ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 09АП-21855/2012 от 27.08.2012 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: info@mail.9aac.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 09АП-21855/2012

г. Москва Дело № А40-51657/12-147-485

03 сентября 2012 года

Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме 03 сентября 2012 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Москвиной Л.А.,

судей:

Захарова С.Л., Свиридова В.А.,

при ведении протокола

секретарем судебного заседания Кобяковой И.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале №13 апелляционную жалобу ИФНС России №8 по г.Москве

на решение Арбитражного суда г.Москвы от 23.05.2012 по делу №А40-51657/12-147-485, судьи Дейна Н.В.,

по заявлению ГУП г.Москвы "Московский метрополитен" (ОГРН 1027700096280, 129110, г.Москва, пр-т Мира, дом 41, стр. 2)

к ИФНС России № 8 по г.Москве

о признании незаконным и отмене постановления

при участии:

от заявителя:

Митракова М.В. по дов. от 17.01.2012;

от ответчика:

Зимовский Р.Ю. по дов. от 28.12.2011;

У С Т А Н О В И Л:

Государственное унитарное предприятие города Москвы «Московский метрополитен» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы №8 по городу Москве (далее – ответчик) от 30.03.2011 г. № 44 о назначении административного наказания по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.

Решением от 23.05.2012г. арбитражный суд удовлетворил заявленные требования, мотивировав свое решение отсутствием события вменяемого обществу административного правонарушения.

Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик ссылается на правомерность привлечения общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ. Ссылается, что судом первой инстанции был нарушен порядок проведения судебного заседания (дело рассмотрено без выступления сторон, стадии судебных прений и оценки представленных в материалы дела доказательств). Считает, что объяснения продавца Андреевой Е.В. не отвечают признакам относимости и допустимости доказательств. Указывает, что контрольная закупка должностным лицом налогового органа не проводилась.

В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании представитель истца поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы – отказать.

Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ.

Изучив все представленные в деле доказательства, выслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, на основании поручения от 02.02.2012 г. должностными лицами должностным лицом Инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по городу Москве проведена проверка применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов в магазине № 1, принадлежащем Государственному унитарному предприятию города Москвы «Московский метрополитен», по адресу город Москва, Тургеневская пл., подземный пешеходный переход.

В ходе проверки при покупке пирога с картошкой на общую сумму 20.000 руб. продавец Андреева Е.В. приняла денежную наличность, при этом чек через ККТ «АМС-100К» зав. № 00082918 не отпечатала и не выдала вместе с товаром, что является нарушением п.1 ст. 2, ст. 5 Федерального закона от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

Результаты проверки зафиксированы в акте от 02.02.2012 г. № 0386378.

20.03.2012 г. по данному факту уполномоченным должностным лицом Инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по городу Москве в присутствии представителя заявителя Аптыбаева Р.Х., действовавшего на основании доверенности от 19.03.2012 г., был составлен протокол № 0001667 об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.

30.03.2012 г. уполномоченным должностным лицом Инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по городу Москве вынесено оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении №44, в соответствии с которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.14.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде наложения штрафа в размере 30.000 руб.

Оспариваемое постановление вынесено присутствии представителя общества по доверенности Аптыбаева Р.Х. при наличии сведений о надлежащем извещении общества о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

Полагая, что названное постановление является незаконным, нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в Арбитражный суд города Москвы с настоящим заявлением.

В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.

Судом первой инстанции обоснованно установлено, что протокол об административном правонарушении составлен и дело об административном правонарушении рассмотрено уполномоченным органом при надлежащем извещении заявителя и его законного представителя о времени и месте совершения указанных процессуальных действий, с соблюдением срока, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.

Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно разъяснениям, данным в пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», административным органом не допущено.

Вместе с тем, удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из отсутствия события вменяемого по делу административного правонарушения.

Часть 2 статьи 14.5 КоАП РФ устанавливает ответственность за неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники (далее – ККТ), которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Административная ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин предусмотрена ст. 14.5 КоАП РФ.

Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Федерального закона от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе».

Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники.

Однако указанные нормативные правовые акты не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.

В данном случае сотрудником инспекции лично произведена проверочная закупка – сотрудником инспекции приобретен пирог с картошкой на общую сумму 20.000 руб. (акт проверки от 02.02.2012 г. № 0386378).

Между тем проверочная закупка в силу Федерального закона от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом.

Согласно ст. 13 названного Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.

Таким образом, в нарушение ст. 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» проверочная закупка, которая относится к оперативно-розыскным мероприятиям, произведена должностными лицами инспекции, не наделенными правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.

Согласно положениям статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными документами, вещественными доказательствами.

В силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

При таких обстоятельствах документы, составленные в ходе проведения должностными лицами инспекции проверочной закупки при осуществлении контроля за применением обществом контрольно-кассовой техники, не могут расцениваться как доказательства, полученные в соответствии с требованиями действующего законодательства и подтверждающие событие вменяемого предпринимателю административного правонарушения.

Аналогичная правовая позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.09.2008 г. № 3125/08.

Ссылки апелляционной жалобы на то, что судом первой инстанции был нарушен порядок проведения судебного заседания (дело рассмотрено без выступления сторон, стадии судебных прений и оценки представленных в материалы дела доказательств), не принимаются во внимание, поскольку имеющий в материалах дела протокол составлен в полном соответствии с требованиями ст. 155 АПК РФ. Замечаний на протокол судебного заседания ответчиком в установленном законом порядке и сроки не подавалось.

Довод апелляционной жалобы о том, что сотрудником инспекции не проводилась проверочная закупка, судом апелляционной инстанции отклоняется, как противоречащий представленным в материалы дела доказательствам. Из акта проверки не следует, что покупку товара, указанного в акте, произвело стороннее лицо. Вывод о наличии правонарушения сделан по результатам оплаты предоставляемых обществом услуг.

Ссылки на недопустимость объяснений продавца Андреевой Е.В. не принимаются во внимание апелляционным судом, поскольку в рассматриваемом случае судом не установлено событие вменяемого обществу административного правонарушения.

В соответствии с ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается, поскольку приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда и не могут повлечь его безусловную отмену.

Руководствуясь ч.4? ст.206, ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда г.Москвы от 23.05.2012 по делу №А40-51657/12-147-485 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья: Л.А. Москвина

Судьи: С.Л. Захаров

В.А. Свиридов

Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.