01.01.2012;
от ответчика: не явился, извещен
У С Т А Н О В И Л:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 19.06.2012 удовлетворен иск общества с ограниченной ответственностью «МПЗ «КампоМос» о взыскании с Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу 645 099 руб. 88 коп. ошибочно уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду и 15 902 руб. 00 коп. расходов по госпошлине.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что у истца отсутствовали правовые основания для внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебное решение, в связи с наличием оснований к отмене, предусмотренных ст. 270 АПК РФ.
В апелляционной жалобе приводит доводы о том, что истец как собственник отходов является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Истец представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против доводов жалобы, просит оставить ее без удовлетворения.
Рассмотрев дело в отсутствие ответчика в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ, выслушав объяснения представителя истца, просившего оставить решение без изменения, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного решения, принятого в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Как видно из материалов дела, в период с 2008 года по 2011 год истцом вносил в бюджет плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Всего за указанный период было внесено 645 099 руб. 88 коп., что подтверждается представленными в дело платежными поручениями.
Полагая, что внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду было неправомерным, вследствие отсутствия у нее такой обязанности, общество обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании с ответчика 645 099 руб. 88 коп.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Из представленных доказательств следует, что деятельностью истца является: производство мяса и пищевых субпродуктов крупного рогатого скота, свиней, овец, коз, животных семейства лошадиных, оптовая и розничная торговля товарами народного потребления, продовольственными товарами, продукцией производственно-технического назначения, в том числе своего производства, дилерская и дистрибьюторская деятельность, создание сети своих фирменных магазинов, торго-закупочная деятельность и торго-посредничская деятельность, организация и проведение выставок, выставок - продаж, конкурсов, оказание услуг складского хранения и комплекса сопутствующих этому направлению услуг, проектирование и строительство объектов производственного, жилищного и социально-бытового назначения, в том числе и для собственных нужд, выполнение транспортных и экспедиторских услуг, в том числе пассажирских и грузовых перевозок всеми видами транспорта, организация и осуществление туристического, экскурсионного и гостиничного обслуживания, издательская, полиграфическая и рекламная деятельность, информационно-справочное обслуживание, оказание консультационных услуг, внешнеэкономическая деятельность, сдача имущества в аренду, осуществление любых иных видов деятельности, не запрещенных законом и не противоречащих законодательству Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со ст. 16 названного закона негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 №632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, предусмотренные Законом об охране окружающей среды.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления, Закон) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Закон определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона об отходах производства и потребления устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Государственный реестр объектов размещения отходов ведется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Ответчиком не представлено доказательств, что общество занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Фактически ответчика признает, что действия общества с отходами ограничиваются их накоплением.
Ссылка ответчика на договоры, которыми на истца возложена обязанность по внесению экологических платежей отклоняется, поскольку плата за негативное воздействие на окружающую среду является обязательным публичным платежом - фискальным сбором. Соответственно, обязанность по внесению данного платежа возникает в силу закона и не зависит от волеизъявления сторон договора.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для внесения истцом платы за негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем у ответчика возникло обязательство по возврату денежных средств в размере 645 099 руб. 88 коп.
Таким образом, судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, но они не свидетельствуют о наличии оснований для отмены судебного решения.
Суд апелляционной инстанции считает, что судебное решение принято в соответствии с действующим законодательством, с учетом всех обстоятельств дела, поэтому оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.06.2012 по делу № А40-16123/12-32-148 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу – без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий: В.И. Катунов
Судьи: И.Н. Банин
Н.В. Юркова